Родительское собрание по теме «Первые дни ребёнка в школе»
Учитель начальных классов Топина Евгения Александровна
(МБОУ СОШ с.Тарлыковка Ровенского района Саратовской области)
Родительское собрание по теме: «Первые дни ребёнка в школе»
Задачи:
1. познакомить родителей с учителем и друг с другом;
2. познакомить родителей с основными психологическими проблемами, возникающими у детей при вступлении в школу;
3. познакомить родителей с требованиями в учебно-воспитательном процессе;
4. совместно с помощью практических и логических действий выработать основные закономерности в участии родителей в учебно-воспитательном процессе;
Ход собрания.
Приветствие. Знакомство
Здравствуйте, уважаемые участники мероприятия. Сегодня мы поговорим на тему, волнующую многих родителей: «Адаптация ребёнка к школе»
Своё выступление я хотела бы начать со слов Л. Кассиля:
"Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”….
Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. (СЛАЙД-От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?)
Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников.
Давайте попробуем представить, что сейчас чувствуют наши дети?
Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой, … )
Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети.
С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Это для ребёнка стресс.
Предлагаю эксперимент: Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения…
Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс и готова дать вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней. А таких хлопков с приходом вашего ребёнка в школу нужно сделать очень много, чтобы ребёнок побыстрее адаптировался к школьной жизни.
А что же такое адаптация?Адаптация – естественное состояние человека, способного привыкнуть к новым условиям.
Но процесс привыкания длится ни день и ни два. Это довольно длительный процесс. Известный учёный и психолог Выготский выделил 3 этапа адаптации
СЛАЙД
1 этап-ориентировачный, «физиологическая буря», длится 2-3 недели. Все системы организма бурно реагируют, а организм тратит все силы.
2 этап-неустоёчивое приспособление, «буря» начинает затихать, длится 3-4 недели
3 этап-относительно устойчивое приспособление, длится 5 — 6 недель, может быть и до 9 недель
На период адаптации влияет, прежде всего, состояние здоровья. Легче адаптируются дети , посещавшие детский сад и имеющие хорошее здоровье. Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. У первоклассника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут.
Помните , каким бы профессиональным не были бы ваши учителя,
никогда без Вашей помощи им не сделать того, что можно сделать вместе.
И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и наши дети. Но наши они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.
СЛАЙД - Послушайте Легенду о дереве добра
Давным-давно люди заметили, что растения дают плоды в зависимости от того, какие семена посеяли, в какую почву они легли, как за ними ухаживали, сколько внимания им уделяли. Так, оказалось, что семена зла и ненависти, дающие побеги и плоды, засоряют почву, сводя на нет результаты человеческого труда. И, наоборот, семена Добра, посеянные в подготовленную почву, за которыми ухаживают, окружают теплом, лаской, добротой, дают самые зрелые и сочные плоды. Самым упорным и трудолюбивым удается вырастить Дерево Добра, от которого идет свет, тепло и доброта ко всем, кто в этом нуждается. Так и повелось на Земле - судить о человеке по тому, что оставляет он после себя другим, а люди, чтобы о них долго помнили и память эта была доброй, стараются сеять вокруг себя только хорошее. Эта история передается из поколения в поколение, от сердца к сердцу, из уст в уста. Какое дерево мы посадим, такие плоды оно и даст, и зависит это от всех нас!
Приспособление к новым условиям- огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка. Не смотря на то, что мой стаж ещё мал, я уже набирала 1 класс и старалась сделать этот адаптационный период, как можно более незаметным, менее дискомфортным. (СЛАЙД)-ФОТО Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть успешным и понятым. Поэтому на этом этапе старалась познакомить детей друг с другом, создать доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества – учениками 1 класса.
А сейчас мы уже в 3 классе. Дети активны, с удовольствием участвуют в различных конкурсах. ГРАМОТЫ
Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. Поэтому я согласна с тем, что ученикам 1 класса оценки не ставятся
Родители хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим. Он обязательно таким и будет, если крепко дружить со школой, полностью вникнуть в интересы ребёнка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат. Помогите вашему ребенку!
Так хочется, чтобы в наше непростое время дети были по-настоящему счастливы! Что же для этого нужно? Ответить на этот вопрос поможет игра-синквейн.
СЛАЙД
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Давайте протянем руку помощи нашим детям. Пожалуйста И.И. Пройдите к доске зачитайте свою творческую работу и поместите её на доску.
Получился крепкий фундамент, построенный на взаимопонимании учителя, родителя и ребёнка.
И здесь как нельзя лучше подходят слова великого педагога Амонашвили «Если мы хотим воспитать личность, то должны создать правильную воспитательную среду».
СЛАЙД В заключении нашей встречи я предлагаю вам известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали.
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась. А эти заповеди я вам подарю и буду надеяться , что они вам в жизни пригодятся.
Не забывайте о том, что Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”
На этом встреча наша заканчивается.
Васильева Татьяна