Парциальная программа «Урал — мой край родной»

3
0
Материал опубликован 12 March 2019

Программа   «Урал – мой край родной»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Паспорт программы 

Цель программы

 Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление  с природой, культурой, традициями народа родного края.

 

Задачи

1.Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

2.Формирование у дошкольников бережного отношения к природе и всему живому;

3.Воспитание у детей уважения к труду взрослых;

4.Развитие у детей познавательного интереса к русским традициям и промыслам;

5.Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн), расширение представлений старших дошкольников о родной стране - России;

6.Воспитание нравственно-патриотического отношения и любви к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста

 

Период реализации программы

2019-2020гг.  для  детей старшей и подготовительной к школе групп

Разработала программу

Ченерле Елена Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории  МАДОУ  «Детский  сад № 2»

ГО  Верхняя Пышмы, Свердловской области

 

Нормативно-правовая база

1. Российская Федерация ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минобрнауки России №655 от 23.11.2009г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

3. Устав МАДОУ «Детский  сад №2»

4. Письмо Министерства образования РФ от 24.04.1995г. № 19-15 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.»

6. Письмо Министерства РФ 01.03.2002г. № 30-51-131/16

Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением государственных символов РФ и их популяризации»

 

Организация контроля над реализацией программы

Педагогическая диагностика детей на начало и конец учебного года

Предполагаемый результат

Предполагаемый результат работы - это достижения  детей старшего дошкольного возраста в освоении знаний содержания программы  по ознакомлению  с родным краем:

·                   у детей  преобладает эмоционально-положительное отношение к своей семье, дому,  родному городу  (дети должны знать свой домашний адрес, название города, области);

·                   дети проявляют любознательность по отношению к родному городу, их интересует эстетическая среда города (дети должны узнавать на фотографиях достопримечательности, а также основные социальные объекты родного города и уметь рассказать о них);

·                   старшие дошкольники с удовольствием участвуют в проектной деятельности, проявляют инициативу и активное участие в социально-значимых событиях  ДОУ и города (дети должны проявлять   интерес к традициям города и горожан, активно участвовать в социальных акциях);

·                   дети проявляют познавательный интерес к природе родного края ( дошкольники должны иметь элементарные представления о бережном отношении и охране  окружающей природы);

·                    у детей сформированы представления о том, что Россия — это наша Родина, имеет свою символику - герб, флаг (дети должны иметь элементарные представления о своей стране России, проявлять уважение к культурным традициям своей родины).

·    


Пояснительная записка.

 

       В проекте "Национальной доктрины дошкольного образования" подчеркивается, что  "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов государства, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

      Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство,  Родина.
       Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Проблема нравственно - патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей состоит  в том, чтобы определить:

-какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;

-какие формы работы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации;

-как  пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

      Актуальность данной проблемы состоит в том, что в настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос гражданского и патриотического воспитания детей. Не случайно в учебные программы начальных классов введен предметный цикл «Гражданское образование». Однако особенно остро требуются методические материалы и рекомендации, предназначенные для практических работников дошкольных образовательных учреждений.

        Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе и культуре.

       В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Цель данной программы: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление  с природой, культурой, традициями народа родного края.

       Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

·        воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

·        формирование у дошкольников бережного отношения к природе и всему живому;

·        воспитывать у детей желание принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях;

·        развитие  у детей познавательного интереса к русским традициям и промыслам;

·        знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн), расширять представление старших дошкольников о родной стране - России;

·         воспитание нравственно-патриотического отношения и любви к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста ;

   

        Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

       Система работы рассчитана на 2 календарных года. Программа состоит из 4 блоков: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Город, в котором я живу», «Урал – мой край родной». Данные блоки занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах деятельности. Место реализации программы — детский сад и семья.

       Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, работа в данной программе построена в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его индивидуальных и психологических особенностей, возможностей и интересов;

- интегративное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Предполагаемый результат.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес  к Родине. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о семье, о городе, в котором живешь, о Родине.

