12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кольцов Сергей Николаевич121
Учитель русского языка и литературы. Мой стаж работы - более 40 лет. Имею высшую категорию. Последние 20 лет работаю в специальной (коррекционной) школе - интернате.
Россия, Луганская Народная Респ., город Суходольск

                        ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ


                                                                         Кольцов Сергей Николаевич

                                                      Государственное

                                                                                   образовательное учреждение                                                                                          Луганской Народной Республики  

                                                                «Суходольская специальная

                                                                      (коррекционная) школа- интернат

    Память… Она вечна. Она не дает нам забыть прошлое. Она не дает нам забыть то, что происходит сегодня на донбасской земле. В ней мы черпаем силы для нашей победы над украинским нацизмом. Эта связь времен не исчезнет с годами. Ее не разорвать тем, кто так настойчиво пытается стереть, переписать нашу историю. Без памяти ожесточается душа, черствеет сердце, теряется Родина.

  У каждого поколения своя память, свои герои. У тех, кто пережил события Великой Отечественной войны, кто на своих плечах вынес тяготы страшного безумия, чье детство сжигали, расстреливали, убивали и не только оружием, а и голодом, страхом и сиротством, память прочнее металла.

   У юного поколения своя память. Многие ребята не понаслышке уже знают об ужасах войны 2014 года, проходившей на территории нашего края. А о войне 1941-1945 годов узнали из уроков истории, книг, фильмов и рассказов тех, кто ее прошел – от ветеранов.

Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась крепче стали и огня. Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением храним мы память о тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества: доброту, сострадание, милосердие…

  Меня часто спрашивают: что такое патриотизм? Для меня патриотизм – понятие очень четкое, и я бы сказал классическое: это любовь к Родине, желание созидать и работать на ее благо, готовность защищать свое Отечество.

  Если человек любит то место, где живет, трудится на благо своей страны – своего города, поселка – такого человека я бы назвал патриотом. События 2014-2015 годов показали, что среди нас много героев, истинных патриотов. Настоящие мужчины не остались в стороне и поступили так, как им велело сердце. Большинство жителей Суходольска не покинули родной город, а продолжали здесь жить, работать и растить детей. Для меня лично патриотизм как раз в этом и заключается.

  Патриотизм – не просто чувство, но и действие. Ведь человек не рождается с заложенной в нем программой патриотизма. Для этого есть школа, книги, телевидение, кино, спорт и, увы, опыт войны. Поэтому перед нами, учителями, сегодня стоит одна из сложнейших задач – воспитать истинного патриота.

  Любовь к Родине у школьников с ранних лет связана с родным краем, местом, где родился, людьми, которые окружают с детства, с так называемой «малой родиной». «Род» - вот коренное слово, означающее как « дающий жизнь», так и «жизнь продолжающий». Слова с этим корнем несут светлое, доброе начало. Говорим «родимый» - подразумеваем «дорогой, близкий сердцу». Произносим «родник», и воображение рисует нам чистый, животворный, из недр матери – земли бьющий источник. Скажем «Родина» - мыслим: дорогая, самая близкая сердцу страна.

  Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой. Оно содействует общему образованию, нравственному и эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей, помогает заполнить духовный вакуум, который появился в нашем обществе с начала 90-ых годов 20 столетия.

  Значение краеведения в процессе обучения и воспитания велико и многообразно. Оно воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируется гражданственность, патриотизм, гордость за свою родину. Центром краеведческой работы в нашей школе является Музей истории города. Мы осуществляем сбор, изучение, показ и хранение памятников истории, материальной и духовной культуры человека, подлинников, имеющий общественную, историческую или эстетическую ценность. Наш школьный музей содействует патриотическому воспитанию обучающихся, расширению их кругозора, развитию познавательных интересов и общественной активности, формированию у обучающихся практических умений и навыков поисково-исследовательской работе, является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности обучающихся, успешно реализуются межпредметные связи. Музей позволяет наиболее тесно приобщать обучающихся к истокам родного города, воспитывать гражданско-патриотические чувства, развивать духовно- нравственный потенциал подрастающего поколения, формировать у детей целостность мировоззрения через развитие исторической памяти, сопричастности к судьбе малой родины.

  Музей воспитывает детей с добрым сердцем, которые умеют ценить прошлое, хранить память, просто хороших и отзывчивых людей.

