Родительское собрание «Почитай, мне сказку» с использованием игровых технологий, как средство повышения воспитательского потенциала родителей

2
0
Материал опубликован 18 February 2022 в группе

Тема проекта:

«Партнёрство дошкольной образовательной организации и

семьи: «Родительское собрание «Почитай, мне сказку»

с использованием

игровых технологий, как средство повышения воспитательского потенциала родителей.

Выполнила: Гейкина Олеся Михайловна

Воспитатель ГБОУ ООШ №4

Структурное подразделение «Детский сад «Буратино»

Актуальность проекта

Современный ритм жизни порой не позволяет родителям полностью окунуться в воспитательный процесс. Однако организовав педагогическое сопровождение и поддержку семьи, повышая уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей, мотивируя их к систематическому сотрудничеству, мы можем установить эффективное партнерское взаимодействие. По мнению профессора кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ Татьяны Николаевны Дороновой, ребенок более податлив воспитательному влиянию, если «растет в атмосфере дружбы, доверия и взаимных симпатий» 
Цель проекта:
установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Задачи проекта:

- выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

- объединение усилий по вопросам развития и воспитания детей;

-  повышение педагогической, правовой культуры родителей; реализацию их педагогических умений;

-  вовлечение родителей в деятельность ДОУ, как полноправных партнеров в воспитании собственного ребенка.

Тема: «Почитай, мне сказку»

Форма проведения: родительское собрание

Аудитория: родители средней группы

Количество участников:

1 Заведующий детским садом.

2 Старший воспитатель.

3 Воспитатель 1

4 Воспитатель 2

Задачи:

1. Способствовать расширению представлений родителей о значении сказок в жизни и в воспитании детей.

2. Помочь родителям, передать любовь к сказке своим детям.

3.Установить контакт с родителями для взаимодействия на воспитанников

4.Повысить воспитательский потенциал родителей.

5. Познакомить родителей с  некоторыми методами и приемами в работе по воспитанию своих детей, вызвать желание быть активными помощниками воспитателям.

Предварительная работа:

За две недели до начала родительского собрания провести анкетирование для родителей «Роль сказки в воспитании ребёнка» (приложение 1)

Ожидаемые результаты:

1 Родители осознали влияние сказок на всестороннее развитие детей.

2 Родители нацелены на организацию семейных чтений.

3 Контакт с родителями воспитанников установлен для совместного взаимодействия на детей.

4 Воспитательский потенциал родителей вырос.

5 Родители познакомились с некоторыми методами и приёмами по воспитанию детей.

Информационно-техническое обеспечение:

1 Напечатанное объявление о предстоящей встрече.

2 Распечатанные анкеты «Роль сказки в воспитании ребенка»

( на каждую семью, приложение 1)

3 Оформленный стенд « Что за прелесть эти сказки»

4 Напечатанные памятки «Сказка в системе нравственного воспитания»

( приложение 2, список литературы, направленный на воспитание того или иного нравственного качества)

Материалы и оборудование:

Задания для команд, мольберт с магнитами, бумажный цветок, иллюстрации из разных сказок (6) , фишки, 2-е коробки крупных пазлов, воздушные шарики (15), « сказочные» колпаки (15), «волшебная» коробка.

Ход собрания:

1 Вступительная часть

( При входе в аудиторию, родителям раздают фрагменты пазлов

из 2-х разных коробок)

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами!

Тема нашей встречи «Почитай, мне сказку»

 Анализ анкетирования на тему «Роль сказки в воспитании ребенка», целью которого было выявить уровень и качество знаний родителей о роли сказки в воспитании детей показал : 68% родителей считают, что сказки можно читать с 1года, большинство родителей читают и рассказывают детям сказки. Лишь 16% применяют рассказ выдуманной сказки,84% родителей считают , что сказка выполняет развивающую функцию при воспитании ребенка, 72% родителей обсуждают сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения. При этом лишь 16 % родителей уделяют этому вопросу особое внимание. К сожалению лишь 8% родителей играют с детьми в театрализованные игры постоянно, 40% играют иногда. 40% родителей считают, что сказка развивает речь, воспитывает доброту, отзывчивость, 24% - речь, поведенческие навыки, культуру общения,

92% родителей с удовольствием купили бы билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной сказки. Стоит также отметить, что исходя из этого, 76% детей хотят быть героями той, или иной сказки, подражать героям, пусть даже они и отрицательные.