       Таким образом, предполагаемый результат работы - это достижения  детей старшего дошкольного возраста в освоении знаний содержания программы  по ознакомлению  с родным краем:

 

·                   у детей  преобладает эмоционально-положительное отношение к своей семье, дому,  родному городу  (дети должны знать свой домашний адрес, название города, области);

·                   дети проявляют любознательность по отношению к родному городу, их интересует эстетическая среда города (дети должны узнавать на фотографиях достопримечательности, а также основные социальные объекты родного города и уметь рассказать о них);

·                   старшие дошкольники с удовольствием участвуют в проектной деятельности, проявляют инициативу и активное участие в социально-значимых событиях  ДОУ и города (дети должны проявлять   интерес к традициям города и горожан, активно участвовать в социальных акциях);

·                   дети проявляют познавательный интерес к природе родного края ( дошкольники должны иметь элементарные представления о бережном отношении и охране  окружающей природы);

·                   у детей сформированы представления о том, что Россия — это наша Родина, имеет свою символику - герб, флаг (дети должны иметь элементарные представления о своей стране России, проявлять уважение к культурным традициям своей родины).

Используемая литература:

1.                 Государственная программа «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;

2.                 Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобридзе, З.А. Михайлова и др. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011;

3.                 Патриотическое воспитание дошкольников. Алешина Н.В. -М:ЦГЛ, 2004.

4.                 Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;

5.                 Программа Князевой О.Л. И Маханёвой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры»;

6.                 Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа) Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. М.:»Издательство Скрипторий 2003»;

7.                 Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Маханёва М.Д. - М.: АРКТИ, 2004;

8.                 Книга для занятий. Лопатина А., Скребцова М. Вопросы и задания нравственного содержания. М.: ИПЦ «Русский раритет», 1997.

 

Тематическое планирование по программе

«Мой родной край — Урал»

 

БЛОК 1: «Моя семья».

Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.

    В данном блоке для детей раскрываются представления о семье, о том, что в семье все важны и необходимы. Семья состоит из близких и дальних родственников. Самые близкие родственники: мать и отец, братья и сестры. Самые уважаемые люди в семье — бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся. Понимание того, как поддерживаются в семье родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляется в семье забота, любовь, уважение друг к другу.

    В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке и заботятся друг о друге. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимает взрослый.

    В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях. Есть праздники, реликвии, любимые увлечения. Старшее поколение знакомит детей со своим родословным древом.

  В старшем дошкольном возрасте внимание детей обращают на то, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны им помогать. Например: помыть посуду, полить комнатные растения и т. д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание уделяется заботе о престарелых членах семьи — бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках.

    В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики — мужчинам, девочки — женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям сто мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место девочке, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают и т. д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе; следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др. Таким образом, семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества.

    Старших дошкольников необходимо впервые познакомить детей с родословным древом и проводить эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые ни по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагать детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал. Нужно показывать детям, что история их семьи неразрывно связана с историей родного города, в котором они живут.

    Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества, его части.

    Для сотрудничества с родителями необходимо сформировать у них следующие убеждения, на которых держатся главные принципы воспитания — терпение, созидательная любовь. сотрудничество:

·        Чтобы научить  ребенка, родителям необходимо самим много знать и уметь;

·        Тот родитель, который занят воспитанием ребенка, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка, его способности;

·        Родители должны верить в свои возможности, никогда не опускать руки, даже тогда, когда кажется, что ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики.

 

Тематическое планирование

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Семь Я

Воспитывать у детей нравственные качества как любовь, к самым близким людям. Внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о пожилых людях

 Образовательные ситуации, совместные досуги с родителями, праздники, выставки, вечера встреч

Беседы, составление рассказов, чтение художественной литературы, проекты

Место работы моих родителей

Прививать детям уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда

Специально-организованные ситуации по теме, беседы о профессиях родителей, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.

Составление рассказов о профессиях, разгадывание загадок, чтение стихов «А что у вас?» С.Михалкова, рисование

Дедушка и бабушка- верные друзья

Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать

Образовательные ситуации, праздники, сюжетно-ролевые игры, конкурсы

Беседы, встречи, рассматривание фотографий, альбомов, чтение художественной литературы, изготовление поделок

 Уклад и традиции семьи

Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи.

Театральная деятельность, игры, праздники, совместные досуги

Беседы «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга»,  Беседы, чтение художественной литературы

 

Древо семьи

Познакомить детей с понятием «Родословная моей семьи»

Образовательные ситуации, выставки, сюжетно-ролевые игры

Беседы «Моя семья», «Мои дедушка и бабушка, рисование древа семьи

Защитники отечества

Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины

Образовательные ситуации, совместные праздники, сюжетно-ролевые игры

Встречи- беседы с родственниками, которые служили в армии, Рассматривание фотографий, альбомов изготовление поделок

 

БЛОК 2: «Мой любимый детский сад»

 

Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как социальном объекте культурного общества.

