12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Максим Андреевич1641
Высшее педагогическое образование. Окончил ЯГПУ имени К.Д. Ушинского по специальности "Безопасность жизнедеятельности". Имею второе образование "Менеджмент организации". Педагогический стаж моей работы составляет более 10 лет.Высшая категория.
Россия, Ярославская обл., Ярославль

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №21

Фадеева Г.А.

_______________________

«____» ___________ 2010

Программа

патриотического воспитания

в кадетских классах

МОУ СОШ №21 г. Ярославля

Ярославль, 2010

I. Паспорт программы:

1

Полное название программы

Патриотического воспитания в кадетских классах МОУ СОШ №21 г. Ярославля

2

Авторы программы

Лончаков Максим Андреевич

Первушина Любовь Николаевна

3

Руководитель программы

Лончаков Максим Андреевич

4

Наименование проводящей организации

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 г.Ярославля

5

Адрес, телефон, факс, Е-mail

150006, г.Ярославль, ул.Ильинская,14, тел:41-09-76; 48-85-24; тел/факс:46-56-90.

Е- mail:Yarsch021@yandex.ru

6

Сроки проведения

Сентябрь 2008 – август 2011

7

Место проведения

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 г.Ярославля

8

Источники и сумма финансирования,

75 000 (семьдесят пять тысяч рублей)

9

Общее количество детей - участников программы

75 человек

10

Особая информация и примечание

1 сентября 2008 года на базе школы был открыт первый в г.Ярославле кадетских класс МЧС «Юный спасатель-пожарный», для обучения учащихся с учетом дополнительных образовательных программ

II. Общие положения.

В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. В основе новых методик образования и воспитания лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения. Впервые у обучающихся появилось право выбора на профилизацию обучения. Заметным явлением в это время стало создание кадетских классов и школ. Важную роль в появлении и развитии кадетских классов сыграло возрождение лучших традиций и обычаев России.

Возрастной период 10–12 лет заключает в себе большие возможности для развития полноценной личности. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. В этот период дети находятся в том подростковом возрасте, когда происходит не только физиологическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера, самоорганизация, уверенность в себе. На этом этапе важно поддержать и развить интеллектуальную активность, повысить мотивацию обучения. Применяя игровые элементы, опираясь на привлекательную для подростков идею служения Отечеству на гражданском и военном поприще есть возможность создать систему на основе оптимального сочетания общего образования и социально значимых программ дополнительного образования.

Модель формирования личности младшего подростка посредством эстетики военного быта через дополнительное образование актуальна и востребована. Об этом говорят следующие цифры: за последние 5 лет количество кадетских классов в Ярославле выросло с 10% до 45%.

Начало государственному патриотическому воспитанию в России через систему кадетских корпусов положил почти 300 лет назад Петр I, который уделял особое внимание подготовке молодых кадров. Система образования видоизменялась, но цель оставалась одна – воспитание патриотов.

Началом возрождения кадетского движения в современной России можно считать распоряжения Президента РФ от 9 апреля 1997 года "“О создании образовательных учреждений кадетских школ” и постановления Правительства РФ от 15 ноября 1997 года, утвердившего Типовые положения о кадетской школе, была создана нормативно-правовая база для создания кадетских образовательных учреждений.

III. Цель и задачи программы

Цель программы: формирования патриотических чувств обучающихся.

Для достижения поставленной цели педагогический коллектив школы сформулировал задачи, которые решает в ходе учебно-воспитательного процесса:

Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического формирования личности воспитанников, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала.

Воспитание любви к Родине, ответственного понимания служебного и гражданского долга.

Формирование высокой культуры, морально-психологических, деловых и организаторских качеств.

Привитие воспитанникам чувства чести и достоинства, уважения к правам и свободам человека.

Оказание помощи родителям в воспитании и формировании у учащихся навыков самостоятельности, трудолюбия и дисциплинированности.

