Публикация по русскому языку в 8 классе «Памятники. Забавные фантазии на школьные темы»

5
1
Материал опубликован 3 December 2016 в группе

 

 

Иванова Людмила Игоревна, г.Макеевка, ДНР - 2016г.

П Р О Е К Т

«ПАМЯТНИКИ. ЗАБАВНЫЕ ФАНТАЗИИ НА ШКОЛЬНЫЕ ТЕМЫ»

Нестандартные подходы к стандартным

темам – залог эффективности

Преамбула. Любопытным и весьма эффективным педагогическим приёмом является создание на уроке «пространства абсурда», в котором самые серьёзные понятия и мысли прозвучат в абсурдно-несерьёзной форме. Это помогает заострить внимание детей на необходимой проблеме, вызывает у них стремление разобраться в предложенном материале (хотя при этом ученикам кажется, что они играют), благоприятствует развитию творческих способностей (учащиеся охотно выполняют задания в «пространстве абсурда»). Кроме того, такой приём почти наверняка гарантирует, что все присутствующие не забудут, о чем была речь на уроке. Использовать этот приём можно в маленьких фрагментах урока, а можно погрузить всю тему в абсурдно-виртуальное пространство.

ТЕМА ПРОЕКТА: ТИПЫ РЕЧИ. Описание ПАМЯТНИКА (скульптурного сооружения для увековечения кого-либо, чего-либо).

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Закрепить знания о типах речи (речеведческая и коммуникативная компетенции).

Расширить представление о видах описания ((речеведческая и коммуникативная компетенции)

Познакомить с особенностями построения текста-описания памятника (культуроведческая компетенция)

Углубить знания об искусстве скульптуры (культуроведческая компетенция)

Стимулировать стремление к самостоятельной разработке нестандартных идей; учить воплощать их в готовый продукт (проект оригинального памятника) и подробно описывать этот продукт, придерживаясь всех требований (коммуникативные, речеведческие, культуроведческие, творческие, личностно-интеллектуальные компетенции).

Формировать у детей способность к нестандартным подходам в разработке поставленной задачи (творческие и личностно-интеллектуальные компетенции).

Развивать воображение, фантазию, чувство юмора, вкус (творческие и эстетические компетенции).

Совершенствовать культуру речи (языковедческие компетенции).

Воспитывать патриотические чувства и уважительное отношение к памятникам (этические и социокультурные компетенции).

Воспитывать желание иметь собственную позицию, рождать собственные идеи ( интеллектуально-личностные компетенции).

Воспитывать наблюдательность, внимание, интерес к окружающему миру и людям (личностные и социальные компетенции).

I ЭТАП ПРОЕКТА – МОТИВАЦИОННЫЙ (знакомство с понятием «памятник»)

Урок 1. Тема: Типы речи. Описание. Виды описания. Описание памятников истории и культуры.

Тип урока: урок текстоведения

Цель урока: 1) Совершенствовать и углублять знания о типах речи и видах описания, об особенностях структуры каждого типа текстов.

2) Подготовить детей к изучению описания памятников.

3) Совершенствовать речевую культуру.

4) Воспитывать интерес к русской текстологии.

Виды работы и их содержание: -фронтальная беседа о типах речи и их структуре (элементы композиции, ключевые вопросы); -повторение видов описания (предмет описания, принцип построения и отбора деталей); -ознакомление с новым видом описания - «памятник искусства или культуры»; - составление устных мини-описаний.

Урок 2. Тема: Изложение как вид отображения прослушанного текста.

Выборочное изложение текста «Цветок жизни»

Тип урока: урок развития речи.

Цель урока:1) Совершенствовать умение излагать услышанный текст

2) Учить писать выборочное изложение

3) Учить акцентировать внимание на деталях, которые относятся к описанию памятника, учить отбирать материал для данного изложения.

4) Развивать культуру письменной речи

5) Воспитывать уважительное отношение к памятникам.

6) Воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Великой Отечественной войны, антивоенные настроения.

Виды работы и их содержание: -первое чтение текста «Цветок жизни» учителем; -лексическая работа с текстом: объяснение слов-терминов, использованных в описании памятника; -составление плана текста; -обсуждение части текста для выборочного изложения; -чтение текста во второй раз; -письменное выборочное изложение.

Текст: Виноградова Л.А., Горчак А.Н. Сборник текстов для изложений.-

М.: Просвещение, 1980 - с.134-135 (см. Прил. 1)

ІІ ЭТАП ПРОЕКТА – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ (освоение новых знаний о памятниках)

Урок 3. Тема: Типы речи. Описание памятника.

Тип урока: урок текстоведения; освоение новых знаний.

Цель урока: 1) Углубить знания о типах речи и видах описания.

