Статья «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами уроков русского языка и литературы»
Статья
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами уроков русского языка и литературы
Автор: учитель русского языка и литературы ВКК Наумовец Эвелина Анатольевна
МБОУ СОШ №7 города Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области
Все испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая займет их враг,
Займет, сводя все те же счеты,
Займет, засядет,
Нас разя…
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.
Василий Федоров.
Одной из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это будет осознано самим объектом воспитания. И я, как учитель русского языка, стою у истоков формирования человека.
Актуальность и важность современного литературного образования в настоящее время обусловлено не только значением литературы как учебного предмета, с точки зрения формирования предметных знаний, умений и навыков, коммуникативных компетенций, но и, в первую очередь, воспитанием нравственных качеств, гражданской позиции, чувства личной ответственности у учащихся. В той информационной войне, ведущейся против России сегодня, наша литература на одном из передовых рубежей обороны, у нее особая миссия – воспитание души, сплачивание россиян, формирование национального идеала. А учитель литературы в школе сегодня – главная фигура, потому что за ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих отечественной культуры. За учителем каждого предмета тоже стоят великие: математики, физики, химики – но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, - это особое и наиболее значительное дарование России, смысл нашей цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего закладывают основу для формирования настоящего гражданина. Литература – искусство слова, освященное духовным и нравственным смыслом, передать которое ребенку – главная задача учителя.
Ставя перед собой учительские задачи и решая их в ходе деятельности, я надеюсь получить на выпуске не только человека, владеющего навыками устной и письменной речи, но также человека, обладающего высоким вкусом к слову, человека, которого коробит от убогой речи, от бездарной статьи, от пошлости популярного ток-шоу.
Сегодня ученик получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу страны. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Мы наблюдаем рост проявлений патриотизма, что вызвано и возвращением Крыма, и памятью о Великой Победе, и в целом – положением нашей страны на мировой арене.
Настоящий гражданин не может оставаться в стороне от судеб Родины в переломные исторические моменты. Именно поэтому руководящей идеей в моей педагогической практике является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, путём приобщения к великой русской классической литературе. В.А. Сухомлинский говорил, что «воспитывать патриота… - это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте познает и делает».
Русская литература всегда отражала черты национального идеала, преемственным качеством которого для всех поколений и во все времена было стремление не допустить гибели Отечества.
Уроки литературы в каждом классе как раз и призваны развивать благородные чувства. И моя задача, как учителя, чтобы по мере взросления ученик ярче осознавал чувство сопричастности к судьбе отечества.
Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать человека с правильной гражданской позицией, самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся. Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – не только дать определенную сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно пользоваться богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Для учителя важно владеть современными методами психолого-педагогической диагностики и применять их в практической деятельности. Также необходимо знать базовый компонент содержания русского языка и литературы, глубоко понимать концепцию школьного курса родного русского языки и литературы, его ведущие идеи, структуру содержания, логику построения. Уровень теоретических знаний должен быть таким, чтобы позволял оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов.
В соответствии с возрастными интересами и возможностями учащихся (например, в 5-7 классах это тяга к остросюжетным произведениям, «наивный реализм», повышенная эмоциональность в оценке прочитанного) формируется список произведений, предназначенных для текстуального изучения. В 10-11 классах литература должна удовлетворить потребность подростков в широких обобщениях, в целостном осмыслении жизни и исторических судеб народа, роли и значения искусства, творческих путей писателей.
Для достижения образовательных и воспитательных целей на своих уроках я применяю современные педагогические технологии: уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникативных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения, реализуя в соответствии с данными технологиями активные методы обучения. Владение современными образовательными технологиями помогает избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности и творчества.
Независимо от категории, учитель всегда должен совершенствоваться, изучать и применять новые технологии обучения, методическую литературу.
