Доклад «Пауло Коэльо - алхимик современной литературы»
Муниципальное образовательное учреждение –
технический лицей № 176
ПАУЛО КОЭЛЬО –
АЛХИМИК СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат по литературе
Оглавление
Введение
Глава 1. Философия коэльевской прозы.
Глава 2. Философский камень Пауло Коэльо (жизненный и творческий путь
писателя).
Глава 3. Тайна феномена «Алхимика».
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Современный человек находится
перед Гималаями библиотек
в положении золотоискателя,
которому надо отыскать
крупинки золота в массе песка.
С.И.Вавилов
Оригинальнейшие писатели новейшего времени
оригинальные потому, что они преподносят нам
что-то новое, а потому, что они умеют говорить
о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше.
И.Гёте
Современная литература во многом неоднородна и неоднозначна, многогранна и противоречива. Поле художественной литературы, с одной стороны, заполнилось дешевыми детективами и любовными романами - так называемой бульварной, развлекательной литературой. Она не требует вдумчивого чтения, как правило, характеризуется предельно простым языком и незамысловатым, но увлекательным сюжетом. Современный темп жизни человека, все ускоряющийся научно-технический процесс неминуемо ведут к тому, что духовная сфера человека оказывается зажатой между быстротечностью времени и новейшей технической мыслью. Человек уходит в себя, погружается в свое эго и познает тот мир, который машинам не дано исследовать. Происходит духовное истощение человека, потому что
литература, находясь извне, не проникает вовнутрь.
С другой стороны, это начало формирования новой литературы, и этот процесс отчасти раздвигает границы искусства. Творчество бразильского
писателя Пауло Коэльо является ярким тому примером.
Тема моего исследования:
«Пауло Коэльо – алхимик литературы».
Цель исследования:
доказать, что проза Коэльо – явление сильное и многогранное для современной литературы.
Задачи:
1) изучить литературу по данной теме;
2) рассмотреть поэтическую философию коэльевской прозы;
3) систематизировать сведения о жизненном и творческом пути писателя;
4) выяснить тайну феномена «Алхимика» Пауло Коэльо;
5) сформулировать основные жизненные тезисы повести «Алхимик».
Глава 1. Философия коэльевской прозы
Первое знакомство с его прозой - это, словно, аромат далекой эпохи, нечто ошеломляющее не своей экспрессивностью, а силой ощущения чудесного и незабываемого мира. Здесь все наполнено теплом и светом, даже описание психиатрической лечебницы вселяет в нас надежду и желание жить.
Удивительно, как произведения этого бразильского писателя не похожи друг на друга и в то же время они связаны воедино темой судьбы. Как осколки одного зеркала, они отражают в себе и разные ее стороны. Трудно найти писателя, который не затрагивал бы в своем творчестве данный вопрос. "Добиться воплощения своей судьбы - это единственная подлинная обязанность человека", - говорит писатель. Коэльо лишь предлагает свое мнение на предмет обсуждения. Несмотря на то, что его книги производят на нас сильное впечатление, в целом они нейтральны. Автор не поучает нас, а показывает те пути, которые возникают перед каждым человеком.
Современному читателю покажется странной поэтическая философия коэльевской прозы. Прежде всего, следует отметить то, что философский смысл лежит в основе повествования. Реальность неотделима от нее и психологии, вместе они представляют единство, которое нельзя ни в коем случае разорвать. Коэльо не углубляется в психологию героя. Вся тяжесть информации о нем падает на окружающие предметы. Таким образом, внутренний мир героя не разбирается писателем, а собирается самим читателем. Но эти частицы не могут быть рассмотрены как символы. Читатель не задумывается над ним, а интуитивно чувствует их сущность. Отсутствие символов как таковых делает прозу Коэльо легкой, прозрачной и поэтичной. Писатель словно создает длинный коридор: предмет отдаляется от нас так, что мы должны достроить в своем сознании его перспективу и найти истину, которая для каждого человека будет своей. Коэльо не ставит никаких границ. Реальность у него безгранична. Философский смысл окружает предмет, который не тонет и не теряется в мире своих философских значений и в наших ощущениях. По этой причине, к прозе Коэльо неприемлема логика. Все основано на интуиции, на том, как чувствуется данное произведение. Отметить следует и то, что повествования эти
небольшие, предельно кратки и емки.
