Программа развивающих занятий для учащихся 1 классов «Интеллектус»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №94» городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Программа развивающих занятий
для учащихся 1 классов
«Интеллектус»
Ломакина Вера Васильевна, педагог-психолог
1.Пояснительная записка
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация его развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста.
Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.
Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.
Таким образом, одним из важнейших направлений психологической работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.
Определяя содержание программы интеллектуального развития в начальной школе, мы основывались на необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований у детей младшего школьного возраста, а также необходимости формирования психологической готовности учащихся к переходу в среднюю школу.
Актуальность.
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования процесса развития познавательной сферы младшего школьника. Разработанные развивающие занятия отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.
Цель программы.
сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основные задачи программы.
развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
формирование собственного стиля мышления;
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
Участники программы: учащиеся 1-х классов .
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Основные методы: игры и упражнения.
Продолжительность занятия: 35-40 мин. Продолжительность программы 8 занятий.
Проведение занятий: 1 раз в неделю.
Количество человек в группе: 4-8 человек.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты |
Универсальные учебные действия |
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой; проводить наблюдения, измерения, планировать и поводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; владеть монологической и диалогической речью, составлять план текста, передавать прочитанное и сжатое или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карет, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них; работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. |
Познавательные общеучебные действия умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; умение выражать свои мысли полно и точно; управление действиями партнера (оценка, коррекция); использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД целеполагание; волевая саморегуляция; прогнозирование уровня усвоения; оценка; коррекция. Личностные УУД знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация на понимание причин успеха в деятельности; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка; самоопределение. |
.
Условия реализации программы
-
Мультимедийный компьютер
МФУ
Мультимедиапроектор
Средства телекоммуникации
Экран навесной
Система оценки достижения планируемых результатов
- повышение интереса и активности школьников на уроках;
- уменьшение помощи, которую учитель оказывает учащимся при выполнении заданий;
- улучшение успеваемости по школьным дисциплинам (косвенный показатель);
- снижение уровня тревожности у детей;
- эмоциональное благополучие ребенка в классе.
2. Тематический план занятий
№ п/п |
Тема занятия |
Цель |
Содержание |
|
Путешествия Смешариков. Нюша в Японии. |
Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления |
Упр. «Мой День рождения» Упр. «Найди отличие» Упр. «Какие предметы есть на картинке» Упр. «Повтори картинку» Упр. «Запиши слово по первым буквам» Упр. «4 лишний» Упр. «Чего не хватает» Упр. «Летает – не летает» Рефлексия |
|
Путешествия Смешариков. Лосяш и китайский чай |
Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления |
Упр. «Мой любимый фрукт» Упр. «Найди отличие» Упр. «Какие предметы есть на картинке» Упр. «Повтори картинку» Упр. «Запиши слово по первым буквам» Упр. «4 лишний» Упр. «Чего не хватает в пустых клетках» Упр. «В магазине зеркал» Рефлексия |
|
Путешествия Смешариков. Копатыч и египетская сила |
Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления |
Упр. «Мышонок» Упр. «Найди отличие» Упр. «Какие предметы есть на картинке» Упр. «Повтори картинку» Упр. «Запиши слово по первым буквам» Упр. «4 лишний» Упр. «Найди закономерность и продолжи ряд» Упр. «4 стихии» Рефлексия |
|
Путешествия Смешариков. Ежик и Крош в лесу |
Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления |
Упр. «Мой любимый цвет» Упр. «Найди отличие» Упр. «Какие предметы есть на картинке» Упр. «Повтори картинку» Упр. «Запиши слово по первым буквам» Упр. «4 лишний» Упр. «Что должно быть в пустых клеточках» Упр. «Смотри на руки» Рефлексия |
|
Путешествия Смешариков. Нюша и Лосяш отдыхают на море |
Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления |
Упр. «Моя любимая фигура» Упр. «Найди отличия» Упр. «Ребусы» Упр. «Повтори рисунок» Упр. «Продолжи ряд» Упр. «4 лишний» Упр. «Кто знает, пусть дальше считает» Рефлексия |
|
Путешествия Смешариков. Крош и Нюша в Германии |
Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления |
Упр. «Мой любимый урок» Упр. «Соедини фигуры в соответствии с образцом» Упр. «расставь цифры» Упр. «Найди отличие» Упр. «4 лишний» Упр. «Найди сегменты и обведи их» Упр. «С» Рефлексия |
|
Путешествия Смешариков. Крош и Лосяш на берегу реки. |
Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления |
Упр. «Мое любимое блюдо» Упр. «Найди отличие» Упр. «4 лишний» Упр. «Найди сегменты и обведи их» Упр. «Повтори рисунок» Упр. «Дорисуй предметы» Упр. «Нарисуй круг и треугольник» Рефлексия |
|
Путешествия Смешариков. Нюша у бабушки в деревне |
Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления |
Упр. «Испорченный телефон» «Прочитай получившееся слово» Упр. «4 лишний» Упр. «Найди сегменты и обведи их» Упр. «Посчитай фигуры» Упр. «Повтори картинку» Упр. «Найди слова» Упр. «Выложи из палочек» Рефлексия |
3. Список используемой и рекомендуемой литературы
1. Ананьева Т. Комната друзей. Психологическая коррекция общения детей с повышенным уровнем школьной тревожности.// Школьный психолог.2009, №10.
2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления, СПб.: Издательский дом «Литера»,2002.
3. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». М., 1995.
4. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.
5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: «Ось-89», 1997.
6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся1-4 классов) Часть 1, 2. Книга для учителя.- 4-е изд. ,стер.- М.: «Ось-89», 2008.
7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я : уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: «Генезис», 2006.
8.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.