2) Освоить знания о скульптурном сооружении: из каких частей состоит скульптура, какие материалы используются при её создании.

3) Формировать умение правильно строить текст с описанием памятника.

4) Развивать культуру речи, обогащать словарный запас.

5) Воспитывать уважительное отношение к памятникам.

6) Воспитывать эстетический вкус

Виды работы и их содержание: -активизация опорных знаний: фронтальная беседа о типах речи, видах описания, их особенностях, о том, к какому виду описания относился текст «Цветок жизни», почему можно это утверждать; -подробная беседа по тексту «Цветок жизни»: что именно описано в тексте, на что указал автор, представляя нам памятник, какие профессиональные слова скульпторов, архитекторов встретились в тексте; -лексическая работа:составление словаря (тезариуса) скульптора (см.Прил.2), работа с толковыми словарями, с интернет-ресурсами.

ІІІ ЭТАП ПРОЕКТА – СОЗДАНИЕ «ПРОСТРАНСТВА АБСУРДА». ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Урок 3, задание на дом. Цель этого фрагмента урока: 1) Создать «пространство абсурда», в которое будет погружена дальнейшая работа над проектом, что поможет организовать нестандартные ситуации и будет вынуждать к поиску нестандартных путей работы.

2) Объяснить, что дальше все работают над проектом создания собственных памятников на школьные темы, максимально используя собственную фантазию и чувство юмора; конечная цель: защита своих проектов перед тендерным комитетом.

3) Объявить темы творческих работ и сроки выполнения.

4) Объяснить требования к содержанию и форме творческих работ

5) Стимулировать творческий поиск детей, желание самовыразиться

6) Развивать стремление к нестандартным решениям поставленных задач

7)Развивать чувство юмора и художественно-эстетическое восприятие.

8) Воспитывать ответственность, чувство меры

9) Воспитывать умение работать в творческой группе.

ЗАДАНИЕ. Создать собственный проект памятника и описать его.

Общая тема проекта: Забавные фантазии на школьные темы. Проекты

памятников участникам образовательного процесса.

Разработать: нарисовать, слепить, вышить, либо использовать любую другую технику – проект памятника.

Темы для разработки (все забавные):

1. Памятник Себе, Любимому!

2. Памятник учителю, что выдержал всё.

3. Памятник учителю, истомленному учениками.

4. Памятник ученику, что пережил всё и не погиб под обломками знаний.

5. Памятник Двоечнику.

6. Памятник Ученице, которая в восторге от себя.

7. Памятник Дружбе, что затмила весь мир.

8. Памятник Задиристому Озорнику.

9. Памятник школе.

10. Памятник Отличнице, навевающей ужас.

11. Памятник учителю, от которого детям НЕ ПО СЕБЕ.

12. Памятник Великому Нарушителю Всего.

13.Памятник измордованному ученьем школьнику, который хочет поймать судьбу за хвост.

14. Вредному учителю, обессиленному жизнью.

Описать свой проект, учитывая все требования к заданию.

Подготовиться к защите своего проекта.

Работа может быть индивидуальной или групповой (2-4 человека)

Срок исполнения - 3 недели (или месяц).

Требования к работе (информация, обязательная для описания памятника):

Схема сочинения-описания памятника

1. Назвать тему проекта.

2. Назвать авторов проекта памятника.

3. Объяснить, почему выбрали для увековечения именно такой образ (т.е. обосновать мотивацию своего выбора). Дать характеристику избранному образу. Какую идею воплощает замысел памятника?

4. Общее описание монумента, из каких частей состоит?

5. Из каких материалов состоит монумент?

6. Описание постамента.

7. Описание скульптуры: одна фигура – или фигурная группа; поза, жесты, лицо, мимика, взгляд, одежда.

8. Описание дополнительных деталей, использованных для монумента. Комментарий: насколько эти детали необходимы для раскрытия общей идеи памятника.

9. Где памятник планируется установить? Почему именно там? Как он вписывается в архитектурный ансамбль вокруг?

10. Какое впечатление от памятника может возникать у горожан?

11. Какое значение данный памятник будет иметь для жителей города?

12. Обязательно использование терминологии скульптора.

13. Обязателен юмор в замысле проекта и в его описании.

Подготовиться к защите своего проекта перед тендерным комитетом.

IV ЭТАП ПРОЕКТА – ЭТАП РАЗРАБОТКИ ИДЕЙ И ИХ ВОПЛОЩЕНИЯ

Самостоятельная работа над проектом – в группе (2-4 человека) или индивидуальная – в течение трех недель (месяца): разработка идеи – создание рисунка (или в другой форме визуальный образ) – создание текста-описания полученного памятника.

