«Педагог «4К»
(выступление на конкурсе «Лучший мастер-класс»)
Д. М. Капов
педагог-психолог УВО
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской
Дворец творчества юных»
Все меняется, но ничто не изменяется!
Но все-таки перемены есть!
М. Крету «Король мертв! Да здравствует король!»
Данная цитата приведена не просто так.
В данном случае она имеет форму некой аллегории самой системы образования, которая преобразуясь и совершенствуясь, остается «ощутимо» неизменной, но «зримо» имеет изменения.
В условиях современного динамично меняющегося общества, система образования претерпевает серьезные изменения. То, что до сегодняшнего дня транслировалось со страниц учебников и воспринималось исходной истинной, в настоящий момент времени утрачивает свою значимость и актуальность.
При этом, форма подачи актуальной информации остается прежней, т.е. на уровни ниже запросов современного поколения учащихся.
Сегодняшний современный стиль педагогического взаимодействия, интегрированный с постоянно расширяющимся информационным полем, обуславливает постоянное развитие собственных компетенций, обновление формата знаний, и формирование новых навыков.
Знание приобретает форму контекста, в рамках которого компетентность, ограниченная одним видом деятельности становится недостаточной, важном становится обладание мета-компетенциями, т.к. именно этот формат становится необходимым как для получения новых знаний, так и для трансляции их, и основываются они на многообразии мыслительной деятельности, коллективном интеллекте, эмпатии.
С целью развития компетенций личности педагога, мы взяли за основу модель «4К», разработанную некоммерческой организацией Partnership for 21st Century Skills.
В системе образования России о модели 4К активно стали говорить с 2014 года, а с 2017 года данная модель продвигаются Фондом новых форм образования.
Непосредственно в своей работе, модель «4К» мы используем с 2016 года.
В качестве основного инструмента совершенствования педагогических компетенций была разработана программа «Минерва».
Название программы «Минерва» - отсылка к богине Древнеримской мифологии, покровительнице писателей, художников, актеров, поэтов, учителей, учеников и врачей.
Педагог - универсальная личность, которая одновременно является учителем и учеником. Каждое его занятие- это представление, в котором он актер, писатель, поэт, художник. Умением и мастерством своим, педагог формирует личности вверенных ему учеников.
Программа «Минерва» - полноценный образовательный модуль Комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»- «Шкатулка Пандоры»
Цель программы — повысить компетентность педагога в сфере трансляции знаний, межличностного общения и сотрудничества в команде.
Основными задачами программы являются:
Развитие умения решения комплексных задач;
Формирование и развитие навыка распознавания и контроля собственных эмоций;
Развитие навыка командной работы;
Развитие критического мышления;
Развитие навыка быстрого переключения с одной задачи на другую;
Развитие информационной грамотности.
Раскроем идею программы более подробно.
«4К»- это система из 4-х ключевых навыков надпрофессиональных компетенций:
Критическое мышлений;
Креативность;
Коммуникация;
Командная работа.
Рассмотрим каждое «К».
Критическое мышление – это умение быстро ориентироваться в большом потоке информации, распознавать причинно-следственные связи, выделять важное и второстепенное. Способность быстро находить новые решения и понимать причины успехов и неудач.
Креативность – способность видеть и принимать нестандартные решения, позволяющая оценивать ситуацию с различных сторон и чувствовать себя уверенно в меняющихся условиях среды. Это способность генерировать собсвееные идеи и развивать начинания других людей.
Коммуникация – умение быстро и продуктивно налаживать контакты, слушать и слышать собеседника, доносить до пониманию других людей свою точку зрения в формате «равный-равному».
Командная работа (сотрудничество) – процесс тесно связанный с коммуникацией, и относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, через распределение ролей и оценки результативности действий.
Принимая во внимание современные требования к образованию в РФ, мы приходим к необходимости развития 4К компетенций у педагогов.
В основе программы повышения компетенции педагогов лежат тренинговые занятия и проектное обучение, ориентированные на динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп.
Программа дает возможность:
Разработки и адаптации новых форм группового взаимодействия;
Разрабатывать оценочные инструменты личностного роста участников образовательного процесса;
Транслировать собственный опыт, через создание нового методического материала;
Профессионально-личностное развитие.
Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является не только создание им авторской системы работы и трансляции знаний, но и наглядная демонстрация его достижений в лице участников образовательного процесса.
«4К» – это возможность для педагога подниматься на разные ступени своего профессионально-личностного развития и совершенствования педагогического мастерства.
Рекомендуемая литература
Алешина А., Шабанов С. «Эмоциональный интеллект. Российская практика». – М.: МИФ, 2013;
Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений». – М.: 2018;
Кинг Л. «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». – М.: Альпина Паблишер, 2018;
Клеон О. «Кради как художник». – М.: МИФ, 2013;
Пинк Д. «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует». – М.: Альпина Паблишер, 2013;
Феррацци К. «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга». – М.: МИФ, 2010;
Элрод Х. «Магия утра». – М.: МИФ, 2018.
Электронные ресурсы:
4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации;
Компетенции 21 века в национальных стандартах школьного образования;
Приказ Минобрнауки России от 2 июня 2017 г. № 490 «О создании федерального государственного автономного учреждения «Фонд новых форм развития образования" путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного научного учреждения «Республиканский государственный центр многокомпонентных информационных компьютерных сред».
Ватолина Светлана Анатольевна
Daniel Mukhabovich Kapov