Парциальная программа «Урал — мой край родной»
Программа «Урал – мой край родной»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Паспорт программы
| 
			 Цель программы  | 
			
			 Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой, культурой, традициями народа родного края. 
  | 
		
| 
			 Задачи  | 
			
			 1.Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; 2.Формирование у дошкольников бережного отношения к природе и всему живому; 3.Воспитание у детей уважения к труду взрослых; 4.Развитие у детей познавательного интереса к русским традициям и промыслам; 5.Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн), расширение представлений старших дошкольников о родной стране - России; 6.Воспитание нравственно-патриотического отношения и любви к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста 
  | 
		
| 
			 Период реализации программы  | 
			
			 2019-2020гг. для детей старшей и подготовительной к школе групп  | 
		
| 
			 Разработала программу  | 
			
			 Ченерле Елена Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 2» ГО Верхняя Пышмы, Свердловской области 
  | 
		
| 
			 Нормативно-правовая база  | 
			
			 1. Российская Федерация ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Минобрнауки России №655 от 23.11.2009г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» 3. Устав МАДОУ «Детский сад №2» 4. Письмо Министерства образования РФ от 24.04.1995г. № 19-15 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» 5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.» 6. Письмо Министерства РФ 01.03.2002г. № 30-51-131/16 Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением государственных символов РФ и их популяризации» 
  | 
		
| 
			 Организация контроля над реализацией программы  | 
			
			 Педагогическая диагностика детей на начало и конец учебного года  | 
		
| 
			 Предполагаемый результат  | 
			
			 Предполагаемый результат работы - это достижения детей старшего дошкольного возраста в освоении знаний содержания программы по ознакомлению с родным краем: · у детей преобладает эмоционально-положительное отношение к своей семье, дому, родному городу (дети должны знать свой домашний адрес, название города, области); · дети проявляют любознательность по отношению к родному городу, их интересует эстетическая среда города (дети должны узнавать на фотографиях достопримечательности, а также основные социальные объекты родного города и уметь рассказать о них); · старшие дошкольники с удовольствием участвуют в проектной деятельности, проявляют инициативу и активное участие в социально-значимых событиях ДОУ и города (дети должны проявлять интерес к традициям города и горожан, активно участвовать в социальных акциях); · дети проявляют познавательный интерес к природе родного края ( дошкольники должны иметь элементарные представления о бережном отношении и охране окружающей природы); · у детей сформированы представления о том, что Россия — это наша Родина, имеет свою символику - герб, флаг (дети должны иметь элементарные представления о своей стране России, проявлять уважение к культурным традициям своей родины). ·  | 
		
Пояснительная записка.
В проекте "Национальной доктрины дошкольного образования" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов государства, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство,  Родина.
       Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Проблема нравственно - патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы определить:
-какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;
-какие формы работы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации;
-как пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что в настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос гражданского и патриотического воспитания детей. Не случайно в учебные программы начальных классов введен предметный цикл «Гражданское образование». Однако особенно остро требуются методические материалы и рекомендации, предназначенные для практических работников дошкольных образовательных учреждений.
Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе и культуре.
В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Цель данной программы: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой, культурой, традициями народа родного края.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
· воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
· формирование у дошкольников бережного отношения к природе и всему живому;
· воспитывать у детей желание принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях;
· развитие у детей познавательного интереса к русским традициям и промыслам;
· знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн), расширять представление старших дошкольников о родной стране - России;
· воспитание нравственно-патриотического отношения и любви к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста ;
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Система работы рассчитана на 2 календарных года. Программа состоит из 4 блоков: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Город, в котором я живу», «Урал – мой край родной». Данные блоки занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах деятельности. Место реализации программы — детский сад и семья.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, работа в данной программе построена в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его индивидуальных и психологических особенностей, возможностей и интересов;
- интегративное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Предполагаемый результат.
В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о семье, о городе, в котором живешь, о Родине.
Таким образом, предполагаемый результат работы - это достижения детей старшего дошкольного возраста в освоении знаний содержания программы по ознакомлению с родным краем:
· у детей преобладает эмоционально-положительное отношение к своей семье, дому, родному городу (дети должны знать свой домашний адрес, название города, области);
· дети проявляют любознательность по отношению к родному городу, их интересует эстетическая среда города (дети должны узнавать на фотографиях достопримечательности, а также основные социальные объекты родного города и уметь рассказать о них);
· старшие дошкольники с удовольствием участвуют в проектной деятельности, проявляют инициативу и активное участие в социально-значимых событиях ДОУ и города (дети должны проявлять интерес к традициям города и горожан, активно участвовать в социальных акциях);
· дети проявляют познавательный интерес к природе родного края ( дошкольники должны иметь элементарные представления о бережном отношении и охране окружающей природы);
· у детей сформированы представления о том, что Россия — это наша Родина, имеет свою символику - герб, флаг (дети должны иметь элементарные представления о своей стране России, проявлять уважение к культурным традициям своей родины).
Используемая литература:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобридзе, З.А. Михайлова и др. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011;
3. Патриотическое воспитание дошкольников. Алешина Н.В. -М:ЦГЛ, 2004.
4. Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
5. Программа Князевой О.Л. И Маханёвой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры»;
6. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа) Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. М.:»Издательство Скрипторий 2003»;
7. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Маханёва М.Д. - М.: АРКТИ, 2004;
8. Книга для занятий. Лопатина А., Скребцова М. Вопросы и задания нравственного содержания. М.: ИПЦ «Русский раритет», 1997.
Тематическое планирование по программе
«Мой родной край — Урал»
БЛОК 1: «Моя семья».
Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.
В данном блоке для детей раскрываются представления о семье, о том, что в семье все важны и необходимы. Семья состоит из близких и дальних родственников. Самые близкие родственники: мать и отец, братья и сестры. Самые уважаемые люди в семье — бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся. Понимание того, как поддерживаются в семье родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляется в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке и заботятся друг о друге. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимает взрослый.
В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях. Есть праздники, реликвии, любимые увлечения. Старшее поколение знакомит детей со своим родословным древом.
В старшем дошкольном возрасте внимание детей обращают на то, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны им помогать. Например: помыть посуду, полить комнатные растения и т. д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание уделяется заботе о престарелых членах семьи — бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках.
В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики — мужчинам, девочки — женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям сто мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место девочке, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают и т. д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе; следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др. Таким образом, семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества.
Старших дошкольников необходимо впервые познакомить детей с родословным древом и проводить эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые ни по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагать детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал. Нужно показывать детям, что история их семьи неразрывно связана с историей родного города, в котором они живут.
Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества, его части.
Для сотрудничества с родителями необходимо сформировать у них следующие убеждения, на которых держатся главные принципы воспитания — терпение, созидательная любовь. сотрудничество:
· Чтобы научить ребенка, родителям необходимо самим много знать и уметь;
· Тот родитель, который занят воспитанием ребенка, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка, его способности;
· Родители должны верить в свои возможности, никогда не опускать руки, даже тогда, когда кажется, что ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики.
Тематическое планирование
| 
			 Содержание  | 
			