Цель: 1. Закрепить понятие о памятниках и знания об описании такого объекта.

2. Формировать умение найти, придумать собственную творческую идею и воплотить её в жизнь.

3. Развивать оригинальность мышления, способность к нестандартным подходам к имеющейся проблеме, умение найти среди потока информации именно то, что необходимо, - и применить его.

4. Развивать речь, аналитическое мышление, творческое мышление, чувство юмора и чувство меры.

5. Воспитывать активность, настойчивость в достижении цели, старательность, интерес к творческой работе.

V ЭТАП ПРОЕКТА – ЗАВЕРШАЮЩИЙ – ЭТАП ЗАЩИТЫ СВОИХ ИДЕЙ, ВОПЛОЩЕННЫХ В ПРОЕКТЫ

Уроки 4-5. Тема: Защита проектов памятников на школьные темы перед тендерным комитетом.

Тип уроков: уроки развития связной речи или коммуникативных умений.

Жанр урока: ролевая игра.

Цель уроков: 1. Учить публично защищать свои идеи.

2. Развивать коммуникативные навыки: преодоление страха перед публикой, отстаивание своих позиций, участие в дискуссии.

3. Развивать умение описывать памятники.

4. Развивать грамотную речь.

5. Развивать чувство юмора.

6.Воспитывать культуру публичного общения, культуру выступления перед аудиторией, культуру дискуссии.

7. Воспитывать публичную активность, желание участвовать в коллективных ролевых играх (формировать жизненные компетентности)

Виды работы и их содержание. -Активизация опорных знаний: фронтальная беглая беседа о типах речи, видах описания, памятниках, их составляющих, терминах скульптора, роли деталей, о месте расположения монументов, о способах комического при создании монумента, для чего использовать комическое. – Лексическая работа (тендер – предложение относительно поставки товаров, предоставления услуг, строительства объектов в ФОРМЕ торгов, КОНКУРСА). – Мотивация (слово учителя о порядке проведения конкурса – см. Прил. 3). – Защита проектов (выступление конкурсанта – вопросы аудитории - вопросы членов комитета – ответы участника /образцы проектов памятников и их описание – см. Прил. 5/). – Подведение итогов (члены тендерного комитета заполняют во время защиты специальную ведомость /см. Прил. 4/, оценивая разные этапы защиты, потом подсчитывают баллы, определяют победителей). – Объявление победителей. – Награждение дипломами и подарками.

Домашнее задание: всем участникам собрать в одну книжечку и отпечатать рисунки памятников и их описание. Назвать книжечку: «Памятники. Портреты современников глазами детей. Мотивы школьной жизни» (см.Прил. 6, 7)

Приложение 1.

Лексическая работа: котлован, мраморно-бетонный цветок, пять больших лепестков и четыре малых, стебель, венчик – главная часть цветка, вырезана надпись на венчике, улыбающийся мальчик, стела с надписью, белокаменная дорожка, нагромождение валунов, холм с каменными плитами

План: 1. На реке Луппе.

2. Открытие памятника.

3. Описание памятника «Цветок жизни»:

а) мраморно-бетонный цветок;

б) стебель и венчик цветка;

в) стела;

г) валуны.

4. Благоустройство территории памятника.

Приложение 2

СЛОВАРЬ (ТЕЗАРИУС) СКУЛЬПТОРА

АНСАМБЛЬ - композиционно целостная группа сооружений.

БАРЕЛЬЕФ – скульптурное украшение на плоских поверхностях, которые выступают над площадью фона менее чем на половину своей толщины.

БЮСТ – скульптурное изображение человека до пояса.

ГОРЕЛЬЕФ – скульптурное произведение, в котором изображение выступает над поверхностью более чем на половину своего объёма.

ЖАНРЫ СКУЛЬПТУРЫ – портрет, тематическая композиция, анималистический жанр (изображение животных).

КОЛОННА – памятник в виде столба.

КРУГЛАЯ СТАТУЯ – круглая скульптура, имеющая обзор со всех сторон.

МАТЕРИАЛЫ СКУЛЬПТУРЫ – металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, соль, мрамор, терракота, фаянс, фарфор, майолика (разновидность керамики).

МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ – лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка и т.д.

МЕМОРИАЛ – архитектурное сооружение для увековечения памяти.

МОНУМЕНТ – скульптурное или архитектурное сооружение в честь выдающегося события или человека; памятник.

ОБЕЛИСК – памятник в виде четырехгранной колонны, суженной кверху.

ПАМЯТНИК–архитектурное или скульптурное сооружение в честь кого-то.

ПЬЕДЕСТАЛ – художественно оформленное возвышение для статуи.

ПОСТАМЕНТ – то же, что и ПЬЕДЕСТАЛ.