IV. Основное содержание программы

1 сентября 2008 года на базе школы был открыт первый в г.Ярославле кадетский класс МЧС «Юный спасатель-пожарный» для обучения учащихся с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью специальную подготовку по «Основам безопасности жизнедеятельности» и физической культуре.

В ходе предварительной работы было разработано Положение и Устав кадетского класса. В кадетском классе выделено 4 компонента образовательного процесса:

Общеобразовательный (реализует образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования);

Спортивный (легкая атлетика, рукопашный бой, спортивное ориентирование, пулевая стрельба, баскетбол, лыжи, альпинизм);

Военно-технический (пожарная безопасность, основы военной подготовки, военно-медицинская подготовка, психологическая подготовка);

Художественно – эстетический (хор, бальные танцы, этикет, этическая грамматика).

В течение 2008-09 уч.году была проведена большая работа по установлению порядка и дисциплины в классе (в соответствии с Уставом кадетского класса), так как класс был сформирован по результатам собеседования из обучающихся 5-х классов.

Проводилась работа по развитию лидерского потенциала, в результате которой выделились обучающиеся, из числа, которых были выбраны командир класса и командиры отделений (в соответствии с Уставом кадетского класса).

Были созданы условия для формирования детского коллектива на принципе доброжелательного отношения друг к другу, на взаимопонимании и взаимопомощи. Итогом данной работы стало создание сплоченного классного коллектива. Поддерживался тесный контакт с родителями всех учеников.

По просьбе детей и родителей с 1 сентября 2009 года был открыт второй кадетский класс, а в настоящее время идет формирование третьего. Если учесть, что по положению о кадетском классе заявление пишут и родители и дети, то можно сделать вывод, что обучение в кадетском классе считается более престижным, чем в общеобразовательном, поэтому многие делают выбор в пользу кадетского класса.

4.1. Воспитательная система

Воспитательная система кадетского класса предусматривает новое содержание образования, расширяет возможности военно-патриотического воспитания, определяет условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей кадетов, закладывает основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще через дополнительное образование.

Воспитательная система кадетского класса представляет комплекс мер, в основе которого лежит принцип базовых потребностей личности:

Потребность в признании и уважении, определенном социальном статусе, как условии благополучного возникновения и становления «самости», субъективности ребенка в подростковом возрасте;

Потребности в смысле жизни, как условии жизненного самоопределения и духовного становления личности в юношеском возрасте;

Потребности в самореализации, самосовершенствовании, как базовой потребности зрелой, социальной, физической и духовно развитой личности в период трудоспособного возраста;

Потребности в удовольствии, радости истинно человеческой потребности в положительных эмоциях на протяжении всей жизни.

Воспитательная система кадетского класса основывается на принципах:

Гуманизации;

Природосообразности;

Культуросообразности;

Демократизма;

Сотрудничества;

Взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма;

Социальной защиты (психологическая и педагогическая поддержки).

Основными воспитательными задачами кадетского класса определены следующие:

воспитание высокого чувства гражданской ответственности и патриотизма, осознание общественного и воинского долга, любви к военной службе и, в частности, профессии спасателя МЧС России.

разностороннее развитие личности, выработка высоких нравственных качеств, психологической устойчивости, любви к Отечеству и готовности к его защите;

формирование у подростка общей ориентации на профессию кадрового военного, военно-специальную или государственную службу при соблюдении добровольности профессионального выбора по выпуску из школы;

подготовка подростка к потенциальной военной службе;

Воспитательная работа в кадетских классах строится на основе развития самоуправления. Выбраны командиры класса и командиры отделений. При этом у каждого есть свои строго определенные права и обязанности, закрепленные в Положении о кадетских классах, принятом на общих собраниях учащихся. У кадетских классов есть также свое знамя, гимн и форма спасателя. А учебные занятия начинаются с обязательного доклада дежурного по классу о готовности к уроку.