			 Задачи  | 
			
			 Формы работы  | 
			
			 Методы и приемы  | 
		
| 
			 Семь Я  | 
			
			 Воспитывать у детей нравственные качества как любовь, к самым близким людям. Внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о пожилых людях  | 
			
			 Образовательные ситуации, совместные досуги с родителями, праздники, выставки, вечера встреч  | 
			
			 Беседы, составление рассказов, чтение художественной литературы, проекты  | 
		
| 
			 Место работы моих родителей  | 
			
			 Прививать детям уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда  | 
			
			 Специально-организованные ситуации по теме, беседы о профессиях родителей, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.  | 
			
			 Составление рассказов о профессиях, разгадывание загадок, чтение стихов «А что у вас?» С.Михалкова, рисование  | 
		
| 
			 Дедушка и бабушка- верные друзья  | 
			
			 Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать  | 
			
			 Образовательные ситуации, праздники, сюжетно-ролевые игры, конкурсы  | 
			
			 Беседы, встречи, рассматривание фотографий, альбомов, чтение художественной литературы, изготовление поделок  | 
		
| 
			 Уклад и традиции семьи  | 
			
			 Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи.  | 
			
			 Театральная деятельность, игры, праздники, совместные досуги  | 
			
			 Беседы «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга», Беседы, чтение художественной литературы 
  | 
		
| 
			 Древо семьи  | 
			
			 Познакомить детей с понятием «Родословная моей семьи»  | 
			
			 Образовательные ситуации, выставки, сюжетно-ролевые игры  | 
			
			 Беседы «Моя семья», «Мои дедушка и бабушка, рисование древа семьи  | 
		
| 
			 Защитники отечества  | 
			
			 Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины  | 
			
			 Образовательные ситуации, совместные праздники, сюжетно-ролевые игры  | 
			
			 Встречи- беседы с родственниками, которые служили в армии, Рассматривание фотографий, альбомов изготовление поделок  | 
		
БЛОК 2: «Мой любимый детский сад»
Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как социальном объекте культурного общества.
Дошкольное детство важная ступень в развитии личности ребенка.
Данный блок знакомит детей с детским садом как вторым домом. Здесь они могут реализовывать свои потребности, где должны благополучно и интересно жить.
Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся об их физическом и психическом здоровье. Каждый ребенок с уважением относится к работникам детского сада: называет по имени отчеству, улыбается при встрече и не забывает поздравить с праздниками.
Каждый воспитанный ребенок старается оказать посильную помощь взрослым (помочь собрать игрушки, убрать мусор и т. д.). Он учится общаться с взрослыми и сверстниками, усваивает основы культуры поведения: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого тому, что умеет сам; играть дружно, быть справедливым.
В этом возрасте необходимо уделить внимание знакомству дошкольников с сотрудниками детского сада, с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например оператора прачечной, сторожа, поваров, методиста и др., объяснять детям, что все эти люди тоже заботятся о них в детском саду, как и другие сотрудники.
С детьми проводятся целевые прогулки по территории детского сада, где детей знакомят с работой сотрудников. Дети привлекаются к труду и благоустройству участка, на котором проводятся прогулки.
В детском саду есть традиции, с которыми дети не только знакомятся, но и являются активными участниками в разнообразных мероприятиях, например таких как:
- выставка поделок из природного материала, в которой принимают участие дети, родители, где каждый старается проявить свое творчество, оригинальность, выдумку, фантазию;
- театральные постановки, Новогодние праздники, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, спортивные праздники, фольклорные праздники, а также другие праздники и развлечения, где родители, дети и сотрудники детского сада принимают активное участие.
Тематическое планирование
| 
			 Содержание  | 
			
