12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Yulia27

Зелинская Нина Гордеевна

преподаватель латинского языка и ТИЛФ

учреждение: Министерство Здравоохранения РФ Федеральное Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Ульяновский Фармацевтический Колледж Минздрава России

t1589272809aa.png

Интернет-ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности, а также формируют умения самостоятельно принимать решения.

Размещенную в сети Интернет информацию можно разделить на три основные группы:

  • справочная (электронные библиотеки и энциклопедии);
  • научная (тексты книг, материалы газет и журналов);
  • учебная (методические работы).

Наиболее значимыми являются электронные библиотеки, при работе с которыми студенты, чаще всего, получают бесплатный доступ к размещенным каталогам и материалам.

Под тестом (англ. test — проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.

Термин “тест”, получивший чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания.

В настоящее время принято выделять два вида тестов:

    • психологические (тесты интеллекта)
    • педагогические (тесты достижений или тесты успешности).  

Существуют два основных вида педагогических тестов:

    • традиционные 
    • нетрадиционные.

Педагогический тест (традиционный) — это система заданий возрастающей трудности, позволяющая эффективно измерить уровень и качественно оценить структуру подготовленности учащихся.

Традиционный педагогический тест нужно рассматривать в двух существенных смыслах:

    • как метод педагогического измерения
    • как результат применения теста.

Ведущая идея традиционного теста минимальным числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся.

Первая идея: тест рассматривается не как обычная совокупность или набор вопросов, задач и т.п., а в виде понятия "система заданий". Такую систему образует не всякая совокупность, а только та, которая обусловливает возникновение нового интегративного качества, отличающего тест от элементарного набора заданий и от других средств педагогического контроля.

Вторая идея состоит в том, что в данном определении теста совершен отход от укоренившейся традиции рассмотрения теста как простого средства проверки, пробы, испытания. Всякий тест включает в себя элемент испытания, но он не сводится весь к нему. Ибо тест - это еще и концепция, содержание, форма, результаты и интерпретация - все, требующее обоснования

Третья идея - это включение нового понятия - эффективность теста, в качестве критерия анализа и создания тестов.

Цель тестирования: минимальным числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся.

Существует ряд требований к педагогическим тестам.

Педагогический тест должен обладать:

  •  Составом,
  •  Целостностью 
  •  Структурой.

Он должен состоять из:

 заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания  рекомендаций по интерпретации тестовых результатов.

Тест должен иметь целостность, что означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Тест должен обладать структурой. Структуру теста образует способ связи заданий между собой.

Основные типы педагогических тестов:

Традиционные тесты:

  • Гомогенный тест – система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по одной учебной дисциплине.
  • Гетерогенный тест – система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным дисциплинам.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Нетрадиционные тесты:

  • Интегративные тесты. Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы, возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения.
  • Адаптивные тесты. В основу методики адаптивного контроля знаний легла идея, в которой используются способы регулирования трудности и числа предъявляемых заданий, в зависимости от ответа учеников.
  • Критериально-ориентированные тесты. При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом знаний, умений или навыков. В этом случае в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная область содержания, а не та или иная выборка учеников. При этом упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает, а не на то, как он выглядит на фоне других.
  • Тестовое задание – это структурный элемент теста, сформулированный в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание в результате подстановки правильного или неверного ответа.

Каждому заданию ставятся в соответствие ответы правильные и неправильные (дистракторы). Тестовые задания бывают открытого и закрытого типа.

В современной тестологии (Аванесов В.С., Челышкова М.Б., Майоров А.Н. и др.) различают 4 типа заданий в тестовой форме:

    • задания на выбор одного или нескольких правильных ответов,
    • задания в открытой форме или на дополнение,
    • задания на установление правильной последовательности,
    • задания на установление соответствий.

Задания на выбор одного или нескольких правильных ответов для компьютерного контроля знаний подходят больше всего. Такие задания удобно разделить на следующие виды: задания с двумя, тремя, четырьмя пятью и большим числом ответов. Инструкцией для этой формы заданий служит предложение: «Обведите (отметьте, укажите) номер правильного ответа».

Пример 1. Отметьте номер правильного ответа.

Место, которое занимает цифра в записи числа, называют:

    1. позицией;
    2. разрядом;
    3. положением;
    4. знакоместом.

В заданиях открытой формы готовые ответы не даются: их должен придумать или получить сам тестирующийся. Для открытой формы принято использовать инструкцию, состоящую из одного слова: «Дополните».

Пример 2. Дополните.

В двоичной системе счисления 10-1=_________.

Задания на дополнение бывают двух заметно отличающихся видов:

  • с ограничениями, налагаемыми на ответы, возможности получения которых соответствующим образом определены по содержанию и форме представления;
  • задания со свободно конструируемым ответом, в котором необходимо составить развернутый ответ в виде полного решения задачи или дать ответ в виде микросочинения.

В заданиях на установление соответствия преподаватель проверяет знание связей между элементами двух множеств. Элементы для сопоставления записываются в два столбца: слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы, а справа – элементы, подлежащие выбору. К заданиям дается стандартная инструкция: «Установите соответствие». Следует отметить, что желательно, чтобы в правом столбце элементов было больше, чем в левом.

Тестовые задания на установление правильной последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п. Цель введения таких заданий в учебный процесс – формирование алгоритмического мышления, алгоритмических знаний, умений и навыков. Стандартная инструкция к этим заданиям имеет вид: «Установите правильную последовательность действий».

Пример 3. Установите правильную последовательность

Команда полного ветвления на УАЯ имеет формат:

иначе <серия 2>

кв

то <серия 1>

если <условие>

Выбор форм заданий определяется многими весьма противоречивыми факторами, в числе которых:

  • особенности содержания
  • цели тестирования,
  • специфика контингента испытуемых и др.

Проверка проще при использовании заданий закрытой формы, однако, такие задания менее информативны. Задания открытой формы более информативны, но сложнее организовать их проверку. Еще более сложной задачей является создание компьютерных программ для проверки правильности ответов на такие задания. Это связано с богатством словарного запаса испытуемых (при ответе могут быть использованы синонимы), внимательностью (опечатки, несоответствие регистров) и т.п.

Наличие достаточного числа тестовых заданий позволяет перейти к разработке теста как системы, обладающей целостностью, составом и структурой. Целостность теста образует взаимосвязь ответов испытуемых на задания теста, наличие общего измеряемого фактора, влияющего на качество знаний. Состав теста образует правильный подбор заданий, позволяющий минимально необходимым числом отобразить существенные элементы языковой компетентности испытуемых. Чем больше правильных ответов, тем выше индивидуальный тестовый балл испытуемых.

Теорию тестов можно определить, как совокупность непротиворечивых понятий, форм, методов, аксиом, формул и утверждений, способствующих повышению эффективности и качества тестового процесса. Кроме того, может потребоваться и некоторый опыт применения методов многомерного статистического анализа, и опыт правильной интерпретации тестовых результатов.

Для определения уровня структурированности подготовленности можно использовать коэффициент Л. Гутмана, ранее неточно называвшийся мерой «надежности теста».

По мнению Беспалько В.П. и Татур Ю.Г., тестирование должно быть измерением качества усвоения знаний, умений и навыков. Сравнение правил выполнения задания (задачи), предложенного в тексте, с эталоном ответа позволяет определить коэффициент усвоения знаний (Кus).

t1589272809ab.gif ,

где А – число правильных ответов,

Р – число заданий в предлагаемых тестах.

Кus поддается нормировке (0 < Кus < 1), процедура же контроля усвоения легко автоматизируется. По коэффициенту судят о завершенности процесса обучения: если Кus > 0,7, то процесс обучения можно считать завершенным. При усвоении знаний с Кus ≤ 0,7 студент в профессиональной деятельности систематически совершает ошибки и неспособен к их исправлению из-за неумения их находить.

При создании теста внимание разработчика, прежде всего, привлекают вопросы отбора содержания, которое можно определить, как оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых заданий. Требование оптимальности предполагает использование определенной методики отбора, включающей вопросы целеполагания, планирования и оценки качества содержания теста.

В процессе целеполагания преподавателю необходимо решить вопрос о том, какие результаты учеников он хочет оценить с помощью теста. После определения целей тестирования и их конкретизации необходимо разработать план и спецификацию теста. При разработке плана делается примерная раскладка процентного соотношения содержания разделов и определяется необходимое число заданий, по каждому разделу дисциплины исходя из важности раздела и числа часов, отведенных на его изучение в программе. После выполнения первого шага по планированию содержания разрабатывается спецификация теста, в которой фиксируется структура, содержание проверки и процентное соотношение заданий в тесте.

Знания и умения делятся таким образом:

А – знания понятий, определений, терминов;

В – знание законов и формул;

С – умение применять законы и формулы для решения задач;

D – умение интерпретировать результаты на графиках и схемах;

Е – умение проводить оценочные суждения.

Нередко устанавливаются следующие пропорции: А – 10%, В – 20%, С – 30%, D – 30%, Е – 10%.

Определенность содержания теста образует предмет педагогического измерения. В случае гомогенного теста возникает вопрос об уверенности в том, что все задания теста проверяют знания именно по определенной учебной дисциплине, а не по какой-то другой.

Непротиворечивость содержания заданий требует, чтобы относительно одной и той же мысли не возникали суждения, одновременно утверждающие и отрицающие ее. Недопустимо существование двух исключающих ответов на одно и то же задание теста. Если испытуемым дается инструкция: "Обведите кружком номер правильного ответа", а затем в одном из ответов утверждается, что правильного ответа нет, то это порождается пример непоследовательности мышления разработчика теста. Для повышения эффективности тест предварительно проходит апробацию на типичной выборке испытуемых.

Обоснованность содержания тестовых заданий означает наличие у них оснований истинности. Обоснованность связана с аргументами, которые могут быть приведены в пользу той или другой формулировки заданий теста. При отсутствии доказательных аргументов в пользу правильности сформулированного задания оно в тест не включается, ни под каким предлогом.

Существует определённая классификация видов и уровней знаний. Технологические знания. Эти знания представляют собой особый вид знаний, проявляющихся на разных уровнях подготовленности.

Вероятностные знания. Такие знания нужны в случаях неопределенности, нехватки имеющихся знаний, неточности имеющейся информации, при необходимости минимизировать риск ошибки при принятии решений. Это знания о закономерностях распределения данных, достоверности различий, о степени обоснованности гипотез.

Абстрактные знания. Эти особый вид знаний, при котором оперируют идеализированными понятиями и объектами, несуществующими в реальности. Много таких объектов в геометрии, естествознании, и в тех общественных науках, которые на Западе называют поведенческими - это психология, социология, педагогика. Вероятностные, абстрактные и специальные научные знания в каждой отдельной дисциплине знания составляют основу теоретических знаний.

Методологические знания. Это знания о методах преобразования действительности, научные знания о построении эффективной деятельности. Это знания самого высокого, пятого уровня.

Компьютерные тесты – тесты подготовленные и реализуемые с помощью современных информационных технологий.

Положительные стороны компьютерных тестов:

  • быстрое проведение,
  • быстрая и без ошибок обработка,
  • возможность быстрого получения результатов испытуемым,
  • обеспечение стандартных условий тестирования для всех испытуемых,
  • контроль процедуры тестирования (невозможен пропуск вопросов),
  • возможность фиксации времени каждого ответа,
  • наглядность и занимательность процесса (поддержка внимания с помощью цвета, звука, игровых моментов, что особенно важно для обучающих программ),
  • легкая архивация результатов,
  • возможность накопления и объединения тестов в батареи (пакеты программ) с единой итоговой интерпретацией,
  • возможность проведения массовых тестирований (Интернет).

Отрицательные стороны компьютерных тестов:

      • сложность, длительность и дороговизна создания,
      • необходимость компьютера для проведения,
      • необходимость обучения испытуемого (навыки работы на компьютере, умение работать с КТ),
      • пропадает индивидуальный подход к тестируемому,
      • организационные трудности.
      • обучающийся не говорит (нет перехода к речевому воспроизведению, не вырабатывается привычка четко формулировать мысли);
      • выборочная система с ограниченным числом вариантов либо провоцирует на неверное решение, либо подсказывает правильное;
      • не разъясняется причина возникновения ошибки, нельзя задать компьютеру вопрос, если что-то непонятно;
      • можно, не понимая решения задачи, случайно получить правильный ответ;
      • при неоднократном использовании одних и тех же программ можно узнать правильные ответы, и получить положительные оценки, не понимая смысла решения.

Технологические особенности подготовки компьютерных тестов:

Для подготовки педагогического компьютерного теста необходимо обладать специальной «тестовой» квалификациейХорошее знание современных информационных технологий Знание статистических методов обработки результатов тестированияПравильно интерпретировать результаты теста.

Существует огромное множество программ для тестирования. Некоторые из них приведены ниже.

1. TeachMaster – программа для осуществления диагностики знаний в рамках образовательных и иных учреждений (вузы, колледжи, школы, отделы кадров предприятий и т.п.)

Возможности программы:

      • поддержка различных типов вопросов,
      • поддержка различных типов тестов,
      • группировка вопросов теста по темам. Число тем в тесте не ограничено,
      • использование рисунков и ЛЮБЫХ OLE-объектов непосредственно в вопросах,
      • полноценное форматирование описание теста и вопросов (каждый символ может быть написан своим шрифтом, цветом и т.д.),
      • предварительный просмотр теста,
      • экспорт теста в формат RTF (все типы вопросов, кроме свободно конструируемых).

2. Hyper test – Программа предназначена для проверки знаний (тестирования).

В отличии от других программ, она обладает следующими характерными свойствами:

возможно включение базы с 1024 вопросами;количество ответов на вопрос - до 20;можно выбирать несколько ответов;можно возвращаться к предыдущим вопросам;гибкая система оценки;просмотр и печать протокола тестирования и др.

Первые версии программы, как тестовые будут условно бесплатными, в будущем намечается переход на коммерческую основу. Автор программы – Рыбалкин К.Г. (Караганда, Казахстан). Все права на программу HyperTest принадлежат только автору.

3. Hot Potatoes. Сайт программы http://hotpot.uvic.ca. Наиболее популярная и распространенная программа для создания тестов, упражнений, кроссвордов и т.п. по различным дисциплинам. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в формате веб-страницы, что позволяет формировать банки заданий в интернете и выполнять их с любого компьютера.

Определённым недостатком является невозможность применять её для контрольного тестирования. Программа широко используется во всем мире для создания заданий для изучения любых дисциплин.

4. AVELife TestGold Studio – это cовременный, надежный, легкий в освоении и удобный в использовании инструмент для принятия решений, связанных с оценкой уровня знаний, умений, навыков и психологических характеристик сотрудников или обучаемых, — от разработки тестов до проведения тестирования и анализа его результатов. Программа позволит контролировать результат обучения, периодически получать информацию по квалификации всех сотрудников и т.п.

Разработчик: AVELife, Inc. Сайт программыhttp://www.avelife.ru / Способ распространения: shareware

TestGold отличает удобный интерфейс, многоуровневая система обеспечения безопасности данных, гибкий механизм формирования отчетов. Наличие более 300 готовых тестов (маркетинг, интеллект, психологические методики и др.) позволит сразу приступить к применению программы.

AVELife TestGold Agent 2.2 — это бесплатный агент тестирования по технологии TestGold.

5. УСАТИК – это аббревиатура, расшифровывающаяся как универсальная система автоматизированного тестирования и контроля.

Разработчик: Алексей Вячеславович Максимов. Сайт программы: http://www.usatic.narod.ru/ Способ распространения: shareware 

В состав УСАТИК входят четыре программы:

      • «Место разработчика» — программа предназначена для создания новых тестов и редактирования старых и реализована с применением подхода WYSIWYG (что ты видишь, то ты и получаешь), поэтому обладает простым и эффективным механизмом для разработки новых тестов;
      • «Место пользователя» — программа служит для проведения тестирований;
      • «Место преподавателя» — программа используется для выставления оценок за тестирование для составления отчетов по результатам тестирований, для настройки «Места пользователя» с целью проведения следующего тестирования, для оценки качества тестов;
      • «Сервер УСАТИК» — занимается обслуживанием тестируемых и преподавателей по сетевому протоколу TCP/IP при функционировании пакета в клиент-серверном режиме.

С помощью УСАТИК 2.003 можно организовать как классическое тестирование в компьютерном классе школы, вуза, техникума, так и телетестирование с применением Интернета.

Таким образом, компьютерное тестирование активно используется в преподавании. Оно значительно сокращает процесс проверки знаний учащихся и помогает работникам образования в их непосредственной деятельности. С помощью компьютерного тестирования студенты учатся быстро принимать решения и выбирать из большого объёма материала нужное, в последствии эти данные можно использовать в написании ВКР.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Екатерина Дмитриева, 10.06.21 в 10:36 1Ответить Пожаловаться
я бы еще добавила сервис создания тестов INDIGO (https://indigotech.ru/), компьютерное тестирование на этой программе удобно и понятно и преподавателям и студентам, это наш отечественный продукт с богатым функционалом, и понятным интерфейсом.
Yulia, 25.06.21 в 04:03 0Ответить Пожаловаться
Да, всё верно. Хороший сервис. Не упомянула его из-за и так постоянного использования на базе учреждения.
Роман, 19.04.24 в 10:48 0Ответить Пожаловаться
У нас на предприятии также много лет используют систему тестирования - Indigo. Причем как для нынешних работников, в качестве проверки знаний и обучения, так и для кандидатов на должность, очень удобно и просто.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.