Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Школа добрых дел» для учащихся 1 класса
Министерство образования и науки Алтайского края
краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Михайловская общеобразовательная школа – интернат»
Программа рассмотрена на заседании М/О учителей начальных классов Протокол № 1 « 25 »августа 2017г. |
Согласовано заместитель директора по УР /_______/ « »_________2017г. |
Утверждаю директор /______/М.А.Убраев Приказ№ __ « »__________ 2017г. |
Принято на заседании педсовета Протокол № 1 « 31 »августа 2017г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности социального направления
«Школа добрых дел»
для учащихся 1 класса
(начальное общее образование)
Составитель: М.Ш.Кунанбаева,
учитель начальных классов.
2017 – 2018 учебный год
Паспорт рабочей программы
Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 1 класса КГБОУ «Михайловская общеобразовательная школа-интернат»
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 33 часа
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Формы контроля: текущий (устный опрос)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации №273 «Об образовании в Р Ф»;
Федерального государственного образовательного стандарта для детей с интеллектуальными нарушениями;
СанПиНа 2.4.2.3286 -15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Письмо МО РФ№ АФ- 150/06 от 18 апреля 2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами»;
Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (от 24 июля 1998г. №124 – ФЗ).
Программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе с детьми ОВЗ 7-10 летнего возраста в условиях общеобразовательной школы – интерната.
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума.
Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Продолжительность курса в 1 классе 33 учебные недели по 1 часу в неделю.
Принципы интегрированного курса:
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
-доступность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
В рамках программы «Школа добрых дел» могут использоваться следующие формы организации внеурочной деятельности:
беседы;
встречи с людьми различных профессий;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
экскурсии, поездки;
конкурсы;
выставки детских работ;
коллективные творческие дела;
праздники;
викторины;
творческие проекты, презентации;
мастерские подарков;
аукционы добрых дел;
трудовые десанты;
общественно полезные практики;
социально-значимые акции,
социальные проекты и т.п.
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
«Школа добрых дел»
Данный курс позволяет формировать следующие базовые учебные действия (БУД):
Личностные (БУД)
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Регулятивные (БУД) - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов, уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные (БУД)
приобретение школьником социальных знаний,
понимание социальной реальности и повседневной жизни;
приобретение навыков групповой работы;
получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
способность регулировать собственную деятельность;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
совершенствование в умениях слышать себя и других;
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.
Коммуникативные (БУД) - слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им; участвовать в беседе, дискуссии;
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Формирование этих БУД в младшем школьном возрасте учащемуся с ОВЗ поможет адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Дата |
№ зан-ия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
1-2 |
Дежурство в классе. |
2 |
Знак-во с обязанностями дежурного в классе. |
Составление графика дежурств, экрана чистоты, трудовых десантов. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе. |
|
3-4 |
Сбор семян на школьном цветнике |
2 |
Знакомство с видами цветочных растений |
Сбор семян цветов (бархатцы, цинии, флоксы) Создание каталога растений на следующий год. |
|
5-6 |
Проект «День любимых бабушек и дедушек» |
2 |
Беседа о пожилых людях |
Создание поздравительных открыток, рассказ «Моя бабушка», «Мой дедушка» с представлением фотографий. |
|
7-8 |
«Книга – друг человека» |
2 |
Экскурсия в школьную и поселковую библиотеку. Знакомство с книгами. |
||
9 |
Операция «Чистота и уют» |
1 |
Генеральная уборка класса. |
||
10-11 |
Рейд «Береги учебник» |
2 |
Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков, оказание помощи. |
||
12-13 |
Мастерская Деда Мороза |
2 |
Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. |
||
14 |
Проект «Снежные фигуры». |
1 |
Участие в изготовлении снежных фигур. |
||
15-16 |
Акция «Покормите птиц зимою» |
2 |
Беседа о зимующих птицах |
Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период |
|
17-18 |
Проект «Мои домашние животные» |
2 |
Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё». Составление сочинений на тему «Мои домашние любимцы» Презентация проектов |
||
19-20 |
Проект «Как поздравить наших пап». |
2 |
Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток. |
||
21-22 |
Проект. «Милым мамочкам» |
2 |
Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта. |
||
23-25 |
"Как трудится моя семья |
3 |
Беседа о профессиях |
Встречи с представителями различных профессий.. Создание альбома "Профессии моих родителей» |
|
26 |
Трудовой десант. |
1 |
Уборка класса. |
||
27-28 |
«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» |
2 |
Экскурсия в парк. Агитационная работа по охране природы. |
||
29-30 |
Акция «Милосердие» |
2 |
Беседа о людях, прошедших ВОВ. |
Изготовление информационного стенда о событиях ВОВ, открыток ветеранам. |
|
31 |
«Акция «Белые журавлики» |
1 |
Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска. |
||
32-33 |
Акция «Подарок малышам» |
2 |
Подготовка выступления для воспитанников детского сада. |
||
Всего 33 часа |
Литература
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов.ун-та, 1983
3. Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968
5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967
7. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990
8. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет.сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991
9. Костенков П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.
10.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000
11.Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.
12.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар.образование. – 2006.
13.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999
14.Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.