РЕЛЬЕФ – ИЗОБРАЖЕНИЕ, РАСПОЛОЖЕННОЕ НА ПОВЕРХНОСТИ.

СКУЛЬПТОР – художник, который работает в области скульптуры.

СКУЛЬПТУРА – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трехмерную форму и выполняются из твердых материалов.

СТАТУЯ – скульптурное изображение человека или животного во весь рост.

СТЕЛА – каменный столб или плита с надписью или рельефным изображением; ставится как надмогильный памятник или как память о чем-то

ФИГУРНАЯ ГРУППА – многофигурная композиция.

Приложение 3

СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ

(этап Мотивации на Завершающем этапе проекта)

- Поступил заказ от депутатов городского совета на разработку проекта монумента, который бы способствовал распространению популярности вопросов школы в городе.

Было решено провести конкурс среди молодых мастеров.

Молодые скульпторы и архитекторы охотно откликнулись и воодушевленно занялись творчеством. В итоге на конкурс поступило более десятка предложений.

Сегодня уважаемые члены тендерного комитета рассмотрят эти предложения и выслушают их авторов. На конкурсной основе будут отобраны лучшие работы для того, чтобы в дальнейшем украсить ими наш город.

Участники конкурса ознакомлены с условиями защиты и принципами отбора. Каждый участник в самом начале работы над проектом получил памятку с требованиями к изображению и к защите.

Конкурсанты должны не только защитить свои работы, но и задавать вопросы другим претендентам и давать свою собственную оценку увиденным работам. Активность авторов поможет членам тендерного комитета оценить социальную значимость предлагаемых проектов и принять правильное решение

В конце урока самые высокие оценки за защиту получат победители. А за активность на уроке каждый будет иметь еще одну оценку. Потому, друзья, работайте старательно.

Представляю членов тендерного комитета:

Директор школы №___ ________________(ФИО)

Заместитель директора _________________(ФИО)

Учитель русского языка __________________(ФИО)

Учитель изобразительного искусства _______________(ФИО)

Школьный психолог __________________(ФИО)

- и т. д. –

Приложение 4

ВЕДОМОСТЬ УСПЕШНОСТИ КОНКУРСАНТОВ

ФИО.

Тема проекта

Изобр

образ

Поста-мент

Скульп-

тура:соотв.-не соотв.

образу

Детали: уместны проработаны

Матери

ал

Место располо-жения (удач.?)

Возможн

значи-мость

Терминология

(употр.?)

Наличие

юмора

Итог

1).ИвановаЛ.

Сидорова К.

ПАМЯТН. ДЕВОЧКЕ, КОТОРАЯ В ВОСТОРГЕ ОТ СЕБЯ.

                   

2)Петров В.

ПАМЯТН. СЕБЕ, ЛЮБИМОМУ

                   

3)Ужова М., Васильев А..

ПАМЯТН. УЧИТЕЛЮ, КОТОРЫЙ ВЫДЕРЖАЛ ВСЁ

                   

4)фио

ТЕМА

                   

5).ФИО

ТЕМА

                   

6)ФИО

ТЕМА

                   

7) ФИО

ТЕМА

                   

8) ФИО

ТЕМА

                   

2б 1б 2б 2б 1б 1б 1б 1б 1б

Приложение 5-1

ПРОЕКТЫ ПАМЯТНИКОВ: Визуальный образ и его описание

(избранные примеры проектов разных лет, созданных учащимися 8-х классов)

ФРАГМЕНТЫ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ ПЕРЕД ТЕНДЕРНЫМ КОМИТЕТОМ.

ПАМЯТНИК ДРУЖБЕ, ЧТО ЗАТМИЛА ВЕСЬ МИР (Дукина Л, ЛитвиноваА.

В нашем городе есть памятники, которые увековечивают события культуры, войны, которые прославляют людей, творивших историю нашего города. Но нет памятника Дружбе.

В нашей жизни Дружба играет очень большую роль, а потому мы решили создать проект памятника, который подчеркнет важность Дружбы. Называться он будет «Памятник Дружбе, что затмила весь мир». По нашему проекту, стоять он должен возле горсовета. Это как раз центр города. Почему там? – А потому, что там находятся все ответственные люди: мэр, депутаты, руководители нашего города. Когда надо будет принимать важные решения, они будут смотреть на наш памятник – и он будет их вдохновлять на самые взвешенные варианты.

Когда люди будут гулять у нашего памятника, они смогут его разглядеть со всех сторон.

Наш памятник - это красивая по композиции фигурная группа: две радостные девочки, обнявшись, стоят со счастливым видом. Одеты они в легкие платьица. Прически у них будто сливаются в одну, общую: два «хвоста» сплетаются в один, что подчеркивает то, что девчонки – единое целое. На груди у каждой из них кулоны в форме половины сердечка, если их соединить, получится общее сердце. Именно это символизирует крепкую дружбу девочек.

