Памятка для составления психолого-педагогической характеристики воспитанника(цы) (для учителя-дефектолога)

4
6
Материал опубликован 1 April 2019 в группе

Памятка для составления характеристики на ребенка на ПКПП

(для учителя-дефектолога)

Психолого-педагогическая характеристика

воспитанника(цы )

ФИО ребенка, родился(ась) , проживает по адресу

ФИО матери, место работы

ФИО отца, место работы

Были длительные перерывы в посещении детского сада по …….Адаптации ребенка в группе: хорошая; плохая, удовлетворительная.

Семья биологическая, приёмная, опекунская, полная, неполная, многодетная, количество детей . Воспитанием ребенка занимается мама, папа, бабушка, другие_(____________). Достаточное , недостаточное внимание уделяется воспитанию и обучению ребенка.

Речевое развитие

ВВОДНАЯ БЕСЕДА

1) Ребенок сразу вступает в контакт. Интересуется беседой. Активен в диалоге, строит общения с учётом ситуации, умет слушать и понимать речь,

2) Ребенок не сразу, а избирательно вступает в контакт. Присматривается к собеседнику. немногословен в ответах.

3) Ребёнок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами.

4) Ребенок отвечает только на вопросы, самостоятельность в беседе не проявляет.

ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Зубы – норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда,

Прикус –. нормальный, открытый передний (коренные зубы смыкаются, а передние нет), боковой (передние зубы смыкаются, а боковые нет): двусторонний, односторонний

Язык – обычный, длинный, короткий, узкий, широкий, укороченная подъязычная связка.

СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.

1) Артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме;

2) Артикуляционная моторика несколько нарушена, движения выполняются не в полном объеме и не всегда точно; переключаемость снижена.

3) Мышечный тонус мимической мускулатуры несколько понижен, движения выполняются не в полном объеме, в несколько замедленном темпе

4) Мышечный тонус мимической мускулатуры несколько повышен, движения выполняются не в полном объеме, в несколько увеличенном темпе.

ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ

1) Разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствует норме;

2) Разборчивость речи снижена, возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса;

3) Речь невнятная, смазанная, возможны нарушения темпа, ритма, дыхания, голоса;

4) Разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих.

5) Речь понятна только близким.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1) Звукопроизношение соответствует норме (в пределах возрастной нормы)

2) Фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи.

3) Нарушено произношение звуков (________________________________________)

4) Нарушена дифференциация звуков (______________________________________)

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1) Фонематический слух соответствует норме (сохранный).

2) Ребёнок допускает небольшие неточности при дифференцировании звуков родного языка.

3) Фонематический слух развит недостаточно.

4) Не всегда различает и правильно употребляет сходные звуки, слоги, слова.

5) Трудности повторения серии слогов, слов с фонетически близкими звуками.

6) Фонематический слух неразвит. Путает сходные звуки, слоги, слова.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ.

1) Языковый анализ и синтез соответствуют норме.

2) Ребёнок допускает небольшие неточности при выделении начального или конечного звуков в словах.

3) Языковый анализ и синтез сформированы недостаточно.

4) Языковый анализ и синтез не сформированы. Ребёнок не выделяет начальный и конечный звуки в словах.

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ

1) Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры не нарушено.

2) Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры нарушено незначительно. Ребёнок допускает небольшое количество ошибок при произнесении предложений, содержащих слова сложной слоговой структуры и при изолированном произнесении многосложных слов.

3) Ребенок не грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов многосложных слов.

4) Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры грубо нарушено. Ребёнок допускает более 3 - х ошибок.

5) Нарушено произношение слов:

а) трехсложные слова из открытых слогов (собака, кабина. Наташа купила бананы)

б) двухсложные слова с открытым слогом (петух, носок. Танин мячик)

в) двухсложные слова со стечением в середине слова (юбка, ватка. Киска, киска, где твоя миска?)

г) двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, кактус. Наш Полкан попал в капкан.)

д) трехсложные слова с закрытым слогом (Бегемот, магазин. Воду возит паравоз.)

е) трехсложные слова со стечением согласных ( Конфеты, капуста)

ж) трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник)

з) трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка)

и) односложные слова со стечениями согласных в конце слова (лифт, зонт)

к) двуслжные слова с двумя стечениями согласных (кнопка,

л) четырехсложные слова из открытых слогов ( черепаха, пианино)

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (понимание обращенной речи)

1) Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме.

2) Пассивный словарь ребенка несколько ниже возрастной нормы.

3) Пассивный словарь ребенка не соответствует возрастной норме.

4) Не воспринимает речь окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже - на интонации, запрещения, поощрения

5) Понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром, знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (активное устное высказывание)

1) Словарный запас сформирован, соответствует возрастной норме (достаточный).

2) Словарный запас в пределах обихода, (ребёнок допускает небольшое количество ошибок при подборе обобщающих слов, при выделении лишних предметов, при объяснении значения и назначения предмета)

3) Словарный запас значительно ограничен, не соответствует биологическому возрасту ребёнка, беден, (ребёнок допускает шибки при классификации понятий, при выделении лишних предметов и не может сформулировать выводы).

4) Словарный запас недостаточен, (ребёнок допускает ошибки при подборе обобщающих слов, при выделении лишних предметов, при объяснении значения и назначения предмета)

5) Уровень развития экспрессивного словаря не соответствует возрасту, (ребенок не называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов или допускает множественные ошибки при выполнении этого задания)

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1) Грамматический строй речи соответствует норме (сформирован).

2) Грамматический строй речи сформирован недостаточно, (ребёнок допускает небольшое количество ошибок)

3) Действует методом проб и ошибок. Допускает аграмматичные предложения, пользуется словами с правильным и неправильным оформлением их окончаний, (ребенок допускает отдельные ошибки)

4) Грамматический строй речи не сформирован, (допускает много ошибок при подборе названий детёнышей животных, при преобразовании имён прилагательных от имён существительных, при образовании имён существительных с уменьшительно - ласкательным значением, при понимании предлогов и рода, числа, падежа)

5) Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме, (ребенок самостоятельно не выполняет задание, с помощью педагога допускает множественные ошибки при употреблении имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа и т.д.)

6) Уровень развития грамматического строя речи не сформирован. Ребенок не владеет навыками словообразования словоизменения.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ ПЕРЕСКАЗ

1) Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок пересказывает небольшой текст с опорой на картинки. Последовательно и точно воспроизводит текст, правильно строит предложения.

2) Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.

3) Уровень развития связной речи несколько ниже возрастной нормы. При пересказе незначительное отклонение от текста. Отсутствуют грамматические ошибки.

4) Прослушанный текст понимает, запоминает, пересказывает неточно, не полно, нарушает смысловые части рассказа. Отвечает на вопросы односложно. Принимает помощь взрослого, вносит поправки в рассказ.

5) Пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания

6) Пересказ составлен по вопросам; связность изложения значительно нарушена; отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность изложения; отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы);

7) Задание не выполнено (пересказ даже по вопросам недоступен)

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

1) Правильно, точно передаёт основную мысль рассказа составленного по серии картинок и сюжетной картине. Рассказы лексически и грамматически правильные.

2)Необходима небольшая помощь по ходу составления по серии картинок рассказа.

3) Рассказ по серии картинок состоит из перечислений и одно-, двухсловных предложений. Рассказ по сюжетной картине не развёрнутый, состоит из перечислений.

4) Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ: имеет последовательность, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно;

5) Картинки разложены с помощью, рассказ составлен самостоятельно с аграмматизмами; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость;

6) Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, искажение смысла связности рассказа;

7) Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов, действий.

8) Рассказ недоступен.

ФИО ребенка________________________________

вводная беседа 1 2 3

особенности артикуляционного аппарата 1 2 3

состояние артикуляционной моторики. 1 2 3

общее звучание речи 1 2 3 4 5

звукопроизношение 1 2

3.нар. произн. звуков (________________________)

4.нар. диффер. звуков (_________________________)

фонематическое восприятие 1 2 3 4

звуковой анализ и синтез. 1 2 3

слоговая структура слов 1 2 3 4 5

5.нарушено произношение слов

а) (собака, кабина. наташа купила бананы)

б) (петух, носок. танин мячик)

в) (юбка, ватка. киска, киска, где твоя миска?)

г) (компот, кактус. наш полкан попал в капкан.)

д) (бегемот, магазин. воду возит паравоз.)

е) ( конфеты, капуста)

ж) (ягненок, половник)

з) (таблетка, матрешка)

и) (лифт, зонт)

к) (кнопка,

л) ( черепаха, пианино)

импрессивная речь 1 2 3 4 5

экспрессивная речь 1 2 3 4 5

грамматический строй речи 1 2 3 4 5 6 7

связная речь

пересказ 1 2 3 4 5 6

сост. рассказа по серии сюж. картин 1 2 3 4 5 6 7 8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

ПКПП - это пункт коррекционно-педагогической помощи (В Беларуси не логопедический кабинет в учреждении образования, а пункт коррекционно-педагогической помощи).

1 April 2019

Я бы никогда не догадалась

1 April 2019

Не встречала такой формулировки. Спасибо за опыт

1 April 2019

Очень подробная характеристика, спасибо. Пригодится в работе.

1 April 2019