			 Задачи  | 
			
			 Формы работы  | 
			
			 Методы и приемы  | 
		
| 
			 По дороге в детский сад  | 
			
			 Учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес, развивать в детях познавательный интерес к детскому саду  | 
			
			 Образовательные ситуации, сюжетно-ролевые игры.  | 
			
			 Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек и т.д.  | 
		
| 
			 Мои друзья  | 
			
			 Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; воспитывать в детях положительные взаимоотношения со сверстниками  | 
			
			 Беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры  | 
			
			 Беседы, рассматривание фотоальбомов, дидактические игры «Давайте познакомимся», «Угадай по голосу» и др.  | 
		
| 
			 Традиции детского сада  | 
			
			 Познакомить детей с традициями детского сада.  | 
			
			 Вечера встреч, дни рождения, праздники, конкурсы, соревнования.  | 
			
			 Вечера встреч, дни рождения, беседы о Дне дошкольного работника, о выставках и праздниках проводимых в ДУ, рассматривание фото.  | 
		
| 
			 Территория детского сада  | 
			
			 Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.  | 
			
			 Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения.  | 
			
			 Беседы, моделирование участков.  | 
		
| 
			 Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада)  | 
			
			 Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.  | 
			
			 Экскурсии по д/с: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»; сюжетно-ролевые игры.  | 
			
			 Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование.  | 
		
Блок 3. «Мой город Верхняя Пышма».
Цель: ознакомление старших дошкольников с родным городом, воспитание любви, бережного отношения к родному городу, как составляющая часть патриотического воспитания.
Блок знакомит детей с родным городом.
У каждого города есть своя история, своя символика. Как и у человека, у города есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день рождения (день основания) и есть много других дат, по которым определяют его историю. В городе есть краеведческий музей, экспонаты которого рассказывают о его истории и современности.
Диапазон объектов города – это микрорайон и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.
Крупнейшим предприятием городского округа является ОАО «Уралэлектромедь», которое является головным предприятием Уральской горно-металургической компании (ООО «УГМК-Холдинг»).
Детей знакомят с профессиями города, поясняют, что в городе Верхняя Пышма люди трудятся в разных отраслях, что любой труд почётен. Дети учатся видеть красоту и многообразие растительного и животного мира города и его окрестностей. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.
В старшей группе продолжается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт. На этом этапе собирается, анализируется и доводится до детей вся интересная информация, где они живут (город, микрорайон), в том числе:
- Об интересных фактах жизни города, о памятниках, достопримечательностях и традициях города и горожан;
 - Об окружающей природе родного города;
 - О многообразии профессий, которые присущи жителям нашего города. Детям объясняется, что Верхняя Пышма - город металлургов, что продукция завода очень, нужна в других местностях;
 - О знаменитых земляках родного края.
 
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
· повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных и т.д.);
· везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
· люди берегут и охраняют природу;
· есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Нравственно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну которое сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре и традициям своего народа.
На этом этапе проводится знакомство с гербом и флагом города. В беседах непременно акцентируется внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе. В подготовительной группе начинается этап основной работы по ознакомлению с основными государственными символами и городской геральдикой.
Тематическое планирование
| 
			 Содержание  | 
			
			 Задачи  | 
			
			 Формы работы  | 
			
			 Методы и приемы  | 
		
| 
			 Наш город Верхняя Пышма. Его улицы, памятные места  | 
			
			 Сформировать представления детей о городе Верхняя Пышма, о его улицах, памятниках и других достопримечательностях 
  | 
			
			 Специально организованные экскурсии с родителями по городу, Образовательные ситуации, целевые прогулки по памятным улицам, сюжетно-ролевые игры  | 
			
			 Беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, фотоальбомов, развивающие игры  | 
		
| 
			 Виды транспорта в городе: грузовой, легковой, пассажирский  | 
			
			 Формировать представления детей о многообразии видов транспорта, о спецтехнике и ее назначении, развивать у детей познавательный интерес  | 
			
			 Образовательные ситуации, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, сюжетно-ролевые игры  | 
			
			 Рассматривание альбомов, беседы о видах транспорта, отражение впечатлений в рисунках, конструировании, лепке  | 
		
| 
			 Труд родителей, промышленность города В-Пышма  | 
			
			 Формировать представления детей о многообразии профессий, воспитывать уважение к труду взрослых  | 
			
