Урок по русскому языку в 8 классе на тему «Однородные члены предложения»
Ключко Наталия Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ-СОШ №13
г. Армавир, Краснодарский край
Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Однородные члены предложения».
Цели:
Учебная: совершенствовать навыки использования правил пунктуации при однородных членах предложения.
Развивающая: развивать способности к сравнению и обобщению, к логическому изложению материала.
Воспитательная: формировать потребность к парной и коллективной работе. Воспитывать патриотическое отношение к родному краю, чувство гордости за свою родину, уважение к ее историческому прошлому.
Задачи:
- Систематизировать, обобщить правила использования пунктуационных знаков при однородных членах предложения
- Отработать навык нахождения однородных членов предложения и расстановки знаков препинания при них.
Оборудование: Ком
пьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, таблицы, карточки с текстом.Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала
Ход урока
Организационный этап
Слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами обобщим и систематизируем наши знания по теме «Однородные члены предложения». Тема для вас не новая, поэтому нам с вами предстоит углубить и укрепить ваши знания. Вам будут предложены различные задания по теме. Наблюдайте, анализируйте, обобщайте накопленные знания и получайте за работу отличные оценки! (Слайд 1)
Проверка домашнего задания
Речевая разминка. Игра «Ассоциации»
- Записать слова или словосочетания, которые ассоциируются у вас со словом «КУБАНЬ» (Просмотр презентации о КУБАНИ)
Краснодар, казачество, казак, кубанка, папаха, река, рыбалка, поля, колхоз, сельское хозяйство, трактора, Тамань, Сочи, олимпиада…
- Устно составьте предложение по данному началу: На Кубани бесчисленное множество достопримечательностей:…
На Кубани бесчисленное множество достопримечательностей: Екатерининский сквер, Свято-Троицкий собор, смотровая площадка «Семь ветров», анапский маяк, музей истории казачества.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
1. Синтаксический разбор предложения. (Слайд 2)
Нынешняя Кубань – многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, /не имеющий границ/. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
[ - , , х , / по /].
Этап повторения
1. Беседа по вопросам.
На какие вопросы отвечают однородные члены предложения?
Какими членами предложения являются?
Какими частями речи они выражены?
Какие члены предложения могут быть однородными: только главные, или только второстепенные, или любые?
Если в предложении два или более однородных члена, они будут отвечать на один и тот же вопрос или на разные?
В предложении однородные члены зависят от одного и того же слова или от разных?
Однородные члены зависят друг от друга или они равноправны?
Чем они связаны в предложении?
Чем разделяются?
Как еще однородные члены могут быть связаны в предложении?
2. Таблица сочинительных союзов (Слайд 3)
Перед вами таблица, которая поможет вспомнить, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга
Союзы |
Примеры |
|
Соединительные (соединяют один однородный член с другим) |
И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и... |
1. Дни стояли теплые и ласковые. |
Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование) |
Или (иль), либо, то-то, не то – не то (два последних союза только повторяющиеся) |
1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр. |
Противительные (противопоставляют один член другому) |
А, но, да (=но), зато |
1. Мал золотник, да дорог. |
(Учащиеся ведут наблюдения за каждой группой сочинительных союзов; вспоминают, почему они так называются; рассматривают примеры, обращая внимание на постановку или отсутствие запятой при однородных членах.)
3. Закрепление изученного. Игра «Третий лишний» (Слайд 4)
И, зато, а.
А, но, либо.
И, ни-ни, то-то.
Не только…, но и; не то – не то; или.
Работа с текстом (Учащимся раздаются карточки с текстом)
Внимательно прослушать текст, озаглавить его, определяют тему и идею текста, проанализировать выделенные предложения, объяснить постановку знаков препинания.
1) Нынешняя Кубань - многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ. (2) Кубань - не только житница России, но и часть души каждого из нас.
(3) Кубань – раскидистую, размашистую, широкую, с её нескончаемой сутолокой больших улиц, электрическими огнями реклам – мы любим все. (4) Любим её строгость и её доброе материнское сердце.
(5) Вера в Кубань – характернейшая особенность народного исторического миросозерцания. (6) Кубань – земля, Кубань – отечество, Кубань – Родина, Кубань – мир.
7) На Кубани бесчисленное множество достопримечательностей: государственных, исторических, художественных и всяких иных. 8) Вернее, им нет конца и нельзя их исчислить, но у каждого из нас есть свой любимый уголок, милый сердцу.
9) Зелёный с лужайками и цветниками торжественный и лирический угол, влекущий к себе и горожанина, и приехавшего издалека гостя, склонного к созерцательности.
- Анализ выделенных предложений (Слайд 5,6,7)
Делаем вывод (Слайд 8)
Запятая ставится |
Запятая не ставится |
О, а О (перед противительными союзами) |
О и О |
Придумайте и запишите предложения по схемам (Слайд 9)
Работа по карточкам. Карточки раздаются каждому ученику. Найти однородные члены предложения, расставив знаки препинания.
1. Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.
2. А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.
3. В лесу и полях все было занесено снегом.
4. Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также липа зеленели приветливо и свежо.
5. Синицы, скворцы, живущие в наших лесах – истребители вредных насекомых.
6. Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад и крышу, и на тень тополя, и вздыхал живительный свежий воздух.
7. Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги, - все радовало глаз.
8. По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.
9. Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах, - декоративные кустарники.
7. Подсчитать количество однородных членов предложения, назвать их. Каким членом предложения они являются? Объяснить постановку знаков препинания. Доказать, что перед нами однородные члены предложения. Задание выполняется устно (Слайд 10)
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины, моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
8. Объяснительный диктант
У Кубани есть своя душа, своя жизнь. Каждый её камень хранит жизнь, надпись, начертанную временем, богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота, поэта. Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой. Наша сторона может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.
Подведение итогов урока, выставление оценок
Этап информации учащихся о домашнем задании.
1. Из текста художественной литературы найти и выписать 3 предложения с однородными членами и 3 с обобщающими словами при однородных членах.
2. Упражнение 278.