Наверное, многие, читающие эзотерическую литературу, сталкивались с тем, что в какой-то момент неудержимо хочется поделиться своим новым видением жизни со всеми родными, друзьями, знакомыми и даже первыми встречными. Но не все еще готовы принять эти идеи. Особенно, если они никогда не читали подобных книг. И попытки дать почитать серьезную философскую литературу заканчиваются зачастую ничем. И самый действенный шаг, возможно, - это предложить прочитать такую книгу, которая могла бы ненавязчиво подтолкнуть тебя сделать первый шаг. И одни из лучших кандидатов для этого – книги Пауло Коэльо. С одной стороны, это действительно незаурядные произведения с литературной точки зрения, причем настолько, что могут увлечь даже заядлых любителей смотреть телевизор, предпочитающих экран книжной странице. С другой стороны, книги Пауло Коэльо воодушевляют людей, направляют на путь поиска своего высшего предназначения в этой жизни. Его книги не из тех, которыми украшают полки. Книги этого загадочного бразильского писателя передаются из рук в руки по всем Вашим знакомым. Это книги, прочитав которые, сразу хочется начать читать заново.
Глава 2. Философский камень Пауло Коэльо
Где же Пауло Коэльо нашел свой философский камень, который превратил его произведения в невероятно популярные бестселлеры? С 1988 года, с момента выхода знаменитого “Алхимика”, его романы, переведенные на 52 языка, входят в разряд культовых и на сегодняшний день уже продано более тридцати двух миллионов книг в 140 странах мира. Может, ответ лежит в том нелегком пути, которым он пришел к своему звездному часу? Давайте посмотрим.
Пауло Коэльо родился в Рио-де-Жанейро в 1947 году семье инженера. С детства он мечтал стать писателем. Но в 60-е годы в Бразилии искусство было запрещено военной диктатурой. В то время слово “художник” было синонимом слов “гомосексуалист”, “коммунист”, “наркоман” и “бездельник”. И потому добропорядочные представители среднего класса считали неприемлемым, что их дети хотят стать “художниками”. Чтобы пресечь дурные наклонности сына, родители отправили 17 летнего Пауло в психиатрическую больницу, на основании того, что он очень плохо проявляет себя в школе, не слушается родителей и не в состоянии адаптироваться к общественным правилам поведения.
Выйдя из больницы, Коэльо вливается в ряды хиппи. Он читает все без разбора – Маркса и Ленина, экспериментирует с различными идеологиями от “Хари Кришна” до “магии и алхимии”. Затем, основывает подпольный журнал “2001”, в котором обсуждаются проблемы духовности, Апокалипсис, с уклоном психологии хиппи. Помимо этого Пауло пишет тексты анархических песен. А звезда рока Raul Seixas, бразильский “Джим Моррисон”, сделал их такими популярными, что Коэльо в одночасье становится богатым и знаменитым. Теперь деньги уже не проблема для него. Он продолжает “себя искать” и работает журналистом в газете, пробует себя как театральный режиссер и драматург.
Но вскоре темы его стихов привлекли внимание властей. Пауло Коэльо был признан опасным подрывным элементом, представителем левых, за что трижды попадал в тюрьму, подвергался пыткам. Позже Коэльо напишет, что это было самое страшное испытание в его жизни.
Выйдя из тюрьмы, Коэльо решает, что пришло время остепениться и стать нормальным человеком. Он перестает писать и делает карьеру в CBS Records. На долгое время он подавляет в себе желание писать. “Я привык быть писателем без книг. Это очень удобно. Я пытался избегать открывать свою душу”. Но в один прекрасный день его увольняют без всяких объяснений.
