Статья «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников средствами ИКТ»
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ
О.Н. Чернышова, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснообская средняя общеобразовательная школа №1с углубленным изучением отдельных предметов» Новосибирского района
Понимая требования ФГОС НОО, свою педагогическую деятельность осуществляю в рамках системно-деятельностного подхода в обучении, который позволяет обучающимся саморазвиваться и самосовершенствоваться. В качестве одного из эффективных механизмов системно-деятельностного подхода считаю применение исследовательского и проектного методов, которые наиболее полно соответствует природе ребёнка и современным задачам обучения.
Целью моей педагогической деятельности является формирование ключевых универсальных учебных действий (составляющих основу метапредметных результатов) через организацию проектной и исследовательской деятельности средствами ИКТ.
Исходя из этой цели, я определила несколько приоритетных задач:
адаптировать технологию организации проектно-исследовательской деятельности для организации образовательного процесса в классе;
организовать исследовательскую деятельность обучающихся с использованием информационнно-коммуникативных технологий;
провести анализ результативности включения проектно-исследовательской деятельности через анализ динамики метапредметных результатов.
С моей точки зрения, сложностью организации исследовательской деятельности является её включение в процесс освоения младшим школьником базовых программ начального общего образования (ограниченность темами и временными рамками).
Поэтому работа по организации проектно-исследовательской деятельности ведется мною в двух направлениях: во внеурочной деятельности через реализацию программы «Учусь создавать проект» и на уроках.
Для организации проектно-исследовательской деятельности на уроках я определила приоритетные предметные области, а в каждой предметной области - темы, в которые наиболее эффективно можно включить исследовательскую деятельность.
Большие возможности для организации исследовательской деятельности содержит такой предмет, как «Окружающий мир». Мною также были проведены уроки-исследования и по другим учебным предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Математика».
Начинать организацию исследовательской деятельности целесообразно с первого класса. Для этого я использовала специальные игры, задания и приемы, помогающие формировать умения в решении исследовательских задач (умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и т.д.)
Для того, чтобы провести урок-исследование, нужно четко представлять основные элементы исследования (выделение и постановка проблемы, выбор гипотез, поиск возможных вариантов решения, сбор материала) и последовательность действий при проведении самого исследования (мотивация или создание проблемной ситуации, исследование, обмен информацией, организация информации, связывание информации, подведение итогов, рефлексия, применение).
Чтобы сконструировать урок-исследование как систему, моделирующую естественный процесс открытия, необходимо продумать шаги, представленные в таблице 1. Приведу пример подготовки проектно-исследовательской деятельности на уроке окружающего мира по теме: «Растения – часть живой природы. Что общего у трав, кустарников, деревьев».
Таблица 1
№ | Шаг | Содержание деятельности |
1. | Формулирую обобщение урока (осознаю, какое правило, закономерность должны быть выявлены или обоснованы) | У деревьев, трав и кустарников схожие части растений (органы растений). |
2. | Определяю материал для изучения (объем, характер, сложность, форму предъявления информации не отступая от программных требований). | Изображения деревьев, кустарников, трав |
3. | Определяю тип учебного исследования (учитывая особенности материала, задачи) | Исследование дедуктивного типа |
4. | Конструирую проблемную ситуацию для учеников (обеспечиваю возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного) | Как называются изображения одним словом? Действительно, я положила в каждый конверт изображения растений. Только я не могу понять, одинаково ли строение всех этих растений или нет? Как вы думаете? Дети высказывают предположения. Мнения расходятся. Формулируется проблема: мы не можем точно сказать, одинаково ли строение трав, деревьев и кустарников. |
5. | Продумываю состав групп, распределение материала, форму представления работы | Исследование в малых группах. Каждая группа получает иллюстрацию, инструкционную карту, схему строения каждого вида растений. Представление работы в виде отчета о работе группы с помощью «Помощника ответа». |
Применение методики проблемного исследования позволяет мне организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у обучающихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений.
Превратить каждый урок в исследование – объективно трудно. Поэтому я применяю технологию проектного обучения, который помогает ребятам стать творческими, уверенными в себе людьми. Деятельность в учебном проекте подчинена более строгой логике, которая реализуется в последовательности ее этапов: погружение в проект, планирование деятельности, выполнение проекта, презентация, оценка, результатов выполнения проекта.
Ученики самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Для успешной реализации системного подхода к организации проектно-исследовательской деятельности я использую современные ИКТ: интерактивную доску, цифровое лабораторное оборудование. Настоящим мультимедиа-насыщенным инструментарием для меня является образовательный проект «Глобальная школьная лаборатория» https://globallab.org/ru/. Проекты «ГлобалЛаб» использую на различных этапах урока. Для этого я проанализировала рабочие программы по предметам, выделила темы для организации проектной деятельности и сопоставила их с уже готовыми проектами на площадке, если таковых нет, то я при возможности разрабатываю собственный проект. Я использую ресурсы платформы и для организации творческого домашнего задания, когда дети, изучив определенную тему, заполняют анкеты проекта по соответствующей тематике.
Уроки, проведенные мною с использованием проектов площадки ГлобалЛаб
(на примере предметной области «Окружающий мир» 1 класс)
Таблица 2
Тема урока | Тема проекта |
Растения – часть живой природы | |
Жизнь растений осенью | |
Пришла зима | |
Снежные загадки | |
Как помочь птицам зимой |
Мною разработаны проекты для проведения уроков, которыми могут пользоваться учителя со всех концов России: «Нужен ли режим дня?», «Секреты загадок», «Тайные иероглифы небес», «Сложные слова», «Чист ли белый снег» (из их числа 3 отмечены знаком «Выбор редакции»), а также методические рекомендации, технологические карты уроков к готовым проектам.
Второе направление моей работы – организация проектно-исследовательской работы средствами внеурочной деятельности в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО. Мною проводятся занятия внеурочной деятельности творческого объединения «Учусь создавать проект». За основу взята программа Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».
Для того, чтобы организовать исследовательскую работу обучающихся с привлечением среды «ГлобалЛаб», были проанализированы опубликованные на сайте проекты с позиции включения их в тематическое планирование курса. После этого были внесены внести изменения в программу курса.
На занятиях используются разнообразные формы организации исследовательской деятельности: групповая и коллективная (коллективное выполнение проекта и совместное заполнение одной анкеты от имени группы в данном проекте); коллективная и индивидуальная (проводится коллективный анализ опубликованного проекта в соответствии с темой занятия и заполняется одна анкета от собственного имени ребенка); индивидуальная работа над проектом и индивидуальное заполнение анкет проектов.
Для того, чтобы площадкой могли пользоваться ребята (в том числе нашей школы), посещающие занятия творческого объединения по Лего-конструированию и размещать свои модели, созданные с помощью любых конструкторов, я создала проект «Учимся конструировать».
Для организации проектно-исследовательской деятельности использую цифровое лабораторное оборудование. Так, при проведение исследований «Тайные иероглифы небес», «Чист ли белый снег», «Кисломолочная кулинария» была организована работа с цифровым микроскопом, а при организации работы над проектом «От чего зависит работа сердца» с датчиком частоты сердечных сокращений. Для заполнения большинства анкет проектов требуется фотоаппарат.
Результатом стали выполненные проекты на площадке и создание собственных проектов. К примеру, ребята создали собственные проекты: Детские журналы, Собака - друг человека. Для этого учащиеся должны быть зарегистрированы на площадке. На платформе ГлобалЛаб зарегистрированы 2 группы учащихся – участники внеурочной деятельности и учащиеся класса. Еще одно преимущество работы на платформе ГлобалЛаб - это привлечение родителей к образовательной деятельности своих детей. Дети имеютвозможность работать дома над проектами, совместно с родителями.
Одним из результатов организации проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности, является одержание победы командой нашей школы на муниципальном этапе региональной метапредметной олимпиады «Вместе - к успеху!», трое участников которой являлись участниками творческого объединения «Учусь создавать проект».
Систематическое применение проектно-исследовательских методов в учебном процессе младших школьников обеспечивает развитие универсальных познавательных действий и приобретение важных исследовательских умений. Включение ИКТ в организацию проектно-исследовательской деятельности поддерживает познавательную активность младшего школьника, позволяет не только визуализировать результаты, но и строить работу на более высоком уровне. Благодаря этому большинство обучающихся начальных классов имеют повышенный уровень сформированности метапредметных результатов (умение учиться, учебное сотрудничество, грамотность чтения информационных текстов). В таблице 3 представлены результаты мониторинга за 2 года, поскольку актуальность данной темы для меня возникла с момента начала работы по новым ФГОС НОО с первого класса).
Динамика уровня сформированности метапредметных результатов обучающихся
Таблица 3
Умения Уровни | 2018-2019 (1 класс) | 2019-2020 (2 класс) | ||
П | Б | П | Б | |
Умение учиться | 2уч. 7% | 15уч. 55% | 6уч. 22% | 17уч. 60% |
Учебное сотрудничество | 3уч. 11% | 16уч. 60% | 5уч. 18% | 18уч. 64% |
Грамотность чтения информационных текстов | 3уч. 11% | 17уч. 63% | 5уч. 18% | 17уч. 63% |
П - повышенный уровень; Б – базовый уровень.
Результаты моей деятельности говорят о положительном опыте организации проектно-исследовательской деятельности.