Патриотическое воспитание обучающихся общеобразовательного учреждения посредством освещение вопроса о Героях Великой Отечественной войны и Героях нашего времени с использованием современных педагогических технологий

0
0
Материал опубликован 8 January

Патриотическое воспитание обучающихся общеобразовательного учреждения посредством освещение вопроса о Героях Великой Отечественной войны и Героях нашего времени с использованием современных педагогических технологий



Аннотация. Статья посвящена вопросу патриотического воспитания обучающихся через освещение информации о Героях Великой Отечественной войны и Героях нашего времени. Статья включает краткий обзор современных педагогических технологий, которые можно продуктивно использовать в воспитательных мероприятиях патриотического характера.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, педагогические технологии, Великая Отечественная война, Героизм, Специальная военная операция, киноурок, музейный урок.

На сегодняшний день вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения в России стоит особенно остро. В 2020 году Президент РФ Путин В.В. предложил внести поправки в Федеральный закон «Об образовании»1, согласно которым «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»2. Для формирования чувства патриотизма у детей педагоги прибегают к разным способам, одним из которых является обращение к событиям и Героям Великой Отечественной войны.

В 2025 году нашу страну ждёт величайшая дата 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война является кладезем людей и событий, использование информации о которых имеет огромный воспитательный потенциал. Большое количество мероприятий в рамках урочной и внеурочной деятельности школьников посвящено подвигу солдат, партизан и иных Героев, принявших участие в военных действиях. Мероприятий посвященных Героям «трудового фронта» в открытых источниках можно найти значительно меньше несмотря на то, что их вклад в Великую Победу бесценен, а результативность таких мероприятий может быть значительно выше. С одной стороны, освещение вопроса о героизме тружеников тыла, с другой стороны, рассмотрение вопроса об огромном вкладе детей, являющихся сверстниками школьников для которых предназначена разработка, в Победу своей страны, а также проведение параллелей в детстве и ценностях детей Великой Отечественной войны и современных подростков, позволяют сочетать в мероприятиях патриотического воспитания познавательный и воспитательный компоненты.

Отдельно хочется отметить возможность включения в патриотические мероприятия практического задания, позволяющего школьникам оказать помощь современным Героям нашей страны. Весной 2023 года В.В. Путин дал поручение Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ и Росмолодёжи провести в «студенческой и школьной среде информационной работы, касающейся разъяснения причин и задач специальной военной операции»3. С тех пор педагогами систематически проводятся военно-патриотические акции, целью которых является поддержка военнослужащих, участвующих в специальной военной операции. Плавный переход от вклада детей в Победу нашей страны в Великой Отечественной войне к возможностям современных школьников помочь своей стране сегодня, в т.ч. через поддержку участников специальной военной операции, помогает усилить воспитательный потенциал мероприятия и перейти от сугубо информационной кампании к практически-ориентированному мероприятию.

Также хочется обратить внимание на педагогические технологии, которые могут быть использованы при проведении патриотических мероприятий, выбранного направления. Одним из наиболее специфичных методов является музейный урок. Во многих образовательных учреждениях организованы школьные музеи, и нередко в нашей стране тематика таких музеев или музейных уголков связана с Подвигом нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Одной из функций школьного музея является «решение задач обучения и воспитания посредством использования музейных коллекций и материалов»4. Возможность «прикоснуться» к предметам того времени оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека и имеет большой воспитательный потенциал. Не менее интересной и информативной являет технология киноурока. Особенностью данной технологии применительно к рассматриваемой теме является возможность погружения в атмосферу жизни детей в тылу в годы Великой Отечественной войны. Для достижения эффекта «погружения» используется фильм. Создание учебных фильмов и их применение в школах имеет большую историю. Ещё в начале прошлого века Министерство народного просвещения занялось подбором фильмов для школ. Данную тенденцию активно обсуждало педагогическое сообщество. «К 1917 году в журналах «Синематограф и школа», «Народное образование», «Школа и жизнь», «Вестник воспитания», «Вестник кинематографии» и т.д. вышло в свет около 100 публикаций, задача которых раскрыть роль кино как дидактического средства в целом и показать перспективы и возможности фильма в учебном процессе.»5 В современной России киноуроки активно используются педагогическими работниками. «Актуализация современных методов обучения и приведение их в соответствие с актуальными стандартами является важным элементом современной педагогики. Основная тенденция развития общего образования неразрывно связана с таким понятием, как цифровизация. Образовательные технологии трансформируются и приобретают более современные черты, связанные в первую очередь с применением телекоммуникационных технологий»6. Киноурок относится к числу методов отвечающих требованиям нашего времени. Популярность киноурока обоснована его влиянием на подрастающее поколение, возможностью погрузить подрастающее поколение в необходимою атмосферу и заинтересовать важными вопросами. Киноурок как технология включает следующие этапы: впечатление, осмысление, применение. Последний этап предполагает участие школьников в общественно полезной деятельности. В данном случае педагогу рекомендуется определить заранее, какую общественно полезную деятельность он готов предложить школьникам. Воспитательные мероприятия можно ограничить темой Великой Отечественной войны, предложив детям, например, принять участие в уборке памятников Великой Отечественной войны, посетить тематический музей, обсудить с близкими историю своей семьи по вопросам участия предков в войне и другое. Помимо этого можно сподвигнуть подростков на волонтёрскую деятельность. И, конечно, актуальным будет привлечение подростков к участию в поддержке участников специальной военной операции. Здесь также необходимо определить, что именно вы готовы предложить школьникам. Например, в образовательном учреждении могут проходить акции «Письмо солдату СВО», Видео-привет для участников СВО, «Талисман добра», плетение маскировочных сетей и т.д.. Главное, чтобы правильный фильм и качественное его обсуждение были закреплены практической деятельностью. В данном случае тема разработки и фильм способны сподвигнуть учащихся на выполнения активностей, но, вероятно, для каждого отдельного класса может подойти своя активность.

Наличие запроса на патриотическое воспитание, приближающийся юбилей Великой Победы, использование современных педагогических технологий, сочетание познавательного и воспитательного компонентов, а также возможность использования данного сочетания для актуальной общественно-полезной деятельности по поддержке военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, помогают делать сегодня патриотические воспитательные мероприятия актуальными, продуктивными и интересными.

Список источников

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024).

Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".

Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям (утв. Президентом РФ 16 июля 2023 г. № Пр-1408).

Письмо Минпросвещения России от 09.07.2020 N 06-735 «О направлении методических рекомендаций о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами».

Соловьева С. Н. КИНОУРОК КАК МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ В ИСТОРИЮ //Печатается по решению ученого совета Анапского филиала МПГУ. – 2017. – С. 87.

Понамарёв А. Б. О влиянии «Киноуроков» на ценности школьников //Caucasian Science Bridge. – 2023. – Т. 6. – №. 1 (19). – С. 18-27.





1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)

2 Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"- Ст. 1.

3 Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям (утв. Президентом РФ 16 июля 2023 г. № Пр-1408)- Пр-1408, п.4

4 Письмо Минпросвещения России от 09.07.2020 N 06-735 «О направлении методических рекомендаций о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами»


5 Соловьева С. Н. КИНОУРОК КАК МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ В ИСТОРИЮ //Печатается по решению ученого совета Анапского филиала МПГУ. – 2017. – С. 87.

6 Понамарёв А. Б. О влиянии «Киноуроков» на ценности школьников //Caucasian Science Bridge. – 2023. – Т. 6. – №. 1 (19). – С. 18-27.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.