Установлена скульптура на пьедестале высотой в 1метр. Изготовлен он из серебра. На нём расположен барельеф с рельефной золоченой надписью: «Дружба – это золотая нить, объединяющая сердца всего мира».

Если хорошенько присмотреться к увековеченным нами девчонкам, станет понятно, что дружба их так захватывает, что, кроме неё, они ничего в мире не хотят видеть и знать. Наверное, это мешает их общению с людьми и, безусловно, исключает дружбу с другими детьми. Кроме того, все интересы у них общие, а это мешает возможности развиваться каким-то личным интересам. Вероятно, такая неистовая дружба носит эгоистический характер.

И все же наш памятник – это красивая аллегория Дружбы, которая подчеркивает, насколько дружеские отношения лучше враждебных: ведь они наполняют друзей позитивными чувствами. Потому мы думаем, что наш памятник станет в городе символом дружбы между отдельными людьми – и даже между целыми народами.

____________________________________________________________________

Ориентировочные вопросы к защите:

1. Вы можете еще раз повторить общую идею вашего памятника?

(Идея зафиксирована на барельефе постамента: «Дружба - это золотая нить, объединяющая сердца всего мира»)

2. Правильно ли мы поняли, что девочки – героини вашего памятника – целиком увлечены друг дружкой, своей дружбой, а до остальных им нет дела?

3. Почему же и как «эгоистическая дружба» может объединить «сердца всего мира»? Возникает ли конфликт между таким положением дел и главной идеей вашего памятника?

4. Полезно ли маленьким детям рекомендовать ТАК дружить?

Приложение 5-2

ПАМЯТНИК СЕБЕ, ЛЮБИМЫМ (Юхименко А., Паливода А.)

Всем привет! Мы лучшие подружки. Настоящие. А еще мы очень красивые, остальные девочки нам просто завидуют. Потому Себе, Любимым, Самым красивым, Самым милым, Наилучшим, мы и решили воздвигнуть памятник!

Мы хотим поставить его в центре Макеевки, на ул. Ленина, возле ТЮЗа. Там всегда много людей, а значит, они будут любоваться нашим памятником, что для нас чрезвычайно важно.

Памятник будет выглядеть так. Скульптурная (фигурная) группа - две очаровательные подружки (это мы!)- на большом, в форме массивной колонны, пьедестале, сделанном из дорогой зеленой яшмы:. У одной девочки в руках красная роза, изготовленная из металла. Она одета в синее платье, у неё длинные кудрявые темные волосы. У другой - длинные светлые волосы, украшенные цветком, а платье – коричневое в крапинку. Лица их счастливые. А вокруг растут живые красные розы.

Ясно, что девчонки весьма собой довольны: об этом говорят не только их лица, но и позы. Каждая стоит на одной ножке, а вторая – игриво поднята: это они несутся по жизни, подтанцовывая. И чувствуют они себя распрекрасно, т.к. очень себя любят и очень довольны своими поступками и поведением.

Вот такой должен получиться памятник!

____________________________________________________________________

Ориентировочные вопросы к защите:

1. Вы можете объяснить, из какого материала вы планируете фигурную группу?

2.Объясните, почему вы делаете акцент на цвете платьев, волос, зачем цветы и пр.? Какое назначение этих деталей, помогают ли они понять идею памятника?

3. Обоснуйте, зачем городу такой памятник?

Приложение 5-3

ПАМЯТНИК ДЕВОЧКЕ, КОТОРАЯ В ВОСТОРГЕ ОТ СЕБЯ

(Гаврющенко Д., Ярославцева К., Швидкая А.)

Наш памятник увековечивает образ Девочки, Которая в Восторге от Себя. Она, безусловно, очень красивая, знает об этом – и очень себя любит, очень гордится собой, своей внешностью, своими талантами, своими поступками, считает себя самой лучшей и самой умной в мире.

Мы выбрали этот образ, т.к. почти в каждой школе есть такие девочки, которые в восхищении только от себя – и совсем не замечают других. С ними возникают некоторые проблемы у одноклассников из-за их эгоцентризма, который зашкаливает: по их мнению, все должно происходить только так, как хотят именно они; они претендуют на лучшие места в классе, на важные должности, на лучшие оценки, т.е. вообще на все самое лучшее. И им безразлично мнение всех остальных, им кажется абсурдным, что кто-то еще может претендовать на то, что «по праву принадлежит только Им, Невероятным Девчонкам». Мы думаем, что это явление типичное. Вот потому мы и решили увековечить память о Девочке, Которая в Восторге и Восхищении от Себя, как о явлении, которого бы следовало избегать.

