Тема урока: «Войди в мир текста»
Цели урока:
- формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;
- создание условий для осознания учащимися необходимости знать законы построения текста,научить понимать,что сначала хотел сказать автор, потом показать,как он это сделал.
- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- осваивать роли ученика; формировать интерес (мотивации) к учению.
Метапредметные УУД:
- развивать умения искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Познавательные УУД:
- определять основную и дополнительную информацию
Коммуникативные УУД:
- описывать содержание совершаемых действий с целью ориетировки учебно-практической деятельности
Регулятивные УУД:
- принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
Предметные УУД
- формировать интерес к новому учебному материалу
Тип урока: урок-лаборатория.
Методы и приёмы: учебное исследование
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная
№ п/п |
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1. |
Организационный момент |
включение учащихся в деятельность |
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя |
Подготовка класса к работе. |
Л: самоопределение; Р: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества |
2. |
Актуализация знаний |
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
Интеллектуальная разминка. Что такое лаборатория? Определите значение слова по толковому словарю. Сегодня на уроке мы тоже будем исследовать ,анализировать и испытывать. Каждый из вас становится сотрудником лаборатории. Напоминаю, что мы находимся в лаборатории умственного развития и самое время узнать о том, как привести свой мозг в хорошую форму? Думаю, что вы согласитесь со мной, мозг надо тренировать. Как сказал известный поэт: "Ум укрепляют упражнения, а не отдых". Предлагаю вам своеобразную тренировочную площадку, на которой выполняется определенный комплекс упражнений: Управляй своим вниманием. Мысли образами. Мысли словами. Развивай свою память. Твори, выдумывай, пробуй.
Что будем исследовать?
Что будем анализировать?
Зачем? |
Находят и читают. Учреждение или его отдел, ведущие экспериментальную научно-исследовательскую работу, отдел предприятия, учреждения, занимающийся анализами и испытаниями чего-л., 2. перен.; кого или какая. Область творческой деятельности (писателя, художника и т. п.).
Текст, у каждого свой экземпляр.
Приёмы постороения ,художественные средства, тип,стиль ,орфография и пунктуацию. Чтобы написать свой текст. |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. |
Работа с текстом. |
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися |
(1)Ж..л-был в д…ревне деревянный дом. (2)Его старая крыша м…стами пр…худилась и уже (не) спасала от прол…вного дождя, окна (не) открывались, а двери сильно скрипели. (3)Когда-то давно в доме ж…ли люди, тогда он был новый, красивый и ж…льцы ухаживали (за) ним. (4)Люди часто ездили в город и всегда возвращались. (5)А однажды ж…льцы уехали прошло много времени но никто так и не вернулся в деревню. (6)Дом начал скучать и ветшать, ведь никто теперь не ухаживал за ним. (7)И яблоневый са(д,т) у дома тоже чувствовал себя заброшенным. (8)Когда наступила весна, дом и сад поняли, что надо что-то делать, иначе они снова останутся одинокими. (9)И тогда дом и сад решили изменить свою ж…знь и стали готовиться к приёму гостей. (10)Прилетел ветер и проветрил все комнаты. (11)Пош…л дождь и вымыл все окна. (12)Вышло из(за) туч(?) солнце и высуш…ло весь дом. (13)Сад помолодел и покрылся бело-розовым цветом. (14)Скоро в деревню приехали люди, посмотрели на чистый и красивый дом и с радо(ст/т)ью пос…лились в нём. (15)А са(д,т) от (сч\щ)астья усыпал дорожки бело-розовыми лепестками. (16)Ведь главное — не отчаиваться и быть готовым к новой встрече.
