Памятка для родителей «Развитие осязательной (тактильной), обонятельной и вкусовой памяти детей старшего дошкольного возраста»
Памятка для родителей «Развитие осязательной (тактильной), обонятельной и вкусовой памяти детей старшего дошкольного возраста»
Люди получают информацию с помощью различных органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Соответственно этому выделяют следующие виды памяти:
зрительная;
слуховая;
обонятельная;
осязательная (тактильная);
вкусовая.
В данной памятке рассмотрены три подвида памяти: осязательная, обонятельная, вкусовая.
Осязательная (тактильная) память:
Обонятельная память:
Вкусовая память:
Важно помнить, что у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольная память (ребенок запоминает неосознанно, то, что ему понравится, привлечет его внимание). Произвольная же память начинает появляться в средней группе и требует помощи взрослых.
Развивая память дошкольника, помните:
Запоминаемый материал должен заинтересовать ребенка. Так он лучше сохранится.
Ведущая деятельность дошкольников — игра. Материал, представленный в игре, лучше запоминается.
Обязательна похвала взрослого. Цель запоминания должна быть эмоционально значима для ребенка.
Перерыв. У детей память работает так: разучивание похожего материала стирает предыдущий. Именно поэтому перед изучением нового материала необходимо сменить вид деятельности, сделать остановку.
В работе должно быть одновременно задействовано как можно больше видов памяти (зрительная, словесно-логическая, слуховая, осязательная, эмоциональная и т.д.).
Развивать детскую память лучше всего через игры:
Волшебный мешочек
Цель: развитие осязательной (тактильной) памяти.
В игре дети учатся на ощупь узнавать предметы, запоминать их.
1 вариант игры:
Вам необходимо несколько пар одинаковых предметов (две одинаковые плюшевые игрушки, два кубика, два шарика, две палочки). Разложите предметы так: по одному предмету из пары поместите в мешочек, второй оставьте рядом. Один предмет показываете ребенку и просите найти такой же в мешке на ощупь.
Ребенку необходимо почувствовать связь между зрительным и тактильным образами предмета.
2 вариант игры:
Те же пары предметов. Ребенку завязываются глаза. Правой рукой он должен ощупать один предмет, а левой найти его в мешочке.
3 вариант игры:
В волшебный мешочек положите несколько предметов разной формы, материала, размера и попросите ребенка найти определенный предмет на ощупь.
Просить нащупывать можно определенный предмет (плюшевого мишку). Или можно попросить найти по свойству: круглое, твердое, мягкое и т.д.
Тактильные тряпочки
Цель: развитие осязательной (тактильной) памяти.
Вам необходимы небольшие разные тряпочки (мягкие, пушистые, жесткие, шершавые, колючие и т.д.)
1 вариант игры:
Пусть ребенок рассмотрит тряпочки, познакомится с ними, попробует сравнить между собой. Можно попробовать сравнить тряпочки с окружающими предметами (колючая, как? (еловая веточка, ежик), гладкая, как? (стекло, мяч).
2 вариант игры:
Пусть дошкольник найдет тряпочку по описанию.
3 вариант игры:
Завязать ребенку глаза и попросить найти на ощупь определенную тряпочку.
4 вариант игры:
Можно предложить малышу найти похожие (непохожие) по ощущениям тряпочки.
5 вариант игры:
Попросите ребенка соотнести поверхности тряпочек с определенным предметом или с животным.
Теплый – холодный
Цель: развитие осязательной (тактильной) памяти.
В этой игре важно соблюдать основные правила безопасности! Следите за тем, чтобы ребенок не обжёгся и не поранился!
Вам нужны ёмкости с водой различной температуры, вентилятор, лед, фен, свеча.
Пусть ребенок потрогает лед, поднесет (не близко) руку к свече, погрузит пальчики в воду. Каждый раз задавайте ему вопрос «Что ты чувствуешь?».
Попросите малыша сравнить между собой ощущения.
Вязкий – липкий
Цель: развитие осязательной (тактильной) памяти.
Для игры вам можно использовать емкости с вареньем, желе, тесто, глина, пластилин, мыльную пену, песок (мокрый и сухой), рис, манка, желуди, семена.
Игра схожа с предыдущей: ребенок трогает содержимое емкостей и отвечает на вопрос «Что ты чувствуешь?». Можно сравнить ощущения.
Чувствительный носик
Цель: развитие обонятельной памяти.
1 вариант игры:
Ребенку закрывают глазки и предлагают понюхать предмет (продукты питания, цветы, несъедобные предметы (резиновый мячик, мыло, духи). Ему нужно отгадать, что было перед ним.
2 вариант игры:
Игра проводится весной или летом, во время цветения растений.
Ребенку на прогулке предлагается понюхать разные растения (астра, роза, черемуха, сирень, яблоня и т.д.), при этом каждый запах сопровождается изображением и вопросом «Что ты чувствуешь?».
После прогулки ребенку предлагается картинка, например – сирень. Он должен вспомнить, как она пахнет и объяснить словами.
3 вариант игры:
Этот вариант игры немного сложнее предыдущего.
Вам необходимо взять коробочки или баночки, наполненные разными пахнущими веществами (кофе, какао, приправы, мыло, духи, цветы, фрукты).
Сначала родитель вместе с ребенком рассматривают и пронюхивают все баночки и коробочки, запоминают названия содержимого.
Затем ребенок с завязанными глазами самостоятельно определяет по запаху содержимое всех баночек.
4 вариант игры:
В этом варианте игры у детей развивается умение определять по запаху съедобное или несъедобное перед ним.
Разложите по стаканам съедобное (хлеб, фрукты, овощи) и несъедобное (мыло, духи, зубная паста).
Предложите дошкольнику определить по запаху съедобные продукты.
Какой на вкус
Цель: развитие вкусовой памяти.
1 вариант игры:
Возьмите несколько баночек с разным содержимым: соль, ванилин, сахар, лимонная кислота, мука.
Предложите ребенку найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
2 вариант игры:
Необходимо сделать по две баночки с каждым содержимым из первой игры и предложить ребенку найти пару.
3 вариант игры:
Перед ребенком положить маленькие кусочки продуктов (фрукты, овощи, ягоды, хлеб, колбаса, печенье, конфеты, макароны). С завязанными глазами ему нужно определить на вкус, что он попробовал.
4 вариант игры:
В этой игре вам понадобятся картинки с изображением ягод, фруктов, овощей. Ребенку нужно сопоставить картинку с содержимым баночек, имеющим такой же вкус (сладкий – малина, кислый – клюква).
Играя в игры на развитие вкусовой памяти, понаблюдайте за ребенком, может ли он, не нюхая предмет, правильно его назвать.
Вкусовая и обонятельная память напрямую взаимодействуют друг с другом. Человек не всегда может определить на вкус что перед ним, не используя при этом свой нос.
Когда вы будете играть с малышом в предложенные игры, помните о самочувствии ребенка, нет ли у него аллергии на какие-либо продукты или запахи.
Играйте и развивайте своих детей!