  Каждый человек любит то, что для него составляет пространство – время родного. А любовь предполагает особое состояние самоотдачи – жертвенности. Как Солнце отдает нам свои лучи, так и человек отдает свои силы на благо Родины и своих ближних. В этом всеобщий закон жертвенности и универсальное онтологическое объяснение явления патриотизма.

  Наш музей состоит из 12-и экспозиций, которые отличаются высокой содержательностью и красочностью. А именно:

1.Казачий край. Дуванские хутора.

2.Сорокинский рудник. Строительство станции «Верхнедуванная».

3.Хутор Водяное. Создание совхоза «Труд горняка».

4.Великая Отечественная война. Суходольчане – участники войны.

5. «Молодая гвардия». Наши земляки – молодогвардейцы.

6.Освобождение города от немецко-фашистских захватчиков.

7.Герои Советского Союза Краснодонщины.

8.Послевоенное строительство города.

9.История предприятий, которые находятся на территории города.

10. Чернобыль – боль наша.

11. Афганистан болит в моей душе.

12. Время выбрало нас. Герои-ополченцы 2014 года.

  В каждом разделе есть своя изюминка. Так, например, в разделе «Вставай, страна огромная» в ходе поисковой работы собран материал, который заставляет удивляться всех. Как выяснилось, на территории шахты «Дуванная» был аэродром. С 27-ого мая по 20-ое июня 1942 года здесь дислоцировался 46-ой Гвардейский полк ночных бомбардировщиков. Это те самые «ночные ведьмы», то есть женский полк, который сформировала Герой Советского Союза Марина Раскова, в честь которой названа одна из улиц г. Суходольска.

  Изучая историю «Молодой гвардии», нам удалось выяснить, что в начальной школе №7 с. Водяное (ныне г. Суходольск) учились будущие молодогвардейцы Павел Палагута и Василий Ткачев, а в совхозе «Труд горняка» до войны работали Анатолий Ковалев и Александра Бондарева – члены «Молодой гвардии». В 1939 году в Водяном поселяется семья Владимира Загоруйко, который впоследствии станет одним из активнейших молодогвардейцев.

 Большую помощь в сборе материалов об этих героях «Молодой гвардии» оказали сотрудники краснодонского музея «Молодая гвардия» - Щербина А.В., Луганцева Г.М., Терещенко Л.В. Они дали возможность познакомиться с архивными материалами музея, давали консультации по оформлению экспозиции, а впоследствии стали активными участниками школьных мероприятий .

  Такая поисковая работа имеет большое значение в патриотическом воспитании. Школьники собирают дополнительный материал, записывают беседы с участниками исторических событий, просматривают дополнительную литературу, сборники документов и воспоминаний, собирают вырезки из газет, фотодокументы, письма.

  По мере накопления такой материал тщательно систематизируется, оформляется в виде альбомов, папок, стендов, экспозиций. При сборе документов и боевых реликвий, мы стремимся к тому, чтобы этот богатейший, социально ценный для воспитания обучающихся материал осмысливался школьниками, добиваемся глубокого понимания того, что духовность, идейная убежденность и преданность Родине помогли нашему народу в стремительной схватке с фашизмом совершить подвиг, равного которому не знала история человечества.

  Мы не могли и предположить, что через 70 лет в Донбасс снова придут фашисты – звери в человеческом обличии. И на защиту своей земли станут новые герои –ополченцы Суходольска.

  Большинство суходольчан, которые в 2014г. пошли в ополчение, не растерялись, не испугались силы, которая во много раз превосходила их, рисковали жизнью, здоровьем и стояли насмерть. Как когда –то молодогвардейцы. Что может быть вернее памяти о них, если не память поступком, подвигом, мужеством. Обычным мужеством народа Донбасса.

  В нашем музее собраны материалы о 16 погибших суходольских ополченца, о выпускниках нашей школы, бойцах Народной милиции ЛНР, о 18 погибших мирных жителях. Оформлена новая экспозиция «Время выбрало нас».

 Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развить в ребенке чувство святости дорого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед священным. В этом процессе не нужно и нельзя к этому принуждать, ибо святое-это то, что дано, а священное – это то, что окружает. Священное опредмечивается в святынях. Святыня – артефакт, имеющий духовное начало. Так, памятник может восприниматься как эстетически оформленная масса гипса или бетона, а может – как символ гордости и вдохновения, душевного трепета и восхищения.

