Парциальная образовательная программа «Волшебные краски»
Парциальная образовательная программа
«Волшебные краски»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад «Лучик» Илекского района
Автор Элекина.Н.С
Аннотация
Парциальная программа «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными техниками рисования.
Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных техниках рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства
Программа носит инновационный характер, т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, монотипия, набрызг, граттаж, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природных материалов, техника по сырому, рисование ладошками, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование по точкам. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движений.
Практическая значимость в условиях осуществления культурно-исторического, системно-деятельностного и гуманитарного подходов; реализации принципов развивающего и воспитывающего обучения, интеграции содержания образовательных областей («Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка»), научной достоверности и практической применимости. Важнейшим условием результативности опыта является реализация содержания программы в двух организационных моделях: совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей в специально организованной развивающей эстетической среде.
Распространение материала
Программа может быть использована в дошкольных группах детского сада, учреждениях дополнительного образования, для организации художественно-творческой работы детей дошкольного возраста в семье.
Программа «Волшебные краски» представлена на педагогическом совете 15.11.2015.
Содержание
№ |
Раздел |
Стр. |
I. |
Целевой раздел |
|
Пояснительная записка |
||
1.1. |
Актуальность парциальной образовательной программы......................................................................................... |
3 |
1.2. |
Цель и задачи парциальной образовательной программы........... |
4 |
1.3 |
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы………………………………………………………… |
4 |
1.4 |
Возрастные характеристики развития детей…………………….. |
5 |
1.5 |
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы…………… |
6 |
1.6 |
Обоснование выбора содержания парциальной программы …... |
7 |
1.7 |
Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы……………………………………… |
7 |
II. |
Содержательный раздел |
|
2.1 |
Тематическое планирование образовательной деятельности….. |
8 |
2.2 |
Содержание парциальной образовательной программы……….. |
13 |
III. |
Организационный раздел |
|
3.1 |
Кадровое обеспечение программы………………………………. |
14 |
3.2 |
Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы…………………………………. |
14 |
3.3 |
Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания…………………………….. |
15 |
3.4 |
Время и сроки реализации парциальной образовательной программы………………………………………………………….. |
15 |
3.5 |
Организация развивающей предметно-пространственной среды…… |
16 |
IV. |
Дополнительный раздел |
|
4.1 |
Презентация парциальной образовательной программы |
|
V. |
Литература……………………………………………………… |
16 |
Приложение Приложение 1 Карта наблюдения |
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность
Парциальная программа «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развитие у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными техниками рисования.
Одной из задач художественно - эстетического воспитания детей в детском саду является развитие воображения. Воображение способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Дошкольный возраст многие определяют как самый сензитивный для педагогического воздействия в период: когда у ребёнка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг них происходит, зато степень принятия, «Впитывания» окружающих впечатлений чрезвычайно высока. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие фантазии и воображения у детей. Впоследствии эти процессы начинают угасать. Главное не пропустить этот момент и постараться развивать способности вовремя, иначе личностные качества ребенка будут ущемлены, а творческое мышление будет снижено.
Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша.
Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: развитие художественно-творческой деятельности детей старшего возраста в процессе ознакомления с различными техниками рисования.
. Задачи:
- Сформировать представления о различных техниках рисования.
- Вызвать потребность детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;
-Развивать умения и навыки изображения окружающей действительности и с помощью различных изобразительных техник.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы заложены следующие принципы:
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество Организации с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности:
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно-деятельный подход как принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;
- гуманитарный подход как обращенность к личности через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей;
- культурологический подход как организация развивающей среды в рамках ФГОС.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа. Программа рассчитана на старший возраст.
К пяти-шести годам наступает новая фаза эстетического развития, характеризующаяся большей степенью осознанности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок, деяний. Формирующийся на этом этапе эстетический опыт оказывается наиболее прочным и обретает характер установки.
В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее активное усвоение ребёнком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами, а также познание окружающего и формирование эстетической «картины мира», что подтверждается данными исследований педагогов и психологов. Огромные психофизиологические резервы этого периода детства обеспечивают интенсивность развития различного рода умственных, практических и художественных способностей.