В моем педагогическом арсенале – многообразие видов нестандартных уроков: уроки-путешествия, проблемные уроки, а в старших классах – лекционно-семинарская система обучения. Во время урока совместно с учащимися работаем над анализом текста, учимся находить главную мысль, определять микротемы, давать авторскую оценку, используя художественные приемы. Нестандартность таких уроков заключается в следующем: эмоциональное объяснение материала сочетается с наглядными пособиями; используются межпредметные связи; ведется целенаправленная работа по развитию речи и предупреждения речевых и грамматических ошибок; применяется личностно-ориентированное обучение.
Творчество – это самый мощный стимул в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы учащихся. Именно в творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело это захватывает и увлекает. В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда.
Ум, воля, воображение, фантазия, положительные эмоции, глубокое познание себя и окружающего мира – всему этому дает мощный толчок продуманная творческая работа.
На уроках русского языка и литературы, на элективных занятиях есть большая возможность творить, и я стараюсь создавать условия для этого, для внутренней свободы человека.
Важное место в деятельности учителя занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому урок должен быть построен таким образом, чтобы учитель на просто давал знания, а ребенок усваивал новое в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.
Главные идея моего педагогического опыта сводится к деятельностному и практико-ориентированному подходу к анализу текста как фактору развития компетенции учащихся. Цель – воспитать обученную, компетентную личность, владеющую не только знаниями, умениями и навыками, но и опытом анализа и способами его проведения, а также умением и опытом создания собственного текста. Для этого считаю необходимым использование разных образовательных технологий и методов, наиболее продуктивными из которых являются основанные на деятельностном подходе к обучению. Анализ текста путём создания проблемной ситуации или постановки проблемного вопроса используется как на уроках русского языка (особенно при изучении нового материала), так и на уроках литературы. Нельзя обойтись и без технологии критического мышления, которая способствует самореализации учащихся, формированию их адекватной самооценки; развивает умение добывать знания, анализировать их и обобщать. Я использую отдельные методические приемы этой технологии: дискуссию и кластер. Дискуссия предполагает целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и принятие общей позиции.
Для формирования компетенций учащихся необходимо использовать и технологию креативного обучения. Такой подход позволяет изучить темы глубже и разносторонне, развивает художественно-творческие способности, навыки грамотного и свободного владения литературной речью. Этому также способствуют различные виды письменных работ: эссе, творческая работа, сочинение и проч. Данные виды учебной деятельности предполагают выражение новых идей, информации собственными словами, «включение» воображения.
Используя деятельностный и практико-ориентированный подход к анализу текста с целью развития компетенций учащихся, я наблюдаю результативность применения метода. Данная методология, используясь во внеурочной работе (при подготовке к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и творческим конкурсам), способствует достижению высоких результатов.
Обращение на уроках литературы к проблемам языка, проблемам поэтики дает положительные результаты так, как и использование литературных текстов на уроках русского языка. Я считаю, что изолированное изучение языка в отрыве от литературной основы ведет к формальному усвоению материала, без глубокого проникновения в природу языка, упускается из виду роль художественной литературы как одной из областей функционирования языка, не замечая роль мастеров художественного слова в развитии языка.
Важную роль необходимо отводить работе с деталью, ведя вместе с учащимися творческий поиск. Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: иллюстрирование, составление кроссворда, озвучание диалога. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определяет его успех. Импровизация также необходима в учебном процессе. Свобода учителя, эрудированность, знание учеников – вот качества, которые порождают доверие к преподавателю. Для меня в этом плане очень важен опыт Е.И. Ильина, хотя, на мой взгляд, воспитательный момент у него несколько заслоняет основные аспекты урока, - не преподавание литературы в полном смысле этого слова, а по сути воспитание посредством литературы.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, это важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить решать нравственные проблемы. Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя. А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для филолога – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение участников образовательного процесса. Обязательным условием успешности и результативности в своей педагогической деятельности считаю также установление психо-эмоционального контакта с учащимися, педагогический такт и коммуникабельность учителя.
Уверена, что стержень преподавания литературы – воспитание самим предметом. Самое большое влияние на души учеников окажет глубокое, страстное и непременно правдивое слово учителя.
Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша физиология, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день горят умы великой красы и силы, умы и сердца истинных художников.