И тогда он решает отправиться путешествовать. Случайная встреча в Амстердаме, приводит его в католический Орден RAM, созданный в 1492 г. Здесь Пауло научился понимать язык знаков и предзнаменований, приходящих в нашу жизнь. Согласно ритуалу пути, орден направляет его в паломническое путешествие в Сантьяго де Компостелла, дорогу литературной известности.
Преодолев 80 километров по легендарной тропе паломников, Коэльо вдруг понял: либо он навсегда забывает то, о чем он когда-либо мечтал, либо идет к этому прямо сейчас! И тогда он сжег все мосты, чтобы не было пути к отступлению. Он сел писать свою первую книгу - "Паломничество", не оставив себе выбора. Эта книга была издана в 1987 году. За ней вскоре последовала и вторая - “Алхимик”, принесшая автору мировую известность.
А может быть, без чудес тут не обошлось?
И может недаром о Пауло Коэльо писала The New York Times в декабре 1999: “Бразильский волшебник заставляет книги исчезать с прилавков”.
А может быть он духовный наставник, избравший для себя путь донести до нас знания посредством литературы? Сам Коэльо так отвечает на это: “Не думаю, что мои книги вообще чему-то способны научить. Книги - всего лишь катализатор, который помогает людям вспомнить то, что они уже давным-давно знают. Когда вы читаете книгу, слушаете музыку или говорите с кем-то, вы делитесь своими мыслями и чувствуете, что вы не одиноки. Таким образом накапливается ваш опыт. И я, благодаря моим книгам, имею возможность поделиться своими мыслями. Когда я встречаюсь с читателями, они не говорят: ваши книги научили меня тому-то и тому-то, наоборот они говорят: вы понимаете меня, потому что я думаю также. Таким образом, вы можете дать начало чему-то в ком-то, но каждому человеку придется пройти необходимый ему урок только на личном опыте. А что касается учителей, самый лучший из них - сама жизнь. Важнейший урок всей моей жизни, который я усвоил лучше всего, звучит так: никогда ничего не воспринимай как должное. Никогда и ничего. Случиться может все, что угодно. Единственное, что я знаю достоверно: все меняется. А что будет - этого я не знаю”.
Глава 3. Тайна феномена «Алхимика»
Сколько, Господи, странного в человеке!
Для него лучше Мекки - мечта о Мекке,
Для него слаще рая - виденье рая,
Жизнь упустит, подобия выбирая.
О спешащие строить мирок убогий!
О в мирке том спешащие быть как боги!
Жизни ваши надежды вовеки были
Не важнее крупицы дорожной пыли.
Но, воистину, тело - темница духа,
Зря он в двери закрытые бьется глухо:
Об алмазах смирения, знаний, веры
Вспоминаем, лишь горя, хлебнув без меры.
Вот и я, тварь несчастная, горстка праха,
Ради темных очей позабыл Аллаха,
И, изведав неистовость божьей кары,
безнадежно жду следующих ударов.
И сознание слабое раскололось:
Мне не вспомнить лица, но я помню голос,
Я улыбку забыл, но я помню руки -
Эта память мне грудь разорвет в разлуке,
И, как пес, подыхая, вдали от Мекки,
Прошепчу: "Сколько странного в человеке…"
Громкая слава к Пауло Коэльо пришла сразу же после выхода его романа “Алхимик”. Он стал одним из самых читаемых современных писателей, подлинным феноменом. Феномен Пауло Коэльо: “Идти по дороге света без предрассудков и предубеждений”. Критики считают, что невероятный успех романа объясняется его мудростью, простотой, поэтичностью – тем, о чем истосковались люди на всех континентах. “Алхимика” поставили в один ряд с такими мировыми бестселлерами, как “Маленький принц” Экзюпери, “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” Баха. “Алхимик” - это философская сказка о странствиях молодого пастуха - земными путями в поисках опыта и путями духа в поисках совершенства. Мудрость, простота и поэтичность повести Коэльо оказались той самой пищей, по которой истосковались люди на всех континентах.
Секрет, простой как музыка - мерцающий то в притчах, то в улыбках и словах героев, то в родном дыхании ветра, то в монетах древнего клада, - секрет, который скрыт в каждой странице...