     Дошкольное детство важная ступень в развитии личности ребенка.

    Данный блок знакомит детей с детским садом как вторым домом. Здесь они могут реализовывать  свои потребности, где  должны благополучно и интересно жить.

   Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем  работают, заботятся об их физическом и психическом здоровье. Каждый  ребенок с уважением относится к  работникам детского сада: называет по имени отчеству, улыбается при встрече и не забывает поздравить с праздниками.

    Каждый воспитанный ребенок старается оказать посильную помощь взрослым (помочь собрать игрушки, убрать мусор и т. д.). Он учится общаться с взрослыми и сверстниками, усваивает основы культуры поведения: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого тому, что умеет сам; играть дружно, быть справедливым.

     В этом возрасте необходимо уделить внимание знакомству дошкольников с сотрудниками детского сада, с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например оператора прачечной, сторожа, поваров, методиста и др., объяснять детям, что все эти люди тоже заботятся о них в детском саду, как и другие сотрудники.

     С детьми проводятся целевые прогулки по территории детского сада, где детей знакомят с работой сотрудников. Дети привлекаются к труду и благоустройству участка, на котором проводятся прогулки.

    В детском саду есть традиции, с которыми дети не только знакомятся, но и являются активными участниками в разнообразных мероприятиях, например таких как:

  - выставка поделок из природного материала, в которой принимают участие дети, родители, где каждый старается проявить свое творчество, оригинальность, выдумку, фантазию;

 - театральные постановки, Новогодние праздники, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, спортивные праздники, фольклорные праздники, а также другие праздники и развлечения, где родители, дети и сотрудники детского сада принимают активное участие.

 

Тематическое планирование

 

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

По дороге в детский сад

Учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес, развивать  в детях познавательный интерес к детскому саду

 Образовательные ситуации, сюжетно-ролевые игры.

Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек и т.д.

Мои друзья

Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; воспитывать в детях положительные взаимоотношения со сверстниками

Беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры

Беседы, рассматривание фотоальбомов, дидактические игры «Давайте познакомимся», «Угадай по голосу» и др.

Традиции детского сада

Познакомить детей с традициями детского сада.

Вечера встреч, дни рождения, праздники, конкурсы, соревнования.

Вечера встреч, дни рождения,  беседы о Дне дошкольного работника, о выставках и праздниках проводимых  в ДУ, рассматривание фото.

Территория детского сада

Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения.

Беседы, моделирование участков.

Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада)

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Экскурсии по д/с: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»; сюжетно-ролевые игры.

Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование.

Блок 3. «Мой город Верхняя Пышма».

Цель: ознакомление старших дошкольников с родным городом, воспитание любви, бережного отношения к родному городу, как составляющая часть патриотического воспитания. 

      Блок знакомит детей с родным городом.

      У каждого города есть своя история, своя символика. Как и у человека, у города есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день рождения (день основания) и есть много других дат, по которым определяют его историю. В городе есть краеведческий музей, экспонаты которого рассказывают о его истории и современности.

     Диапазон объектов города – это микрорайон и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.

     Крупнейшим предприятием городского округа является ОАО «Уралэлектромедь»,  которое является головным предприятием Уральской горно-металургической компании (ООО «УГМК-Холдинг»).

     Детей знакомят с профессиями города, поясняют, что в городе Верхняя Пышма люди трудятся в разных отраслях, что любой труд почётен. Дети учатся видеть красоту и многообразие растительного и животного мира города и его окрестностей. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.

    В старшей группе продолжается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт. На этом этапе собирается, анализируется и доводится до детей вся интересная информация, где они живут (город, микрорайон), в том числе:

  • Об интересных  фактах жизни города,  о памятниках, достопримечательностях и традициях города и горожан;
  • Об окружающей природе родного города;
  • О  многообразии профессий, которые присущи жителям нашего города.  Детям объясняется, что Верхняя Пышма - город металлургов, что продукция завода очень, нужна в других местностях;
  • О знаменитых земляках родного края.

 

    Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

·         повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных и т.д.);

·        везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

·        люди берегут и охраняют природу;

·        есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

     Нравственно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну которое сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре и традициям своего народа.