 Одной из безусловных ценностей семьи является традиция семейных чтений. На сегодняшний день эта ценность относится к разряду исчезающий. Значение сказки в воспитании детей переходит на задний план, ведь в современном мире, когда развиты электронные устройства, книжки мало кому интересны.

У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультики интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования. Что можно сейчас увидеть на экранах? Бессмысленные, некрасивые, порой абсурдные мультфильмы. А сказки проверены временем.

2 Консультация «Роль сказки в воспитании детей» (приложение 3)

3 Практическая часть:

- Сегодня мы постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, поиграем в игры, в которые можно поиграть с детьми дома, узнаем, какая игра направлена на развитие того или иного качества, отдохнём вместе со сказкой. Для этого поделимся на две команды.

Родители делятся на две команды при помощи пазлов. Название команд определяется названием пазлов.

Конкурс «Волшебные слова»

Цель: развивает речь, память.
Один из участников называет волшебные слова из любой сказки, называет

героя и сказку. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

-По щучьему веленью, по моему хотенью. ( Емеля. Сказка « По щучьему велению»)

- Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка. Русская народная сказка «Сивка – бурка») и т.д.

2 Конкурс «Цепочка»

Цель: развивает творчество, логическое мышление, речь.

Ведущий предлагает подойти к Цветику - Семицветику и выбрать любой понравившийся участнику лепесток. На оборотной стороне лепестка написано название сказки, которую команды должны будут рассказать по цепочке. Рассказ должен быть последовательным и выразительным.

3 Конкурс «Загадочный»

Цель: способствует умению анализировать.

Ведущий читает стихотворение – загадку поочерёдно каждой команде.

За правильный ответ – фишка.

-Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? 
(Елена Премудрая) 
-Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его… (Емеля) 

-Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор… (Айболит).

-Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна …(Лягушка)

4 Конкурс: "По картинке узнай сказку"

Цель: развивает образное мышление, память.

Предлагается 6 иллюстраций (за правильный ответ- фишка)

Ведущий предлагает командам выбрать одну из иллюстраций (иллюстрации перевернуты) сказок, затем правильно перечислить всех героев этой сказки по именам и рассказать наиболее любимый отрывок из заданной сказки.

5 Блицтурнир. (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

Цель: развивает внимание, быстроту реакции.

(вопрос задаётся поочерёдно каждой команде, правильный ответ-фишка)

•  Жилище Бабы-Яги.

•  Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича?

•  Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт.

•  Что потеряла Золушка?

•  Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

•  Весёлый человечек-луковка.

•  Герой сказки, путешествующий на печи.

•  Кто смастерил Буратино?

•  Кем стал гадкий утёнок?

•  Почтальон из деревни «Простоквашино».

•  Крокодил, друг Чебурашки.

•  Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик.

•  Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»?

•  В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её?

•  Кого вылепили старик со старухой из снега.


6 Игра «Коллективная сказка»

(играют все родители, деление на команды не требуется)

Цель: Эта игра развивает умение слушать и слышать, работать в группе, договариваться, воображать, придумывать.

Уважаемые родители, предлагаю и вам на какое - то время стать сказочниками!

Для этого, попрошу вас, положить в «волшебную» коробку свой любой небольшой предмет (что угодно). Напомню вам, что сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее.

Итак, «В некотором царстве… (участники вынимают предметы из «волшебной» коробки) продолжают сказку.

7 Подведение итогов конкурсов.

Команды подсчитывают фишки. Объявляется победитель. Вручаются награды:1 место - «Сказочные колпаки»

2 место - воздушные шарики.

8 Итог родительского собрания:

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Мы изготовили для вас памятки «Сказка в системе нравственного воспитания» (раздаются каждой семье)

Эти памятки вам подскажут, какие именно нужно читать произведения, чтобы воспитать то или иное моральное качество.

9 Экспресс - опрос «Чем мне запомнилась наша встреча?»