Известный режиссер Клод Лелюш, взявшийся за экранизацию повести, отозвался о ней так: "Инопланетянам, прилетевшим на Землю, было бы достаточно прочитать эту книгу, чтобы понять о нас самое главное". А что влечет людей из дома? В чем притягательность путешествий? В книге "Алхимик" пастух отправляется к египетским пирамидам в поисках своего сокровища. Он проходит длинный путь. Он находит сокровище и обретает себя. Те пути, которые влекут нас, приводят нас в мир неизвестного.
Паломничество, путешествие - это замечательный способ познакомиться с теми частичками самого себя, которые могли бы оставаться непознанными для вас самих до самой смерти. Это способ вспомнить себя настоящего.
Обычная жизнь, когда уже все кажется давно известным и понятным, - это существование, со всех сторон ограниченное стенами, которые постоянно возводим и мы сами, и общество.
Путешествие помогает преодолеть эти стены. Стены, которые, на самом деле, не только вне, но и внутри нас. Когда они исчезают, ты вдруг оказываешься в океане собственной души, доселе неведомой.
Когда ты в дороге - ты должен доверять людям, потому что ты, не зная их, зависишь от них. В дороге ты становишься невинным, как младенец. У тебя нет знаний о том неизвестном, куда ты ступаешь, поэтому у тебя нет и предубеждений. Ты чист в восприятии. И, наконец, в дороге ты должен общаться с незнакомыми людьми, в противном случае ты вернешься в собственное одиночество.
И еще… что от тебя, и только от тебя зависит, что ты почерпнешь из своего путешествия.
Это философская сказка о поисках своего пути в жизни: "...кем бы ты ни был, чего бы ни хотел, но если чего-нибудь сильно хочешь, то непременно получишь, ибо желание родилось в душе Вселенной. Это твое предназначение на Земле"
Чему учат книги Коэльо? Писатель отвечает: “Не думаю, что мои книги вообще чему-то способны научить. Вообще книги – это лишь катализатор, который помогает людям вспомнить то, что они уже давным-давно знают. В своих книгах я просто говорю о том, в чем многие боятся себе признаться. Тому, кто испытывает чувство разочарования в самом себе после моих книг, я скажу: „Поверь, что ты не одинок! Таких, как ты, много. Просто вспомни свою мечту или цель и иди к ней своим собственным путем. Потому что только так ты можешь чего-то добиться“”.
Сколько раз в своей жизни человек может испытать чувство настоящей любви? Для писателя вопрос оказался трудным. “Это такой трудный вопрос – сколько раз приходит настоящая любовь. Любовь и брак... Быть женатым, состоять в браке – это очень не просто с точки зрения сохранения любви!.. Жить вместе так невероятно сложно! Это постоянный процесс разрушения и восстановления. Ежедневно в браке вам приходится разрушать и восстанавливать, разрушать и восстанавливать. Это сложно, это неизбежно...
Что такое любовь? “Любовь остается для меня загадочным явлением. Это мистика, это загадочный магнетизм, который постоянно влечет людей друг к другу... Любовь – это такое чувство, которое не имеет свойства накапливаться. Новая любовь ничего не берет из опыта прошлой”.
Выходит, что знаменитый писатель Коэльо, книги которого прочитали уже десятки миллионов людей во всем мире, говорит, что он ничего не знает! А как же быть остальным? Коэльо отвечает: “Никогда ничего не воспринимай как должное. Никогда и ничего. Случиться может все, что угодно. Сейчас мы тут сидим и разговариваем, а я встану – и через минуту умру. Или нам вдруг явится пресвятая дева Мария. Единственное, что я знаю достоверно: все меняется”.
Значит, ни один человек на Земле не может быть уверенным в своем собственном будущем? “Я с уверенностью могу говорить только о том, что каждый человек может и должен обладать намерением. В жизни каждого есть место для его собственного намерения, его собственной миссии, его собственной мечты, Ведь именно для воплощения собственного намерения – или мечты, или предназначения – каждый человек, собственно, и явился на этот свет”.
