12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алёна Андреевна Чуданова2064
Россия, Тюменская обл., Ялуторовск
Материал размещён в группе «Дошкольники»
4

Памятка для родителей «Развитие осязательной (тактильной), обонятельной и вкусовой памяти детей старшего дошкольного возраста».


Памятка для родителей «Развитие осязательной (тактильной), обонятельной и вкусовой памяти детей старшего дошкольного возраста»

Люди получают информацию с помощью различных органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Соответственно этому выделяют следующие виды памяти:

  зрительная;

  слуховая;

  обонятельная;

  осязательная (тактильная);

  вкусовая.

В данной памятке рассмотрены три подвида памяти: осязательная, обонятельная, вкусовая.

Осязательная (тактильная) память:

2023-02-14_15-44-59.jpg

Обонятельная память:

2023-02-14_15-45-11.jpg

Вкусовая память:

2023-02-14_15-47-39.jpg

 Важно помнить, что у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольная память (ребенок запоминает неосознанно, то, что ему понравится, привлечет его внимание). Произвольная же память начинает появляться в средней группе и требует помощи взрослых.

Развивая память дошкольника, помните:

Запоминаемый материал должен заинтересовать ребенка. Так он лучше сохранится.

Ведущая деятельность дошкольников — игра. Материал, представленный в игре, лучше запоминается.

Обязательна похвала взрослого. Цель запоминания должна быть эмоционально значима для ребенка.

Перерыв. У детей память работает так: разучивание похожего материала стирает предыдущий. Именно поэтому перед изучением нового материала необходимо сменить вид деятельности, сделать остановку.

В работе должно быть одновременно задействовано как можно больше видов памяти (зрительная, словесно-логическая, слуховая, осязательная, эмоциональная и т.д.).


Развивать детскую память лучше всего через игры:

Волшебный мешочек


Цель: развитие осязательной (тактильной) памяти.

В игре дети учатся на ощупь узнавать предметы, запоминать их.


1 вариант игры:

Вам необходимо несколько пар одинаковых предметов (две одинаковые плюшевые игрушки, два кубика, два шарика, две палочки). Разложите предметы так: по одному предмету из пары поместите в мешочек, второй оставьте рядом. Один предмет показываете ребенку и просите найти такой же в мешке на ощупь.

Ребенку необходимо почувствовать связь между зрительным и тактильным образами предмета.

2 вариант игры:

Те же пары предметов. Ребенку завязываются глаза. Правой рукой он должен ощупать один предмет, а левой найти его в мешочке.

3 вариант игры:

 В волшебный мешочек положите несколько предметов разной формы, материала, размера и попросите ребенка найти определенный предмет на ощупь.

Просить нащупывать можно определенный предмет (плюшевого мишку). Или можно попросить найти по свойству: круглое, твердое, мягкое и т.д.


Тактильные тряпочки


Цель: развитие осязательной (тактильной) памяти.

Вам необходимы небольшие разные тряпочки (мягкие, пушистые, жесткие, шершавые, колючие и т.д.)


1 вариант игры:

Пусть ребенок рассмотрит тряпочки, познакомится с ними, попробует сравнить между собой. Можно попробовать сравнить тряпочки с окружающими предметами (колючая, как? (еловая веточка, ежик), гладкая, как? (стекло, мяч).

2 вариант игры:

Пусть дошкольник найдет тряпочку по описанию.

3 вариант игры:

Завязать ребенку глаза и попросить найти на ощупь определенную тряпочку.

4 вариант игры:

Можно предложить малышу найти похожие (непохожие) по ощущениям тряпочки.

5 вариант игры:

Попросите ребенка соотнести поверхности тряпочек с определенным предметом или с животным.


Теплый – холодный


Цель: развитие осязательной (тактильной) памяти.

В этой игре важно соблюдать основные правила безопасности! Следите за тем, чтобы ребенок не обжёгся и не поранился!


Вам нужны ёмкости с водой различной температуры, вентилятор, лед, фен, свеча.

Пусть ребенок потрогает лед, поднесет (не близко) руку к свече, погрузит пальчики в воду. Каждый раз задавайте ему вопрос «Что ты чувствуешь?».

Попросите малыша сравнить между собой ощущения.


 Вязкий – липкий


Цель: развитие осязательной (тактильной) памяти.

Для игры вам можно использовать емкости с вареньем, желе, тесто, глина, пластилин, мыльную пену, песок (мокрый и сухой), рис, манка, желуди, семена.

Игра схожа с предыдущей: ребенок трогает содержимое емкостей и отвечает на вопрос «Что ты чувствуешь?». Можно сравнить ощущения.


Чувствительный носик


Цель: развитие обонятельной памяти.


1 вариант игры:

Ребенку закрывают глазки и предлагают понюхать предмет (продукты питания, цветы, несъедобные предметы (резиновый мячик, мыло, духи). Ему нужно отгадать, что было перед ним.

2 вариант игры:

Игра проводится весной или летом, во время цветения растений.

Ребенку на прогулке предлагается понюхать разные растения (астра, роза, черемуха, сирень, яблоня и т.д.), при этом каждый запах сопровождается изображением и вопросом «Что ты чувствуешь?».

После прогулки ребенку предлагается картинка, например – сирень. Он должен вспомнить, как она пахнет и объяснить словами.

3 вариант игры:

Этот вариант игры немного сложнее предыдущего.

Вам необходимо взять коробочки или баночки, наполненные разными пахнущими веществами (кофе, какао, приправы, мыло, духи, цветы, фрукты).

Сначала родитель вместе с ребенком рассматривают и пронюхивают все баночки и коробочки, запоминают названия содержимого.

Затем ребенок с завязанными глазами самостоятельно определяет по запаху содержимое всех баночек.

4 вариант игры:

В этом варианте игры у детей развивается умение определять по запаху съедобное или несъедобное перед ним.

Разложите по стаканам съедобное (хлеб, фрукты, овощи) и несъедобное (мыло, духи, зубная паста).

Предложите дошкольнику определить по запаху съедобные продукты.


 Какой на вкус


Цель: развитие вкусовой памяти.


1 вариант игры:

Возьмите несколько баночек с разным содержимым: соль, ванилин, сахар, лимонная кислота, мука.

Предложите ребенку найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

2 вариант игры:

Необходимо сделать по две баночки с каждым содержимым из первой игры и предложить ребенку найти пару.

3 вариант игры:

Перед ребенком положить маленькие кусочки продуктов (фрукты, овощи, ягоды, хлеб, колбаса, печенье, конфеты, макароны). С завязанными глазами ему нужно определить на вкус, что он попробовал.

4 вариант игры:

В этой игре вам понадобятся картинки с изображением ягод, фруктов, овощей. Ребенку нужно сопоставить картинку с содержимым баночек, имеющим такой же вкус (сладкий – малина, кислый – клюква).


Играя в игры на развитие вкусовой памяти, понаблюдайте за ребенком, может ли он, не нюхая предмет, правильно его назвать.


Вкусовая и обонятельная память напрямую взаимодействуют друг с другом. Человек не всегда может определить на вкус что перед ним, не используя при этом свой нос.


Когда вы будете играть с малышом в предложенные игры, помните о самочувствии ребенка, нет ли у него аллергии на какие-либо продукты или запахи.


Играйте и развивайте своих детей!

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.