Проектно-исследовательская работа «Педагогическая инноватика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Орловский государственный университет им. И.С.Тургенева»
Факультет технологии, предпринимательства и сервиса
Кафедра технологии и предпринимательства
Доклад
«Основные понятия педагогической инноватики»
Выполнила:
Быковская В.
ТПС,1 курс,71 ПГО-М
Научный руководитель:
к.п.н.,доцент Тенетилова В.С.
Орел, 2017
В настоящее время все более пристальное внимание ученых уделяется инновациям в обществе, и в частности – в образовании.
Наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, называется педагогической инноватикой.
Педагогическая инноватика является достаточно молодой наукой, в России о ней начали говорить только в конце 1980-х годов, в данный момент инноватика находится в стадии становления. Тем не менее, основные понятия, используемые этой наукой, появились давно и являлись предметом изучения многих авторов, таких как Ангеловски К., Хуторской А.В., Сластенин В.А., Поташник М.М., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г., Юсуфбекова Н.Р. и др.
Адекватное понимание основных терминов педагогической инноватики всеми специалистами образовательного учреждения, осуществляющего инновационную деятельность, является актуальной задачей, для решения которой подготовлен данный тезаурус.
В тезаурусе представлено обобщение трактовок различными авторами основных терминов, используемых инноватикой: новый, новшество, нововведение, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационная культура, инновационный продукт. Представленные термины дополняют друг друга, раскрывая разные аспекты в системе терминологических знаний, и сопровождаются краткими пояснениями.
Основные понятия
педагогической инноватики
Новый
Трактовка |
Источник |
Впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый |
Словарь С.И.Ожегова, 1986 |
Новшество
Трактовка |
Источник |
Такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспитания |
Юсуфбекова Н.Р. |
Нововведение
Трактовка |
Источник |
Такое целенаправленно изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы |
Пригожин А.И. |
Внедрение нового в существующий процесс, «вновление» |
Слободчиков В.И. |
Тождественное понятию «инновация», внедренное (освоенное) новшество |
Лазарев В.С. |
Инновация
Трактовка |
Источник |
Воплощение научного открытия в новой технологии или продукте |
Шумпетер И., Менш Г. |
Перемена, обновление, изменение |
Латино-русский словарь, 1976 |
Существенный шаг в развитии технологии, управления, мышления, нечто большее, чем просто расширение или улучшение существующих методов, одна из функций предпринимательской способности |
Economic Dictionary, 1976 |
Новизна, новшество, новинка, модный товар |
Франко-русский словарь, 1979 |
Новшество, нововведение |
Англо-русский словарь, 1981 |
Вид или результат процесса развития |
Haustein H.D., Mair H. |
Результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д. |
Научно-технический словарь, 1987 |
Крупное новшество |
New Compact English Dictionary, 1989 |
Введенное новшество |
English Dictionary, 1989 |
Значимые изменения в социальной практике |
Психологический словарь, 1990 |
Внедрение новых форм организации труда и управления, охватывающее не только отдельное предприятие, но и их совокупность, отрасль |
Социологический словарь, 1990 |
Что-то недавно внедренное |
Collins English Dictionary, 1991 |
Нововведение |
Современный словарь иностранных слов, 1993 |
Процесс освоения новшества |
Поташник М.М., Хомерики О.Г. |
Создание, распространение и применение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и общества, вызывающего вместе с тем социальные и другие изменения |
Словарь «Социальные технологии», 1995 |
Внедренное (освоенное) новшество |
Лазарев В.С. |
Комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей и традициями рассматриваемых социальных систем, и кардинально преобразующий их структуру. Социально-психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов. |
Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии//Социс. № 5, 1996 |
Прогрессивный результат творческой деятельности, который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы |
Карпова Ю.А. |
Конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности |
Постановление правительства СПб «Об основах инновационной политики в СПб на 2008-2011 годы» |
Изменения, которые, сохраняя все положительное в накопленном опыте, избавляют школьную систему от негативных проблем и переводят ее полностью или частично на новый уровень, отличающийся улучшением условий и результатов функционирования. При этом даже если какое-то изменение не несет абсолютно новой идеи, но в данный момент и в данной ситуации стимулирует развитие учебно-воспитательного процесса, то и такое изменение следует считать инновацией |
Курлов В.Ф. Социологическая информация в управлении системой школьного образования: Монография. – СПб.: СПбГУПМ, 2003 |
Организационное изменение, которое приводит к изменению формальной или неформальной структуры организации и вызывает временный кризис компетентности |
Ушаков К.М. («Директор школы», №6, 2009) |
Понятие «инновация» в научных исследованиях появилось в XIX веке, однако, как отмечает Карпова Ю.А., впервые это слово было использовано французами в 1297 г., а первое объяснение понятия «инновация» можно найти в книге англичанина Джона Бренда Curfius Rufus Historie в 1553 г., в которой рассказывается о человеке, амбициозный ум которого был «склонен к инновациям». Обладая большим воображением, он все время придумывал что-то новое и таким образом был впереди своего времени.
Из анализа рассмотрения основных понятий педагогической инноватики различными авторами можно говорить, что в трактовках многих авторов понятия «новшество», «нововведение» и «инновация» определяются как тождественные друг другу, некоторыми из них «инновация» объясняется этими двумя понятиями («новшество», «нововведение»). Тем не менее, между понятиями «новшество» и «нововведение» существует различие: под «новшеством» понимают новую идею, технологию, методику, прием, а под «нововведением» – продукт освоения и внедрения этого новшества.
К определению понятия «инновация» существуют различные подходы как отечественных, так и зарубежных авторов. Одни рассматривают инновацию как результат, другие – как процесс, но прежде всего – как процесс, вносящий изменения, обновления в среду. Важно и то, что инновацию определяют как результат творческого процесса. Анализируя различные трактовки термина «инновация», можно сделать вывод и о том, что в основном этот термин ассоциируется с новшеством, что соответствует дословному переводу слова с латинского языка: «инновация» – (in – в, novus – новый) – это нововведение.
Следует отметить, что в работах авторов Хомерики О.Г., Пригожина А.И., Хуторского А.В. предложены различные классификации инноваций. Поляковым С.Д. обобщена типология педагогических инноваций, предложенная Хуторским А.В.
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: инновации в целеполагании, задачах, содержании образования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения, системе диагностики, контроля, оценки результатов.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
3. По области педагогического применения: в учебном процессе, учебном курсе, образовательной области, на уровне системы обучения, в управлении образованием.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, групповом обучении, тьюторстве, семейном обучении и т.д.
5. По функциональным возможностям, предназначению: нововведения – условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.); нововведения – продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.); управленческие нововведения.
6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, регионе, на федеральном уровне, на международном уровне).
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
9. По объему (масштабу) инновационных мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.
10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
Хомерики О.Г. отмечает еще одну группу инноваций – по отношению к своему предшественнику:
- замещающая (вводится вместо какого-то конкретного устаревшего средства);
- отменяющая (в отмене, прекращении и состоит новизна);
- открывающая (освоение нового вида образовательных услуг, новой программы и т.д.);
- ретровведения (освоение учреждением нового для него в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в образовательной практике).
В последнее время отмечается появление псевдоинноваций.
Определение понятия «инновации» тесно связано с понятием «инновационный процесс», определенным как последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения.
Инновационный процесс
Трактовка |
Источник |
Совокупность трех стадий: - от исследований до первого производственного освоения; - от первого освоения до развертывания выпуска в масштабах, достаточных для удовлетворения потребности всего народного хозяйства; - от производства новшества до его использования конечными потребителями, включая обслуживание и утилизацию использованного изделия |
Словарь «Научно-технический прогресс», 1987 |
Комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств |
Хомерики О.Г. |
Преобразование инноваций в социально-культурные нормы и образцы, обеспечивающие их институциональное оформление, интеграцию и закрепление в сфере духовной и материальной культуры общества |
Словарь «Социальные технологии», 1995 |
Понятие «инновационный процесс» появилось в словарях недавно. В научно-технической сфере это понятие рассматривается через выделение отдельных его стадий. Инновационные процессы проявляются в любой сфере жизнедеятельности общества и человека, классифицируются как: социальные, экономические, информационные, управленческие, финансовые и т.д.
Хуторской А.В. указывает на единство составляющих элементов инновационного процесса: создания, освоения и применения новшеств. Особенностью инновационного процесса выступает его циклический характер.
Многие авторы отмечают полиструктурность инновационного процесса и рассматривают следующие структуры:
- деятельностная (совокупность компонентов: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты);
- субъектная (учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса);
- уровневая (уровни: индивидуальный, малых групп, учреждения, районный, региональный);
- содержательная (в обучении, воспитательной работе, в управлении и т.д.);
- структура жизненного цикла (каждое из нововведений проходит этапы и имеет циклический характер: возникновение – быстрый рост – зрелость – освоение – диффузия – насыщение – рутинизация – кризис – финиш, для некоторых нововведений и иррадиация);
- структура генезиса инноваций (возникновение – разработка идеи – проектирование – изготовление – использование другими людьми);
- управленческая структура (взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль).
Инновационная деятельность
Трактовка |
Источник |
Метадеятельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности |
Лапин Н.И. |
Совокупная деятельность работников организации (предприятия), направленная на осуществление новшества |
Иванцов Е.В. |
Комплекс мероприятий (научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих), которые приводят к инновациям |
Завлина П.Н. Инновации в рыночной экономике (1997) |
Метадеятельность, направленная на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которые обеспечивают не только адаптацию к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможность воздействия на нее |
Карпова Ю.А. |
Комплекс мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс |
Хуторской А.В. |
Вид деятельности по воспроизводству поисковых, фундаментальных (необходимой части) и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта |
Постановление правительства СПб «Об основах инновационной политики в СПб на 2008-2011 годы» |
Внутри инновационного процесса происходит множество видов деятельности, которые могут называться инновационными. Например, деятельность автора инновации, организатора ее внедрения, педагога, ученика и других. Понятие «инновационная деятельность» используется с 80-х годов. Хуторской А.В. называет инновационной деятельность, которая «обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом».
Исследователи выделяют три этапа инновационной деятельности:
1- зарождение инновации;
2- освоение инновации;
3- «рутинизация».
Инновационная культура
Трактовка |
Источник |
Понятие включает в себя профессиональное качество педагога, определяемое постоянным поиском нового в цели, содержании, методах и формах обучения и воспитания учащихся, созданием педагогических новшеств и их оценкой педагогическим сообществом, использованием и применением нового, прогрессивного в науке и педагогической практике |
Хуторской А.В. |
Исторически сложившаяся устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности; исторически адаптированная в конкретном социуме структура моделей и алгоритмов инновационных действий |
Культура и культурология справочник, http://www.artap.ru/cult/innovatio.htm |
Отражает также уровень развития инновационных процессов, степень включенности в эти процессы людей, удовлетворенности их от участия и, в целом, состояние макро и микросреды, измеряемое набором критериев инновационной культуры. Или иначе, особая форма общечеловеческой культуры; новая историческая реальность, порожденная осознанным стремлением общества к материальному и духовному самообновлению. Она выступает как исходная предпосылка качественных изменений жизнедеятельности людей, важнейший социальный фактор |
Цукерман В.А. |
Современный инновационный процесс отличает большая свобода выбора и разнообразие видов инновационной деятельности. В этих условиях особое значение приобретают профессионально-личностные качества педагога, совокупность которых образует его инновационную культуру.
Понятие инновационной культуры наиболее тщательно разработано в социологии, в контексте которой инновационная культура является механизмом инновационного поведения как особого типа индивидуального или группового поведения, для которого характерны инициативность и систематическое освоение новых способов деятельности.
Инновационный образовательный продукт
Трактовка |
Источник |
Учебно-методический результат образовательной практики, отчужденный от автора в форме: - учебно-методического описания организации образовательного процесса (цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.); - описания необходимых и достаточных условий реализации данного продукта в практической деятельности; - комплекта нормативных и учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный акт, методические рекомендации, учебно-методический комплекс, контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.) |
Положение о конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020» (2012) |
На основании Положения о конкурсе инновационных продуктов (2012 г.), инновационный продукт должен соответствовать следующим 7 критериям:
1. Новизна продукта.
2. Достаточная степень обоснованности продукта.
3. Практическая значимость продукта.
4. Технологичность.
5. Эффективность.
6. Востребованность.
7. Возможность использования в массовой практике.
1.Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. — 2008.-С. 3
2. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде [Текст]:учеб. Пособие/Е.В. Чернобай – 2-е изд.-Просвещение, 2013. – 56 с. – ISBN -978-5-09-029947-3
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] // FESTIVAL.1SEPTEMBER-RU. URL: http://festival.1september.ru/articles/508067/
Любовь