			 Образовательные ситуации, беседы, встречи с родителями, сюжетно-ролевые игры  | 
			
			 Рассматривание иллюстраций о профессиях. Рисование, творческие игры, дидактические игры, чтение художественной литературы  | 
		
| 
			 Традиции нашего города  | 
			
			 Познакомить детей с традициями нашего города и горожан, вызвать у детей желание больше о них узнавать.  | 
			
			 Образовательные ситуации, экскурсии, выставки, участие в городских мероприятиях.  | 
			
			 Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование.  | 
		
| 
			 Деятели культуры Верхней Пышмы  | 
			
			 Познакомить детей известными деятелями культуры города композитором Некрасовым Г.А., художниками Суздальцева, Полуянова, Мисюряева.  | 
			
			 Образовательные ситуации, посещение музея, библиотеки.  | 
			
			 Беседы, рассматривание иллюстраций картин,  | 
		
| 
			 Символика родного города  | 
			
			 Познакомить детей с гербом и флагом с их историей, происхождением.  | 
			
			 Образовательные ситуации, посещение музея, библиотеки.  | 
			
			 Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций. Рисование гербов, флагов.  | 
		
| 
			 Верхняя Пышма – город металлургов  | 
			
			 Знакомить детей с профессиями металлургического завода, воспитывать у детей уважение к труду взрослых  | 
			
			 Образовательные ситуации, сюжетные, дидактические игры, беседы  | 
			
			 Чтение художественной литературы, рассматривание фотографий  | 
		
| 
			 Экскурсия в детскую библиотеку. Знакомство с произведениями детских писателей Урала: Волоскова, Бажова, Яковлева, Мамонтова  | 
			
			 Продолжать знакомить детей с произведениями художественной литературы детских писателей  | 
			
			 Образовательные ситуации, беседы, посещение детской библиотеки  | 
			
			 Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.  | 
		
| 
			 Верхнепышминцы – герои Великой отечественной войны  | 
			
			 Развивать у детей познавательный интерес к воинам ВОВ, способствовать желанию детей быть такими же мужественными, смелыми. Воспитывать в детях уважение и чувство гордости за ветеранов  | 
			
			 Образовательные ситуации, встречи, выставки, экскурсия к памятнику Вечного огня.  | 
			
			 Беседы, рассказы воспитателей о почетных людях, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов  | 
		
| 
			 Русское народное творчество  | 
			
			 Знакомить детей с русским народным творчеством: народной музыкой, пение народных песен, частушек, пляски в хороводе.  | 
			
			 Образовательные ситуации, музыкальные праздники, уроки творчества  | 
			
			 Беседы, встречи, праздники, игры, чтение, прослушивание песен, самостоятельная театрализованная деятельность детей.  | 
		
| 
			 Центры культуры (ДИВС, музей, ДК, почта, библиотеки). Культурно-развлекательные, образовательные центры города  | 
			
			 Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей.  | 
			
			 Экскурсии, кружки, участие в городских мероприятиях.  | 
			
			 Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры.  | 
		
| 
			 Растительный мир  | 
			
			 Знакомить детей с растительным миром города; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.  | 
			
			 Образовательные ситуации, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.  | 
			
			 Опыты, рассматривание картин, альбомов о природе, рисование, беседы.  | 
		
| 
			 Животный мир  | 
			
			 Знакомить детей с животным миром города; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.  | 
			
			 Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры.  | 
			
			 Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование.  | 
		
| 
			 Водоемы  | 
			
			 Дать представление о водоемах в окрестностях города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах.  | 
			
			 Экологические тропы, прогулки, праздники.  | 
			
			 Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.  | 
		
| 
			 Уроки безопасности  | 
			
			 Дать понятие об ядовитых растениях и опасных животных; о возможных травмах на природе; учить соблюдать правила поведения на природе и на улицах города.  | 
			
			 Образовательные ситуации «Уроки доктора Айболита», экологические тропы, дорожная азбука (правила дорожного движения для дошкольников).  | 
			
			 Дидактические и подвижные игры, беседы, рисование на тему.  | 
		
Блок 4. «Урал – мой край родной»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотического отношения к родному городу, родной природе, культуре, традициям народа через ознакомление с родным краем.
воспитать чувство привязанности и любви к своему родному краю, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой край, воспитывать
Блок знакомит детей с родным краем.
Формирование у детей системы знаний о своей Родине, в данном блоке представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климат, природа), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного края, знания названия областного центра, других городов Свердловской области, символики г. Екатеринбурга), некоторые сведения о подвигах уральцев в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города Екатеринбурга. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.
Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у них определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Задача воспитывать у детей чувство привязанности к родному краю, по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах г.Екатеринбурга, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатели отбирают сами, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой край» дети вспомнят то, что о нем узнали.
Критерии результативности обучения:
1. Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям Урала.
2. Использовать в активной речи фольклор.
3. Уметь играть в русские народные игры.
4. Знать памятники культуры родного края.
5. Знать животный и растительный мир края.
6. Знать символику родного города.
Закончить хочется словами Д.С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...».
Тематическое планирование
| 
			 Содержание  | 
			