(По В. Крапивину) |
1.Читают текст. 2.Отвечают на вопросы. 1.В какое предложении по-вашему заключена главная мысль текста? Докажите. 2.Прочитайте текст и подчеркните слова,которые показывают состояние дома. Обьясните почему. Какие они вызывают ассоциации? 3.Составьте план текста. 4.Озаглавьте текст. 5. Какое предложение текста говорит о том,что речь идёт не только о жизни доме , но и о жизни человека? 6. Какие художественные средства помогают понять главную мысль? Выпишите их , назовите,где необходимо поставьте пропущенные буквы. 7.Определите стиль и тип текста.Докажите. 8.Выпишите из текста слова с проверяемой безударной гласной в корне, подберите проверочные. 9. В предложении 5 поставьте недостающие знаки ,обоснуйте свой выбор. 10.Из предложения 10 выпишите однокоренные сказуемые. Одного из них сделайте морфологический разбор. 11.В предложениях 3 и 14 найдите контекстуальные синонимы .Обоснуйте свой выбор устно. |
В тетрадях появляются записи. Каждая из которых помогает понять,зачем автор написал этот текст, что хотел сказать читателям, при помощи чего он это сделал. Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Л:выполнение поставленных задач. |
4. |
Создание своего текст на заданную тему. |
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися |
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Ведь главное — не отчаиваться и быть готовым к новой встрече». В какой ситуации можно сказать данную фразу? Опишите в 5-7 предложениях.
|
Выполняют работу. |
Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели; Л: формулирование проблемы |
5. |
Первичное чтение. |
проговаривание и закрепление нового знания |
Как вам помог анализ предложенного текста сочинить свой?
Всё ли удалось с первого раза? Да .необходима доработка ,корректировка, исправление ошибок. |
Читают текст. Отвечают на вопрос.
|
Р: контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; П: умение структурировать знания |
6. |
Итог урока (рефлексия деятельности) |
самооценка результатов деятельности |
- Что нового открыли на уроке? - Какие трудности возникли? - Что удалось легче всего? - Чего добились? - А теперь давайте оценим свою работу на уроке. - Достигла наша лаборатория результатов? |
Осуществляют самооценку. |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия |
7. |
Домашнее задание
|
Дома отредактируйте написанную миниатюру (оценка 5-4) Спишите текст,расставьте буквы пропущенные и запятые (оценка 3). |
Задают вопросы по выполнению. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
(1)Ж..л-был в д…ревне деревянный дом. (2)Его старая крыша м…стами пр…худилась и уже (не) спасала от прол…вного дождя, окна (не) открывались, а двери сильно скрипели. (3)Когда-то давно в доме ж…ли люди, тогда он был новый, красивый и ж…льцы ухаживали (за) ним. (4)Люди часто ездили в город и всегда возвращались. (5)А однажды ж…льцы уехали прошло много времени но никто так и не вернулся в деревню. (6)Дом начал скучать и ветшать, ведь никто теперь не ухаживал за ним. (7)И яблоневый са(д,т) у дома тоже чувствовал себя заброшенным.
(8)Когда наступила весна, дом и сад поняли, что надо что-то делать, иначе они снова останутся одинокими. (9)И тогда дом и сад решили изменить свою ж…знь и стали готовиться к приёму гостей. (10)Прилетел ветер и проветрил все комнаты. (11)Пош…л дождь и вымыл все окна. (12)Вышло из(за) туч(?) солнце и высуш…ло весь дом. (13)Сад помолодел и покрылся бело-розовым цветом.
(14)Скоро в деревню приехали люди, посмотрели на чистый и красивый дом и с радо(ст/т)ью пос…лились в нём. (15)А са(д,т) от (сч\щ)астья усыпал дорожки бело-розовыми лепестками. (16)Ведь главное — не отчаиваться и быть готовым к новой встрече.
(По В. Крапивину)
1.В какое предложении по-вашему заключена главная мысль текста? Докажите.
2.Прочитайте текст и подчеркните слова,которые показывают состояние дома. Обьясните почему. Какие они вызывают ассоциации?
3.Составьте план текста.
4.Озаглавьте его.
5. Какое предложение текста говорит о том ,что речь идёт не о жизни доме ,
а о жизни человека?
6. Какие художественные средства помогают понять главную мысль?
Выпишите их , назовите,где необходимо поставьте пропущенные буквы.
7.Определите стиль и тип текста.Докажите.
8.Выпишите из текста слова с проверяемой безударной гласной в корне, подберите проверочные.
9. В предложении 5 поставьте недостающие знаки ,обоснуйте свой выбор.
10.Из предложения 10 выпишите однокоренные сказуемые. Одного из них сделайте морфологический разбор.
11.В предложениях 3 и 14 найдите контекстуальные синонимы .Обоснуйте свой выбор устно.
12.Напишите сочинение-миниатюру на тему «Ведь главное — не отчаиваться и быть готовым к новой встрече»