Рабочая программа организации адаптационных занятий «Первые дни ребёнка в школе» для учащихся 1 класса

2
0
Материал опубликован 27 October 2020











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


организации адаптационных занятий

«Первые дни ребёнка в школе»

для учащихся 1 класса

(на ______ учебный год).






































Пояснительная записка.

Рабочая программа адаптационных занятий с первоклассниками «Первые дни ребёнка в школе» составлена с целью создания комфортных условий для адаптации первоклассников в школе, которые позволят ребёнку успешно развиваться в школьной среде.

Цель курса «Первые дни ребёнка в школе» конкретизируются в его задачах:

- формирование у детей положительного отношения к школе;

- формирование и развитие мотивационной готовности к обучению;

- формирование и развитие внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, нравственно-этической ориентации;

- формирование и развитие у детей коммуникативных универсальных действий, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами;

- формирование и развитие у детей познавательных универсальных действий;

- формирование у детей устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.


Общая характеристика курса.

Рабочая программа курса адаптационных занятий с первоклассниками «Первые дни ребёнка в школе» состоит из 54 занятий, объединённых в 4 раздела.

Занятия раздела «Знакомство» направлены на формирование и развитие коммуникативных универсальных действий: навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.

Занятия раздела «Школа – целая страна» направлены на формирование положительного отношения к школе, чувства необходимости учения, проявления особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, усвоение школьных правил через игру, экскурсии, коллективное творческое дело.

Занятия раздела «Час игры» направлены на разучивание подвижных игр для школьных перемен, динамической паузы, снятие утомления, организацию двигательной активности первоклассников.

Занятия раздела «Изучаю историю» направлены на развитие познавательных универсальных действий, формирование основ гражданской идентичности.

Эффективность реализации программы показывает мониторинг адаптации ребёнка к школе.


Описание места курса в учебном плане.

Курс адаптационных занятий с первоклассниками «Первые дни ребёнка в школе» проводится в I четверти и включает 54 занятия из расчёта 6 занятий в неделю.


Описание ценностных ориентиров содержания курса.

-Чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

- Восприятие мира как единого и целостного, отказ от деления на «своих» и «чужих».

- Уважение истории и культуры каждого народа.

- Доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- Уважение к окружающим: умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.

- Принятие и уважение ценностей семьи, школы, коллектива.

- Развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.

- Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

- Развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.

- Формирование способности к организации своего рабочего места, своей деятельности.

- Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса.

Личностные результаты:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- мотивационная готовность к обучению;

- познавательный интерес к новому материалу;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие этических чувств – стыда, вина, совести как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- установка на здоровый образ жизни;

- чувство прекрасного и этические чувства.

Метапредметные результаты:

- оценивать правильность выполнения действия;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- строить речевое высказывание;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- обобщать;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы.

Предметные результаты освоения курса.

Ученик научится:

- рассказывать о себе, своей семье;

- выполнять поделки для украшения помещения к празднику, для подарка другим людям;

- выполнять коллективные аппликации из ладошек;

- ухаживать за школьными растениями;

- организовывать своё рабочее место;

- составлять безопасный маршрут из дома в школу;

- называть школьные помещения, профессии работников школы;

- пользоваться основными школьными принадлежностями;

- называть основные достопримечательности родного города, родной страны.

Ученик получить возможность научиться:

- объяснять значение своего имени;

- рассказывать о самой интересной книге;

- жить в коллективе без конфликтов;

- участвовать в простых видах социальной практики (выполнение коллективных аппликаций из ладошек для украшения класса, школьных помещений, для подарка работниками школы);

- составлять свой режим дня;

- соблюдать правила этикета за столом.


Содержание курса.


Знакомство. (12ч)

Знакомство. Разучивание игры «Давайте познакомимся». Значение имени. Правило школьной жизни «Хочешь говорить – подними руку».

Знакомство. Разучивание игр на знакомство «Клубок ниток», «Мяч по кругу», «Паровозик знакомств».

Мой класс. Упражнения «Расскажи мне о себе», «Моя ладошка».

Какая книга самая интересная?

Мой класс: дружные ребята. Игра «Ковёр мира».

Мой класс: честные ребята.

Мой класс: ребята, которые берегут и охраняют природу.

Мой класс: взаимопомощь.

Мой класс: ребята, любящие свою родину. Мой род – мой город – моя страна. Мой род - моя семья.

Подготовка к празднику «Посвящение в первоклассники»: разучивание стихотворений, частушек о школе. Украшение помещения.

Праздники моего класса. Праздник «Посвящение в первоклассники».


Час игры. (9ч)

Разучиваем игры для школьных перемен «Фигуры», «Быстро по местам», «Внимание».

