Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Автор: Ведерникова Е. В., студент 4 курса специальность: «Преподавание в начальных классах» ГАПОУ СО «НТПК№1» г. Нижний Тагил
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в данной статье рассмотрены цель, задачи, формы и методы патриотического воспитания, сущность и направления внеурочной деятельности в начальной школе, формы и методы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Также представлено описание примерной рабочей программы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, патриот, начальные классы, внеурочная деятельность
Согласно федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», под патриотическим воспитанием понимается воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается. Содержанием этой установки является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины.
Во время патриотического воспитания у каждого члена общества формируются такие идеалы, которые будут полезны для всего коллектива, интересы индивида начинают сочетаться с интересами общества, все помехи и препятствия, стоящие на пути патриотических воспитанников, должны преодолеваться. Система патриотического воспитания должна быть обновлена в сторону укрепления и возрождения страны, её былого величия[5].
Цель патриотического воспитания – развитие активной гражданской позиции, социальной активности, духовности и важнейших патриотических качеств личности, направленных на укрепление государства и защиту его интересов.
В настоящее время данная цель патриотического воспитания достигается решением следующих задач:
1. Формирование у детей социально-патриотических взглядов и убеждений, любви к Родине и ее истории;
2. Развитие уважительного отношения к народным традициям и культуре России;
3. Обеспечение полноценной социализации подрастающего поколения, активное вовлечение детей в посильное решение социальных, экономических, культурных, экологических и т.д. проблем;
4. Воспитание уважительного отношения к нормам, законам и Конституции страны;
5. Создание условий для развития положительного отношения к конституционным правам и свободам граждан, соблюдения законов, формирование чувства профессионального, гражданского и воинского долга;
6. Привитие детям гордости за свою Родину, почитание символики государства и его истории;
7. Формирование уважительного отношения к религии своего народа и иным религиозным конфессиям, находящимся на территории страны;
8. Создание оптимальных условий для усиления патриотической направленности воспитания детей в образовательных учреждениях;
9. Формирование у детей толерантности, религиозной и национальной терпимости, уважения к традициям и истории других народов [3].
Таким образом, патриотическое воспитание направлено на формирование у детей таких качеств как: ответственность, коллективизм, активная гражданская позиция и т.д.
Среди форм организации патриотического воспитания следует выделить следующие формы: классные часы, торжественные линейки, экскурсии, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, празднование памятных дат, проведение выставок, просмотров видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, посещение воинской части, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, социальные акции и др.
В школе используются четыре группы методов патриотического воспитания (классификация Н.И. Болдырев и Н.К. Гончаров):
1) методы убеждений;
2) методы упражнений (приучений);
3) методы поощрения;
4) метод наказания.
В условиях внедрения и перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса.
К внеурочной деятельности относят работу с учащимися классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников, которая проводится во внеурочное время, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-либо одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах школы или за её пределами, но организуется и проводится работниками школы [2, с. 20].
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основными задачами внеурочной деятельности по ФГОС являются:
1. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
2. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
3. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
4. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни [1 внеурочная деят].
На современном этапе внеурочная работа - прекрасное расширение инфраструктуры школы. Чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребёнку и его родителям. В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное;
спортивно-оздоровительное.
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у детей гражданских качеств особую роль сыграли П.П. Блонский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.
Одна из основных форм воспитательной работы – классный час. Эта форма деятельности способствует формированию у младших школьников системы отношений к окружающему миру.
Информационный час – одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания. Основное назначение информационного часа – приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.
Устный журнал – это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива.
Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы.
Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеурочной деятельности. Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.
Путешествие – это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.
С младшими школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.
Праздник – особая форма воспитательной работы. Праздник – это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что:
во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции;
во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы;
в-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.
Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности. КТД – способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство [4].
На формирование основ патриотизма у учащихся огромное влияние оказывает такой метод воспитания, как создание и анализ ситуаций. В процессе проигрывания различных ситуаций активизируется воображение ребенка. Это имеет большое значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам.
Ещё одним эффективным методом патриотического воспитания является беседа. Беседа – метод убеждения. Ее задачи:
формирование гражданско-патриотических представлений детей;
разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения;
обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.
Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов.
Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.
Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.
Патриотическое воспитание младших школьников будет результативным и уровень патриотической воспитанности младших школьников станет выше, если, если во внеурочной деятельности применять разнообразные формы и методы воспитания, направленные на включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Особенность данной программы в том, что при ее изучении у обучающихся не только формируются знания о Родине, но и происходит включение в практическую деятельность. На каждом занятии во внеурочной деятельности отводится время на исследовательскую или творческую деятельность младших школьников.
Целью данной программы стало: формирование чувства патриотизма у младших школьников и повышение уровня их патриотической воспитанности.
Из данной цели нашей программы по патриотическому воспитанию были поставлены следующие задачи:
воспитывать патриотические чувства;
формировать у школьников гражданскую позицию;
формировать нравственные основы личности, повышать уровень духовной культуры;
формировать гуманное отношение к окружающему миру и людям;
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;
воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям;
формировать потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии.
Программа будет рассчитана на 4 года (1-4 класс) – 128 часов всего, 32 часа год (1 ч. в неделю).
Программа состоит из четырех ступеней:
1 ступень – 1 класс (31 час);
2 ступень – 2 класс (32 часа);
3 ступень – 3 класс (30 часов);
4 ступень – 4 класс (32 часа).
В ходе изучения программы, учащиеся получат знания о Родине, её границах, символики, истории возникновения государства. Познакомятся с традициями, народными праздниками и забавами. Изучат особенности декоративно-прикладных промыслов, попробуют себя в роли мастера одного из промыслов. Узнают, что значит быть гражданином, какие права и обязанности имеет гражданин Российской Федерации. У учащихся будут развиты такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Будет воспитываться уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.). Особое внимание в программе уделено Великой Отечественной войне. На таких занятиях ученики узнают, какой след оставила война в истории семьи. В целом будет развиваться чувство сопричастности к Родине.
В заключении следует отметить исключительную важность внеурочных форм деятельности по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении на основе позитивных примеров родного края и исторического опыта нашего народа. Любовь к Родине, интерес к истории, активная гражданская позиция и продуктивная творческая деятельность на благо государства, безусловно, основываются на любви к своей семье, городу, малой родине и осознании связи родных мест и людей к глобальной историей страны и мира. Именно в начальных классах школы педагог обязан привить и развить любовь к родине и истории, показать взаимосвязь локальных и глобальных процессов происходящих в нашей стране, чтобы заложить прочную основу патриотического воспитания и заинтересовать ребенка родной историей, культурой, традициями.
Библиографический список
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: организация, проблемы, пути решения// videouroki -URL:https://videouroki.net/razrabotki/vnieurochnaia-dieiatiel-nost-v-ramkakh-fgos-orghanizatsiia-probliemy-puti-rieshi.html
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и сред.пед. учеб. заведений – М.: Академия, 2011 – с. 20
Модели организации внеурочной деятельности в школе// studme- URL:https://studme.org/1942031724141/pedagogika/modeli_organizatsii_vneurochnoy_deyatelnosti_shkole
Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений / И.П. Подласый. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – с. 231.
Савотина, Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.