     На этом этапе проводится знакомство с гербом  и флагом города.  В беседах непременно акцентируется внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе. В подготовительной группе начинается  этап  основной работы по ознакомлению с основными государственными символами и городской геральдикой.

 

Тематическое планирование

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Наш город Верхняя Пышма. Его улицы, памятные места

Сформировать представления детей о городе Верхняя Пышма, о его улицах, памятниках и других достопримечательностях

 

Специально организованные экскурсии с родителями по городу, Образовательные ситуации, целевые прогулки по памятным улицам, сюжетно-ролевые игры

Беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, фотоальбомов, развивающие игры

Виды транспорта в городе: грузовой, легковой, пассажирский

Формировать представления детей о многообразии видов транспорта, о спецтехнике и ее назначении, развивать у детей познавательный интерес

Образовательные ситуации, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, сюжетно-ролевые игры

Рассматривание альбомов, беседы о видах транспорта, отражение впечатлений в рисунках, конструировании, лепке

Труд родителей, промышленность города В-Пышма

Формировать представления детей о многообразии профессий, воспитывать уважение к труду взрослых

Образовательные ситуации, беседы, встречи с родителями, сюжетно-ролевые игры

Рассматривание иллюстраций о профессиях. Рисование, творческие игры, дидактические игры, чтение художественной литературы

Традиции нашего города

Познакомить детей с традициями нашего города и горожан, вызвать у детей желание больше о них узнавать.

Образовательные ситуации, экскурсии, выставки, участие в городских мероприятиях.

Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование.

Деятели культуры Верхней Пышмы

Познакомить детей известными деятелями культуры города композитором Некрасовым Г.А., художниками Суздальцева, Полуянова, Мисюряева.

Образовательные ситуации, посещение музея, библиотеки.

Беседы, рассматривание иллюстраций картин,

Символика родного города

Познакомить детей с гербом и флагом с их историей, происхождением.

Образовательные ситуации, посещение музея, библиотеки.

Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций. Рисование гербов, флагов.

Верхняя Пышма – город металлургов

Знакомить детей с профессиями металлургического завода, воспитывать у детей уважение к труду взрослых

 Образовательные ситуации, сюжетные, дидактические игры, беседы

Чтение художественной литературы, рассматривание фотографий

Экскурсия в детскую библиотеку. Знакомство с произведениями детских писателей Урала: Волоскова, Бажова, Яковлева, Мамонтова

Продолжать знакомить детей с произведениями художественной литературы детских писателей

Образовательные ситуации, беседы, посещение детской библиотеки

Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Верхнепышминцы – герои Великой отечественной войны

Развивать  у детей познавательный  интерес к  воинам ВОВ, способствовать желанию детей быть такими же мужественными, смелыми. Воспитывать в детях уважение и чувство гордости за ветеранов

Образовательные ситуации, встречи, выставки, экскурсия к памятнику Вечного огня.

Беседы, рассказы воспитателей о почетных людях, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов

Русское народное творчество

Знакомить детей  с  русским народным творчеством: народной музыкой, пение народных песен, частушек, пляски в хороводе.

Образовательные ситуации,  музыкальные праздники, уроки творчества

Беседы, встречи, праздники, игры, чтение, прослушивание песен, самостоятельная театрализованная деятельность детей.

Центры культуры (ДИВС, музей, ДК, почта, библиотеки). Культурно-развлекательные, образовательные центры города

Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей.

Экскурсии, кружки, участие в городских мероприятиях.

Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры.

Растительный мир

Знакомить детей с растительным миром города; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательные ситуации, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.

Опыты, рассматривание картин, альбомов о природе, рисование, беседы.

Животный мир

Знакомить детей с животным миром города; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.

Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры.

Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование.

Водоемы

Дать представление о водоемах  в окрестностях города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах.

Экологические тропы, прогулки, праздники.

Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.

Уроки безопасности

Дать понятие об ядовитых растениях и опасных животных; о возможных травмах на природе; учить соблюдать  правила поведения на природе и на улицах города.

Образовательные ситуации «Уроки доктора Айболита», экологические тропы, дорожная азбука (правила дорожного движения для дошкольников).

Дидактические и подвижные игры, беседы, рисование на тему.

 

 

Блок 4. «Урал – мой край родной»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотического отношения к  родному городу,  родной природе, культуре, традициям народа через ознакомление с родным краем.

