Материал к уроку русского языка в 7 классе «Паронимы и трудности их употребления»
Технологическая карта
урока родного русского языка в 7 классе
Тема: «Паронимы и трудности их употребления».
Цели: формирование учебно-познавательного интереса к понятию «паронимы», выработка умения находить паронимы в тексте, в устной и письменной речи, учиться умению отличать их от других лексических категорий и употреблять в соответствии с их лексическим значением. Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные – научиться различать паронимы, использовать их в письменной и устной речи.
Метапредметные – делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; производить логические операции; слушать и понимать речь учителя и учащихся; определять самостоятельно тему урока; полно и без речевых ошибок отвечать на поставленные вопросы; оценивать продуктивность своей работы на уроке.
Личностные – развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками на уроке, мотивы учебной деятельности, формирования личностного смысла учения; установка на, здоровый образ жизни, мотивация к работе ,на результат.
Задачи:
Воспитательная –формировать положительную мотивацию учебной деятельности, осознание обучающимися важности изучаемой темы, привитие учащимся чувства любви и интереса к русскому языку.
Образовательная – познакомить учащихся с понятием «паронимы» и его определением, научить использовать паронимы в речи
Развивающая – воспитывать речевую культуру учащихся, развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.
Задачи на повторение: повторить и обобщить знания по разделу «Лексика».
Методы и формы обучения: по источнику знаний – словесные (объяснение, беседа, опрос), наглядные (демонстрация презентации); по характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный; по принципу распределения знаний – изучение нового материала; методы мотивации – эмоциональные (словесное поощрение), познавательные (познавательный интерес); коллективная и индивидуальная формы организации учебной деятельности.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал. Инструментальные средства: Презентация PowerPoint
. Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Мотивирующий приём: положительный настрой на урок русского языка. | Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Слайд 1(слова,улыбка) Учитель: Тогда вперед! | Приветствуют учителя | Личностные: формирование положительного отношения к учёбе. |
2.Повторение пройденного материала Цель: включение учащихся в деятельность; подготовка учащихся к изучению нового материала через повторение пройденногоо. Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог. Способ: фронтальный опрос, слово учителя. | Откроем тетради, запишем число, классная работа. Оставим строку для темы урока. Но прежде чем приступить к изучению нового, давайте вспомним то, что мы уже знаем. Слайд 2 Приём»Верные-неверные утверждения» (ставим в тетради +-) -Лексика изучает слово и его лексическое значение, предложение. -Синонимы-это слова с противоположным значением -Мчаться-бежать-синонимы? -Омонимы пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. -Полотно(ткань),железнодорожное полотно.Это омонимы? -Высокий-низкий,мелкий-глубокий-антонимы? -Невежда –невежа.Синонимы?Проверим, с чем вы согласились. | Учащиеся отвечают на вопросы, объясняют лексические понятия: лексика, синонимы, омонимы, антонимы. | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. Познавательные: понимать заданный вопрос, приводить примеры. Коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли. |
3.Мотивация к учебной деятельности Цель: самостоятельно определить тему урока, цели урока. Продуктивное задание: определить тему. Способ: беседа | -С чем не согласны? -Что вызвало сомнение? Слайд 3(на экране; Лингвистическая задача.Когда мы говорим:невежда-невежа). Слайд 4(цитаты из литературных произведений): В деле постройки судов я был невежда и неуч, но я хорошо понимал всю пользу такого приспособления… -О ком идет речь?(Д.Дефо»Робинзон Крузо»).Слайд 5 Что значит»невежда»? Слайд 6 Нелады в семье медвежьей Ведь сынок растет невежей. (А.Барто»Невежа») Кого называем невежей? -Эти слова-паронимы.Слайд 7 Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин. На экране;Слайд 8 Паронимы-это слова,сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением Тему урока запишите в тетрадь. Паронимы и трудности их употребления | Работа со значением слов невежда-невежа. | Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений: выделение познавательной цели. Коммуникативные: определение цели взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками; выявление проблемы. |
4.Работа с учебником (открытие новых знаний) Цель: сделать вывод об использовании паронимовю Продуктивное задание: привести примеры синонимов Способ: беседа, работа у доски | - Теперь обратимся к теоретическому материалу (материал учебника) на стр.69 -Откройте учебник на стр.136. Читаем. -О чем, из того, что вы прочитали, мы не рассмотрели? -Приведите свои примеры паронимов. | Работа с учебником. Изучение теоретического материала. | Регулятивные: предвосхищение результата и внесение необходимых коррективов и дополнений, сличение способа действия и его результата с правилом. Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: владение диалогической речью. |
5.Целеполагание | -Сформулируйте цель нашего урока. 1) усвоить лексическое понятие “паронимы”; | Рассуждения и ответы учащихся | - Личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; - Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование; - Познавательные: осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза; |
5. Физкультминутка (тематическая) Цель: здоровьесбережение, активизация внимания. | Я буду называть пары слов, если это паронимы-хлопайте в ладоши,повернувшись вправо.Если нет-влево Скрытый-скрытный Веселый-грустный Экскалатор-экскаватор…. | | |
6.Совместное «открытие» новых знаний | Работа в парах (дидактический материал) Из каждой группы слов выберите паронимы, зачеркнув ненужное. Как вы докажете, что выбранные слова -паронимы? Обидный, оскорбительный, приятный, уважительный, обидчивый. Удачливый, невезучий, удачный, счастливый. Успех, признание, забвение, признательность. Водить,водяной,водный,водянистый Учитель: Соедините паронимы с теми словами, с которыми они сочетаются лексически и грамматически (устно) | | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе Познавательные: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде. |
7. Этап обобщения и систематизации знаний. Этап контроля знаний | 1.Самостоятельная работа.Упр 60 2.»Корректор» (устно).Слайд 9. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова. Запишите предложения в исправленном виде. 1.Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом. 2.Она приготовила сытый завтрак. 3.Болотистый ил является отличным удобрением. 4.Она пришла в цветистом платье. 5.Соседний кот важно прошел на кухню. 6.В жаркий день приятно походить по теневым аллеям. 7.Учиться он не хотел, вот и вырос невежей. -Почему возникли трудности в употреблении паронимов? -Что в таком случае нужно делать? -Делаем вывод. Слайд 10 Правильное употребление паронимов-необходимое условие грамотной,культурной речи,и,напротив смешение их-признак невысокой речевой культуры. | 1.Самостоятельно выполняют упр 60(перекрестная проверка) 2.Устраняют ошибки при написании предложений с паронимами. Включаются в беседу о роли паронимов в устной и письменной речи. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с целью выявления существенных признаков. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, умение применять правила |
8. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | Слайд 11 -Что вы узнали на сегодняшнем уроке -Что показалось трудным? Что далось легко? Составление синквейна по теме»Паронимы» Работу с употреблением в речи паронимов продолжим на следующем уроке | Ученики составляют синквейн. Паронимы Разные,схожие Обогащают,создают,выделяют Не ошибайтесь при употреблении паронимов в речи! Лексическое понятие | Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. |
9. Выставление оценок | Выставление оценок с комментированием. | | |
10. Домашнее задание | Всё ли вам понятно? Спасибо. | Слайд 12.Творческое:паронимы в рисунках или упр | |
5
Горбачёва Марина Юрьевна