Мы считаем, что воспитательный процесс в кадетских классах должен быть, в первую очередь, направлен на то, чтобы сплотить детей на духовных идеалах, воспитать такие качества, как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, своевременно оказать квалифицированную помощь, преодолеть детскую агрессивность.

Чтобы мотивировать детей на саморазвитие, в кадетских классах действует система стимулирования, которая заключена в «ступенях роста».

III ступень:

учеба на «4» и «5» (допускаются 1–2 «тройки»);

дисциплина без замечаний;

участие в делах класса (+, —);

занятия в спортивных секциях;

II ступень:

учеба на «4» и «5»;

дисциплина без замечаний;

активное участие в делах класса;

участие в спортивных соревнованиях;

I ступень:

учеба на «4» и «5»;

дисциплина без замечаний;

участие в организации классных дел;

участие в спортивных соревнованиях;

призовые места в спортивных и военно-патриотических мероприятиях

Основными отличительными особенностями кадетского класса «Юный спасатель-пожарный» (в соответствии с Уставом класса) являются:

Форма одежды (повседневная и парадная);

Наличие символики (кадетская клятва, знамя, погоны);

Специфический уклад жизни (ежедневные утренние смотры, обязательные дополнительные занятия и т.д.)

Использование ритуалов общения, принятые в военной среде;

Усиленное занятие спортом, строевая подготовка;

Занятия в специализированном кабинете и школьном тире;

Наличие дополнительных образовательных программ, имеющих целью строевую, медицинскую, стрелковую, туристическую и специальную подготовку обучающихся;

Участие в практических полевых занятий (по окончанию учебного года).

Разумеется, одним из важных звеньев в любой воспитательной работе должно быть подведение итогов и награждение за успехи. По итогам соревнований по ступеням мы подводим итоги дважды в год – в день рождения кадетского класса и по окончании учебного года. Выполнившим программу очередной ступени вручаются почетная грамота и благодарственное письмо для родителей от администрации школы. Кадетам, окончившим учебный год с отличием и достигшим первой ступени роста, присваивается очередное звание.

По окончании школы и получении общего (полного) среднего образования каждому выпускнику кадетского класса будут выдаваться сертификаты Главного управления МЧС России по Ярославской области, а также рекомендации для поступления в учебные заведения системы МЧС России.

4.2. Дополнительные образовательные дисциплины

Важным направлением данной программы является дополнительное образование детей, которое расширяет культурное пространство для самореализации личности кадета, стимулирует творчество, решает проблему занятости кадетов, тем самым, создавая условия для органического сочетания разнообразных видов досуга с различными формами образовательной деятельности. А это очень хорошо вписывается в образовательные стандарты второго поколения. В соответствии со стандартом вто­рого поколения появляется Базисный учебный план, в котором для всех классов  есть  обязательный раздел «Внеучебная деятельность». На нее предусмотрено выделить примерно 10 часов в неделю. По старым представлениям, это увеличивает нагруз­ку на 10 часов. На самом деле это не так, потому что увеличивается вариативность образования, позволяющая строить   образовательный   процесс с учетом интересов, потребностей и способностей каждого школьника. Это должно сократить уровень учебной нагрузки ребенка.

Положительным результатом функционирования воспитательной системы кадетского класса за прошедший период можно считать:

повышение уровня воспитанности кадет (педагоги, работающие в классе, и родители отмечают, что обучающиеся стали более самостоятельными, стали бережнее относиться к своим и чужим вещам);

защищенность и комфортность ребенка в классе (ни один учащийся по итогам учебного года не перешел обратно в общеобразовательный класс), удовлетворенность обучающихся и их родителей жизнедеятельностью кадетского класса;

поддержание репутации класса (соблюдение всеми обучающимися кадетского класса требований Устава класса - трое обучающихся класса бросили курить, нет серьезных нарушений дисциплины – прогулов, конфликтов с преподавателями и т.д.);