Разучиваем подвижные игры «Все ли на месте», «Вызов номеров», «Замри», «Запомни своё место», «Запрещённое движение», «Исправь осанку!», «Лес, болото, море», «Летает – не летает», «Отгадай движение», «Правильно-неправильно», «Копна-тропинка-кочки», «Быстро шагай!», «Отгадай, чей голосок?», «На прогулку», «Пустое место», «Космонавты», «Ловля обезьян», «Салки– ноги от земли», «Медведи и пчёлы», «Эстафета зверей», «Бег сороконожек», «У медведя во бору», «Мы-весёлые ребята», «Карусель».


Школа – целая страна. (21ч)

Школьные профессии: учитель, воспитатель. Уважительное отношение к работникам школы. Коллективная аппликация из ладошек «Солнышко».

Экскурсия №1 по школе «Моя школа».

Вот какая наша школа! Занятие-встреча с известным выпускником школы.

Экскурсия №2 в школьный музей.

Занятие-путешествие во времени: из истории формы. Школьная форма.

Безопасная дорога из дома в школу. Дорожные знаки, правила поведения на улице.

А я в школу еду на автобусе… Правила поведения в общественном транспорте.

Правила школьной жизни.

Режим дня школьника.

Кто работает в школе: библиотекарь. Коллективная аппликация из ладошек «Чудо-дерево».

Экскурсия №3 в школьную библиотеку.

Школьные профессии: технические служащие. Коллективная аппликация из ладошек «Цветы».

Моё рабочее место. Учимся наводить порядок.

Зачем надо соблюдать чистоту?

Экскурсия №4 по школьной территории.

Украшаем класс. Коллективная аппликация из ладошек «Осень».

Комнатные растения в школе. Учимся ухаживать за комнатными растениями.

Кто работает в школе: работники школьной столовой. Коллективная аппликация «Букет цветов».

Правила школьной жизни: столовая. Этикет за столом.



Изучаю историю. (11ч)

Изучаю историю: школа. Как учились наши дедушки и бабушки.

Изучаю историю: мои школьные вещи.

Занятие-путешествие во времени. Откуда взялись буквы?

Из истории букваря. Коллективная творческая работа №1. «Наш букварь».

Занятие-путешествие. Откуда взялись цифры?

Для чего нужен компьютер?

Откуда люди всё знают? Коллективная аппликация из ладошек «Вокруг света».

Поговорим о правильном питании: из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.

Изучаю историю: сказочные герои-ученики.

Мой город – Тула.

Экскурсия №5 в Тульский музей древностей.

Моя страна – Россия.

Мониторинг адаптации ребёнка к школе.(1ч)


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

1.

Знакомство

12

- рассказывание о себе, своей семье;

- разучивание игр на знакомство «Давайте познакомимся», «Клубок ниток», «Мяч по кругу», «Паровозик знакомств»;

- объяснение значения своего имени,

- запоминание и выполнение правила школьной жизни «Хочешь говорить – подними руку»,

- выполнение упражнений «Расскажи мне о себе», «Моя ладошка»,

- рассказывание о самой интересной книге,

- умение в коллективе жить без конфликтов,

- называние и запоминание основных правил жизни в классном коллективе (дружные ребята, честные ребята, ребята, помогающие друг другу);

- разучивание игры «Ковёр мира»;

- разучивание стихотворений, частушек о школе;

- выполнение поделок, рисунков для украшения помещения к празднику

2.

Час игры

9

разучивание подвижных игр

3.

Школа – целая страна

21

-знакомство с историей, основными помещениями, работниками школы;

- участие в простых видах социальной практики через уход за школьными растениями, выполнение коллективных аппликаций из ладошек (обведение своих ладошек, вырезание, наклеивание) для украшения класса, школьных помещений для подарка работникам школы;

- составление безопасного маршрута в школу;

- соблюдение основных правил школьной жизни;

- выкладывание из цветных полос режима дня школьника;

- организация рабочего места;

- соблюдение правил этикета за столом

4.

Изучаю историю

11

- знакомство с историей школы;

-знакомство с историей главных школьных вещей, соблюдение правил бережного пользования школьными вещами;

- знакомство с основными правилами правильного питания;

- знакомство с историей родного города, страны

5.

Мониторинг адаптации ребёнка к школе.

1

- выполнение заданий мониторинга


ИТОГО:

54


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Детские книги разного типа из круга детского чтения.

Демонстрационный экземпляр

Печатные пособия.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в рабочей программе (в том числе и в цифровой форме).

Демонстрационный экземпляр

Таблица «Режим дня школьника».

Демонстрационный экземпляр

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в рабочей программе (в том числе и в цифровой форме).

Демонстрационный экземпляр

Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Демонстрационный экземпляр

Компьютер.