Используемая литература:

1. Большева,Т.В., «Учимся по сказке», 2001.

2. Веракса,Н.Е. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М,2010.

3. Зинкевич-Евстегнеева,Т.Д., «Формы и методы работы со сказками» М.,2010.

4. Фирсова, А.М., Филиппова, Л. В., Филиппов, Ю.В., Кольцова, И.Н., «Сказка как источник творчества детей» М.,2001.

5. Логинова Е. В., Шиврина Е. В., Александрова И. А. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 79-84. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7304/ (дата обращения: 17.05.2019).


Приложение 1


Анкета для родителей.

«Роль сказки в воспитании ребенка».


Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Кто в вашей семье занимается воспитанием   детей?

мама

папа

дедушка, бабушка

няня

кто-то еще (укажите кто) ___________________________________

2. Сколько времени вы проводите со своими детьми?
       -2 часа в день
       -4 часа в день
       -полдня 

весь день

3.Читали вам в детстве сказки?

да

нет

очень мало

не помню

4. Читаете ли Вы своим детям сказки?

да

нет

иногда

5. С какого возраста на Ваш взгляд нужно читать детям сказки?

с трех месяцев

с одного года

с трех лет

Ваш вариант____________________________________________

6. В какой   форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку?

чтение

рассказ

рассказ выдуманной сказки

театрализация

7.Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения?

всегда

иногда

никогда

8. Чему Ваш ребенок   отдает  предпочтение?

телевидению

компьютерным  играм

сказкам

мультфильмам

чему-то другому _________________________________________ 

9. Способствует ли русская народная сказка нравственному  развитию ребенка?
      - да
      - нет
      - не знаю
10. Какие   функции на  Ваш взгляд выполняет  сказка при воспитании ребенка?
      -    развлекательную
      -    развивающую 
11. Какие способности можно развивать у ребенка с помощью русской народной сказки?
      -  интеллект
      -  речь
      -  творческие способности
      -  что-либо другое

12. Знакомы ли вы с инновационными методами воспитания сказкой?
      -  да
      -  нет
      -  хотели бы познакомиться
13. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок?
      -  да
      -  нет
      -  иногда
14. Играете ли вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои русских народных сказок?
      -  да
      -  нет
      -  иногда
15. Как охотно вы купили бы билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной сказки?
     -  с удовольствием
     -  неохотно
     -  не купили бы
16. Каким героям сказок чаще всего подражает ваш ребенок?
     -  положительным
     -  отрицательным
     -  вообще не подражает


Приложение 2


 Сказка в системе нравственного воспитания

 Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных

. Эти сказки помогут показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что такое зло. Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка».

Страх и трусость, высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие, в народных сказках всегда вознаграждается, («Хаврошечка», « Мороз Иванович», «Царевна-лягушка») мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется «Бобовое зернышко»

Приложение3

Консультация

«Роль сказки в воспитании детей»

Если вы хотите, чтобы ваши дети

были умными – читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они ли еще

умнее – читайте им больше сказок.

Альберт Эйнштейн.


    Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников и младших школьников. 

   Когнитивная функция сказки остается актуальной даже спустя века после ее создания: в ней раскрыты самые разнообразные реалии окружающего мира, новые явления вводятся через текст на уровне понятных ребенку образов и описаний.

   Волшебный мир сказки – универсальный учитель и наставник для ребенка, малыши 2-6 лет и даже школьники живут в ней, они всегда готовы слушать любимые сюжеты снова и снова и придумывать для старых знакомых героев новые приключения и фантазийные ситуации. А для родителей особенно важна дидактическая роль сказки, которая исподволь заставляет детей учиться на уроках вымышленных персонажей.

   Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка, именно поэтому чтение подобной литературы детям дошкольного возраста должно 

 носить системный характер.

   Сказка существенным образом влияет на становление речи малыша. Отмечено, что дети, родители которых выбирали для чтения детям сказки, быстрее осваивали навыки связной и грамматически правильной речи, их словарный запас был выше средних показателей, а в плане образности и логической связности рассказа речь существенно опережала темпы развития многих сверстников.

