Статья «Патриотическое воспитание в школе»

0
0
Материал опубликован 12 November 2018

Патриотическое воспитание в Гатчинской школе №11

Чешева Юлия Сергеевна

учитель начальных классов (1 категория)

МБОУ «Гатчинская СОШ №11»

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [2, с.14]

В русле современных тенденций в образовании патриотическое воспитание приобретает особую значимость. Потребность в гражданине – патриоте для нашего государства в связи с непростой политической обстановкой сегодня особенно велика. Родители, к сожалению, мало и редко говорят со своими детьми на тему патриотизма, а зачастую вообще отстраняются от воспитания. Поэтому воспитание такого гражданина зачастую целиком ложится на плечи учителя.

В таком нелегком деле, как воспитание детей в целом и патриотическое воспитание в частности огромное значение имеют традиции того учебного заведения, где обучается ребенок.

Гатчинская СОШ №11 (бывшая Гатчинская школа-интернат) – одно из старейших учебных заведений. Она была открыта в 1960 году в здании бывшего Гатчинского сиротского института имени императора Николая I  и является преемницей его в отношении детей, нуждающихся в государственной защите. Сиротский институт был одним из многочисленных благотворительных учреждений Императрицы Марии и состоял под непосредственным покровительством царской фамилии. Возник он по Указу Николая I 23 ноября 1837 года на месте Гатчинского Воспитательного дома, основанного в 1803 г. Императрицей Марией Федоровной.

Гатчинский Сиротский институт имел целью дать воспитание и общее образование сиротам, сыновьям офицеров и чиновников гражданской службы. Дети лиц, не служивших в военной или гражданской службе, в Институт не принимались.

По последнему уставу и штатам, действовавшим до 1917 года, то есть до Октябрьской революции, в состав Гатчинского Сиротского института входили: отделение для малолетних, состоявшее из трех классов, основной институт в составе шести классов и седьмого дополнительного по программе реальных училищ. Общее число воспитанников было 654 человека.

Многие преподаватели сиротского института были настоящими русскими интеллигентами - людьми прогрессивных взглядов и большой культуры. Таковыми являлись: Константин Дмитриевич Ушинский, в 1854—1859 преподаватель и инспектор классов гатчинского Сиротского института. Одновременно он сотрудничал в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения».

Воспитатель Евгений Сергеевич Соллертинский, который старался привить воспитанникам художественное чутье и вкус к творчеству, внушал им идеи добра и справедливости, любви к народу.

Историк Андрей Васильевич Васильев, разъяснявший детям смысл истинного патриотизма. По воспоминаниям Д. Н. Лебедева, бывшего воспитанника сиротского института, А.В. Васильев говорил ученикам о том, что «истинный патриотизм не имеет ничего общего с той шовинистической спесью, какую разжигало тогда царское правительство». [3, с.10].

Воспитанниками института были Герой Советского Союза генерал-майор авиации В. А. Сандалов; летчик, авиаконструктор, зачинатель безмоторной авиации полковник В. Г. Грибоевский; участник гражданской войны, громивший банды Антонова, ныне инженер-полковник Г. П. Козьмин; руководитель кафедры в Военно-транспортной академии, участник гражданской войны, полковник И. В. Никонов; профессор Военно-медицинской академии Б. А. Овчинников; член-корреспондент АН СССР, директор института мерзлотоведения П. И. Мельников и другие.

Так сложилось, что большую часть контингента школы – интерната составляют дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, пришедшие из неполных или неблагополучных семей. Из 34 классов школы 12 созданы для детей с ограниченными особенностями здоровья. Но патриотическому воспитанию всегда уделялось особое значение.

В 2000 году в школе в среднем и старшем звене были организованы морские кадетские классы. Патриотическое воспитание изначально ставилось для этих детей во главу угла. Не смотря на то, что большую часть контингента составляли дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, пришедшие из неполных или неблагополучных семей в процессе учебы приобретают внутренний стержень, позволяющий всем выпускникам кадетских классов стать достойными гражданами России.

В начальной школе патриотическое воспитание также развивается на должном уровне. Ежегодно для младших школьников проводятся конференции по итогам поисковой работы, конкурс эссе «Моя семья – достойный пример служения отечеству», мероприятия из цикла «Этих дней не смолкнет слава» и «Достойное служение отечеству на примере земляков».

В 2015 юбилейном году учащиеся и учителя начальной школы задумали и воплотили в жизнь грандиозный коллективный проект «Никто не забыт, ничто не забыто через 70 лет!». В нем приняли участие все обучающиеся с первого по четвертый класс. К работе были привлечены родители и родственники, учитель музыки и библиотекари. Представление проектов продолжалось три дня и увенчалось возложением цветов к памятнику воинам, освобождавшим Гатчину. Участвовали в общем проекте и ученики 3 а (коррекционного) класса.