Демонстрационный экземпляр

Ноутбук.

Демонстрационный экземпляр

Панель.

Демонстрационный экземпляр

Мультимедийный проектор.

Демонстрационный экземпляр

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике рабочей программы.


Демонстрационный экземпляр

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Ножницы.

Полный комплект.

Цветная бумага.

Полный комплект.

Клей.

Полный комплект.

Цветные карандаши.

Полный комплект.

Игры и игрушки

Настольные и развивающие игры

Демонстрационный экземпляр

Куклы – сказочные герои

Демонстрационный экземпляр

Измерительные инструменты и приспособления.

Линейка.

Демонстрационный экземпляр






Приложение 1.


Календарно-тематической планирование.
















№ уро-ка

Содержание


Дата

проведения

занятия

Обору-

дование

Дополни-тельная литература

Примеча-ние

1.

Знакомство. Разучивание игры «Давайте познакомимся». Значение имени. Правило школьной жизни «Хочешь говорить – подними руку».


Колокольчик.

Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни: Пособие для учителя / Г.А.Цукер-ман, К.Н.Полива-нова – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Коммуникативные УУД

2.

Знакомство. Разучивание игр на знакомство «Клубок ниток», «Мяч по кругу», «Паровозик знакомств».


Клубок толстых ниток, мяч.

Первые дни ребёнка в школе: рефлексивные круги, игры/ авт.-сост.Н.Б.Го-воркова, Г.Г.Кукушкина. - Волгоград: Учитель, 2008.



Игровая технология.

№ уро-ка

Содержание


Дата

проведения

занятия

Обору-

дование

Дополни-тельная литература

Примеча-ние

3.

Мой класс. Упражнения «Расскажи мне о себе», «Моя ладошка».


Фотографии детей.


Личностные УУД

4.

Час игры. Разучиваем игры для школьных перемен «Фигуры», «Быстро по местам», «Внимание». (ИОТ-02.08.76-08)



Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). – М.:ВАКО.

Коммуникативные УУД

5.

Безопасная дорога из дома в школу. Дорожные знаки, правила поведения на улице.


Изображения дорожных знаков.


Ценностные ориентиры: безопасность.

6.

А я в школу еду на автобусе… Правила поведения в общественном транспорте.


Изображения общественного транспорта.



7.

Изучаю историю: школа. Как учились наши дедушки и бабушки.


Семейные фотографии.


Ценностные ориентиры: школа, учение.

8.

Школьные профессии: учитель, воспитатель. Уважительное отношение к работникам школы. Коллективная аппликация из ладошек «Солнышко». (ИОТ-02.08.100-08)


Цветная бумага, ножницы, клей.

http://stranamasterov.ru/node/256471

Ценностные ориентиры: уважительное отношение к взрослым.

9.

Час игры. Разучиваем подвижные игры «Все ли на месте», «Вызов номеров», «Замри». (ИОТ-02.08.76-08)



Школа физкультминуток…

Коммуникативные УУД

10.

Экскурсия №1 по школе «Моя школа». (ИОТ-02.08.44-08)





11.

Вот какая наша школа! Занятие-встреча с известным выпускником школы.





12.

Экскурсия №2 в школьный музей. (ИОТ-02.08.44-08)





13.

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Правила школьной жизни.


Белая бумага, цветные карандаши.




№ уро-ка

Содержание


Дата

проведения

занятия

Обору-

дование

Дополни-тельная литература

Примеча-ние

14.

Занятие-путешествие во времени: из истории формы. Школьная форма.




Ценностные ориентиры: бережливость, аккуратность.

15.

Час игры. Разучивание подвижных игр «Запомни своё место», «Запрещённое движение», «Исправь осанку!» (ИОТ-02.08.76-08)



Школа физкультминуток…

Ценностные ориентиры: здоровье.

16.

Изучаю историю: мои школьные вещи.


Школьные принадлежности.

1000 загадок. – Ярославль: «Академия развития».

Почемучка. – М.: «Педагогика-Пресс».


17.

Режим дня школьника.


Цветные мелки; цветные полоски, таблица «Режим дня школьника».


Работа по группам: коммуникативные УУД

18.

Мой класс: дружные ребята. Игра «Ковёр мира».



Первые дни ребёнка в школе…

Ценностные ориентиры: дружба.

19.

Занятие-путешествие во времени. Откуда взялись буквы?




Почемучка. – М.: «Педагогика-Пресс».

Ценностные ориентиры: учение.

20.

Из истории букваря. Коллективная творческая работа №1. «Наш букварь». (ИОТ-02.08.08-100,115)


Старые буквари.

21.

Какая книга самая интересная?


Выставка книг.

22.

