Статья «Патриотическое воспитание младших школьников по средством внеклассной деятельности с использованием ИКТ»
Патриотическое воспитание младших школьников по средством внеклассной деятельности с использованием ИКТ.
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся.
У меня в процессе работы выработался определенный стиль отношений с детьми:
· Не запрещать, а направлять;
· Не управлять, а соуправлять;
· Не принуждать, а убеждать;
· Не командовать, а организовывать;
· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:
Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание
Физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Трудовое, экономическое, экологическое воспитание
Семейное воспитание
Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю патриотическое воспитание.
Цели работы по патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота Казахстана
Задачи работы по патриотическому воспитанию
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени. Любое воспитание начинается с самого детства, т.к. именно в эти годы закладывается фундамент будущей личности.
Мы каждый год со своими детьми проводим классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание.
В начальной школе уделяется большое внимание развитию у воспитанников чувства патриотизма, любви к своей малой родине, семье. На первом этаже нашей школы каждый может увидеть символику РК.Если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.
В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятиях.
Это ежегодный Урок знаний «Я патриот своей страны», на котором мы говорим о нашем государстве, о его символах и главном своде законов Конституции РК.
Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина.
В содержание уроков включается больше исторического материала. Учащиеся знакомятся с традициями, обрядами и преданиями своего народа. Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Во время празднования «Наурыз» повышается культурный уровень детей, возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях. Это важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.
Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания малой родины. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Казахстан — наша общая, большая, единственная Отчизна.
Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги. Это наша малая родина. Учащиеся класса - активные участники таких мероприятий как конкурс рисунков «Моя Родина…», конкурс чтецов, посвященный 9 мая праздник День Батыра; спортивные эстафеты "Сильные и ловкие». Все это можно и нужно проводить для воспитания из них настоящих граждан своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Мы с детьми не раз посещали школьный музей , чтобы они больше узнали о своём родном селе, т.к дети должны знать свою историю.
Занимались исследовательской работой по теме "Моя родословная", обрабатывали и систематизировали собранный материал (рисунки, рассказы, семейные фотографии и героическое прошлое своих родственников). Ведь патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит, нужно воспитывать любовь к ближнему: к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке.
Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играет праздник, посвященный Дню Победы. Подрастающее поколение все меньше и меньше знает об этой войне, которая унесла более двадцати семи миллионов жизней наших соотечественников. Наиважнейшая задача школы: сохранить связь между поколениями в различных формах и методах. Представляют интерес Уроки Мужества, проводимые в школе. Учащиеся начальных классов с большим интересом посещают их.
Работа по формированию чувства патриотизма должна осуществляться в рамках всего образовательного процесса в школе, особенно во внеурочной деятельности. Специфика воспитательной работы школы заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребёнка к национальным традициям и обычаям, к национальной истории и духовной культуре. Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять ученикам, кто является истинным патриотом. В результате проведенной работы уровень патриотического сознания школьников повышается.
«Судьба Казахстана, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве.
Подводя итог, хотелось бы закончить словамиПервого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева:«о необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны».
Только через любовь к своей Родине, семье, природе можно вырастить настоящего гражданина, который будет гордиться своей Родиной, своей землей на которой он родился.