Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся

0
0
Материал опубликован 16 March 2016

Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся

Нехай Ф.А. - учитель географии МБОУ  «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» а.Понежукая Теучежского района.


 

«Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это

доказывать. Но как воспитать эту

любовь? Она начинается с малого-с любви

к своей семье, к своему дому:

Постоянно расширяясь, эта любовь

к родному переходит в любовь к своему

Государству, к его истории, его прошлому

и настоящему, а затем ко всему человечеству»

Д.С. Лихачев

Семью как фактор воспитания характеризует ее  среда – первая культурная ниша, включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, событийное, информационное окружение ребенка.

Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.

Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей. Результатом педагогического взаимодействия  школы и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые:

знанием (знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов, происходящих во внутренней жизни России, в ее внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка; знание государственной символики, правил ее применения и т.д.)

отношением (являются ли отношения к Родине осознанными; стали ли знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок);

поведением (в какой мере отношения - любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране - реализуются личностью в конкретных поступках и действиях, превратились ли в убеждения).

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Педагогическое взаимодействие  школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

Общепедагогическими условиями  являются:

  •  взаимное доверие между педагогом и родителями;
  • соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;
  •  учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания;
  •   сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями класса;
  •  взаимосвязь разных форм работы с родителями;
  • одновременное влияние на родителей и детей;
  • системность в работе с родителями;
  • учет особенностей социокультурного окружения школы;
  •  использование культурного наследия народа и традиций семьи.

Специфическими педагогическими условиями являются:

  •  моделирование патриотического воспитания с учетом взаимодействия семьи и школы;
  • совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции саморегулируемого (в семье) и педагогически организованного (в школе) аспектов деятельности;
  • активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;
  • опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла), преподавание литературы, истории, ОЖС и т.д. как предметов, формирующих духовную сферу человека;
  • интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий (экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.). 

Приобщение детей к народной культуре в современном обществе – это очень важный аспект в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Представляется совершенно бесспорным, что в современной ситуации одним из путей является познание традиционной культуры своего народа, изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ней, постижение общих корней в национальной культуре разных народов.

Исследователями доказано, что чем раньше начинают приобщать ребенка к традиционной национальной культуре, тем большего эффекта достигают в понимании того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, утрачивается, не будучи пробужденным и востребованным.

В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения пытаюсь всегда решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации, конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом, программой развития школы, воспитательной программой «Я - гражданин».

Систему патриотического воспитания всегда строю с учетом возраста учащихся, учитывая степень их подготовленности к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно. Стараюсь привлечь к активному участию в различных мероприятиях класса родителей учащихся, которые на протяжении всей школьной жизни детей становятся не только моими помощниками, но и соратниками, единомышленниками и союзниками. Так вместе мы проводим классные часы на темы: «Права ребенка», «Имена героев - в названиях улиц аула», «Наш аул в годы Великой Отечественной войны», «Я шлю тебе письмо из 41-го» и др. Родители принимают участие в сборе материала к мероприятиям, в подготовке сценария, на классный час приглашают уважаемых людей аула, подготовке презентаций, написании творческих и исследовательских работ. Очень важной составляющей в системе патриотического воспитания является просветительская работа с родителями. Темы родительских собраний нацеливают родителей на воспитание гражданина, патриота своей Родины. Например: «Непреходящие ценности»; «Из истории семьи»; «Ценности семейной жизни наших предков»; «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…» и др. Совместно с учащимися провожу собрания на тему: «Путешествие в прошлое и настоящее нашего народа»; «У фамильного дерева»; «Путешествие в детство наших родителей». Большую роль в патриотическом воспитании учащихся играют совместные экскурсии по местам боевой славы нашего народа.

В связи с широким применением в школе информационных технологий, аудиовизуальных и иных средств, компьютеров возможна организация пресс-центра, журналистского агентства и т.д., руководителями которых могут стать заинтересованные взрослые. Результатом совместной деятельности семьи и школы стали выпуски газет, содержащие статьи духовно-нравственной, военно-патриотической тематики, радиопередачи, видеофильмы («Мой ровесник из 41-го», «Жизнь прожить - не поле перейти», «Слава отцов - крылья сыновей» и т.п.).

Эффективными средствами патриотического воспитания помимо этого являются встречи с ветеранами  войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие. Замечательное направление «Мой одноклассник, друг, сосед служит в армии…».

К.Д. Ушинский в свое время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития.

Каждый маленький изъян в поведении ребенка, вырастая вместе с человеком, превращается в серьезную беду для общества. А зерно светлого благородного в его поведении со временем дает добрые всходы. Вот почему важно так организовать жизнь ребенка, чтобы она была постоянным упражнением в нравственных поступках, чтобы она исключала возможность накопления отрицательного в воспитательном отношении опыта.

Будущее неразрывно связано с настоящим. Сегодня и завтра ребенка-это разные ступени единого процесса развития. Если сегодня ученик живет, сопрягая свои интересы с интересами своих родителей, своих товарищей по классу, то, повзрослев, он сумеет соотносить свои жизненные планы с интересами общества.

Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между  школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.