Ребенок совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения , украшения .
Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:
Ребенок:
- овладеет различными техниками рисования, может изображать с их помощью предметы окружающей действительности и воображаемые образы;
- воплощает в художественной форме свои переживания, чувства, мысли. Творчески активен.
- применяет опыт изображения окружающей действительности с помощью различных изобразительных техник.
В приложении 1 (с.20) отражена карта наблюдения за эффективностью реализации программы
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
Образовательная программа МБДОУ детский сад «Лучик» Илекского района разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. В примерной программе уделено большое внимание рисованию, при этом перечень техник, на наш взгляд, является недостаточным. Это обусловило создание данной парциальной программы, которая расширяет возможности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в аспекте применения большего количества изобразительных техник, что будет способствовать повышению эффективности достижения результатов образовательной программы.
Программа носит инновационный характер, т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, монотипия, набрызг, граттаж, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природных материалов, техника по сырому, рисование ладошками, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование по точкам. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движений. С этой целью был создан кружок по различным видам рисования "Волшебные краски" (образовательная область «Художественное творчество»).
1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы
-выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные) ;
-художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба);дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
-составление альбома лучших работ.
-наблюдение за действиями детей в различных видах техниках рисования, заполнение Карты наблюдения.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Модуль/Тема |
Объём ОД (в мин.) |
Способы реализации |
Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности |
Модуль 1. «Дом» |
||||
1.1 |
«В гостях у Королевы-кисточки и Кляксочки» (техника рисования кисточкой, техника кляксография) |
20-25 мин |
Коллективная деятельность: знакомство с новыми способами использования акварельных красок (примакивание, кляксография) Индивидуальная выполнение рисунка с помощью акварельных красок способом примакивания |
Коммуникативная деятельность - Чтение художественной литературы - чтение стихотворения «Три цвета». Игровая деятельность – дидактическая игра «Разгадай мою загадку». Продуктивная деятельность - рисунок «Веселая полянка» |
1.2 |
«Дом в котором я живу» (рисование тонким картоном) |
20-25мин. |
Групповая деятельность: наблюденияна прогулках, экскурсиях; показ иллюстрации с изображением старых и новых домов. Подгрупповая (в парах, в микрогруппах)рисование тонким картоном. |
Коммуникативная деятельность - беседа с детьмио доме в котором живет ребенок Игровая деятельность - дидактическая игра: «Какая! Какое! Какой!») Продуктивная деятельность - рисунок «Мой дом» |
1.3 |
«Сказочные домики» (техника монотипия) |
20-25мин. |
Групповая деятельностьбеседа, какие сказочные домики они знают. Просмотр иллюстрации сказочных домиков. ИндивидуальнаяУточнение формы домиков, части, их расположение . Подгрупповая (в парах, в микрогруппах) Показ приема техники монотипии. |
Коммуникативная деятельность - беседа с детьми о различных видах домов. Игровая деятельность (дидактическая игра «Кто в домике живет?» Продуктивная деятельность ( рисунок «Сказочный домик») |
Модуль 2. «Осень в парке и в лесу. Деревья осенью» |
||||
2.1 |
«Осенний лес» (техника выдувания, пальчиковая техника) |
20-25мин. |
Групповая деятельностьбеседа об осенних явлениях природы. Просмотр картины осеннего пейзажа. Чтение стихотворения об осени. Классификация деревьевпо месту произрастания (лес, парк).Самостоятельное рисование. Подгрупповая (в парах, в микрогруппах) Показ приема техники выдувания и пальчиковой техники. Взаимодействие с родителями и детьми |
