12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
3

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.Г. КРАШЕНИННИКОВА

ГБОУ СО «АЧТИСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

АЧИТСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Согласно Закону РФ «Об образовании» Государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (Гл.1, ст.5).

В ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

Одним из разделов адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является программа духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа должна обеспечивать:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника», - подчеркивал великий педагог Ш. А. Амонашвили.

Духовность, нравственность - базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении.

Процесс воспитания очень сложен даже тогда, когда речь идёт о совершенно здоровых детях. Естественно, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с теми или иными отклонениями в развитии. При всей своей сложности задача эта решается в системе созданных в нашей стране специальных (коррекционных) школах.

Школа ставит перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с особыми образовательными потребностями с учётом их возможностей, реабилитации и социализации их в общество. Осуществляется процесс воспитания по общим с массовой школой направлениям с учётом того, что воспитательная работа в коррекционной школе должна иметь коррекционную направленность и оказывать корригирующее влияние на личность воспитанника на основе применения специальных педагогических технологий. Всё это осложняет решение задачи воспитания ребёнка с отклонениями в развитии. Отсюда возникает противоречие между необходимостью личностного развития таких детей и невозможностью полноценного усвоения ими нравственных норм и правил в силу недостатков их психического и физического развития.

Проблема поиска оптимальных методов, способствующих формированию нравственной сферы личности и решению задач нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью, остаются актуальными и в современных условиях приобретают особое значение. Ребенок с проблемами в развитии имеет определенные особенности. К этим особенностям относится недостаточное развитие психических процессов: отклонения в умственной деятельности, недостатки или своеобразия двигательной, эмоционально-волевой сферы, речевого развития и другие, что приводит к нарушению общения этих детей, познания ими окружающего мира, к обеднению их социального опыта и порождает трудности в социальной адаптации.

Вместе с тем необходимо отметить, что учащиеся не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально окрашенные компоненты. А в своих пересказах не пропускают их, акцентируют на них внимание, воспроизводят с большей выразительностью и правильностью, чем другие части воспринятого.

У учеников коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Формирование высших чувств детей предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа. Если не будет соответствующего воспитания, то место высших чувств по мере роста ребенка будут стихийно занимать элементарные потребности и эмоции.

Эффективность работы учителя зависит от правильного выбора цели и задач и оптимальной организации работы с учащимися, родителями, педагогами.

Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной системе работы. За годы работы учителем русского языка и чтения, обучающихся с нарушением интеллекта я разработала систему работы по данному направлению. В учебно-воспитательной работе со школьниками использую различные формы работы: учебные (урок, экскурсия…) и внеурочные (праздники, олимпиады, конкурсы, КВН, сотрудничество с библиотекой и т.д.).

Воспитание духовно-нравственного развития личности реализую в первую очередь через содержание основного учебного материала, изучаемого школьниками по русскому языку и чтению. В нем трансформированы социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления. Только при условии овладения теоретическими основами дисциплины можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры и др. Именно при изучении русского языка и чтения учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы саморазвития.

При освоении учащимися курса русского языка и чтения применяю различные виды деятельности:

осознанное творческое чтение художественных произведений различных жанров;

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

составление планов и написание отзывов о произведении;

написание изложений, сочинения и т.д.;

заучивание наизусть стихотворных текстов;

выразительное чтение;

драматизация.

В своей работе в целях воспитания нравственности и патриотизма использую следующие приемы: анализ фактов и явлений, приведение примера, яркий рассказ, использование сравнения, сопоставления, противопоставления. При их использовании требуется личностное отношение обучаемых к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения учащихся.

С методической стороны использую разнообразные способы изложения материала нравственной или патриотической направленности. Привожу его по памяти или зачитываю отрывок из книги, документа с их одновременным показом; демонстрирую в форме декламации стихов, прослушивания аудиозаписи, просмотра видеозаписи.

