Эссе на тему «Педагог XXI века»
Эссе
«Педагог XXI века»
Вологин Николай Васильевич – учитель географии
МОУ «СОШ №63 с УИП»,
г.Саратов, Ленинский район.
Существует множество версий, домыслов и легенд, раскрывающих содержание понятия «Педагог XXI века». Имея большой жизненный и профессиональный опыт в области педагогики, прихожу к выводу, что «педагог XXI века», это, прежде всего, «педагог своего времени», отвечающий запросам общества на современное качество образования и воспитания школьников – современный учитель! Анализируя понятие «современный учитель», каждый раз примеряя к себе эти положения, понимаешь, что дело, которое было однажды выбрано и стало смыслом всей своей жизни - верное!
Известна старая легенда о Боге, который увидел, как множатся людские пороки и ничего другого не смог придумать, чтобы это искоренить, как вложить в каждого человека жажду к познанию и дать ему педагога. Именно с тех пор и открылась людям одна из значимых профессий на Земле - профессия «педагог». Менялись эпохи, правители, нравственные ценности, интересы и взгляды людей, но профессия педагога всегда была необходима обществу. Во все времена и до наших дней неизменными остаются лишь требования к учителю: нравственная чистота, доброта, ответственность, профессионализм, и стремление к самосовершенствованию.
Обладаю ли я такими качествами, которые перечислены были выше?
Могу ли я назвать себя «современным педагогом»?
Уверен, что главное качество современного педагога в наше динамично развивающееся время - это высокий уровень нравственности и духовности, способной собственной энергией дать молодым людям «путевку» во взрослую жизнь, где не будет места порокам, а будут главенствовать вера в добро, любовь к Отечеству, к людям, взаимопонимание. Передать детям интерес к жизни, любовь к миру, воспитать настоящих патриотов своей Отчизны - это одна из главных задач современного педагога!
Уверен, что именно такие качества я воспитываю в своих учениках и поэтому могу назвать себя современным педагогом. Стремлюсь делать это не только на словах, но и при организации всего учебно-воспитательного процесса: сформировать уважение, любовь, сочувствие ко всему окружающему у, пока еще, маленького человека - моего ученика, через дела и поступки. Подтверждением этого является участие меня и моих воспитанников в многочисленных акциях, научно-практических конференциях, школьных слетах и экспедициях, конкурсах и форумах, на которых мы становимся не только номинантами, но и призерами.
Участие в них помогают создать условия для экологического, патриотического, духовно – нравственного и эстетического воспитания школьников на всех возрастных уровнях, охватить различные сферы воспитания. В ходе такой деятельности школьник получает навыки социализации и профориентации, расширяя границы своей компетентности, получая удовлетворение от своего деятельного участия в жизни других людей.
Чтобы назвать себя современным педагогом, нужно всегда идти в ногу со временем, постоянно совершенствуя себя в области профессии, не уставать открывать для себя новые горизонты в ней. Сегодня возможностей для саморазвития и повышения уровня профессионализма у современного педагога больше, чем никогда: всевозможные курсы, конференции, тематические семинары, участие в интернет - форумах, профессиональные ассоциации и сообщества, интернет видео-уроки по методике преподавания и так далее! Всего не перечислишь!
Все эти возможности стараюсь использовать! Большой заряд энергии дает для меня участие в профессиональных конкурсах педагогов, награды, признание моих заслуг! Сколько новых идей, впечатлений, новых задумок, а главное - желание работать, появляется с этим! Современный учитель не может обойтись без обмена опытом с коллегами. Участвуя в работе педагогических сообществ, приходишь к выводу, что отстраненная позиция в мире коммуникаций и информационных технологий ведет к постепенной деградации учителя.
И все же, несмотря на это, я уверен, что быть современным педагогом можно только рядом с детьми, всегда помнить, что все мы родом из детства, не разучиться играть, уметь прощать ребенку его ошибки и незнания. Современные дети другие и, именно поэтому, им нелегко в с современном мире. И им так же трудно пережить все, что делается вокруг, как и нам взрослым.
Современный педагог - это понятие глубокое, разностороннее, в некоторой степени - философское! К педагогу предъявляют свои требования общество, семья и ученик. Чтобы соответствовать этим требованиям у современного педагога профессия перерастает уже в образ педагогической жизни.
Анализируя тему эссе, я несколько раз обращался с этим вопросом к своим коллегам, родителям и ученикам. Одни утверждали, что «современный учитель», это тот, кто владеет информационными технологиями, другие отмечали его душевные и моральные качества, третьи делали акцент на особенности проведения уроков. Но, как-то после урока, к учительскому столу, за которым я заполнял классный журнал, подошла малозаметная в классе девочка и почти на ухо мне прошептала: «Современный учитель, это Вы – Николай Васильевич!». За такие слова можно многое отдать!
Проанализировав, свою долгую педагогическую деятельность хочу сделать вывод, что я в какой-то степени отношусь к разряду «современных педагогов», потому что я выполняю и стараюсь выполнять требования, предъявленные к эталону современного педагога! Уверен, именно это и будет составлять внутреннее содержание педагога XXI века!