Наш памятник выполнен из розового мрамора. Высота его – 5 метров.

Он состоит из трёх важных частей: пьедестала, собственно скульптуры и за ней – большого зеркала.

Пьедестал округлой формы, он символизирует «сцену», которая необходима нашей героине, т.к. жизнь она воспринимает как театральное представление. На пьедестале – фигура девочки-балерины. Нам показалось правильным избрать именно такое воплощение образа, ибо для многих балерины являются образцом красоты. У девочки стройная, очень хорошая фигура. Одета она в трико, что подчеркивает привлекательность её хрупкого облика. Обута она в пуанты. Волосы гладко причесаны вверх, собраны на макушке и закреплены искусственным цветком.

Поза девочки вполне отвечает восторгу от себя самой, в котором она находится. Она поднялась «на носочки», установив ноги в пятую позицию, руки её подняты вверх, вся она вытянулась, будто струна или березка, кажется, что она вот-вот взлетит. Лицо её выражает почти экстаз. Да, это момент, когда девочка воспринимает себя как само совершенство, а потому очень счастлива.

За спиной у девочки расположено большое овальное зеркало, которое отражает её безупречность со спины. Оно необходимо, чтобы ограничивать пространство вокруг героини «ЕЁ миром»: она хочет, чтобы все было только для неё. Зеркало в этом помогает: оно повторяет её образ и одновременно оставляет за пределами её внимания все, что не относится к её персоне.

Установить памятник мы решили у ДДЮТ, рядом с солнечными часами. Именно туда приходят дети на занятия в разнообразных кружках. Они будут идти мимо нашего памятника, любоваться красотой балерины, усмехаться её самовосхищению и самовлюбленности, и это будет вдохновлять их на мысли над многими важными вещами о жизни, об отношениях с людьми.

Мы считаем, что этот памятник будет прекрасно вписываться в ансамбль площади перед ДДЮТ, т.к. будет гармонировать и со зданием Дворца, и с большими солнечными часами, и с панорамой города, раскинувшегося за часами. А в ясный день лучи солнца будут падать на скульптуру и сверкать на отшлифованной поверхности зеркала, напоминая, насколько девочка хочет отгородиться от всех в своём Мире Самовлюбленности.

Ориентировочные вопросы к защите:

1.Где именно установлено зеркало: на постаменте или на земле?

2.Почему вы считаете, что создание «Мира Самовлюбленности» - это «нежелательное явление»?.

Приложение 5-4

ПАМЯТНИК «ДВОЕЧНИКУ». ( Бекасова А., Паршина А.)

Учащиеся нашего 8-го класса решили установить возле гимназии памятник «Двоечнику». Мы хотели так обратить внимание детей, которые плохо учатся, на эту проблему.

В нашем проекте это выглядит так.

Посреди школьного двора на высоком мраморном пьедестале установлена фигура мальчика «разбойничьего» вида на скейте-«двойке». Скейт неистово несется по дневнику. Постаментом и служит развернутый дневник, листы которого шевелит ветер. Подобно лодке, надменная «двойка»-скейт в бешеном движении будто выплывает со страниц дневника.

Памятник большой: высота мраморной статуи мальчика – 10м.

Поза мальчика напряженно-расслабленная: он балансирует на скейте. И поза и мимика лица выражают бесшабашность, понятно, что это – «отчаянная голова». Весело и беззаботно этот мальчик мчится на своём средстве передвижения, обе руки помогают ему удерживать равновесие. На лице веселая широкая улыбка, которая символизирует влюбленность в развлечения и равнодушие к знаниям; в глазах – хитрый блеск.

Одет мальчик в модные спортивные шорты и футболку, в очень современные кроссовки, что говорит о том, что у него хороший вкус, а в семье – достаток.

Когда смотришь на эту скульптуру, понимаешь, что мальчик вполне доволен своей жизнью. И возникает сожаление, что он не думает о том, что на этом «устройстве» очень скоро можно попасть в страну Равнодушия, Неудачников и Неучей. И вряд ли захочется ему пробыть там всю жизнь, но как же тяжело оттуда удрать!

Памятник мы поместили перед главным входом в гимназию. Он прекрасно вписался в общую картину гимназического двора.

Мы думаем, что наличие такого сооружения будет заставлять гимназистов каждое утро перед порогом гимназии вспоминать о серьёзности прямых обязанностей ученика и настраивать их на плодотворную работу безо всякого озорства и безобразий.

____________________________________________________________________

Ориентировочные вопросы к защите:

Почему вы выбрали такую нестандартную форму для постамента?

Из какого материала изготовлены скейт и фигура мальчика?