 Поэтому большое значение в патриотическом воспитании имеют походы к памятным местам. На территории нашего города находится три братские могилы воинов Советской Армии, погибших при освобождении нашего города от немецко-фашистских захватчиков в феврале 1943 года, одна из которых находится в парке им. В.Терешковой, рядом с нашей школой. Здесь похоронены останки 18 неизвестных героев, которые были найдены при строительстве нового квартала в нашем городе. Фамилии их до сих пор неизвестны, но нам удалось выяснить, что это войны 1-ой Гвардейской техбригады и 116-ого Гвардейского артиллерийского полка. Здесь же рядом находится и детская игровая площадка, куда приходят играть и наши дети. Мы обязательно отрываем детей от игры на несколько минут, подводим к этой могиле, рассказываем, какою ценной город наш был освобожден от немецко-фашистских захватчиков в феврале 1943 года. Учим их достойно вести себя здесь, и пусть они играют дальше – благодатное зернышко в душу ребенка уже упало. И оно непременно прорастет чувством патриотизма, уважения к истории своей родины.

 В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов войны и труда. Традиционным является их связь со школой. Встречи с ними, их рассказы о сражениях с врагом, о самоотверженном труде в тылу воспитывают в детях стойкость и мужество. Но так как они люди преклонного возраста, мы выбрали иную форму работы – посещение ветеранов на дому, когда обучающиеся знакомятся с семейными реликвиями героев, слушают и записывают воспоминания, рассматривают фотографии, что вызывает у них определенные эмоциональные состояния: сопереживания по поводу великого испытания, выпавшего на долю старших поколений, чувство боли и скорби по поводу невосполнимых потерь и жертв, чувство восхищения подвигом, героизмом нашего народа.

 Многие экспонаты музея – итог посещения ветеранов на дому (красноармейские книжки, партизанские билеты, благодарственные грамоты от командующих фронтами, награды, архивные справки, летная книжка летчика С.М.Морева, газета «Правда» за 9-ое мая 1945 года и т.п.).

 Много материала собрано о знатных людях нашего города, Героях Социалистического Труда, шахтерах – новаторах Н.Я.Мамае, А.Я.Колесникове, заслуженном строителе Н.Е.Бунине. Целый уголок посвящен А.Г.Никитенко – бывшему директору краснодонского музея «Молодая гвардия», он жил в нашем городе, а его мама, Никитенко Анна Никифоровна, ветеран Великой Отечественной войны, являлась почетным жителем нашего города.

 В общей системе патриотического воспитания особое место занимают мероприятия, проводимые в нашем музее: тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, познавательные часы, устные журналы, вечера-портреты, лекции, диспуты, творческие конкурсы, встречи, недели молодогвардейской славы, театрализованные представления. Эти формы работы обладают значительными возможностями идейно-эмоционального воздействия на духовную сферу обучающегося.

 При школьном музее действует героико-патриотический клуб «Юный молодогвардеец». Цель этого клуба: способствовать формированию и развитию в обучающихся общечеловеческих ценностей, морально-психологических черт гражданина-патриота, изучение героической истории народа, боевых и трудовых традиций, пропаганда подвига героев – молодогвардейцев, воспитание патриотического отношения к своему родному краю, к малой родине, к ее героическому прошлому.

 Героико-патриотический клуб имеет свои символы: знамя, эмблему, галстуки, законы, девиз, песню-гимн.

 Знамя – это наша святыня. Он красного цвета, что символизирует отвагу, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь. Синяя полоса – это небо, целомудрие, верность, духовность, вера. Белая полоса- мир, чистота, правда, благородство, совершенство, невинность. Зеленная полоса- это жизнь, долг, память, наследие, преемственность.

 Особое значение в клубе имеет эмблема. На ало-лазорево-голубом фоне изображены голуби. Расположение цветов – это строение мира. Внизу – физический плотский (алый цвет), выше – небесный (лазоревый цвет), еще выше – мир божественный( голубой цвет). Голуби – это души молодогвардейцев. Они в божественном мире, они бессмертны.

Девиз клуба: «Быть духом сильным, как «Молодая гвардия»,

И, как они, Отчизну – мать любить!»

 Все эти формы патриотического воспитания призваны обеспечить целенаправленное формирование у школьников активной позиции, высокой духовности, патриотического сознания, что и будет в огромной степени определять наше будущее.

 Большое начинается с малого. Пробудить интерес к истории родного края, зажечь искры любви к своему дому, улице, городу, помочь детям пройти путь познания от истоков своей родословной к сегодняшнему дню – воистину нелегкий, но необходимый труд. Труд, который не потеряет своей значимости.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.