Материал на проверке
Предварительный просмотр презентации
Парциальная Программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым Сердцем» Выполнили работу : Егорова Елена Валдиславовна Пименова Любовь Феофиловна
Авторы программы: Р.Ю. Белоусова А.Н. Егорова Ю.С. Калинкина
Содержание 1 2 3 Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел
Цель программы: Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к отечественным ценностям и к культурному наследию родного края
Общие задачи программы: Обучающие: формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности); формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами; формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма);о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками); формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам; формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т.д.)
Воспитательные: Воспитательные: вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений; воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе; формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях; воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия; прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру
Развивающие: пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний; развивать любознательность и активность; развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.); развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений; · развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.
Принципы построения программы и организации образовательной деятельности Программа построена по возрастному принципу и разработана для старшей и подготовительной к школе групп (5–7 лет). В основу построения программы положена идея интеграции содержания вокруг общей темы, которая на определённое время становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи духовно-нравственного развития и воспитания, текущие явления и яркие события, произошедшие в жизни города в данный момент времени.
Первый год обучения направлен на воспитание нравственных качеств личности ребёнка, на его умение видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека (сверстника, членов семьи, окружающих людей), а также на формирование первоначальных знаний о своей малой родине. На основе полученных знаний дошкольники при знакомстве с историческими личностями и героями современности родного края. Первый год обучения направлен на воспитание нравственных качеств личности ребёнка, на его умение видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека (сверстника, членов семьи, окружающих людей), а также на формирование первоначальных знаний о своей малой родине. На основе полученных знаний дошкольники при знакомстве с историческими личностями и героями современности родного края. На втором году обучения по программе могут оценивать и анализировать действия и поступки людей, соотнося их с конкретной ситуацией.
Осуществление программы предполагает реализацию следующих психолого-педагогических принципов: принцип целенаправленности, предполагающий воспитание и обучение детей в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО; принцип общественной направленности воспитания и обучения, обеспечивающий готовность ребёнка к принятию активной жизненной позиции в рамках соблюдения нравственных норм и правил, принятых в обществе; принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание должно основываться как на ценностях отечественной культуры, так и на приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
принцип научности, требующий изложения содержания программы в соответствии с современными достижениями и требованиями науки; принцип научности, требующий изложения содержания программы в соответствии с современными достижениями и требованиями науки; принцип личностно ориентированного подхода, предполагающий построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка; принцип деятельностного подхода, ставящий в центр внимания совместную деятельность детей и взрослых в реализации вместе выработанных целей и задач, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
принцип последовательности и преемственности в обучении как на уровне дошкольного образования, так и при переходе на следующий уровень начального общего образования; принцип последовательности и преемственности в обучении как на уровне дошкольного образования, так и при переходе на следующий уровень начального общего образования; принцип народности (К.Д. Ушинский), заключающийся в том, что система воспитания построена соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду1 . Ребёнок с детства приобщается к истокам народной культуры своей малой родины, региона, страны. Для маленького ребёнка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с фольклором. Мудрые пословицы, загадки, хороводные игры, песенки и потешки, поучительные сказки, былины, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Планируемые результаты освоения парциальной программы Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков. Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края. Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом. Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру. Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).
Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений. Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений. Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку. Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению. Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т.д. Данная программа предназначена для реализации в дошкольных образовательных организациях.
Условия реализации программы Образовательная деятельность организуется в групповых помещениях (старшей и подготовительной к школе групп), музыкальном зале, кабинете педагога дополнительного образования. Для реализации программы духовно-нравственного воспитания «С чистым сердцем» в дошкольной организации созданы необходимые условия, отвечающие требованиям ФГОС ДО: материально-технические: наличие компьютера, магнитофона, музыкального центра, цифрового фортепиано, телевизора, видеомагнитофона, мультимедийной установки; DVD-дисков, интернет-ресурсов; психолого-педагогические, обеспечивающие уважение педагогов к личности воспитанников, формирование и поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, ориентированных на интересы и возможности каждого ребёнка; защиту детей от всех форм физического и психического насилия. развивающая предметно-пространственная среда, включающая литературу для детей по духовно-нравственному воспитанию и литературу исторического содержания; иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий; аудио- и видеоматериалы; методические разработки занятий, сценарии праздников, тематических вечеров; оформление тематических альбомов, выставок.
Особенность программы Особенность программы «С чистым сердцем» в том, что она содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с выдающимися земляками (историческими личностями и героями современности), и на их примере педагоги содействуют формированию представлений о добродетелях и потребности у детей в следовании хорошим нравственным примерам