Патриотическое воспитание в кадетских классах
Патриотическое воспитание в кадетских классах
Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня на разных уровнях пытаются все. Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемую стратегию образования, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Наша школа идет по пути кадетского образования, в школе действуют классы кадеты МВД.
Воспитание чувства патриотизма у подростков – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Поэтому одним из приоритетных направлений работы школы является патриотическое воспитание обучающихся: воспитание патриотизма и любви к Родине
Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. В моей практике были ситуации когда учащиеся старших классов слово «патриот» воспринимали как форму оскорбления. Кроме того, родители отправляя детей в школу ставили перед образованием задачу – обеспечить высокий уровень предметных компетенции, который им позволит успешно поступить в престижный университет, чтобы в дальнейшем уехать за рубеж.
Служение Родине - трудное ремесло: надо втянуться в него долгой выучкой и воспитать в себе личные качества: и телесные, и душевные; надо сродниться с оружием, одеждою, амуницией. Анализируя работу школы за последние 18 лет, можно с уверенность отметить, что у кадет воспитывается уважение к военной службе, к людям в военной форме, формируется правовая культура. Увеличивается число выпускников, выбирающих целью в своей жизни служение Родине. Учет социального заказа общества к образованию и воспитанию, запросов родителей и потребностей учеников позволяет сделать вывод, что кадетское образование востребовано. Главная его задача – не подготовка ребят к армии, а воспитание гражданина, развитие лидерских качеств у воспитанников, подготовка их к государственной службе. А что он выберет: военный или гражданский вуз – дело самого кадета.
Другая сторона кадетства – это мнение некоторых родителей об элитарном образовании, что естественно для людей, желающих обеспечить своих детей лучшим. Здесь необходимо проводить разъяснительную работу о том, что кадетские классы не идут в разрез с ФЗ «Об образовании», т.е. кадетское образование является общедоступным, в подобных классах могут учиться и учатся дети из разных социальных слоев населения. Особенно важно, что дети из маргинальных семей могут в подобных классах увидеть новые горизонты совей жизни, видеть положительные, новые для них, шаблоны поведения. Конечно же эти дети скорее всего не поступят в военные и правовые ВУЗы, но они получают в этих классах правовые ориентиры, не позволящие им повторить судьбу своих родителей. С подобными ориентирами эти дети в дальнейшем станут порядочными гражданами своей страны, которые уважают главные жизненные ценности: добро, гуманизм, традиционная семья, любовь к своему Отечеству.
Приведу примером свой 8 «К» класс. В классе обучается на начало года 33 человека. Большинство детей в классе обучается в месте с первого класса, новых учащихся е человек. Большинство учащихся в классе с энтузиазмом приняли решение стать кадетским классом, но есть ребята, которые не разделают общего настроения. Ребят, особенно мальчиков, первоначально привлекла кадетская форма, но и здесь возникли проблемы, в первую очередь среди девочек. Форма – это не только особая одежда, это уважение к себе, к требованию Устава. Постепенно дети привыкли к ежедневному единообразию во внешнем виде, сейчас сами уже делают замечанию по внешнему виду своим одноклассникам. Им нравиться, что их внешний вид всегда привлекает внимание у окружающих людей, которые задают им вопросы и высказывают одобрение. Родители отмечают, что ребята дома стали более собранными и аккуратными: по приходу из школы они без напоминаний убирают форму в шкаф, самостоятельно её чистят, подшивают пуговицы, стирают свои перчатки и аксельбанты.
Учащиеся других (гражданских) классов отмечают, что кадеты принимают участие в мероприятиях разной направленности чаще. В силу высокой дисциплины в классе во время уроков процесс усвоения знаний здесь более высокий, а следовательно, и формируется более высокое доверие у учителей к этим ребятам, поэтому именно им предлагается участие в городских мероприятиях. За неполный учебный год в классе уже сформирована достаточно хорошая галерея грамот и кубков, например: 2 и 3 место в городском эколого-туристическом турнире, на котором от школы в возрастной группе 15-18 лет были выставлены сразу две команды. По итогам турнира ребята получили одинаковое количество баллов, разница между ними были несколько секунд. Когда мы ехали на этот турнир ребята не настраивались на призовые места, т.к. знали, что их конкуренты будет ребята, которые учатся в 10-11 классах. Но их командная победа над более старшими ребятами, дала им веру в себя, заставила их более прилежно и активнее учиться.
Высокая степень внеурочной деятельности учащихся кадетских классов приучает детей ревностно относится ко времени, учит их распределять силы в течение учебной недели. Учащиеся учатся до 13.40 по обычному расписанию уроков, далее с 15.00. до 18.00. у них занятия по программам: «Школа безопасности», «Начальная военная подготовка», «Танцы», «Кадетский хор», кроме того, многие ребята продолжают заниматься в спортивных и творческих городских объединениях. Естественно у них образуется дефицит свободного времени, из-за которого у многих возникают проблемы с успеваемостью. Ребята быстро приходят к собственному выводу, что можно быть успешным, только при разумной распределении времени. Родители, в свою очередь, стали отмечать, что их дети им стали чаще помогать по дому, у многих отпала необходимость по сорок раз напоминать своему чаду о выполнении домашних заданий, а самое главное, кадеты - активисты не находятся на улице, где их поджидает огромное количество опасностей.
Выводом ко всему выше сказанному является, что развитие кадетского движения в нашей стране очень важно, т.к. школа решает общественно значимую и благородную цель – воспитание достойного гражданина и человека, воина и патриота своей страны с правильными представлениями о верности и долге, порядочности и чести.