Коммуникативная деятельность - беседа с детьми о осени. Чтение художественной литературы - чтение стихотворений об осени. Игровая деятельность - дидактическая игра: «Угадай чей листок») Продуктивная деятельность - рисунок «Осенний лес» |
2.2 |
«Мой любимый дождик» (пальчиковая техника) |
20-25мин. |
Групповая деятельностьчтение стихотворения об осени. Рисование дождика красками, анализ работы. Индивидуальная. Уточнение последовательности изображения |
Чтение художественной литературы - чтение стихотворений об осени. Игровая деятельность (подвижная игра:«Дождик и солнышко») Продуктивная деятельность (рисунок «Дождь идёт») |
2.3 |
«Грибы в корзинке» (техника рисования ладошками) |
Групповая деятельностьПоказ картинки с изображением грибов (или муляжи). Уточнение формы шляпок, ножек. Показ приема техники рисования. ИндивидуальнаяВызвать желание добиваться получения характерной формы. Взаимодействие педагога и родителей « Как вызвать у ребенка желание рисовать» |
Игровая деятельность (дидактическая игра:«Съедобное - несъедобное»), Продуктивная деятельность (рисунок «Грибы») |
|
Модуль 3. «Зима, зимние месяцы» |
||||
3.1 |
«Морозный узор» (техника фотокопия – рисование свечой) |
20-25мин. |
Групповая деятельностьбеседа с детьми, что они видели во время прогулки (дома, деревья, снег). Знакомство с техникой, показ, способы рисования. Наблюдение за морозными узорами на окнах в зимнее время. Знакомство детей с техникой фотокопия. |
Коммуникативная деятельность - беседа с детьми о зиме. Игровая деятельность( дидактическая игра: «На что это похоже»), Продуктивная деятельность (рисунок «Зима») |
3.2 |
«Снеговик» (Рисование манкой) |
20-25мин. |
Групповая деятельностьОбобщение представления детей о зимних явлениях в природе. Рассмотреть игрушку – Снеговика. Подгрупповая (в парах, в микрогруппах)Уточнение, его формы; частей тела; их величину и расположение. Показ приема техники рисования манной крупой. Индивидуальная.Уточнение последовательности выполнения работы. |
Коммуникативная деятельность - беседа с детьми по картине. Игровая деятельность( дидактическая игра: «На что похож сугроб?»), Продуктивная (рисунок «Снеговик») |
3.3 |
«Елочка нарядная» (техника рисования тычком и печатками) |
20-25мин. |
Групповая деятельностьСлушание стихотворения Рассматривание искусственной елочки и новогодних шаров. Беседа о новогоднем празднике. Подгрупповая (в парах, в микрогруппах) Показ приема техники рисования тычком и печатками. Обсуждение о возможных вариантах композиции. Взаимодействие с детьми подготовка материала к занятию |
Коммуникативная деятельность - беседа с детьми о елочке. Игровая деятельность (пальчиковая игра «На елке») Продуктивная (рисунок «Елочка») Чтение стихотворение И. Токмаковой «Ели» |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 3.«Зима, зимние месяцы»
Тема 3.1.«Морозный узор»
Цель: научить детей создавать образ предмета на основе схематического изображения в технике «фотокопия»
Содержание
Мороз как природное явление. Морозные узоры на окнах в зимнее время. Свойства гуашевых красок.
Формы, способы, методы
Групповая деятельностьфронтально со всей группой.
Практическая часть.
Продумывание содержания будущего узора.
Рисование снежинки. Выполнение рисунка при помощи свечи, соблюдение правил заполнения листа узором.
Покрытие поверхности акварельной краской.
Приемы:
одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельное выполнение детьми рисование фотокопий)
эвристический (развитие находчивости и активности);
частично-поисковый;
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе;
мотивационный (убеждение, поощрение);
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года»
Материалы и оборудование:Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, емкость с водой.
Взаимодействие участников образовательных отношений
Взаимодействие со взрослыми в процессе беседы и изучения особенностей изображения «морозного узора» в технике «фотокопия»
Взаимодействие с детьми в процессе рисования, когда необходимо распределить использование одного набора красок на двоих и одной «непроливайки».
Виды деятельности детей: выставка
Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.
Продукт: рисунок «Зима»в технике фотокопии
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровоеобеспечение
Заведующая ДОУ -способствует созданию изостудии в группе.