Кто работает в школе: библиотекарь. Коллективная аппликация из ладошек «Чудо-дерево». (ИОТ-02.08.100-08)


Цветная бумага, ножницы, клей.

http://stranamasterov.ru/node/256471

Коммуникативные УУД.

№ уро-ка

Содержание


Дата

проведения

занятия

Обору-

дование

Дополни-тельная литература

Примеча-ние

23.

Экскурсия №3 в школьную библиотеку. (ИОТ-02.08.44-08)





24.

Спортивный час. Разучивание подвижных игр «Лес, болото, море», «Летает – не летает», «Отгадай движение».



Школа физкультминуток…

Ценностные ориентиры: здоровье.

25.

Занятие-путешествие. Откуда взялись цифры?



Почемучка. – М.: «Педагогика-Пресс».

Познавательные УУД.

26.

Для чего нужен компьютер?






27.

Час игры. Разучиваем подвижные игры «Правильно-неправильно», «Копна-тропинка-кочки», «Быстро шагай!» (ИОТ-02.08.76-08)



Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы. – М.: М.: ВАКО.


28.

Мой класс: честные ребята.




Ценностные ориентиры: честность.

29.

Откуда люди всё знают? Коллективная аппликация из ладошек «Вокруг света». (ИОТ-08.100-08)


Цветная бумага, ножницы, клей.

Почемучка. – М.: «Педагогика-Пресс».

http://prostodelkino.com/raznoe/273362-applikacija-iz-ladoshek.html

Познавательные УУД

30.

Школьные профессии: технические служащие. Коллективная аппликация из ладошек «Цветы». (ИОТ-02.08.100-08)


Цветная бумага, ножницы, клей.


Профессиональная ориентация.

31.

Моё рабочее место. Учимся наводить порядок.





32.

Зачем надо соблюдать чистоту?





33.

Час игры. Разучивание подвижных игр «Отгадай, чей голосок?», «На прогулку», «Пустое место». (ИОТ-02.08.76-08)



Поурочные разработки по физкультуре…


№ уро-ка

Содержание


Дата

проведения

занятия

Обору-

дование

Дополни-тельная литература

Примеча-ние

34.

Мой класс: ребята, которые берегут и охраняют природу.




Ценностные ориентиры: природа.

35-36.

Украшаем класс. Коллективная аппликация из ладошек «Осень». (ИОТ-02.08.100, 115-08)


Цветная бумага, ножницы, клей.



37.

Экскурсия №4 по школьной территории. (ИОТ-02.08.44-08)





38-39.

Комнатные растения в школе. Учимся ухаживать за комнатными растениями.


Комнатные цветы.



40.

Час игры. Разучиваем подвижные игры «Космонавты», «Ловля обезьян», «Салки– ноги от земли». (ИОТ-02.08.76-08)



Поурочные разработки по физкультуре…

Ценностные ориентиры: здоровье.

41.

Кто работает в школе: работники школьной столовой. Коллективная аппликация «Букет цветов». (ИОТ-02.08.100-08)


Цветная бумага, клей, ножницы.


Профессиональная ориентация.

42.

Правила школьной жизни: столовая. Этикет за столом.





43.

Поговорим о правильном питании: из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.





44.

Мой класс: взаимопомощь.




Ценностные ориентиры: помощь другому.

45.

Час игры. Разучивание подвижных игр «Медведи и пчёлы», «Эстафета зверей», «Бег сороконожек». (ИОТ-02.08.76-08)



Поурочные разработки по физкультуре…

Ценностные ориентиры: здоровье.

46.

Изучаю историю: сказочные герои-ученики.


Выставка книг.


Ценностные ориентиры: школа, учение.

47.

Мой класс: ребята, любящие свою родину. Мой род – мой город – моя страна.

Мой род - моя семья.


Семейные фотогра-фии.


Ценностные ориентиры: родина.


№ уро-ка

Содержание


Дата

проведения

занятия

Обору-

дование

Дополни-тельная литература

Примеча-ние

48.

Мой город – Тула. Моя страна – Россия.


Фотографии Тулы, России.



49.

Экскурсия №5 в Тульский музей древностей. (ИОТ-02.08.44-08)




Ценностные ориентиры: родина.

50.

Мониторинг адаптации ребёнка к школе.





51.

Час игры. Разучиваем подвижные игры «У медведя во бору», «Мы-весёлые ребята», «Карусель». (ИОТ-02.08.76-08)



Поурочные разработки по физкультуре…

Ценностные ориентиры: здоровье.

52-53.

Подготовка к празднику «Посвящение в первоклассники»: разучивание стихотворений, частушек о школе. Украшение помещения.





54.

Праздники моего класса. Праздник «Посвящение в первоклассники». (ИОТ-02.08.79-08)









































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.