			 Задачи  | 
			
			 Формы работы  | 
			
			 Методы и приемы  | 
		
| 
			 Достопримечательности Урала и Екатеринбурга  | 
			
			 Сформировать представление об Урале и Свердловской области. Учить детей умению работать с картой Смоленской области, находить свой город, областной центр Екатеринбург.  | 
			
			 Образовательные ситуации, экскурсии, художественное слово, дидактические игры  | 
			
			 Беседы, рассказы о Екатеринбурге и других городах Свердловской области, рассматривание карты области, фотоальбомов.  | 
		
| 
			 Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Урала.  | 
			
			 Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством уральских, развивать у детей познавательный интерес к народному творчеству  | 
			
			 Образовательные ситуации, экскурсии в музей, библиотеку, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество.  | 
			
			 беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов, чтение художественной литературы.  | 
		
| 
			 Знакомство с историей Урала через сказы Бажова и произведения Волоскова  | 
			
			 Развивать у детей познавательный интерес к знаменитым землякам и их произведениям  | 
			
			 Образовательные ситуации, театрализованные игры, дидактические игры, художественное творчество.  | 
			
			 Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций к произведениям писателей, чтение стихов уральских поэтов  | 
		
| 
			 Изучение родной природы  | 
			
			 Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях. Воспитать в детях интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животных и растениях; воспитать в детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края; познакомить детей с Красной книгой Свердловской области. Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения в природе.  | 
			
			 Образовательные ситуации экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.  | 
			
			 Рассматривание картин, иллюстраций книг, альбомов с изображениями растительного и животного мира Свердловской области; разучивание стихов о природе.  | 
		
| 
			 Традиции, обычаи Урала  | 
			
			 Познакомить детей с традициями и обычаями Урала; сделать вклад в формирование у них высокого культурного уровня; приобщить детей к православным традициям русского народа; сделать вклад в развитие творческих способностей детей.  | 
			
			 Экскурсии, образовательные ситуации, праздники, развлечения, участие в городских мероприятиях.  | 
			
			 Беседы, рассказы воспитателей, встречи, праздники, уроки творчества, игры, чтения.  | 
		
| 
			 Символика родного края  | 
			
			 Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага.  | 
			
			 Образовательные ситуации, посещение музея, библиотеки.  | 
			
			 Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование аппликация, дидактические игры.  | 
		
| 
			 «Никто не забыт, ничто не забыто»  | 
			
			 Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников отечества; познакомить с памятниками ВОВ, воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ  | 
			
			 Экскурсии к памятнику, в музей, занятия, выставки.  | 
			
			 Рассказы воспитателей о ветеранах войны Урала, экскурсия к памятнику павших в ВОВ вечному огню, рассматривание иллюстраций  | 
		
Методическое обеспечение программы «Мой родной край — Урал».
Старшая группа 2018-2019 уч. год
| 
			 Месяцы  | 
			
			 1 неделя  | 
			
			 2 неделя  | 
			
			 3 неделя  | 
			
			 4 неделя  | 
		
| 
			 Сентябрь  | 
			
			 Музыкально-спортивный праздник посвященный началу учебного года «1 сентября!» 
 Беседа с детьми о летнем отдыхе «Где мы летом отдыхали»  | 
			
			 Беседа о важности труда людей, работающих в детском саду Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников детского сада Д/и «Что нужно для работы?» 
  | 
			
			 Целевая прогулка по территории детского сада: наблюдение за сезонными изменениями в природе, оказание посильной помощи в уборке листьев на участке детского сада Коллективная работа -пластилинография «Осенний клен»  | 
			
			 Беседа на тему: «Мой дом – детский сад» Изготовление поздравительных открыток для педагогов детского сада ко Дню дошкольного работника  | 
		
| 
			 Октябрь  | 
			
			 Обсуждение ситуаций из жизни семьи, рассказы детей о членах семьи Чтение стихов и рассказов о семье Я. Акима «Кто кому кто?», В. Драгунский «Сестра моя Ксения» и др.  | 
			
			 Занятие «Моя семья», работа над понятием «родня»: чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня» Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» 
 
 
  | 
			
			 Беседа: «Мой домашний адрес» Рисование на тему «Мой дом» Рассматривание альбома «Мой город Верхняя Пышма»  | 
			
			 Занятие «Я и мое имя» 
 
 Дидактические и словесные игры: «Радио», «Расскажи мне о себе», «Кто потерялся?», «Угадай по голосу» 
  | 
		
| 
			 Ноябрь  | 
			
			 Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю». Встреча с родителями «Моя профессия».  | 
			
			 Занятие «Знакомство со строительными профессиями». Игра со строительным материалом «Построй свой дом».  | 
			