Почему для развлечения мальчика вы выбрали именно скейт, а не мопед, например?

Почему мальчику явно тяжело удерживать равновесие?

Приложение 5-5

ПАМЯТНИК УЧЕНИКУ, ЧТО ПЕРЕЖИЛ ВСЁ И НЕ ПОГИБ ПОД ОБЛОМКАМИ ЗНАНИЙ (Волковская Даша)

Дорогие друзья! Всем нам известна проблема ученья. Молодежь не желает учиться, но держит это в себе – и становится психически нездоровой. Я предлагаю в честь этой проблемы установить памятник.

Вот проект этого памятника.

Центральной фигурой будет ученик. Думаю, что образ его получится весьма интересным. Мы соорудим его из глины и покроем золотым лаком. Этим мы подчеркнем, что в учебном процессе центром является именно ученик. Он будет сидеть за партой, весь заваленный книгами. Парту мы превратим в постамент, покроем её серебряным лаком. А книги – те, которые толстые, – сделаем с черными обрезами. Золотой и черный будут отталкиваться друг от друга, как добро и зло. Этим мы подчеркнем наличие конфликта в детской жизни и мозгах. И будет видно, как трудно ему не погибнуть под обломками знаний! Но он – как и мы – Выдержал Всё!

Дети будут фотографироваться и устраивать протесты именно возле нашего памятника. А те, которые желают закрыть школу, будут бросать монеты в специально сделанную прорезь в одной из книг.

Поддержим учащихся!

Ориентировочные вопросы к защите:

Объясните общую идею памятника. Почему вы назвали его так, а не, например, «Ленивый ученик»?

Какие детали, на ваш взгляд, подчеркивают вашу идею?

Объясните, почему ученик, ненавидящий ученье, сидит, заваленный книгами? Выходит, он все же учится?

На вашем рисунке отсутствует конфликт между черным и золотым, о котором вы говорите. Это ошибка в эскизе или в его описании?

Почему в вашем проекте такой уж слишком тонкий постамент, кот орый скорее похож на коврик, чем на парту?

Из каких материалов изготовлен памятник? Вы упомянули только глину для фигуры героя.

Приложение 6-1

ФРАГМЕНТЫ ИЗ ОДНОГО ИЗ СБОРНИКОВ

«ПРОЕКТЫ ПАМЯТНИКОВ» (домашнее задание)

Предисловие

Учащиеся нашего класса долго думали, что бы такое интересненькое придумать. И наконец придумали: решили создать сборник проектов памятников, в котором бы воплотилась вся школьная жизнь.

Мы посвятили эти памятники разным замечательным персонажам, которые встречаются в школьной жизни. Мы создали образы и детей и педагогов. Нам были интересны все: и отличники, и двоечники, и наши учителя.

Мы разработали проекты памятников, нарисовали, какими мы их представляем, к каждому рисунку мы приложили детальные описания, в которых назвали важнейшие признаки, которые должны помочь хорошо представить себе не только внешность, но и внутреннее состояние и характер школьников и учителей, отличников и двоечников.

И вот у нас получился неожиданный портрет всего школьного сообщества.

Авторы проектов отнеслись к заданию с прилежанием, искренним сердцем и с мягким юмором, без которого, вероятно, невозможно обойтись в жизни. Поэтому памятники вышли достаточно забавными и остроумными.

Мы изучили внимательно все памятники, пошутили, посмеялись и теперь представляем их вашему вниманию.

Просим ознакомиться.

Приложение 6-2

ПАМЯТНИК ШКОЛЕ

Жуков Антон, Терехов Александр

Мы были во многих городах, видели много памятников: Богдану Хмельницкому – в Киеве, Артему – в Артемовске, Пушкину – в Москве и многие другие.

Я хочу рассказать об одном очень необычном памятнике.

Он состоит из постамента, учебника и чернильницы. Этот памятник стоит во дворе школы. Он посвящен школе № 49.

Изготовлен памятник из гранита. Если присмотреться, можно заметить, что учебник слегка надкушен в верхнем левом углу, а на его страницах есть пятна от чернил. Скульптор изобразил надкушенный учебник, чтобы воплотить метафору: школьники так стремятся к знаниям, что «грызут гранит науки».

Постамент состоит из трёх ступенек – это символ трёх образовательных ступеней. На нем – отпечатки следов детей, спешивших в школу. Ученики написали на постаменте этой школы: «Школа! Мы тебя любим!» Слово «любим» взято в кавычки, ибо это «еще мягко сказано»! Еще на постаменте есть трещины. Это просто ученики другой школы (№86, которая находится близко) позавидовали, что мы посвятили своей Аlma mater памятник.