воспитать чувство привязанности и любви к своему родному краю, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой край, воспитывать

     Блок знакомит детей с родным краем.

    Формирование у детей системы знаний о своей Родине, в данном  блоке представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климат, природа), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного края, знания названия областного центра, других городов Свердловской  области, символики г. Екатеринбурга), некоторые сведения о подвигах уральцев в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города Екатеринбурга. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

     Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у  них определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

     Задача воспитывать у детей чувство привязанности к родному краю, по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах г.Екатеринбурга, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатели отбирают сами, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой  край» дети вспомнят то, что о нем узнали.

Критерии результативности обучения:

1.      Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям Урала.

2.     Использовать в активной речи фольклор.

3.     Уметь играть в русские народные игры.

4.     Знать памятники культуры родного края.

5.     Знать животный и растительный мир края.

      6.  Знать символику  родного города.

     Закончить хочется словами Д.С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...».

 

 

 

 

Тематическое планирование

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Достопримечательности Урала и Екатеринбурга

Сформировать представление об Урале и Свердловской области. Учить детей умению работать с картой Смоленской области, находить свой город, областной центр Екатеринбург.

Образовательные ситуации, экскурсии, художественное слово, дидактические игры

Беседы, рассказы о Екатеринбурге  и других городах Свердловской области, рассматривание карты области, фотоальбомов.

 Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Урала.

Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством уральских, развивать у детей познавательный интерес к народному творчеству

Образовательные ситуации, экскурсии в музей, библиотеку, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество.

беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов, чтение художественной литературы.

 Знакомство с историей Урала через сказы Бажова и произведения Волоскова

Развивать у детей познавательный интерес к знаменитым землякам и их произведениям 

Образовательные ситуации, театрализованные игры, дидактические игры, художественное творчество.

Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций к произведениям писателей, чтение стихов уральских поэтов

 Изучение родной природы

Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях. Воспитать в детях интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животных и растениях; воспитать в детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края; познакомить детей с Красной книгой Свердловской области. Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения в природе.

Образовательные ситуации экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.

Рассматривание картин, иллюстраций книг, альбомов с изображениями растительного и животного мира Свердловской области; разучивание стихов о природе.

 Традиции, обычаи Урала

Познакомить детей с традициями и обычаями Урала; сделать вклад в формирование у них высокого культурного уровня; приобщить детей к православным традициям русского народа; сделать вклад в развитие творческих способностей детей.

Экскурсии, образовательные ситуации, праздники, развлечения, участие в городских мероприятиях.

Беседы, рассказы воспитателей, встречи, праздники, уроки творчества, игры, чтения.

 Символика родного края

Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага.

Образовательные ситуации, посещение музея, библиотеки.

Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование аппликация, дидактические игры.

 «Никто не забыт, ничто не забыто»

Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников отечества; познакомить с памятниками ВОВ, воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ

Экскурсии к памятнику, в музей, занятия, выставки.

Рассказы воспитателей о ветеранах войны Урала, экскурсия к памятнику павших в ВОВ вечному огню, рассматривание иллюстраций

  

Методическое обеспечение программы «Мой родной край  — Урал».

Старшая группа 2018-2019 уч. год

Месяцы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Музыкально-спортивный праздник посвященный началу учебного года «1 сентября!»

 

Беседа с детьми о летнем отдыхе «Где мы летом отдыхали»

Беседа о важности труда людей, работающих в детском саду

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников детского сада

Д/и «Что нужно для работы?»

 

Целевая прогулка по территории детского сада: наблюдение за сезонными изменениями в природе, оказание посильной помощи в уборке листьев на участке детского сада

Коллективная работа -пластилинография «Осенний клен»

Беседа на тему:  «Мой дом – детский сад»

Изготовление поздравительных открыток для педагогов детского сада ко Дню дошкольного работника

Октябрь

Обсуждение ситуаций из жизни семьи, рассказы детей о членах семьи

Чтение стихов и рассказов о семье Я. Акима «Кто кому кто?»,  В. Драгунский «Сестра моя Ксения» и др.

Занятие «Моя семья», работа над понятием «родня»: чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

 

 

 

Беседа: «Мой домашний адрес»

Рисование на тему «Мой дом»

Рассматривание альбома «Мой город Верхняя Пышма»

Занятие «Я и мое имя»

 

 

Дидактические и словесные игры: «Радио», «Расскажи мне о себе», «Кто потерялся?», «Угадай по голосу»

 

Ноябрь

Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю».