Коэльо говорит: “Я не пророк, не мастер и не учитель. Единственное, что я знаю, это то, что я не могу молчать. Я должен говорить. Куда бы меня ни приглашали, где бы я ни выступал, я буду продолжать бороться за терпимость. Я католик, написавший книгу об исламе (“Алхимик”) и книгу об иудаизме (“Пятая гора”). Мне кажется, что я понял, что все религии ведут к одной высшей цели. Мне кажется, что идеал человечества – идти по дороге света без предрассудков и предубеждений. Религии лишь помогают обрести этот путь, путь, который неизбежно приводит к необходимости быть с людьми и оставаться терпимым и милосердным. И выбор своего духовного пути – это твоя ответственность перед всеми остальными людьми”.
Добиться воплощения своей судьбы - это единственная подлинная задача человека...
Все люди, пока они еще молоды, знают свою судьбу..., но с течением времени таинственная сила принимается их убеждать в том, что добиться воплощения их судьбы невозможно. Сила эта кажется недоброжелательной, но в действительности она указывает человеку на то, как воплотить свою судьбу. Она готовит к этому его дух и волю. На этой планете существует одна великая истина: когда ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной. И это и есть твое предназначение на Земле...
...Ключевое понятие, которое лежит в основе повествования о путешествии пастуха Сантьяго, — это понятие “Своя Судьба”. Что же такое Своя Судьба? Это наше высшее предназначение, путь, уготованный нам Господом здесь, на Земле. Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе. Однако не всем достает мужества идти по этому пути, добиваясь встречи со своей заветной мечтой.
Почему же не у всех сбываются желания и мечты?
Этому мешают четыре препятствия. Первое состоит в том, что человеку с раннего детства внушают, что то, чего он в жизни больше всего желает, просто неосуществимо. С этой мыслью он вырастает, и с каждым прожитым годом его душа все больше обрастает коростой многочисленных предрассудков и страхов, переполняется чувством вины. И однажды наступает момент, когда желание следовать Своей Судьбе оказывается погребенным под тяжестью этого груза, и тогда человеку начинает казаться, что он окончательно утратил ощущение своего высшего предназначения. Хотя на самом деле оно, разумеется, по-прежнему живет в его душе.
Если человеку все же хватит мужества извлечь свою мечту из недр души и не отказаться от борьбы за ее осуществление, его ожидает следующее испытание: любовь. Он знает, чего хотел бы добиться или испытать в жизни, но боится, что, если бросит все и последует за своей мечтой, он тем самым причинит боль и страдания своим близким. Это значит, что человек не понимает, что любовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти вперед. И тот, кто действительно желает ему добра, всегда готов пойти ему навстречу, постараться понять и поддержать его в пути.
Когда человек осознает, что любовь не преграда, а подмога в пути, его подстерегает третье препятствие: страх неудач и поражений. Тот, кто борется за свою мечту, сильнее других страдает, когда у него что-то не получается, поскольку он не вправе прибегнуть к известной отговорке вроде “ну и ладно, не очень-то и хотелось”. Как раз ему-то очень хочется, и он сознает, что на карту поставлено все. Он сознает и то, что путь, который определен Своей Судьбой, так же труден, как и любой другой, с той лишь разницей, что “там и будет сердце твое”. Поэтому Воин Света должен обладать терпением, столь необходимым ему в трудные моменты жизни, и всегда помнить, что вся Вселенная способствует тому, чтобы его желание осуществилось, пусть даже самым непостижимым для него образом.
А так ли необходимы поражения?
Необходимы они или нет, они случаются. Когда человек только начинает бороться за свои мечты и желания, он, по неопытности, совершает множество ошибок. Но в том-то и смысл бытия, чтобы семь раз упасть и восемь подняться на ноги.
В таком случае, спросите вы, зачем же нам следовать Своей Судьбе, если из-за этого нам предстоит страдать сильнее, чем всем остальным?
Итак, когда человек извлек свою мечту со дна души и многие годы питал ее силой своей любви, не замечая рубцов и шрамов, оставшихся на сердце после многотрудной борьбы за ее воплощение, он вдруг начинает замечать, что то, чего он так долго желал, уже совсем близко и вот-вот осуществится - возможно, уже завтра. Именно на этом этапе его ожидает последнее препятствие: страх перед исполнением мечты всей его жизни.
Из всех четырех это препятствие самое коварное, поскольку оно как бы овеяно некой аурой святости - эдакого отречения от радости свершения и плодов победы. И только когда человек осознает, что достоин того, за что он так страстно боролся, он становится орудием в руках Господа, и ему открывается смысл его пребывания здесь, на Земле. Обо всем об этом, в символической форме, и повествует роман “Алхимик”.
Научись приглядываться к знакам и следовать им.
Помни: всегда надо точно знать, чего хочешь.
Никогда не отказывайся от своей мечты.
Не надо бояться неведомого, ибо каждый способен обрести то, чего хочет, получить - в чем нуждается.
Посулить то, чем не обладаешь, значит рисковать самим правом на обладание.
Читается "Алхимик" на одном дыхании с радостью узнаванья - единственное, что можно поставить ему в минус (а можно, впрочем, и в плюс): чрезмерную простоту. В нем нет семи уровней смысла, положенных, скажем, софийской притче, и временами он напоминает книгу из серии "Как достичь просветления самым надежным способом". А как же тайна, всегда сопровождавшая Традицию, - Что до Традиции, в XXI веке не будет тайн, - ответил автор. Что ж, ему виднее - в Традиции он разбирается лучше меня. Впрочем, эта фраза показательна для Коэльо: он действительно скрещивает либеральную традицию с традицией эзотерической - и потому легко осуждает в интервью любой фундаментализм и любую революцию - включая, вероятно, консервативную. Сегодня это не очень модно в России - но либо ты гонишься за модой, либо идешь путем духовных исканий.
Прочитав «Алхимика», я поняла, что:
1. Никогда не отказываться от своей мечты.
2. “Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке”;
3. Тот, кто вмешивается в чужую Стезю, никогда не пройдет свою собственную;
4. Не надо бояться неведомого, ибо каждый способен обрести то, чего хочет, получить то, в чем нуждается.
5. Любовь – это сила, которая преображает и улучшает душу Мира.
Поняла, что, значит, слушать свое сердце.
Мне кажется, что главная мысль заключена во фразе, которую, обращаясь к пастуху Сантьяго, произносит царь Мелхиседек: “Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого”.
Мне очень понравилось, что пастух говорит о любви: “Любовь – это, когда любишь, то способен стать кем угодно. Когда любишь, совершенно не нужно понимать, что происходит, ибо все происходит внутри нас, так, что человек вполне способен обернуться ветром”; “Когда любишь, нельзя стоять на месте, как пустыня, ни мчаться по всему свету, как ветер, ни смотреть на все издали, как солнце. Любовь – это сила, которая преображает и улучшает душу Мира. Когда я проник в нее впервые, она мне показалась совершенной. Но потом я увидел, что она отражение всех нас, что и в ней кипят свои страсти, идут свои войны. Это мы питаем ее, и земля, на которой мы живем, станет лучше или хуже, в зависимости от того, лучше или хуже станем мы. Вот тут и вмешивается сила любви, ибо, когда любишь, стремишься стать лучше”
Еще сильным моментом, является вера в Бога, пастух плача благодарит Его за веру в Свою Стезю, за встречу с Мелхиседеком, с Продавцом Хрусталя, с англичанином, с Алхимиком, и, главное, с женщиной пустыни, которая заставила его поверить в то, что любовь никогда не отлучит человека от его Стези.
Книга раскрывает жизненную философию автора. Философию, которую он открывал для себя на протяжении многих лет. И философию, надо признать, интересную и необычную.
Можно с ней согласиться полностью или частично, либо же не соглашаться с нею в принципе. Но я убеждена, что каждый сумеет найти в ней что-то для себя.