Воспитатели- совместно организуют образовательную деятельность с детьми. Оформляют уголок по изодеятельности, оснащают необходимыми материалами.
Музыкальный руководитель -подбирает музыку по теме НОД.
Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации программы имеется мультимедиа, видео-аудио-библиотека.
Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом.
Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в групповой комнате. Данная стена оформляется работами детей в рамочках.
Для развития художественно-эстетического восприятия центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы.
Важным для детей старшего дошкольного возраста является фонд различных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек». Есть игры, способствующие развитию точности и восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.
Рядом с уголком изобразительной деятельности располагается мини-музей «Русская изба», который воспитывает у детей ценностное отношение к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства; развивает художественное восприятие, словарь ребенка;
Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы.
Научно-методическое обеспечение Программы
Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения, принятая на заседании педагогического совета, протокол № 2 от 18.10.2014г.
Веракса Н.Е. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образовании (пилотный вариант)/ Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. -М.: Мозаика- Синтез, 2014г.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа/ И.А. Лыкова. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2011
Сроки реализации дополнительной образовательной Программы
Организационно-образовательная деятельность по освоению содержания программы организуется 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность не превышает – 20-25 минут. Важным условием является наличие интереса каждого ребёнка к деятельности, в которую педагог вовлекает, самостоятельность выбора и самореализации в художественно – творческой деятельности
Организация развивающей предметно-пространственной среды
В группе детского сада создан уголок изобразительной деятельности. Основная цель создания данного уголка заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный уголок объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой). Материалы уголка, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности.
Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Бумага для рисования, шаблоны и раскраски ( по разным лексическим темам с учетом интересов девочек и мальчиков); карандаши, фломастеры, краски, кисти разного размера жесткие мягкие, тряпочки, губки, катушки, ватные тампоны и.т.д
5. Список использованной литературы
1.Баранова Е, В. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования/ Е.В. Баранова ., А.М. Савельева — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
2. Вераксы Н.Е. «От рождения до школы».Примерная общеобразовательная программа дошкольного образовании (пилотный вариант)/ Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -М.: Мозаика- Синтез, 2014г.
3.Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством/ О.А. Голоменникова — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий/ Т.С. Комарова — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
5.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
6.Комарова Т. С. Детское художественное творчество/ Т.С. Комарова — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
7.Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания/ Т.С. Комарова.— М.: Мозаика-Синтез,
8.Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников/ Т.С. Комарова, А.И. Савенков..М., 2005.
9.Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда/ Т.С. Комарова, О.Ю. Филлипс. — М., 2005
10. Комаровой Т.С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.
11. Казаковой. Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками/Под ред. Р.Г.Казаковой-М.:ТЦ Сфера,2008.
12. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа/ И.А. Лыкова. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2011
Интернет-ресурсы:
Орлова Л. Г.Программа по художественному развитию «В гостях у кляксы ваксы» нетрадиционные техники рисования.[Электронный ресурс] // Орлова Л. Г. Персональный сайт –Maaam.ru; 27.12. 2012 г.-http://www.maaam.ru/maps/news/6356.html
Приложение 1
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ пп |
Целевые ориентиры |
Критерии оценки |
Качество проявляется |
||
часто |
редко |
Не проявляется |
|||
1 |
Ребенок овладеет различными техниками рисования, может изображать с их помощью предметы окружающей действительности и воображаемые образы |
1.Знает название техник рисования 2.Владеет способами рисования в различных техниках. 3.может организовывать рабочее место. |
|||
2 |
Ребенок воплощает в художественной форме свои переживания, чувства, мысли, творчески активен. |
1.Определяет теплые и холодные тона и эмоции, которые они выражают. 2.Способен замыслить тему рисования для его выражения. |
|||
3 |
Ребенок применяет опыт изображения окружающей действительности с помощью различных изобразительных техник. . |
1.Способен выразить характерные черты объектов окружающей действительности в рисовании. 2.Проявляет желание в отображении объектов окружающей действительности с помощью разных техник рисования. |
Элекина Наталья Сергеевна