Проектно-исследовательская работа «Педагогические условия формирования родительско-детских отношений в семье»
Педагогические условия формирования родительско-детских отношений
в семье
Выполнила учитель начальных классов
Жукова Наталья Алекеевна
Содержание
Введение 3
I Глава . Формирование родительско-детских отношений в семье, как психолого- педагогическая проблема 5
II Глава. Формы и методы психолого-педагогической работы по формированию родительско-детских отношений в семье 12
Заключение 23
Список использованных источников 25
Введение
В семье происходит становление личности. Именно родители являются первой общественной средой для ребенка, именно они играют важную роль в жизни каждого человека. В трудные минуты своей жизни мы обращаемся к родителям. Отношения родителей и детей- это особые чувства. Забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Родительская любовь является жизненно необходимой для маленького ребенка. По мере взросления родительская любовь выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего психологического и эмоционального здоровья человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Проблема родительско- детских отношений остается актуальной в наши дни. Тема: «Педагогические условия формирования родительско-детских отношений в семье» вызывала интерес психологов. Данную тему изучали многие. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить. Процесс становления личности происходит на протяжении всей жизни. Но именно в детском и подростковом возрасте закладывается многое, что будет служить ориентиром для дальнейшего развития личности. Большинство авторов (Б. Скиннер Э. Берн, Т. Гордон, И.В. Гребенников, М.И. Лисина, А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р. Дрейкурс, А.И. Захаров, Р.В. Овчарова и др.) рассматривали влияние родительско-детских отношений на развитие личности ребенка. Значительное влияние на формирование и развитие ребенка оказывает общение в семье. И по сей день остаются не решенными вопросы с оказанием родителям корректной и результативной помощи в формировании конструктивных отношений с детьми - психологической поддержки. Проблема формирования родительско-детских отношений в семье остается актуальна сегодня и требует дальнейшего изучения.
Объект исследования – формирование родительско-детских отношений в семье.
Предмет исследования - формирование и методы психолого-педагогической работы по формированию родительско-детских отношений.
Целью исследования является – теоретическое обоснование методов и форм работы по формированию родительско-детских отношений в семье, и их влияние на формирование личности ребенка.
Задачами являются:
1. проанализировать научную литературу по проблеме формирования родительско-детских отношений в семье;
2. рассмотреть стили и методы семейного воспитания;
3. изучить формы и методы психолого-педагогической работы по формированию родительско-детских отношений;
4. проанализировать методы влияния родительско-детских отношений на развитие личности ребенка.
При написании данной работы была выдвинута следующая гипотеза: родительско-детские отношения в семье оказывают влияние на формирование личности.
Структура и объем работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
I Глава . Формирование родительско-детских отношений в семье, как психолого- педагогическая проблема
Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. Развитие полноценной, здоровой личности зависит от стиля воспитания в семье. Отношения родителей к ребенку и есть стиль воспитания. Дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка. Различные стили воспитания и общения с ребенком формируют те или иные особенности его психики и поведения [1; 192с.].
Многие авторы( А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтор, Е.В. Котова и др.) рассматривают термин « воспитание и семейное воспитание».
Воспитание детей - это навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной и личной жизни.
В энциклопедическом словаре говорится, что: воспитание - целенаправленное развитие человека, которое включает в себя освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность и семья.
Семейное воспитание — процесс воздействия на детей со стороны родителей или других членов семьи , с целью достижения желаемых результатов.
Семья - как малая социальная группа
Главная роль в формировании личности ребенка, навыков поведения принадлежит семье.
Семья это сложное социальное образование. Семью можно определить, как исторически конкретную систему взаимоотношений между родителями и детьми, между супругами, как малую группу, члены которой связаны родственными отношениями или брачными , общностью быта и взаимной моральной ответственности, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в духовном и физическом воспроизводстве населения [10; 27с.].
Взаимосвязь родителей и детей – это родительское отношение. Оно включает в себя отношение к ребенку, способ общения, способы воздействия на него. В структуре родительских отношений можно выделить когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Родительские отношения могут быть двойственны и противоречивы по отношению к ребенку. С одной стороны – это конечно безусловная любовь и связь, а с другой - объективное, оценочное отношение, которое направлено на формирование общественных способов поведения. Напряженность таких моментов и может быть началом конфликтов в отношении к ребенку. Что и может стать проблемой в родительско-детских отношениях. Где и потребуется психолого- педагогическая работа.
Семья как фактор развития ребенка
По словам Захарова А. И. на восприятие ребенка и отношения к нему влияют много факторов. На отношение родителей к ребенку влияют:
Детский опыт самих родителей. Люди часто неосознанно, становясь взрослыми, формируют отношения подобно тем . которые были в их семье в детстве. А так же проблемы , не решенные в их собственном детстве могут отразиться на отношении их к своим детям. Например, если ребенок в детстве имел либо сестру, либо брата, которого, как он считает «больше любили», в период взросления он может считать себя « недолюбленным». Скорее всего, такой родитель неосознанно будет тормозить взросление собственного ребенка, не давать ему самостоятельности.
Нереализованные потребности родителей. Воспитание детей для некоторых родителей становиться смыслом жизни(особенно для некоторых матерей).Ребенок невольно становиться единственным объектом для удовлетворения собственных потребностей. Когда дети взрослеют , то в их жизни появляются другие люди, которые могут играть большую роль в их жизни. Например, родитель в детстве хотел быть спортсменом, но по каким то причинам не стал, он обязательно отдаст своего ребенка в спортивную школу. Такие родители стремятся быть в курсе и принимать активное участие в жизни дочери (или сына), родители не признают право ребенка на свой внутренний мир.
Так же на отношение родителей к ребенку может влиять потребность родителя в достижениях. Родителю хочется, чтобы его ребенок достиг многого, так как сам он не смог этого добиться. Но ребенок реально не может этого сделать. Родители выбирают различные секции, кружки, школы, по своему желанию и не смотрят на реальные способности своего ребенка. Ребенка лишают независимости, у него искажается восприятие присущих ему задатков. Не формируются личные качества. Во внимание не принимаются интересы и потребности ребенка. Часто ребенок может оказаться перед выбором. Выполнять желание родителей, тем самым обеспечить себе чувство удовлетворенности родителей. В таком случае это ложный путь для подростка, который ни чем хорошим не закончиться. Если же ребенок не согласен с родителями, то возникают конфликты. Родители еще больше разочарованы из-за не сбывшихся надежд. В результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. Такое часто можно встретить, хотя сами родители, истинные мотивы могут скрывать под самыми разными рассуждениями о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка. Успешные и конкурентоспособные родители так же будут требовать от сына или от дочери достижения целей. Будут раздражаться ,если ребенок ленив, не доводит начатое дело до конца. Целью воспитания таких родителей будет являться организованность и целеустремленность. Настойчивость родителей, игнорирование возрастных способностей подростка, завышенные требования к нему, так же могут отрицательно сказаться на отношениях в семье. У таких родителей постоянно недовольство собственным ребенком.
Следующим фактором может быть потребность в привязанности, которая так влияет на отношения родителей и ребенка. Некоторые родители испытывают сильную привязанность к ребенку (особенно такое может быть при отсутствии тесных отношений с супругом). Собственная детская недостаточно удовлетворенная привязанность, « слияние с матерью». Повышенная опека со стороны родителей может стать результатом такой потребности в отношениях с ребенком. Родители делятся с ребенком своими переживаниями и ждут от него того же. В зависимости от того, какая существует эмоциональная связь между родителем и ребенком, будут складываться и родительско- детские отношения. Либо положительные. Либо отрицательные.
Личностные особенности родителей так же не маловажный фактор в формировании родительско-детских отношений. Самим родителям порой сложно отследить у себя наличие тех или иных черт, которые влияют на восприятие ребенка, здесь потребуется помощь специалиста. Тревожность родителей может проявляться по отношению к ребенку в виде опеки и оберегающего отношения. А следствием этого может стать подавление со стороны родителей активности и самостоятельности ребенка. Родители обладают какими-либо недостатками, это могут быть черты характера, привычки, и отрицательно к ним относятся .Когда начинают видеть проявление этих недостатков у своих детей, то начинают очень эмоционально реагировать. Начинают вести борьбу с этими недостатками. Но если родитель не признает наличие у себя каких-то отрицательных качеств, а у ребенка их замечает, то начинает вести «борьбу» с ними. Результатом такой « борьбы» может стать эмоциональное отвержение ребенка( родитель не может принять ребенка таким , какой он есть , пытается всячески его « улучшить»). Поведение родителей действовать в разных ситуациях одинаково, может привести к конфликтам в детско-родительских отношениях. Родителям необходимо "подстраиваться" под новый этап возрастного развития ребенка по мере его роста. Родителям может показаться, что их ребенок стал упрямее, хуже, более эгоистичным, а происходит это потому, что прежние методы в общении с ребенком-подростком уже не годятся, нужно искать новые методы и подходы, это и вызывает сложности у родителей. Они становятся напряженными, раздражительными. Родительско- детские отношения становятся проблемой и здесь может понадобиться специалист.
На формирование родительско-детских отношений влияет и отношение со вторым родителем ребенка. Если родитель пытается стереть из памяти человека, который нанес душевную рану, а ребенок напоминает того человека, то родитель будет воспринимать ребенка по иному. Отношения к характеру ребенка будет другим, потому что он его унаследовал его от биологического родителя. Взрослые порой не осознают свое отрицательное отношение к ребенку, почему это происходит? Родитель начинает перевоспитывать ребенка, борется с его недостатками, а на самом деле ведет « войну» с бывшим супругом. И все это происходит на территории ребенка. А ведь ребенок ни в чем не виноват. Ведь именно мать выбрала ему такого отца.
Обстоятельства рождения ребенка так же влияют на формирование родительско-детских отношений. Родителям важно вспомнить, при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Почему он растет «болезненным», «хрупким»? Страх потерять ребенка, приводит к искаженному восприятию. Обычно такое происходит , если у родителей были такие проблемы, как бесплодие, тяжелые роды, какое-то серьезное заболевание, которое ребенок перенес в детстве. К эмоциональному отвержению ребенка может привести, например нежеланность данного ребенка, несоответствие ожидаемому полу или желаемому, так же осложнения в личной жизни с появлением ребенка.
Конечно это не все перечисленные аспекты, которые влияют на формирование родительско-детских отношений. Отношения между родителями и детьми очень сложны, порой родители не могут сами справиться и здесь конечно требуется психолого-педагогическая помощь специалиста. [9;128с.]
Воздействие семьи на личность ребенка, может быть, как положительным, так и отрицательным. Это зависит от того как, какими методами воспитывается ребенок в семье, какой стиль воспитания в данной семье. Семейное воспитание – сложная система воспитания и образования, которая складывается в условиях конкретной семьи. Оно должно складываться на определенных принципах: вовлечении ребенка в жизнь семьи, ребенок, равноправный член семьи, нужно доверять ребенку, быть гуманным по отношению к детям, быть последовательным в своих требованиях к ребенку, быть готовым прийти на помощь своему ребенку. От стиля воспитания зависит реализация данных принципов. По отношению родителей к детям, по мнению Е.М. Волкова, можно определить, каким будет ребенок, кем он станет в будущем. П.Ф. Лесгафт выделяет шесть позиций, которые влияют на поведение ребенка:
-родители игнорируют, унижают, не уделяют внимания детям, дети в таких семьях вырастают лживыми, лицемерными, может наблюдаться невысокий интеллект;
- когда родители восхищаются детьми, считают его совершенством, то обычно вырастают эгоистичными, слишком самоуверенными в себе;
-в семье, где отношения построены на любви, уважении, гармонии, дети растут добрыми, стремятся к знаниям, обладают глубоким мышлением;
- если родители постоянно критикуют, не довольны ребенком, он растет эмоционально не устойчивым , раздражительным;
- ребенок растет ленивым, социально не зрелым, когда родители чрезмерно балуют и оберегают ребенка;
-у родителей, на которых влияют финансовые трудности, растут пессимистичными по отношению к окружающему миру.
Отсюда делаем вывод: на личностное развитие ребенка влияют особенности родительского отношения к ребенку: стиль воспитания, позиция родителей по отношению к ребенку, строгое, жестокое отношение, отсутствие эмоционального контакта с ребенком, а так же незнание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Что и составляет психолого-педагогическую проблему в формировании родительско-детских отношений. В следующей главе мы рассмотрим формы и методы психолого-педагогической работы по формированию родительско-детских отношений.
II Глава. Формы и методы психолого-педагогической работы по формированию родительско-детских отношений в семье.
Для того, что бы строить позитивные, хорошие отношения с ребенком нужно знать , как это сделать. Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных исследований психологов и педагогов, действительно актуальна. В чем же заключается психолого-педагогическая работа по формированию родительско-детских отношений?
1.Психолого-педагогическое и семейное консультирование
Психолого-педагогическое и семейное консультирование обычно происходит в виде единой процедуры. А практическая работа с семьей –это есть организованная система работы. Можно выделить следующие этапы:
- знакомство, установление контакта, доверительных отношений, взаимопонимания;
- психолог, со слов родителей определяет проблему;
-изучает психофизические особенности ребенка;
-определяет модель воспитания, которую используют родители, диагностирует их личностные свойства;
- психолог формулирует реальные проблемы в семье;
-определяет способы, которыми будет решаться данная проблема;
- подводит итоги работы.
2. Т. Гордон рассматривает следующие методы и формы воспитания:
-проблемы решаются совместно с детьми (многоступенчато, определяется проблема, находят способы ее решения, выбирают самый подходящий, оценивается возможность успеха);
-важно определить — чья проблема? Так же выяснить для кого важнее данная проблема, для родителя или для ребенка.
-метод моделирования — предоставление ребенку образца для подражания в любви и заботе о своем внутреннем Я.
- метод поощрения и поддержка; так же использовать метод Я – сообщений.
3.Ю.Гипперейтор предлагает конструктивный метод разрешения конфликтов, где выигрывает и ребенок и родитель:
-пояснение проблемы, конфликтной ситуации; сбор предложений; оценку предложений и выбор наиболее приемлемый в данной ситуации; детальное решение пролемы; выполнение решения и проверка.
Отечественные и зарубежные авторы считают, что необходима коррекция родительско-детских отношений (Овчарова Р.В, СпиваковскаяА.С., Адлер А.Роджер К. и др.)
4.Коррекция – это мероприятия, которые направлены на исправление недостатков психологического развития или поведения при помощи средств психологического воздействия.
Психологическая коррекция – это деятельность, направлена на то, что сам клиент принимает участие в различных сферах (в обучении, в отношениях с другими людьми поведени).
Виды и формы психологической коррекции:
Виды: познавательная сфера, симптоматическая, каузальная; личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.
Формы: индивидуальная, групповая, смешанная, программированная; директивная, не директивная, общая, частная, специальная, сверхкороткая; длительная.
Коррекционная работа может отличаться формами ,целями , процедурами, но главное, это помощь одного человека другому.
Овчарова Р.В. основывается на следующих причинах неэффективности родительских отношений: педагогическая и психологическая неграмотность родителей, личностные проблемы и особенности родителей, стили общения в семье и их влияние на ребенка, особенности общения с ребенком. Она предлагает основной метод коррекции когнитивно-поведенческий тренинг. Этот метод можно осуществлять при помощи сюжетно-ролевых игр, видеотренинга. Семья есть целостная система, поэтому проблемы отношений между родителями и детьми , нужно решать совместно .
5.Средство коррекции родительско-детских отношений-социально-психологический тренинг, его выделяет Осипова А.А. Здесь понимается практика психологического воздействия, которая основана на методах групповой работы. Используются своеобразные формы обучения умениям, знаниям, техникам в сфере общения. Этот метод направлен на повышение компетентности в сфере общения. Общий принцип метода - активность обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы. В процессе социально-психологического тренинга могут применяться разные методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.
Методы коррекции подразделяются :
- органического уровня (обратить внимание на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон витаминотерапия, упражнения на релаксацию и сосредоточения.).
- индивидуального уровня самосознания , направлены на то. чтобы стабилизировать эмоциональное состояние (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д.).
- личностного уровня: упражнение типа “Вживание в образ”, терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики: рисование, составление рассказов по специальным картинкам и так далее.
6. Классификации проективных методик:
-методики дополнения. Стимульный материал: набор слов- стимулов. Респонденту нужно назвать слова, которые « приходят на ум», в связи с услышанном словом. Набор незаконченных предложений. Вопрос « Кто Я?» , на него необходимо дать определенное количество ответов.
- методики интерпретации. Необходимо: фотографии, набор картинок. Респонденту нужно составить рассказ по картинкам, ответить на вопросы по ситуации на картинках, отобрать неприятные картинки или фотографии.
- методики структурирования( толкование форм Г.Роршаха);
- изучение подчерка, особенностей речевого поведения, есть методика изучения экспрессии;
- изучение продуктов творчества (изучают рисунки, сделанные респондентом «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»).
Чтобы исследования были более точными, нужно данные, полученные с помощью проективных методик соотнести с другими данными, которые получены с помощью других методик.
Часто родители допускают ошибки в воспитании детей, это связано незнанием психологических, индивидуальных, возрастных особенностей. Незнание приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений. Надо формировать педагогическую грамотность у родителей. Система работы с родителями способствует повышению педагогической культуры родителей. Коллективная (собрание для родителей, практикумы, семинары) и индивидуальная( консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому) формы работы. Так же и другие формы работы: семейные конкурсы, семейные клубы, участие родителей в детских мероприятиях, культпоходы, посещение природы и т.д. Значимыми являются формы работы по обогащению знаний родителей (изучение родителями психолого-педагогической литературы по воспитанию детей, собрания, индивидуальные консультации)
А.Г.Лидерс предложил все методики диагностики родительских отношений разделить на: методики для детей, для родителей, одинаково и для обследования родителей и детей, методики, где есть отдельно задания для детей, для родителей, но они соотносимы друг с другом. Методики , которые предназначены на взаимодействие родитель- ребенок.
Методики для ребенка:
- «Рисунок семьи» - проективная методика. Она проста в проведении и интерпретации результатов. По рисунку ребенка можно определить характер межличностных отношений и внутрисемейный климат.
- Разные варианты методики «Незавершенное предложение».
-«Межличностные отношения ребенка», методика Р.Жиля в адаптированном варианте И.Н.Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. При помощи этой методики можно определить межличностные отношения и некоторые поведенческие черты личности. Материал иллюстративный из 42 заданий, 25 картинок с текстом, который поясняет сценку изображенную. Испытуемому предлагается выбрать свое место среди изображенных людей. На основании ответов , можно получить информацию об отношении ребенка к другим людям.
- для изучения особенностей межличностных отношений ребенка к значимым близким (родителям, сестрам, братьям и другим лицам), можно использовать детский апперцептивный тест. Материал представлен в картинках с животными, людьми. Испытуемый выбирает картинки. Его просят рассказать, описать, что с ним происходит, на основании теста можно определить проблему, которая у ребенка.
- одним из видов проективной методики, является тест «Эмоциальные отношения в семье». Метод направлен на исследование межличностных отношений детей с близкими. Создан Д. Антони, Е.Бине. Тест семейных отношений состоит из двух частей. Фигурки людей, которые изображают членов семьи, карточки с различными оценочными высказываниями. Так же есть фигура « Господин Никто». Всего19 фигур. Это первая часть. Вторую часть теста составляет набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи.
- стиль родительского воспитания, то как их видят дети- подростки можно провести при помощи опросника «Подростки о родителях».
-опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.
Способы диагностики детей
Методика «Цветовая социометрия»
Цель: исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Чтобы провести данную методику, нужно подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:
1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
4-й: как второй;
5-й: как первый.
Для диагностики необходимо подготовить цветные фишки красного, зеленого, синего, белого, желтого, черного, коричневого, розового, малинового, оранжевого ,серого, фиолетового, сиреневого цветов. По 3 каждого цвета.
По ходу выполнения задания дается инструкция.
При проведении данной методики должны выполняться следующие требования:
- выбор цвета может быть расширен. Одним и тем же
цветом могут быть обозначены несколько человек.
-не все квадраты могут быть заполнены.
-если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем
четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные
фишки размещаются на белых квадратах.
Во время работы испытуемого, исследователь должен вести протокол. Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
По результатам можно рассмотреть следующие типы отношений: отношение ребенка к самому себе, самовосприятие; явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью; предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные; ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения.
Методики для родителей :
- сбор первичной информации, так называемый психологический анамнез;
- родительское сочинение «История жизни моего ребенка», является вспомогательным для диагностики. С помощью этого сочинения психолог может увидеть, уточнить проблему конкретного родителя. Родитель в письменном виде излагает проблемы, которые его волнуют;
-тест-опросник Варги, есть психодиагностический инструмент, который позволяет выявить отношение родителей к детям. Поведенческих стереотипов, восприятие и понимание поступков ребенка;
- методика РАRI, означает « Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений». При помощи этого метода можно изучить принципы и модели воспитания, которые используют родители. Он включает в себя 1115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий высказывает свое согласие или несогласие.
- анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия;
-наиболее эффективными в работе с родителями, могут быть дискуссии ( родители делятся своими проблемами, обсуждают, находят верное решение;
- проективно-рисуночный тест - опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера (1996). Этот тест определяет характер коммуникации в семье, межличностные отношения. Критерии следующие: число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков; расположение кружков относительно друг друга; дистанция между ними. Способы диагностики
Способы диагностики родителей
Методики исследования детско-родительских отношений
Чтобы выявить родительское отношение к детям можно использовать тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.
Методика проведения заключается в следующем:
Родителям предлагаются бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагается или положительный, или отрицательный ответ.
Оценкой служит ключ к опроснику, который позволяет выявить уровень родительских отношений. Наиболее оптимальным можно считать уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. В данном случае родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, поощряет инициативу и самостоятельность испытывает чувство гордости за него, старается быть с ним на равных.
«Симбиоз» и «маленький неудачник» можно отнести к нейтральному типу отношений. Ребенка родитель видит младше , по сравнению с его реальным возрастом, всячески старается его оградить от трудностей жизни, все делает, чтобы удовлетворить его потребности, не дает ребенку возможности быть самостоятельным. «Отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация» можно отнести к отрицательному уровню родительских отношений. Своего ребенка родитель воспринимает плохим, требует от него послушания , испытывает к ребенку раздражение и злость .
Большинство родителей используют неэффективные отношения с ребенком, что и приводит к нарушению родительско-детских отношений, что влечет за собой и другие последствия: дети раздражительны, тревожны, необщительны, замкнуты, агрессивны и т. д. Нарушения родительских отношений к детям оказывает влияние на эмоциональное состояние детей.
По результатам нашей работы можно выделить уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:
- отношения детей к родителям;
- знания родителей о воспитании ребенка;
- отношения родителей к детям.
Можно выделить уровни родительских отношений:
- высокий уровень - родители обладают достаточными знаниями о воспитании ребенка, ребенку комфортно в семье, родители уважают интересы своего ребенка и одобрят его выбор. Стараются всегда помочь ребенку, поощряют самостоятельность;
- средний уровень - у родителей недостаточный уровень знаний о воспитании ребенка, ребенку не дают самостоятельности, взаимоотношения в семье нарушены;
- низкий уровень - родители безграмотны в вопросе воспитания, ребенок тревожен, не доволен своим положением в семье, родители воспринимают ребенка неудачливым, плохим, неприспособленным. Ребенок раздражителен. Родители испытывают по отношению к ребенку обиду и раздражительность.
Исследовать детско-родительские отношения можно с помощью различных методик. В основе лежит изучение фактов. Способы, при помощи которых добываются факты и есть методы. Методы зависят от того, что это за наука, и что она изучает. Детская психология выясняет факты психического развития детей их взаимодействие с окружающими. Чтобы формировать родительско-детские отношения, нужны достоверные и объективны факты проблемы. В работе по формированию родительско-детских отношений психолог наблюдает, проводит опросы, тесты, использует проективные методики, использует в своей работе методику цветовой социометрии, проводит анкетирование на исследование детско-родительского взаимодействия, тем самым получает более точные исследования в области родительско- детских отношений. К трудностям в работе по формированию коррекции родительско-детских отношений можно отнести нередкие отказы родителей от выполнения того или иного задания. Задача специалиста грамотно, методически правильно поступить, найти альтернативный выход, предложить другую методику, которая более понятна родителю. Специалист должен постоянны расширять методический арсенал , повышать свои знания в области отношений между родителями и детьми. В работе по формированию родительско-детских отношений от психолога требуется квалификация и значительные временные затраты.
Заключение
Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Проблема влияния семьи на развитие детей в настоящее время актуальна. Все больше становится детей с чрезмерной агрессией, с девиантным поведением, дети боле жестоки. Нельзя не сказать о детской беспризорности, наркомании, алкоголизме. Так же много детей замкнутых, неуверенных в себе, все это является результатом нарушением семейных взаимоотношений. Детям не хватает любви, внимания, заботы , общения со стороны родителей. Интернет. Игры компьютерные не заменят родителей. Родители постоянно заняты, порой не хватает времени на собственного ребенка. Ребенку необходимо общение! От семьи зависит ,кем станет их ребенок, чего добьется в жизни, какую модель поведения ему дадут его родители. Если ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, то ему, безусловно требуется помощь. Помощь педагогов и психологов. Важно, чтобы родители хотели изменить ситуацию, увидели свои проблемы, вовремя помогли своему ребенку. Проведя данное исследование, с уверенностью можно сказать, что атмосфера семейных отношений влияет на становление личности ребенка. Также отношение родителей и других членов семьи влияет на психическое развитие ребенка. На отношение его к окружающим людям, к себе. Цель работы, теоретическое обоснование методов и форм работы по формированию родительско-детских отношений в семье, и их влияние на формирование личности ребенка, считаю достигнутой.
В своей работе мы определил основные понятия, изучили типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности ребенка, рассмотрели методы и формы психолого-педагогической работы по формированию родительско-детских отношений. Что еще раз подчеркивает актуальность данной темы. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что родительско-детские отношения влияют на развитие и становление личности ребенка, а так же на психическое здоровье детей. Семья и отношение к ребенку в семье влияет на процесс личностного становления ребенка. Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско- родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей. Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений.
Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья: «Только любовь способна научить любви». Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и мотивов воспитания [5; 37с.].
Список используемых источников
1.Артамонова Е.И. Екжанова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебн. пособие для студ. выш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
2. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. канд. псих. наук. – Пенза.: ПГУ, 2008.-32с.
3. Варга А.Я., Столин В.В. Структура и типы родительского отношения.: - Москва: АСТ- ПРЕСС, 1996.-47-50с.
4. Варга А. Я. Типы неправильного родительского отношения / Автореф. дис. канд. психол. наук. – Москва, 1987.-56с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - Москва: Сфера, 2001. –37-47с.
6. Дугарова Э.Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника.: – Иркутск: Изд. Иркутского университета, 2005.- 7с.
7. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности / Вопросы психологии.- 1991. -№1.- 135-142с.
8. Егорова У.Г. Актуальные проблемы воспитания и образования:сб. научных статей / под ред. М.Д.Горячева.- Самара: Изд. «Самарский университет», Вып.№13, 2013 – 132 с.
9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — Москва: Просвещение, 1986. — 128 с.
10. Зинченко В.П. Психологический словарь. М.: ООО «Издательство Астрель»,2004.- 8с.
11. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. : Дис. канд. псих. наук. - М.: КСП, Институт психологии РАН, 2008. – 188 с.
12. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. –142с.
13. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- 5-14с.
14. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – Москва: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.- 48с.
15. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн X. С. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я. – Москва, 1994.- 36с.
16. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- Москва: Изд-во института психотерапии, 2003.- 240с.
17. Пахальян В. Э. Место и роль общения с родителями в структуре общения старшеклассников / Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: Академия, 2000. -46с.
18. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / Вопросы психологии.- 2001.- №1.- с.19-26.
19. Петровский В.А. Психология воспитания: пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / под ред. В.А. Петровского: 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 1995.-152с.
20. Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. -СПб.: СОЮЗ, 1997.-24с.
21.Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230с.
22. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. – М., 2000.
23. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. / Вопросы психологии. – 2006. - № 2.- С. 31-42.
24.Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.- 43-45с.
25.Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей.- Москва: Апрель-Пресс, 2008.-2124с.
26. Фромм А. Азбука для родителей. – Москва, 1994.127с.
27.Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – Москва, 1996.-231с.
20
Кияйкина Наталья Федоровна