На постаменте возвышается надкушенный учебник с пятнами от чернил, а также чернильница с чернилами и пером на маленькой подставке. Эта чернильница с древним пером демонстрирует, что школе очень много лет.

Мы считаем, что почти каждый выпускник школы, глядя на этот памятник, растроганно вспомнит юность. Ведь дети на уроках только тем и заняты, что рвут и разрисовывают учебники.

Приложение 6-3

ПАМЯТНИКИ УЧИТЕЛЮ, ИСТОМЛЕННОМУ УЧЕНИКАМИ

 

 

 

 

2

1

 

 

1. Тихиенко Анастасия

Этот памятник (1) был поставлен в честь Учителя, Истомленного поведением и знаниями своих учеников.

Это женщина, стоящая неестественно прямо. У неё грустное лицо, растерянный и обессиленный вид. В руках очки и портфель, которые она едва держит. Одежда очень простая: юбка и блузка, на шее – украшение. Очки, которые держит учитель в правой руке, с толстыми линзами. Они необходимы, чтобы лучше видеть все, что вокруг творится. Да, кажется, бедной учительнице сейчас не хочется видеть ничего: она даже сняла свои очки.

Памятник этот стоит во дворе лучшей школы города. Он напоминает детям о необходимости уважительного отношения к учителю.

2. Радченко Таисия

Я решила посвятить свой памятник (2) преподавателям, истомленным своими учениками. Я знаю, что учителя - очень терпеливые люди. Они сдерживают себя даже тогда, когда это невозможно, стараются найти подход к каждому ребенку. Но порой силы и терпение покидают учителя. Вид у него становится растерянный и усталый, лицо уже ничего не выражает. Ему надо проверить тетради, а он не может сосредоточиться. Учителю на памятнике необходимо время, чтобы прийти в себя… Этот памятник будет напоминать детям, как они могут навредить учителю своим нежеланием учиться.

Приложение 6-4

ПАМЯТНИКИ ВЕЛИКОМУ ОЗОРНИКУ И НАРУШИТЕЛЮ

 

 

 

 

 

 

Орехова Юлия, Шендрик Мария (рис.первый)

Всем известным людям возводят памятники. Мы решили увековечить Великого Озорника и Нарушителя, т.к. Великий Озорник был самым выдающимся из озорников.

Присмотримся к скульптуре.

На полутораметровом четырехгранном постаменте из мрамора стоит памятник Великому Озорнику и Нарущителю. Он твердо стоит, распрямив спину и высоко подняв подбородок, т.к. он очень гордится собой. Великий Озорник одет в потертые джинсы с дыркой на левой ноге и в рваную футболку. В правой руке он держит едва живую кошку, над которой любит поиздеваться. В левой руке у него провод от электрической лампочки. Он не умыт, грязен и не причесан. Зато с широкой улыбкой.

Авторы памятника считают, что он должен стоять на центральной улице города. Рядом с памятником должен быть фонарь, чтобы его можно было видеть и ночью. Надеемся, что другие безобразники не будут из зависти разбивать лампочки на этом фонаре.

Хотелось бы, чтобы нашлись спонсоры, которые выделят средства на сооружение этого памятника.

Приложение 7-1

ДРУГИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВ, ВОПЛОЩЕННЫХ В ПАМЯТНИКИ

ПАМЯТНИК ОТЛИЧНИЦЕ, ОТ КОТОРОЙ СТАНОВИТСЯ ЖУТКО.

«Вместо велосипеда – на 12 баллах! И так во всем и всегда! Просто страшно становится: как она все это выдерживает?! Многим кажется, что это легко, а на самом деле – жуть!!!»

ПАМЯТНИК СЕБЕ, ЛЮБИМЫМ!

«Вот мы какие милашки! Памятник в нашу честь должен быть создан из цветных металлов, драгоценных камней. Пьедестал, конечно, из мрамора, трон – из рубинов с золотом, фигуры прелестных девочек – из изумрудов, рубинов, бриллиантов. Вот как мы себя ценим!»

Приложение 7-2

ПАМЯТНИКИ ДВОЕЧНИКУ

 

 

 

ПАМЯТНИКИ ОТЛИЧНИКУ, НАВЕВАЮЩЕМУ УЖАС

 

 

 

Приложение 7-3

ПАМЯТНИКИ СЕБЕ, ЛЮБИМОЙ

 

 

 

ПАМЯТНИК УЧИТЕЛЮ, ОТ КОТОРОГО ДЕТЯМ НЕ ПО СЕБЕ

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная разработка. Можно по работам увидеть огромный интерес ребят творческим процессом. Ваша работа показывает умение раскрыть творческий потенциал детей, помочь им оставить по себе память. Благодарю!

4 August 2017