Патриотическое воспитание в школе
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение. Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность педагогам образовательных организаций выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма. Ведь то, что каждый учитель вложит в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» школа получила хорошее подкрепление своей деятельности и активизировала работу по патриотическому воспитанию детей. Основными направлениями в системе патриотического воспитания в школе:
1. Духовно-нравственное.
Цель: осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способствовать руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
3. Социально-патриотическое.
Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благодарности и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
4. Военно-патриотическое.
Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
5. Спортивно-патриотическое.
Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в нашей школе созданы следующие условия:
- в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- функционирует система дополнительного образования;
- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
- развивается музейная работа;
- школьное ученическое самоуправление;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия. Курс «Доноведение», спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На этой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентно.
На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.
Каждый человек, проходя ступени школьного становления, обретает нравственные ценности и идеалы, патриотические качества, которые в свою очередь превращаются во внутренние законы личности, ее повседневные нравственные принципы и основы поведения, деятельности. Школьный период формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических основ личности ученика, предопределяет дальнейшее формирование мировоззренческих качеств, гражданских компетенций и социальных установок человека.
Связь понятий «духовность», «нравственность» и «патриотизм» подтверждается философскими исследованиями. И.О. Лосский под духовностью понимает стремление к добру, истине и красоте, а проявление этих качеств представляет через сформированные нравственные категории личности. Духовность, по Н.А. Бердяеву, «означает переживаемую и осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека». В философских работах В.С. Соловьева нравственность является категорией духовности, основой всех социальных взаимодействий присутствующих в жизни человека и порождающих нравственные отношения, в которых происходит «должное взаимодействие между единичным лицом и его данною средою, обнимающее все области бытия». В работах П.Ф. Каптерева связаны интеллектуальное развитие, нравственная сфера и духовный мир личности. Осознанные нравственные и социальные поведенческие акты закрепляют нравственные ценности и убеждения в сознании одновременно возвышая личность к уровню становления ее духовных основ.
Все авторы определяют патриотическое воспитание, как часть нравственного становления личности рассматривая его в неразрывной связи с совершенствованием всей духовно-нравственной сферы. Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости формирования в педагогической практике современной школы процесса «нравственно-патриотического воспитания личности».
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» определяет целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания детей, где обеспечивается преемственность целей, задач и содержания образования. К таким целям можно отнести становление у школьников базовых национальных ценностей, к которым относятся и ценности патриотизма:
– ценности личности, при помощи которых формируется духовный мир конкретного человека;
– ценности семьи (семейная среда, традиции, воспитательные идеалы семьи);
– ценности труда и творчества (простейшие трудовые действия, определяющие позитивное отношение к труду, желание трудиться для других, творческий подход к трудовому процессу);
– ценности гражданственности (осознание себя гражданином России, жителем своего города, района, членом своей семьи, рода);
Выявленное единство нравственного, патриотического и духовного начал требуют воспитания данных качеств в школьный период обучения и в дальнейшем на протяжении всей жизни.