Встреча с родителями «Моя профессия».

Занятие «Знакомство со строительными профессиями».

Игра со строительным материалом «Построй свой дом».

Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Больница»

 

Рассматривание альбома «Все профессии важны…»

 

Д/игра  «Загадки-отгадки», загадки о профессиях

Беседа: « Мы мамины помощники»

Фотовыставка на тему «Милую маму с праздником поздравлю» (ко Дню матери)

 

Декабрь

Рассматривание иллюстраций с изображением природы в зимнее время.  

 

Чтение русской народной сказки «Морозко»

 

«Зимние забавы»: подвижные игры в зимнее время года

Образовательные ситуация «Зимующие птицы»

 

Д/игра «Загадки-отгадки» о птицах, о зиме.

 

Проведение акции «Подкормим птиц»

Беседа «Как город готовится к  встрече Нового года»

 

Рисование на тему «Письмо Деду Морозу»

 

Изготовление поздравительных новогодних открыток для родителей

 

Рассказ воспитателя о традиции встречать Новый год

 

Праздничный Новогодний утренник «Зимушка, зима сказку принесла»

Январь

Беседа о труде в семье, об их обязанностях как членов семьи

Беседа: «Семейные традиции»

Рассказ воспитателя «Фольклор  Урала»

 

Знакомство с биографией  П.Бажова

 

Чтение сказа П. Бажова «Серебрянное копытце»

Беседа об обитателях наших водоемов

 

Образовательные ситуация «Путешествие капельки»

 

Рассказ воспитателя об озере Таватуй

Беседа о правилах безопасности на улицах города

 

Чтение рассказа «Санки»

 

Заучивание правил дорожного движения

 

Февраль

Рассказ воспитателя о Российском флаге

 

 Знакомство со столицей нашей Родины – Москвой

 

Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»

Занятие: «Наша армия родная»

 

Чтение рассказов, стихов о солдатах, о Российской армии

 

Рассматривание альбома «Надежный щит нашей родины»

Беседа «Мой папа самый лучший»

Изготовление подарков папам, дедушкам.

 

Музыкально-спортивный праздник посвященный Дню защитника отечества, (приглашенные гости солдаты срочной службы)

Беседа: «Наши бабушки»

Чтение рассказа В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки»

 

Изготовление подарков мамам, бабушкам ко дню 8 Марта

 

 

 

Март

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму».

 

Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 Марта

Образовательные ситуация «Мужчины и женщины в семье».

Игровое упражнение «Кто, где работает в нашем городе»

 

Беседа на тему «Маленький труд лучше большого безделья»

Образовательные ситуация «Мой родной город»

 

Чтение З.Александровой «Родина»

 

Рассматривание карты города, развивать умение ориентироваться на карте

 

 

Беседа «Достопримечательности нашего города»

 

Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

 

Рассматривание фотографий с изображением панорам города

 

Апрель

Рассказ воспитателя о космонавтах, о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине

 

Аппликация «Ракета»

 

Конструирование: «Космический корабль»

Целевая прогулка по участку детского сада, наблюдение за изменениями в природе весной

 

Заучивание стихотворения С. Маршака «Апрель…»

 

Составление описательного рассказа по картине Саврасова «Грачи прилетели»

 

Беседа: «Мостовая для машин, тротуар для пешеходов»

 

Составление безопасных маршрутов в детский сад

Беседа «Труд пожарных»

Чтение Т.Потапова «Пожарный», С.Маршак «Сказка про спички»

 

Беседа «Спички не тронь – в спичках огонь»

Май

Занятие «Подвиг воина-защитника в картинах советских художников»

 

Коллективная работа «Никто не забыт, ничто не забыто» (плакат памяти героев ВОВ ко Дню Победы)

Беседа на тему «Что такое здоровый образ жизни?»

 

Д/игры «Полезные и вредные продукты»,  «Правила гигиены», «Кто я такой»

 

Занятие «Солнце, воздух и вода…»

 

Занятие «Белая береза»

 

Высаживание цветов на клумбе участка

 

«День взаимопомощи» - совместное мероприятие с родителями по озеленению территории детского сада

Знакомство с  лекарственными травами  нашего края

Экскурсия по улице города (растительный мир города)

 

Рассматривание иллюстраций «Растительный мир Урала»

 

 

 

Июнь-Август

 

Закрепление пройденного материала

 

Подготовительная к школе группа 2019-2020 уч. год

Месяцы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Работа над понятием «семья»

 

Беседы с детьми  об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках

 

Чтение и обсуждение рассказа В.Драгунского «На Садовой большое движение»

С/р игра «Я работаю поваром в д/с»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Чтение и обсуждение рассказа В.Драгунского «На Садовой большое движение»

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников детского сада.