   Не менее важен и воспитательный аспект сказки. Сказка – это, прежде всего, максимально типизированная история, взятая из жизни, которая в наглядной и ненавязчивой форме демонстрирует различные стратегии поведения. В сказке редко есть пространная, подробно описанная мораль, это прерогатива басни, однако именно эта иносказательная немногословность делает сказку одним из наиболее эффективных инструментов для формирования этических идеалов ребенка.

   В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень простые и так необходимые современному обществу идеалы гуманизма, добра, взаимовыручки. Кроме того, они подпитывают в малыше важную для более уверенного преодоления житейских трудностей веру в превосходство добра над злом, неизбежность его финальной победы.

   Чтобы все эти ценные воспитательные моменты сказки не прошли мимо малыша, старайтесь сделать чтение максимально интересным и увлекательным. Не отвлекайтесь в процессе чтения и не стремитесь прочитать с малышом как можно больше историй. В этом вопросе гораздо более важным является качественный, а не количественный показатель. Даже если Вы решили прочитать сразу несколько историй, постарайтесь сделать так, чтобы между концом предыдущей и началом следующей обязательно присутствовал перерыв, в ходе которого Вы могли бы обсудить с ребенком его впечатление от услышанного или прочитанного, вспомнить основные повороты сюжета, оценить поступки различных персонажей.

   Для младших дошкольников выбирайте простые короткие сказки о животных – «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса», «Курочка Ряба» и т.п. При анализе персонажей, малыш 3-4 лет скорее всего будет оперировать емкими и общим, и категориями – «хороший» - «плохой», «злой» - «добрый», старайтесь постепенно в ходе тематических бесед расширить взгляд ребенка на личность человека, научить различать дурные, ошибочные поступки положительных персонажей и попытки стать «хорошими» отрицательных героев.

   В старшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение волшебным сказкам, а также познакомить ребенка с литературными авторскими сказками. Незнайка и Буратино, Черная курица и Гарри Поттер – сделайте набор этих персонажей максимально разнообразным и многоплановым, это позволит развить у малыша любовь к литературе, обогатит его сенсорный и культурный опыт, даст импульс для творческого развития.

   Активное чтение и слушание, беседы и тематические игры по сказкам, театральные представления и творческие занятия, на которых Вы предложите ребенку изобразить своих любимых персонажей позволят малышу не только запомнить механически, но и вобрать в себя сказку, проанализировать, извлечь из сюжета определенные уроки.

Следите, чтобы все слова, употребленные в сказке, были понятны малышу. Прежде чем читать неизвестную Вам сказку, особенно детям младшего возраста, лучше хотя бы бегло просмотреть сюжет самому, чтобы быть готовыми к возникновению тех или иных вопросов, сразу отсеять те истории, которые могут испугать впечатлительного малыша. Если Вы видите, что в тексте встречается большое количество устаревших слов или понятий, стоит сделать паузу в повествовании и разъяснить, что каждое из них означает. Не пренебрегайте старым добрым опытом устного рассказывания сказок, это может потребовать от родителей дополнительной подготовки, но сторицей окупится впоследствии, так как даст малышу редкую возможность не только зрительного, но и полностью звукового восприятия информации, поможет максимально развить фантазию и ассоциативно-образное мышление.

Персонажи сказок могут стать участниками полезных развивающих игр для дошкольников. Купив в магазине или скачав в интернете серию иллюстрации к той или иной сказке, можно поиграть в звукорежиссера, попросив малыша озвучить кадры из сказки.

Еще одним вариантом задания станет игра «Найди, что не так»: разложите на столе картинки, которые будут иллюстрировать ход известной ребенку сказки, но при этом уберите одну или несколько иллюстраций или сознательно перепутайте порядок их следования. Задача ребенка - найти и исправить допущенные Вами «ошибки». Такие задания не только способны существенно обогатить лексикон, но и становятся важным импульсом к развитию логического и образного мышления, воображения, творческого потенциала, памяти.

   Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.

   Ну и конечно же, придумывайте сказки сами или вместе с малышом – подобное творчество станет отличным маркером и зрелости мышления и готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит огромное удовольствие и сочиняющему и слушающим!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации