12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макарова Елена Владиславовна69
4

Педагогическая статья "Занимательность на уроках изучения причастий в 6-7 классах



Занимательность на уроках изучения причастий в 6-7 классах



Должны ли уроки русского языка быть занимательными? Можно ли проводить в занимательной форме контрольные работы? Пожалуй, да. Мотивировать к изучению языка можно и на контрольной работе. Обратимся к тому, что такое занимательность.

Занимательность – применение при обучении различных методических приёмов и дидактических средств для того, чтобы привлечь внимание учащихся и возбудить у них интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний (1). Но занимательность не следует понимать как развлечение. Она неразрывно связана с игровой деятельностью. Игра сопровождает ребенка на протяжении всей его жизни, развивая способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни. Порой кажется, что играть на уроках с подростками нелепо, ведь в возрасте 11–14 лет, как известно, многие школьники теряют интерес к учению. Поэтому очень важно, чтобы занятия в школе носили не только учебный, познавательный характер, но и способствовали интересу к учебе, мотивировали на изучение предмета. В данной методической разработке предлагается в интересной форме провести контрольную работу по русскому языку. Контрольная работа обычно вызывает страх, и учащиеся не приучены произносить слов: «Я справлюсь, у меня все получится». А сама контрольная работа не вызывает положительных эмоций. Иногда можно проводить такие работы в игровой форме.

Предлагаем провести контрольную работу в 7 классе на тему «Причастие» в интересной для учащихся игровой форме. Интерес к внешней стороне языка, несомненно, перерастает в интерес к его внутренней сути. Так, учащимся предлагается пройти уровневый раунд. Задания данной работы дифференцированы, учащийся заранее оценивает свои возможности и приступает к выполнению работы, при этом сам решает, будет ли он пользоваться учебником. Работа предполагает прохождение 5 уровней: белый, желтый, синий, зеленый и красный. Каждый последующий уровень отличается усложнением заданий, таким образом, овладев красным уровнем, учащийся достигает финиша.

Чтобы данная контрольная работа носила игровой, соревновательный характер, учащимся каждый уровень открывается только после успешного прохождения предыдущего. Обозначим правила «игры»:

1. Работа предполагает 2 способа выполнения: базовый и повышенный, каждый вариант содержит одинаковые задания из 5 уровней от «белого» до «красного»; учащийся на начальном этапе выбирает вариант, но максимальной отметкой в 1 варианте будет – «5», во втором варианте- «4». На базовом уровне учащийся может пользоваться учебником.

2. Выполняя работу, учащийся переходит от «уровня» к уровню, разгадав числовой код задания.

3. В конце работы учащийся проводит рефлексию, нацеленную на самоанализ своей деятельности на уроке.


Пройди 5 уровней, выполнив предложенные задания. Задания выполняй в отведенном поле ответа.


Белый уровень. Составь цифровую схему по порядку следования слов. Если сложить все полученные цифры между собой, то получится число, которое многие считают «символичным».

1- действительное причастие;

2 - страдательное причастие;

3- причастный оборот

Паркующийся автомобиль, разрезавший пирог, разобранный забор, пролиставший книгу, прочитанный вовремя рассказ, лечащий врач, согретые руки, увиденные нами.



Желтый уровень. От полученного числа отними 7 и получится число, которое обозначает количество суффиксов, возможных у действительных причастий, перечисли эти суффиксы

_____________________________________________________________________________

Синий уровень. Ниже представлены слова парами, пар столько же, сколько и суффиксов в предыдущем задании. В парах слова отличаются правописанием. Кратко объясни, почему они все в парах пишутся по-разному.

Гружёный состав — гружённый углем состав, жареный картофель – пережаренный карофель, копчёная курица — копчённая на дыму курица; вязаные носки — вязанные бабушкой носки, сушеные ягоды – высушенные ягоды; моченные в бочке яблоки – моченые яблоки.




Зелёный уровень. Пете предложили образовать 5 любых причастий настоящего времени от 5 глаголов. От каких глаголов Петя не смог образовать причастия? Глаголы: списать, поступить, видеть, осветить, освещать. Напиши эти глаголы. Обрати внимание, что общее количество слогов в записанных тобою словах, равно цифре от 0 до 10, похожей на знак бесконечность.



Красный уровень. Подумай, как объяснить события лингвистической сказки с точки зрения правил правописания причастий.

«Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ, обрадовалась, подскочила к нему и сказала умоляюще:

- Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ..» Как вы считаете, какое правило зашифровано в сказке?




«Решила буква О по утрам заняться бегом, чтобы похудеть. А бегать-то сила воли нужна, а у буквы О её было маловато. Бежала по дорожке буква О и думала: «Вот забегу сейчас в кафе «Суффикс» и буду там есть пирожное, пока не лопну». Прибежала, а там два официанта обслуживают столики. Видит одного зовут «Причастие», а второго «Прилагательное». Стала она звать Причастие, а он словно не слышит её, даже обиделась на него буква О… Стала звать Прилагательное, а он торопится к ней…Стала она заказывать и то, и это пирожное, и другое, а Прилагательное отвечает: «Во всём меру надо знать. Не весь день тебе, буква О, в кафе «Суффикс» же сидеть, так и лопнуть можно, сюда и Е тоже любить заходить» Как вы считаете, какие 2 правила правописания зашифрованы в сказке?




Рефлексия:

1. Эта работа показалась мне интересной, но трудной

2. Эта работа интересная, но слишком лёгкая

3. Эта работа неинтересная и сложная для меня.

4. Свой вариант:___________________________________________


Ответы к контрольной работе

Белый уровень: 11213122, символичное число- 13

Желтый уровень: 6 суффиксов: ущ, ющ, ащ, ящ, ш, вш

Синий уровень: в каждой паре, их 6, есть причастия и отглагольные прилагательные, написание слов зависит от части речи, в отглагольных прилагательных в данных примерах пишется Н, в причастиях НН.

Зелёный уровень: 8 слогов нельзя образовывать причастия нас. Времени от глаголов совершенного вида: спи-сать, по-сту-пить, о-све-тить.

Красный уровень:

1 правило: «Не с краткими причастиями пишется раздельно»

2 правило: «В суффиксах причастий после шипящих под ударением пишется Ё» ( в суффиксах прилагательных под ударение после шипящих пишется о, без ударения – е»)































Список использованной литературы:

1. Занимательность: сущность, виды и особенности [электронный ресурс ]https://studbooks.net/2583366/matematika_himiya_fizika/zanimatelnost_suschnost_vidy_osobennosti, Режим доступа: 16.01.2020 г.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.