Д/и «Кому что надо?»

 

Д/и «Назови профессию»

 

Занятие по развитию речи «Мой любимый детский сад».

Праздничный концерт, поздравление сотрудников детского сада с Днем дошкольного работника

Октябрь

Рассматривание иллюстраций с  пейзажами известных художников об осени

Праздник «Золотая осень»

Рассматривание альбома «Природа моего края».

Беседа «Правила поведения на природе»

 

Экскурсия  в ближайший  лес, рассматривание растительности в лесу

Чтение рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?».

Занятие «Как рубашка в поле выросла».

Беседа «Опасные предметы дома»

 

Стихи «Я пишу вам письмецо» С.Михалков

 

«Вредные советы» стихи Б.Заходера

Ноябрь

Прослушивание стихов о родном городе

Знакомство с Красной Книгой Свердловской области

Чтение рассказа В.Бианки «Синичкин календарь»

Беседа «Дом, в котором мы живем»

 

Д/и «Из чего построен дом»

 

Рассказ воспитателя «Как жили на Руси»

Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю».

Встреча с родителями «Моя профессия».

Образовательная ситуация «Как хлеб на стол пришел»

 

Д/и «Загадки-отгадки» о профессиях

 

Чтение стихотворений о труде «Азбука профессий»

Декабрь

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Изготовление открытки для друга «С Днем рождения»

 

Пальчиковые игры «Зима», «Теремок»

Экскурсия в библиотеку. Вечер поэзии (песни, стихи о родном городе, крае).

Изготовление новогодних игрушек для малышей

Беседа «Новогодние подарки»

 

Изготовление новогодних украшений для групповой елочки

Новогодний утренник

Беседа «Наши игрушки»

 

Театрализованные игры с игрушками театра «Би-ба-бо»

 

«Игрушки-забавы» (работа с бумагой и картоном)

Январь

Беседа «Улицы нашего города»

 

Знакомство с символикой нашего города флаг, герб

 

Чтение легенд об Урале

Рассказ воспитателя о людях разных национальностей, проживающих в городе

 

Рассматривание национальных костюмов: русского, татарского.

 

 

Беседа: город Екатеринбург – областной центр.

Знакомство с символикой Свердловской  области и  г. Екатеринбурга

Знакомство с русским народным творчеством «В гости к дымковским мастерам»

 

Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек

Изготовление «Дымки» из глины

Февраль

Экскурсия в городской музей. 

 

Рассказ воспитателя «Звери и птицы Урала»

 

Д/упр. «Угадай животное по описанию»

 

Беседа «Что мы знаем о своей родине?»

 

НОД «Наша армия родная»

 

Рассматривание альбома «Надежный щит родины»

Изготовление подарков к Дню Защитника отечества.

 

Музыкально-спортивный праздник посвященный Дню Защитника

 Отечества,  с участием родителей.

 

Рассказ воспитателя о символике города Верхняя Пышма.

Д/и «Найди свой герб»

 

Рассматривание альбома «Мой город Верхняя Пышма»

 

Чтение стихов о городе

Март

Звери и птицы Урала

Рисование «Портрет мамы»

Изготовление поздравительных открыток для мам, бабушек

Д/и «Какая она, моя мама?»

Беседа  «Как мы охраняем природу Урала, города».

Знакомство с Красной Книгой Свердловской области

Рассказ воспитателя «Достопримечательности Урала».