			 Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Больница» 
 Рассматривание альбома «Все профессии важны…» 
 Д/игра «Загадки-отгадки», загадки о профессиях  | 
			
			 Беседа: « Мы мамины помощники» Фотовыставка на тему «Милую маму с праздником поздравлю» (ко Дню матери) 
  | 
		
| 
			 Декабрь  | 
			
			 Рассматривание иллюстраций с изображением природы в зимнее время. 
 Чтение русской народной сказки «Морозко» 
 «Зимние забавы»: подвижные игры в зимнее время года  | 
			
			 Образовательные ситуация «Зимующие птицы» 
 Д/игра «Загадки-отгадки» о птицах, о зиме. 
 Проведение акции «Подкормим птиц»  | 
			
			 Беседа «Как город готовится к встрече Нового года» 
 Рисование на тему «Письмо Деду Морозу» 
 Изготовление поздравительных новогодних открыток для родителей 
  | 
			
			 Рассказ воспитателя о традиции встречать Новый год 
 Праздничный Новогодний утренник «Зимушка, зима сказку принесла»  | 
		
| 
			 Январь  | 
			
			 Беседа о труде в семье, об их обязанностях как членов семьи Беседа: «Семейные традиции»  | 
			
			 Рассказ воспитателя «Фольклор Урала» 
 Знакомство с биографией П.Бажова 
 Чтение сказа П. Бажова «Серебрянное копытце»  | 
			
			 Беседа об обитателях наших водоемов 
 Образовательные ситуация «Путешествие капельки» 
 Рассказ воспитателя об озере Таватуй  | 
			
			 Беседа о правилах безопасности на улицах города 
 Чтение рассказа «Санки» 
 Заучивание правил дорожного движения 
  | 
		
| 
			 Февраль  | 
			
			 Рассказ воспитателя о Российском флаге 
 Знакомство со столицей нашей Родины – Москвой 
 Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»  | 
			
			 Занятие: «Наша армия родная» 
 Чтение рассказов, стихов о солдатах, о Российской армии 
 Рассматривание альбома «Надежный щит нашей родины»  | 
			
			 Беседа «Мой папа самый лучший» Изготовление подарков папам, дедушкам. 
 Музыкально-спортивный праздник посвященный Дню защитника отечества, (приглашенные гости солдаты срочной службы)  | 
			
			 Беседа: «Наши бабушки» Чтение рассказа В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки» 
 Изготовление подарков мамам, бабушкам ко дню 8 Марта 
 
 
  | 
		
| 
			 Март  | 
			
			 Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму». 
 Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 Марта  | 
			
			 Образовательные ситуация «Мужчины и женщины в семье». Игровое упражнение «Кто, где работает в нашем городе» 
 Беседа на тему «Маленький труд лучше большого безделья»  | 
			
			 Образовательные ситуация «Мой родной город» 
 Чтение З.Александровой «Родина» 
 Рассматривание карты города, развивать умение ориентироваться на карте 
 
  | 
			
			 Беседа «Достопримечательности нашего города» 
 Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?» 
 Рассматривание фотографий с изображением панорам города 
  | 
		
| 
			 Апрель  | 
			
			 Рассказ воспитателя о космонавтах, о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине 
 Аппликация «Ракета» 
 Конструирование: «Космический корабль»  | 
			
			 Целевая прогулка по участку детского сада, наблюдение за изменениями в природе весной 
 Заучивание стихотворения С. Маршака «Апрель…» 
 Составление описательного рассказа по картине Саврасова «Грачи прилетели» 
  | 
			
			 Беседа: «Мостовая для машин, тротуар для пешеходов» 
 Составление безопасных маршрутов в детский сад  | 
			
			 Беседа «Труд пожарных» Чтение Т.Потапова «Пожарный», С.Маршак «Сказка про спички» 
 Беседа «Спички не тронь – в спичках огонь»  | 
		
| 
			 Май  | 
			
			 Занятие «Подвиг воина-защитника в картинах советских художников» 
 Коллективная работа «Никто не забыт, ничто не забыто» (плакат памяти героев ВОВ ко Дню Победы)  | 
			
			 Беседа на тему «Что такое здоровый образ жизни?» 
 Д/игры «Полезные и вредные продукты», «Правила гигиены», «Кто я такой» 
 Занятие «Солнце, воздух и вода…» 
  | 
			
			 Занятие «Белая береза» 
 Высаживание цветов на клумбе участка 
 «День взаимопомощи» - совместное мероприятие с родителями по озеленению территории детского сада  | 
			
			 Знакомство с лекарственными травами нашего края Экскурсия по улице города (растительный мир города) 
 Рассматривание иллюстраций «Растительный мир Урала» 
 
 
  | 
		
| 
			 Июнь-Август  | 
			
			 
 Закрепление пройденного материала 
  | 
		|||
Подготовительная к школе группа 2019-2020 уч. год
| 
			 Месяцы  | 
			
			 1 неделя  | 
			
			 2 неделя  | 
			
			 3 неделя  | 
			
			 4 неделя  | 
		
| 
			 Сентябрь  | 
			
			 Работа над понятием «семья» 
 Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках 
 Чтение и обсуждение рассказа В.Драгунского «На Садовой большое движение»  | 
			
