Патриотическое воспитание ГБПОУ КК НАПТ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ БЖ
Вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.
Проблема патриотического воспитания молодежи, умеющей ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной для любой страны. Россия не является исключением. В нашей стране проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы в рядах Вооруженных Сил России. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных обучающихся. Поскольку школа по-прежнему является одним из самых действенных социальных институтов, то на педагогов возлагается непростая задача – воспитать и обучить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».
Цель данной работы – формирование и внедрение системы (ее элементов) патриотического воспитания обучающихся для формирования социально-активной личности гражданина и патриота.
Задачи:
- разработать модель (систему) патриотического воспитания обучающихся;
- выявить технологии, методы, приемы эффективные для организации патриотического воспитания обучающихся;
- формировать активную жизненную позицию обучающихся в мероприятия патриотического значения;
- привлечь участников модели сетевого взаимодействия с социальными партнерами для обеспечения деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся.
Система патриотического воспитания в обучающихся разрабатывается мною на протяжении нескольких лет. Результатом своей педагогической системы планирую видеть:
Для обучающихся: | |
1. Система патриотического воспитания адекватная для работы с обучающимися. | 1. Повышение уровня саморазвития обучающегося, его учебной мотивации и активной гражданско-патриотической жизненной позиции |
2. Комплекс технологий, форм и методов для дальнейшего применения в учебной работе. | 2. Формирование у обучающихся компетентности для активного сознательного участия в социальной, политической и идеологической жизни нашего государства. |
В данной работе я представляю описание собственного педагогического опыта, направленного на становление патриотического воспитания обучающихся через урочную деятельность.
Социально-педагогическая сущность патриотического воспитания в системе преподавания ОБЖ.
Формирование патриотического сознания российских граждан является одним из приоритетных факторов единения нации. Взросление будущего гражданина и патриота своей Родины начинается в семье, в связи с этим одним из важнейших направлений воспитательной работы в образовательном учреждении, обозначено гражданско-патриотическое воспитание.
Концепция государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», определяет цель развития в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его интересов.
Рассматривая патриотическое воспитание как «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время», я педагог - организатор ОБЖ организую учебно-воспитательную деятельность в урочной и внеурочной системе следующим образом:
- выбор учебной программы, максимально отражающей сущность патриотического воспитания обучающихся;
- соответствие КТП по преподаванию ОБЖ, выбранной учебной программе;
- применение современных образовательных технологий личностно-ориентированного обучения;
- составление плана-программы по патриотическому направлению во внеклассной деятельности.
Патриотическое воспитание через урочную деятельность.
В программе курса предусмотрен раздел «Основы военной службы» в процессе изучения которого, обучающиеся знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Демонстрация образцов техники и вооружения ВС РФ повышает интерес к изучению данного раздела, что вызывает у обучающихся гордость за наши научные достижения, большая часть которых взята на вооружение во многих странах мира, в том числе и США, а так же космическое вооружение, использование ракет, артиллерийских мин и снарядов, стрелкового оружия, процессе изучения которого, обучающиеся знакомятся:
с основами российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан,
порядком первоначальной постановки на воинский учет,
медицинского освидетельствования,
призыва на военную службу, основными правами и обязанностями граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе,
основными видами военно-профессиональной деятельности, особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.
В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я вижу необходимость постоянно уделять внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности.
Чувство гордости за нашу Родину нужно воспитывать на занятиях, например, урок по теме: «Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ». Очень важно учитывать, чтобы обучающиеся в процессе изучения материала были не пассивными слушателями, а активными участниками занятия (личностно-ориентированные подход и актуализация личностного опыта обучающихся). На данном занятии я применяю технологию проблемного обучения: такая организация урока требует нестандартной подготовки, переноса учебной ситуации на опыт обучающихся, умения высказываться, отстаивать своё мнение, что позволяет формировать гражданскую позицию обучающихся.
Практическое закрепление теоретических знаний в рамках учебного плана по изучению предмета ОБЖ завершаются учебными сборами.
Они вызывают у обучающихся особый интерес и мотивацию, проводятся с целью подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества, закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ, приобретению практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу, воспитания у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.
Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания основан на широком спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации образовательной деятельности.