Несмотря на сильную философскую составляющую, книга читается легко, на одном дыхании, чему причиной доступный язык и, очевидно, удачный перевод.
Заключение
Таким образом, проза Коэльо расширяет границы литературы. Связь реальности с ее философским смыслом явление сильное и многогранное для современной литературы.
С одной стороны, это действительно незаурядные произведения с литературной точки зрения, причем настолько, что могут увлечь даже заядлых любителей смотреть телевизор, предпочитающих экран книжной странице. С другой стороны, книги Пауло Коэльо воодушевляют людей, направляют на путь поиска своего высшего предназначения в этой жизни. Его книги не их тех, которыми украшают полки. Книги этого загадочного бразильского писателя передаются из рук в руки по всем Вашим знакомым. Это книги, прочитав которые, сразу хочется начать читать заново.
Я уверена в том, что Пауло Коэльо стал алхимиком для миллионов читателей. Его книги приносят пользу, потому что они стимулируют нашу способность мечтать, наше желание искать и находить себя через этот поиск.
Приложение 1
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА
Как повествуется в одной знаменитой древней легенде, некогда в прекрасных рощах Ливана родились три кедра. Кедры, как всем известно, растут очень-очень медленно, так что наши три дерева провели целые века в раздумьях о жизни и смерти, о природе и человечестве.
Они видели, как на землю Ливана прибыли посланники царя Соломона и как затем, в битвах с ассирийцами, земля эта омылась кровью. Они видели лицом к лицу заклятых врагов – Иезавель и пророка Илию. При них был изобретен алфавит; они дивились, глядя, как мимо проходят караваны, груженные красочными тканями.
И в один прекрасный день кедры решили поговорить о будущем.
- После всего, что мне довелось повидать, - сказал первый, - я хотел бы превратиться в трон, на котором будет восседать самый могущественный царь на земле.
- А я хотел бы стать частью чего-то такого, что на веки вечные преобразит Зло в Добро, - сказал второй.
- А что до меня, - сказал третий, - то я желал бы, чтобы люди, глядя на меня, всякий раз вспоминали о Боге.
Прошли годы и годы, и вот, наконец, в лесу появились дровосеки. Они срубили кедры и распилили.
У каждого кедра было свое заветное желание, но реальность никогда не спрашивает, о чем мы мечтаем. Первый кедр стал хлевом, а из остатков его древесины соорудили ясли. Из второго дерева сделали грубый деревенский стол, который позже продали торговцу мебелью.
Бревна от третьего дерева продать не удалось. Их распилили на доски и оставили храниться на складе в большом городе.
Горько сетовали три кедра: «Наша древесина была так хороша! Но никто не нашел ей достойного применения».
Время шло, и вот однажды, звездной ночью, некая супружеская пара, не нашедшая себе крова, решила переночевать в хлеву, построенном из древесины первого кедра. Жена была на сносях. Той ночью она родила сына и положила его в ясли, на мягкое сено.
И в тот же миг первый кедр понял, что мечта его сбылась: он послужил опорой величайшему Царю Земли.
Несколько лет спустя в одном скромном деревенском доме люди сели за стол, сделанный из древесины второго кедра. Прежде чем они принялись за еду, один из них произнес несколько слов над хлебом и вином, стоявшими на столе.
И тут второй кедр понял, что в этот самый миг он послужил опорой не только чаше с вином и блюду с хлебом, но и союзу между Человеком и Божеством.
На следующий день из двух досок третьего дерева сколотили крест. Через несколько часов привели израненного человека и прибили его к кресту гвоздями. Третий кедр ужаснулся своей участи и принялся проклинать жестокую судьбу.
Но не прошло и трех дней, как он понял уготованную ему долю: человек, висевший на кресте, стал Светочем Мира. Крест, сколоченный из древесины этого кедра, превратился из орудия пытки в символ торжества.
Так исполнилась судьба трех ливанских кедров: как это всегда бывает с мечтами, мечты их сбылись, но совсем иначе, чем они себе представляли.