			 С/р игра «Я работаю поваром в д/с» Сюжетно-ролевая игра «Семья» Чтение и обсуждение рассказа В.Драгунского «На Садовой большое движение»  | 
			
			 Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников детского сада. Д/и «Кому что надо?» 
 Д/и «Назови профессию» 
  | 
			
			 Занятие по развитию речи «Мой любимый детский сад». Праздничный концерт, поздравление сотрудников детского сада с Днем дошкольного работника  | 
		
| 
			 Октябрь  | 
			
			 Рассматривание иллюстраций с пейзажами известных художников об осени Праздник «Золотая осень»  | 
			
			 Рассматривание альбома «Природа моего края». Беседа «Правила поведения на природе» 
 Экскурсия в ближайший лес, рассматривание растительности в лесу  | 
			
			 Чтение рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?». Занятие «Как рубашка в поле выросла».  | 
			
			 Беседа «Опасные предметы дома» 
 Стихи «Я пишу вам письмецо» С.Михалков 
 «Вредные советы» стихи Б.Заходера  | 
		
| 
			 Ноябрь  | 
			
			 Прослушивание стихов о родном городе Знакомство с Красной Книгой Свердловской области Чтение рассказа В.Бианки «Синичкин календарь»  | 
			
			 Беседа «Дом, в котором мы живем» 
 Д/и «Из чего построен дом» 
 Рассказ воспитателя «Как жили на Руси»  | 
			
			 Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю». Встреча с родителями «Моя профессия».  | 
			
			 Образовательная ситуация «Как хлеб на стол пришел» 
 Д/и «Загадки-отгадки» о профессиях 
 Чтение стихотворений о труде «Азбука профессий»  | 
		
| 
			 Декабрь  | 
			
			 Сюжетно-ролевая игра «День рождения» Изготовление открытки для друга «С Днем рождения» 
 Пальчиковые игры «Зима», «Теремок»  | 
			
			 Экскурсия в библиотеку. Вечер поэзии (песни, стихи о родном городе, крае). Изготовление новогодних игрушек для малышей  | 
			
			 Беседа «Новогодние подарки» 
 Изготовление новогодних украшений для групповой елочки Новогодний утренник  | 
			
			 Беседа «Наши игрушки» 
 Театрализованные игры с игрушками театра «Би-ба-бо» 
 «Игрушки-забавы» (работа с бумагой и картоном)  | 
		
| 
			 Январь  | 
			
			 Беседа «Улицы нашего города» 
 Знакомство с символикой нашего города флаг, герб 
 Чтение легенд об Урале  | 
			
			 Рассказ воспитателя о людях разных национальностей, проживающих в городе 
 Рассматривание национальных костюмов: русского, татарского. 
 
  | 
			
			 Беседа: город Екатеринбург – областной центр. Знакомство с символикой Свердловской области и г. Екатеринбурга  | 
			
			 Знакомство с русским народным творчеством «В гости к дымковским мастерам» 
 Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек Изготовление «Дымки» из глины  | 
		
| 
			 Февраль  | 
			
			 Экскурсия в городской музей. 
 Рассказ воспитателя «Звери и птицы Урала» 
 Д/упр. «Угадай животное по описанию» 
  | 
			
			 Беседа «Что мы знаем о своей родине?» 
 НОД «Наша армия родная» 
 Рассматривание альбома «Надежный щит родины»  | 
			
			 Изготовление подарков к Дню Защитника отечества. 
 Музыкально-спортивный праздник посвященный Дню Защитника Отечества, с участием родителей. 
  | 
			
			 Рассказ воспитателя о символике города Верхняя Пышма. Д/и «Найди свой герб» 
 Рассматривание альбома «Мой город Верхняя Пышма» 
 Чтение стихов о городе  | 
		
| 
			 Март  | 
			
			 Звери и птицы Урала Рисование «Портрет мамы» Изготовление поздравительных открыток для мам, бабушек Д/и «Какая она, моя мама?»  | 
			
			 Беседа «Как мы охраняем природу Урала, города». Знакомство с Красной Книгой Свердловской области Рассказ воспитателя «Достопримечательности Урала». 
  | 
			
			 Знакомство с биографией П.Бажова, просмотр презентации 
 Чтение сказа П.Бажова «Серебряное копытце» 
 Рассматривание иллюстраций по сказам П.Бажова  | 
			
			 Беседа «Широкая масленица» 
 
 Чтение потешек, пестушек, подвижные игры 
 
 Развлечение для детей «Встречай, широкая масленица» 
  | 
		
| 
			 Апрель  | 
			
			 Развлечение для детей «День смеха» 
 Беседа «Мой друг» 
 Чтение рассказа Н.Носова «Фантазеры»  | 
			
			 НОД «Космос» 
 Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» 
 Рассматривание иллюстраций о космосе, о планетах, космонавтах  | 
			