сформированность классного коллектива;

V. Кадровое обеспечение

Руководитель программы – Лончаков Максим Андреевич – преподаватель – организатор ОБЖ МОУ СОШ №21

строевая подготовка - руководитель - Головин Н.Л. – подполковник внутренней службы МЧС России;

стрелковая подготовка - руководитель - Лончаков М.А. – преподаватель-организатор ОБЖ);

история кадетского движения и начальная военная подготовка - руководитель - Лончаков М.А. – преподаватель-организатор ОБЖ);

медицинская подготовка - руководитель - Пасько Н.Ю. – медицинский работник школы);

краеведение - руководитель - Смирнова Л.П. – заведующая школьным музеем;

психология общения и этика - руководитель - Барулина И.Н. – психолог школы;

общая физическая подготовка – руководитель - Кудряшов С.Б. – учитель физической культуры школы;

туристическое многоборье – руководитель - Конин А.А. – спасатель 3-го класса, педагог дополнительного образования Центра детско-юношеского туризма и экскурсия Ярославской области.

VI. Материально-техническое обеспечение

Палатки

Спальные мешки

Туристические коврики

Костровое хозяйство

Котелки

Веревки

Системы страховочные

Карабины

Жумары

Компьютер

Видео – и аудио техника

VII. Механизмы реализации:

Программа подразумевает реализацию нескольких этапов:

1. Подготовительный этап

Создание оргкомитета по реализации проекта. Информационный обмен между организаторами по тематике проекта, разработка единой концепции и другой необходимой информации по проекту.

Решение организационных вопросов. Организация и проведение непосредственной работы по подготовке материально – технической базы проекта и проведение инструктивных сборов с работниками, привлекаемых для кадрового обеспечения программы.

2.Основной этап

Детальная проработка программ, написание методик проведения обучающих занятий.

Обеспечение программы необходимыми материально-техническими средствами.

Реализация мероприятий входящих в календарный план.

3.Заключительный этап

Аналитическая работа по итогам реализации программы, определение перспективных задач, детальное планирование дальнейшей работы по формированию гражданско-патриотического воспитания учащихся кадетских классов, планирование работы по дальнейшему совершенствованию программы и ее реализации в следующем году.

VIII. Предполагаемы затраты, источники финансирования, смета расходов.

Основное финансирование программы планируется получить в случае победы в конкурсе на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию в Ярославской области.

Общая сумма необходимая для реализации лагеря 75 000 (семьдесят пять тысяч рублей)

Смета расходов

 

Участие во всероссийском патриотическом слете «Патриоты России»

30 000 (тридцать тысяч)

Палатки

5шт х 2000р = 10 000 (десять тысяч)

Спальные мешки

10 шт х 1000 р = 10 000 (десять тысяч)

Организационный взнос за участие в военно-патриотических соревнованиях Ярославской области

5 000 (пять тысяч)

Системы страховки

5 шт х 2000р = 10 000 (десять тысяч)

Туристические коврики

10 шт х 500р = 5000 (пять тысяч)

Костровое хозяйство

5 шт х 1000 р = 5000 (пять тысяч)

Итого:

75 000 (семьдесят пять тысяч рублей)

 

 

IХ. Ожидаемые результаты

Благодаря формированию и развитию у молодежи таких важнейших социально значимых качеств, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование намного возрастут ее возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности, в том числе в воинской и в других, связанных с ней видах государственной службы.

Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России, преодолению претерпеваемого ею кризисного периода исторического развития.

Одним из результатов улучшения состояния военно- патриотического воспитания молодежи должен стать социально-экономический подъем, сменяющий спад и депрессию, укрепление правовой и политической мощи государства, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, достижение социальной стабильности в обществе, преодоление причин социальных, этнических, региональных и иных конфликтов. Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотического - воспитанной молодежи современное российской общество приобретет ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться прежде всего ее готовностью взять на себя ответственность за будущее России.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.