На уроках чтения, на примерах положительных героев художественных произведений формируются нравственные идеалы учащихся, устанавливается живая связь прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину и народ. Мы часто говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, и поступки ребёнка. В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – классическое искусство, литература Пушкина и Лермонтова, Тютчева, Есенина, Рубцова и других писателей и поэтов. Произведения, изучаемые в 5-9 классах, формируют у учащихся чувства справедливости, долга, ответственности, любви к родному краю, интерес к историческим ценностям. Начиная с фольклора, мы говорим на уроках о богатстве устного народного творчества, о былинных героях как выражении национального представления о героях. Анализируя репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри» в 6 классе, говорю о том, что героев объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси, защищать или не защищать.

Воспитание в детях таких качеств, как человеколюбие, сострадание, патриотизм возможно на примере следующих произведений: «Бородино» М.Ю. Лермонтова (7 класс), «Рассказы о русском воине» Е. Холмогоровой (6 класс). На уроках чтения мы говорим о чести и достоинстве, составляем характеристику русского воина, делаем обобщение. О чувстве товарищества говорим при изучении повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» (7 класс). О пределе человеческих возможностей, самодисциплине - Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (8 класс). Данные уроки носят интегрированный характер, т.к. овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств. Труд человека – цена всех цен, корень всех ценностей - драгоценностей нашей земли и самой жизни. Об этом говорим при изучении рассказа «Тайна цены» Е. Пермяка (6 класс), «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова (8 класс). Соотносим поступки героев с современными реалиями при изучении темы «Спешите делать добро» (5 класс). На данных уроках говорим о культуре поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

На уроках русского языка закрепляем понятия через
раскрытие субъективного опыта учащихся. При изучении частей речи использую материал:

Друг – имя существительное, обозначает…, отвечает на вопросы…

Надёжный - имя прилагательное, обозначает…, отвечает на вопросы…

Помогать – глагол, обозначает…, отвечает на вопросы…

На уроках, в качестве обучающего, воспитывающего дидактического материала, использую пословицы и поговорки, сгруппированные по тематике: добро/зло, учение, дружба, смелость/трусость, вежливость, бережливость, долг и т.д. Они определяют совокупность норм, ценностей, установок, регулирующих человеческое поведение.

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя. На уроках чтения часто использую рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций:

- служить источником знаний;

- обогащать нравственный опыт личности опытом других людей;

- служить способом использования положительного примера в воспитании.

Использую в своей работе разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для школьников применяю элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. Разъяснение применяется:

- для сформирования или закрепления нового морального качества, или формы поведения;

- для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В практике школьного учителя разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Школьники с нарушением в развитии особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

В работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья широко применяю этическую беседу. Она рассматривается:

- как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок;

- и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления;

- средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод привлечения учеников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.

На уроках провожу этические беседы на темы:

Наша страна и люди, которые в ней живут.

Учимся правильно общаться и жить с людьми.

Об отношении к труду, людям труда.

О товариществе и дружбе.

О справедливости.

О честности и умении держать слово.

О доброте, отзывчивости и скромности.

О непримиримости к равнодушию и злу.

О сознательной дисциплине и культуре поведения и др.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Прежде всего, это пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Поэтому обращаю внимание школьников на негативное в жизни и в поведении людей, анализируем последствия неправильных поступков, извлекаем правильные выводы. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственности.

Для коррекции недостатков эмоционально-личностного и социального развития на уроках применяю коллективные виды работ или выступления перед классом, драматизацию. Использование драматизации различных форм сложности позволяет совершенствовать коммуникативные умения детей, корригировать недостатки речевого развития, способствует формированию правильности, точности, выразительности их речи, что имеет решающее значение для процесса социализации их в современном обществе, подготовки к трудовой деятельности.

Вывод: таким образом, литература и фольклор могут стать эффективным средством коррекции умственного и духовного развития детей с ограниченными возможностями здоровья при условии:

- создания благоприятной психолого-педагогической среды;

- учета индивидуальных психолого-педагогических особенностей, учащихся;

- специфической методики изучения литературы и фольклора, ориентированной на пробуждение эмоционально-чувственной сферы учащихся, активизацию восприятия ими художественного текста.

Список литературы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации".
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования​​​​​​​ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  от 19 декабря 2014 г. N 1599.
  • Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
  • Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
  • Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 –С. 3-6




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.