			 Занятие «Весна красна» составление рассказа по мнемотаблице 
 Д/и «Загадки-отгадки» «Времена года» Разучивание стихотворения С.Маршака «Апрель»  | 
			
			 Беседа о героях-верхнепышминцах: « Герои-земляки в годы ВОВ» 
 Экскурсия к стелле «Журавли», музей военной техники под открытым небом  | 
		
| 
			 Май  | 
			
			 Поздравление с Днем Победы, посещение Дома ветеранов 
 Экскурсия в сквер к вечному огню  | 
			
			 Беседа о правилах дорожного движения «Безопасная улица» 
 Оформление газеты «Наш друг Светофор»  | 
			
			 Беседа «Дошкольник и школьник» 
 Д/и «Кто больше назовет школьных предметов» 
 Чтение рассказов В.Драгунского «Денискины рассказы»  | 
			
			 Диагностика знаний о природе, традициях, культуре родного края 
 Чтение стихотворений и рассказов о лете 
 Подготовка к выпускному утреннику, выпускной  | 
		
 
| 
			 Перспективное планирование по работе с родителями 2018/2020 гг.  | 
		||
| 
			 Месяц  | 
			
			 2018-2019  | 
			
			 2019-2020  | 
		
| 
			 СЕНТЯБРЬ  | 
			
			 Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей Выставка рисунков «Где мы отдыхали летом» Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников» 
  | 
			
			 Организационное родительское собрание «Задачи воспитания ребенка 6-7 лет» 
 Выставка работ «Мой любимый детский сад» 
 Подготовка и проведение праздничного концерта посвященного Дню дошкольного работника  | 
		
| 
			 ОКТЯБРЬ  | 
			
			 Экскурсия по осеннему лесу Выставка работ «Дары осени» (поделки из природного материала) Праздник «Золотая осень»  | 
			
			 Памятка для родителей «Возрастные особенности детей подготовительного дошкольного возраста» 
 Рекомендации для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» 
 Праздник осени «Прогулка в осенний лес» 
  | 
		
| 
			 НОЯБРЬ  | 
			
			 Информационный стенд для родителей «Азбука дорожного движения» Творческая гостиная «Изготовление атрибутов правил дорожного движения» 
 Праздничное поздравление посвященное «Дню матери»  | 
			
			 Детский сад приглашает: «День открытых дверей» 
 Фотогазета «Наши будни» 
 Фотовыставка ко Дню матери «Сердце матери – в детях» 
  | 
		
| 
			 ДЕКАБРЬ  | 
			
			 Акция «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц 
 Конкурс поделок «Новогодний сундучок» 
 Папка – передвижка (Новогодние советы, приметы, гадания, развлечения, конкурсы, рецепты и т.д.) «Скоро, скоро Новый год!»  | 
			
			 Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Здравствуй, гостья Зима!» 
 Проектная деятельность «Зимние забавы» 
 Новогодний праздник «Зимняя сказка»  | 
		
| 
			 ЯНВАРЬ  | 
			
			 Проектная деятельность «Зимние забавы» 
 Оформление альбома «Природа Урала» 
 Создание снежных построек на участке детского сада 
 
  | 
			
			 Родительское собрание «Воспитание в семье юного патриота» 
 Участие родителей в проекте «Россия родина моя» 
 Оформление альбомов о России  | 
		
| 
			 ФЕВРАЛЬ  | 
			
			 Экскурсия в библиотеку 
 Рекомендации для родителей и детей « Семейное чтение» 
 Родительское собрание «Готовность детей к школе»  | 
			
			 Соревнование – состязание посвященное празднику 23 февраля «Вместе с папой» 
 Подготовка к празднику Масленица 
 Фольклорный праздник «Задорная частушка»  | 
		
| 
			 МАРТ  | 
			
			 Оформление родительского уголка на весеннюю тему: «Весна – Красна снова в гости к нам пришла» 
 Творческая выставка работ родителей «Мама рукодельница» 
 Праздничное поздравление мам и бабушек посвященное Дню 8 Марта «Мамочку милую очень люблю»  | 
			
			 Экскурсия по городу «Район, в котором мы живем» 
 Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области» 
 Выставка рисунков «Мой город»  | 
		
| 
			 АПРЕЛЬ  | 
			
			 Тематическая выставка совместных работ «День космонавтики» 
 Консультация «Факторы, влияющие на здоровье» 
 Участие родителей в совместном проекте «Здоровые малыши» 
  | 
			
			 Родительское собрание «Готовность детей к школе» 
 Информация для родителей по подготовке детей к школе «Скоро в школу» 
 Экскурсия к школе № 3 
  | 
		
| 
			 МАЙ  | 
			
			 Папка - передвижка для родителей ко Дню Победы и посещение памятных мест 
 Папка - передвижка для родителей «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» 
 Оформление газеты «Наш друг Светофор» 
  | 
			
			 Экскурсия в сквер памяти, возложение цветов к памятнику героев ВОВ 
 Поздравление ветеранов 
 Праздник «До свиданья, детский сад»  |