Памятка для родителей «Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет дома»
МАДОУ детский сад «Солнышко»
Серия «Логопед в помощь»
Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет дома
(информация для родителей)
учитель-логопед
Чуина Т.А.
2023 год
Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарными понятиями.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Речевые игры не требуют много времени и особой подготовки. Играть в слова можно пока вы одеваете ребенка, во время прогулки, когда идёте в детский сад, сидите в очереди на прием к педиатру, готовите обед или ложитесь спать. Переоценить значимость речевых игр для развития ребёнка невозможно. Они развивают не только речь, но и мышление, фантазию, быстроту реакции, память и другие психические процессы. Примеры речевых игр и упражнений,
которые могут использовать родители в домашних условиях.
Игра "Что мы видим во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте всё увиденное в деталях.
Например: "Я вижу дом. Возле дома
стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".
Если ребенку трудно описать предмет,
помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?». Игра способствует развитию связной
речи, наблюдательности, пополнению
словарного запаса.
Игра « Что мы видели вчера?»
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем
разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию
памяти, внимания, наблюдатеьности,
пополнению словарного запаса.
Что мы будем делать завтра?
Упражнение "Давай поговорим"
Является обычной беседой на бытовые
темы.
Инструкция. Я задаю вопросы, а ты
отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу.
Ты сегодня завтракал?
А что ты ел?
Какая сегодня погода?
Тебе нравится заниматься со мной?
В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано
как инициативное или пассивное, а
речевые ответы, как развернутые или
краткие, самостоятельные или с опорой
на значение слова в вопросе.
Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, не связанные с общей темой.
Упражнение " Выучи стихотворение"
Разучивание стихов является средством
закрепления правильного звукопроизношения, расширения
словарного запаса, развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения
нужно учитывать речевые возможности
ребенка. Сначала нужно проговаривать
каждую строчку стихотворения. Можно
разучивать стихотворение с опорой на
наглядные картинки, тем самым
развивать и зрительную память.
Игра «Угощаю»
Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладонь. Вы соответственно «угощаете» ребёнка. Можно играть в «кислые», «солёные» слова.