Учитывая то, что в 2015 г. исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ребята решили представить информационно - творческий проект «Битва под Москвой». Это позволило еще раз обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. В течение 6 лет я работаю в Гатчинской школе № 11 с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Одной из центральных проблем обучения детей с ОВЗ является низкая мотивация к обучению, незаинтересованность детей, пассивность на уроке. Это приводит снижению успеваемости, т.к. успешность обучения находится в прямой зависимости от отношения учащихся к учебной деятельности. Нетрадиционные методы обучения и, в частности, проектная деятельность обеспечивают познавательную мотивацию и подлинное понимание материала.

Проблема, вставшая перед детьми и руководителем - ограниченность сведений о Великой Отечественной войне у учащихся.

Проект проводился как внеурочное мероприятие. Консультантами проекта явились классный руководитель и родители учащихся. Продолжительность - Март – апрель 2015 года. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык, рисование, литературное чтение, музыка, окружающий мир.

Цель проекта: воспитание у детей гражданско - патриотических чувств.

Задачи проекта:

Расширять знания учащихся об истории Великой Отечественной войне;

Формировать умение находить пути решения поднимаемой проблемы;

Способствовать формированию чувства гордости за свой народ.

Развивать творческие способности учащихся в рамках реализации проекта;

Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

Рабочее планирование проекта:

Собрать информацию о сражении под Москвой

Собрать фото- и кино- материалы

Создать презентацию «Битва под Москвой»

Изучить семейные архивы

Узнать о родственниках-участниках войны

Разучивание стихов, песни и подготовка выступления чтецов;

Подготовить выставку детских рисунков на военную тематику

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

Поставить цель, исходя из интересов и возможностей детей.

Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

Вовлечь родителей в решение проблемы.

Практический:

Поиск и отбор материала для сборника «Письмо на фронт»

Поиск и отбор музыкального материала для сценария.

Разучивание стихов, песни и подготовка выступления чтецов;

Подготовка выставки детских рисунков на военную тематику

Сбор и обобщение материала, подготовка к совместному мероприятию.

Итоговый:

Подведение итогов работы над проектом.

Представление литературно – музыкальной композиции «Битва под Москвой»

Выставка рисунков.

Продукты проекта: Сценарий внеклассного мероприятия «Битва под Москвой»; сборник «Письма на фронт»; выставка рисунков на военную тематику

Ученики 3 а класса собирали информацию о битве под Москвой. Ребята, совместно с учителем, подготовили на эту тему музыкально – поэтическую композицию. Кроме того дети расспросили своих родителей, бабушек, других родственников о своих прадедах, воевавших на фронтах Великой отечественной войны. В классе провели конкурс рисунков на военную тематику и акцию «Письмо на фронт».

Вот какое письмо написал Вася К. своему прадедушке, погибшему в 1941 году на Синявинском рубеже под Ленинградом:

«Здравствуй мой дорогой прадедушка. Пишет Вам правнук Кононов Вася. Я никогда Вас не видел, но мама мне много рассказывала про Вас. Как Вы защищали Ленинград от немецких фашистов. Спасибо Вам за всё, за то, что живём в свободной стране. За Вашу Победу!

Ваш правнук Василий».

Все письма и рисунки детей были собраны в классный альбом.

Результатом работы среди учащихся 3 а класса явилось то, что дети:

получили информацию об основных этапах Великой отечественной войны;

узнали о том, что происходило во время войны на родной Гатчинской земле;

приобрели бесценный опыт общения с ветеранами;

ощутили чувство гордости за своих прадедов, воевавших на фронтах Великой отечественной войны.

Школьный проект был представлен на Всероссийский конкурс "Гражданское и патриотическое воспитание в образовании" – 2015, который проводился с 5 апреля по 18 мая 2015 г. Коллектив учителей в лице Новиковой И. Ю., Масловой И. В., Окуневой Т. П., Донец Е. В., Погожевой О. Ю., Чешевой Ю. С., Ягудиной Н. С., Власовой А. Б., Черновой В. И., Хариной И. А., Сорокиной О. В. за выдающиеся достижения, высокий профессионализм и творческую инициативу были удостоены Золотой медали Национальной премии «Элита российского образования».

Гришин, В.А. Вопросы истории образования/ В.А. Гришин, и др.– Брянск.: Издательство БГПУ, 1999. – 135с.

Данилюк, А.Я., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.

Лебедев, Д.Н. Пройденное: Воспоминания/ Д.Н. Лебедев,— Л.: Лениздат, 1980. — 149 с.

Лысанюк, Юлия. Гатчинской школе-интернату — 210 лет. // Гатчинская правда. – 2014. – № 141 (20435) – С.4-5.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М.: «Образование», 2002.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.