Статья «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами туризма и краеведения»
Самотаева Тамара Георгиевна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Станция юных туристов» г. Мичуринска
Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами туризма
и краеведения
Духовно – нравственное воспитание— один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы.
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Воспитание нового типа граждан – истинных патриотов, активно действующих, самостоятельно мыслящих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
В концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России включена система базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, наука, творчество, человечество и природа). Согласно этой концепции, туристско-краеведческое воспитание направлено на формирование патриотической ответственности, гражданственности, социальной толерантности. В начальной школе – это формирование основ туристической культуры и пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; в основной школе – воспитание гражданственности, формирование основ туристической культуры, соответствующей современному уровню, а также развитие опыта туристической ориентированности и практической деятельности (участие в походах выходного дня, ориентированиях на местности, соревнованиях, экскурсиях). Духовно нравственное воспитание обучающихся средствами туристско-краеведческой деятельности является неотъемлемой составляющей экскурсий, походов, позволяет их участникам почувствовать себя частью нашей страны, ее природы и истории. Трудно объяснить и перечислить все причины и проявления любви к родному краю, городу, деревне. В связи с этим, главная задача школьного краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своего родного края. Даже прохождение спортивного похода, в целях которого не прописаны никакие краеведческие исследования, невозможно без сбора информации и глубокого документального изучения района проведения похода. При проведении любого похода, даже если это и не декларируется, проводится ряд краеведческих наблюдений, которые позволяют расширить и на практике закрепить собранный ранее материал.
Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, изучение краеведческого материала является важным средством духовно-нравственного воспитания.