 

Знакомство с биографией П.Бажова,  просмотр презентации

 

Чтение сказа П.Бажова «Серебряное копытце»

 

Рассматривание иллюстраций по сказам П.Бажова

Беседа «Широкая масленица»

 

 

Чтение потешек, пестушек, подвижные игры

 

 

Развлечение для детей «Встречай,  широкая масленица»

 

Апрель

Развлечение для детей «День смеха»

 

Беседа «Мой друг»

 

Чтение рассказа Н.Носова «Фантазеры»

НОД «Космос»

 

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

 

Рассматривание иллюстраций о космосе, о планетах, космонавтах

Занятие «Весна красна» составление рассказа по мнемотаблице

 

Д/и «Загадки-отгадки» «Времена года»

Разучивание стихотворения С.Маршака «Апрель»

Беседа о героях-верхнепышминцах:

« Герои-земляки в годы ВОВ»

 

Экскурсия к стелле «Журавли», музей  военной техники под открытым небом

Май

Поздравление с Днем Победы,  посещение  Дома ветеранов

 

Экскурсия в сквер к вечному огню

Беседа о правилах дорожного движения «Безопасная улица»

 

Оформление газеты «Наш друг Светофор»

Беседа «Дошкольник и школьник»

 

Д/и «Кто больше назовет школьных предметов»

 

Чтение рассказов В.Драгунского «Денискины рассказы»

Диагностика знаний о природе, традициях, культуре родного края

 

Чтение стихотворений  и рассказов о лете

 

Подготовка к выпускному утреннику,  выпускной


 

Перспективное планирование по работе с родителями 2018/2020 гг.

Месяц

2018-2019

2019-2020

СЕНТЯБРЬ

Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей

Выставка рисунков «Где мы отдыхали летом»

Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников»

 

 Организационное родительское собрание «Задачи воспитания ребенка 6-7 лет»

 

Выставка работ «Мой любимый детский сад»

 

Подготовка и проведение праздничного концерта посвященного Дню дошкольного работника

ОКТЯБРЬ

Экскурсия по осеннему лесу

Выставка работ «Дары осени» (поделки из природного материала)

Праздник «Золотая осень»

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей подготовительного  дошкольного возраста»

 

Рекомендации для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей»

 

Праздник осени «Прогулка в осенний лес»

 

НОЯБРЬ

Информационный стенд для родителей «Азбука дорожного движения»

Творческая гостиная «Изготовление атрибутов правил дорожного движения»

 

Праздничное поздравление посвященное «Дню матери»

Детский сад приглашает: «День открытых дверей»

 

Фотогазета «Наши будни»

 

Фотовыставка ко Дню матери «Сердце матери – в детях»

 

ДЕКАБРЬ

Акция «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц

 

Конкурс поделок «Новогодний сундучок»

 

Папка – передвижка (Новогодние  советы, приметы, гадания, развлечения, конкурсы, рецепты и т.д.)

«Скоро, скоро Новый год!»

Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Здравствуй, гостья Зима!»

 

Проектная деятельность «Зимние забавы»

 

Новогодний праздник «Зимняя сказка»

ЯНВАРЬ

Проектная деятельность «Зимние забавы»

 

Оформление альбома «Природа Урала»

 

Создание снежных построек на участке детского сада

 

 

Родительское собрание «Воспитание в семье юного патриота»

 

Участие родителей в проекте «Россия родина моя»

 

Оформление альбомов о России

ФЕВРАЛЬ

Экскурсия    в библиотеку

 

Рекомендации для родителей и детей « Семейное чтение»

 

Родительское собрание «Готовность детей к школе»

Соревнование – состязание посвященное празднику 23 февраля «Вместе с папой»

 

Подготовка к празднику  Масленица

 

Фольклорный праздник «Задорная частушка»

МАРТ

Оформление родительского уголка на весеннюю тему: «Весна – Красна снова в гости к нам пришла»

 

Творческая выставка работ родителей «Мама рукодельница»

 

Праздничное поздравление мам и бабушек посвященное Дню 8 Марта «Мамочку милую очень люблю»

Экскурсия по городу «Район, в котором мы живем»

 

Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области»

 

Выставка рисунков «Мой город»

АПРЕЛЬ

Тематическая выставка совместных работ «День космонавтики»

 

Консультация «Факторы,  влияющие на здоровье»

 

Участие родителей в совместном проекте «Здоровые малыши»

 

Родительское собрание «Готовность детей к школе»

 

Информация для родителей по подготовке детей к школе «Скоро в школу»

 

Экскурсия к школе № 3

 

МАЙ

Папка - передвижка для родителей  ко  Дню Победы  и посещение памятных мест

 

Папка - передвижка для родителей  «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»

 

Оформление газеты «Наш друг Светофор»

 

Экскурсия в сквер памяти,

возложение цветов к памятнику героев ВОВ

 

Поздравление ветеранов

 

Праздник «До свиданья, детский сад»

 

Комментарии
Комментариев пока нет.