Статья «Использование проектной деятельности в условиях социального партнерства в образовательном процессе детского сада»

4
0
Материал опубликован 17 September 2019

Использование проектной деятельности в условиях социального

партнерства в образовательном процессе детского сада.

 

Косолапова А.А.

МДОУ «Детский сад № 25» ЗАТО Северск, Томская область

 

 

 

 

На современном этапе дошкольное образовательное учреждение становиться открытой социальной системой, которая способна реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными группами, имеющими интересы в образовательной сфере и реагировать на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг. В указе президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» говорится о том, что социальное партнерство во имя ребенка должно реализо­вываться, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. В связи с этим возникает необходимость определить понятие социальное партнерство в образовании. Под социальным партнерством в области образования и воспи­тания следует понимать: партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности. Партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер. Но в широком смысле, партнерство, инициирует систему образования как особую сферу социальной жизни, дающую вклад в становление гражданского общества, что позволяет изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования, результатом которых являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации, учитывая интересы и потребности самих детей. Эта линия задает критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии и организации воспитательно-образовательного процесса детского сада. В ходе реализации своих уставных задач наш детский сад вступает в партнерские отношения с различными учреждениями социума, семьями воспитанников; между администрацией и сотрудниками также строятся отношения на условиях социального партнерства, что повышает эффективность оказываемых образовательных услуг в учреждении и способствует улучшению условий труда сотрудников. Социальное партнерство строится на договорной основе и планах сотрудничества с учреждениями социума.

Социальное партнерство в нашем ДОУ строится на определенных принципах:

на объединении усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации;

на конструктивном сотрудничестве между сторонами в разрешении спорных вопросов;

на стремлении к поиску реалистичных решений социальных задач;

на взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров;

на правовой обоснованности взаимодействия, предоставляющего выгодные каждой стороне и обществу в целом условия партнерства.

В настоящее время в дошкольном образовании большое внимание уделяется подготовке ребенка к школе, осуществлению преемственности между дошкольным учреждением и школой, активному включению родителей воспитанников в образовательный процесс.

Использование проектной деятельности в условиях социального партнерства в образовательном процессе детского сада позволяет обеспечить:

мотивацию дошкольников к школьному обучению;

самодеятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; деятельностно-исследовательский подход к ребенку с учетом его субъективной позиции; сотрудничество воспитанников со сверстниками, детьми других возрастных групп ДОУ, школьниками и взрослыми;

повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада.

Взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями осуществляется с целью развития личности ребенка. Все участники образовательного процесса должны понимать, что семья для ребенка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Следовательно, участие семьи в образовательной деятельности ДОУ это непросто желание педагогов, а, прежде всего, необходимость родителей, заинтересованных проблемами развития, воспитания и обучения своего ребенка.

Такая форма взаимодействия с родителями, как совместная проектная деятельность, позволяет решать множество развивающих, воспитательных и образовательных задач, поэтому мною были спланированы и проведены разнообразные по содержанию, продолжительности проекты: «Узорица», «Книга сказок», «Мои любимые игрушки», «Сказочная страна», «Навстречу друг другу».

Реализации проектов предшествовало выявление проблемы, затем продумывался план выполнения проекта, куда включались посещения библиотек, музеев; интервью с представителями различных специальностей; описание домашнего опыта семьи; выполнение творческих работ и составление рассказов по проблеме и т.д. Долгосрочные проекты реализовывались в течение учебного года при помощи мини проектов. Так, проект «Узорица»,реализовывался с помощью мини проектов: «Былины», «Сочиняем сказку». Работа над проектами завершалась на совместных праздниках, где проходила презентация результатов совместной деятельности, дне русской культуры, общих родительских собраниях, проведенных в форме «устного журнала». Педагоги и родители в данном случае выступали равноправными партнерами.

Сотрудничество со школой дает хорошую возможность использовать проектную деятельность с целью эффективной подготовки старших дошкольников к обучению в школе. Долгое время подготовка ребенка к школе сводилась к накоплению знаний детьми старшего дошкольного возраста, а не к развитию качеств, необходимых для осуществления новой учебной деятельности. Концепция содержания непрерывного образования указывает на то, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Эти качества у дошкольников успешно развиваются в проектной деятельности, особенно, если происходит сотрудничество с учениками начальных классов школы. В данном виде деятельности заинтересованы как учителя школы, так и педагоги детского сада.

Опыт работы нашей работы показывает, что при систематическом использовании в работе проектной деятельности дошкольники сравнительно быстро достигают развивающего уровня проектирования, однако, творческий этап формирования проектной деятельности им освоить достаточно сложно. Реализуя план преемственности, мы имеем возможность наблюдать творческий этап проектирования у детей подготовительной группы детского сада и младших школьников.

Реализация проектов способствовала развитию у детей инициативности, любознательности, произвольности, навыков сотрудничества и способности к творческому самовыражению; а также обеспечению согласованности и перспективности целей, задач, методов, средств и форм организации воспитания и обучения в ДОУ и школе.

Проектная деятельность в условиях социального партнерства удачно вписалась в образовательный процесс нашего детского сада, способствуя развитию у детей навыков сотрудничества, качеств исследовательской деятельности и формированию активной личной позиции педагогов и родителей.

 

Литература:

Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6. – С. 80-83

Гром С.Д., Шульга И.И. Социальное партнерство в свфере образования // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. № 9(13). – Новосибирск: СибАК, 2018.

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18.

Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6, 2002. – с.8.

Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации