Проектно-исследовательская работа «Педагогическая инноватика»

1
1
Материал опубликован 28 August 2018

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Орловский государственный университет им. И.С.Тургенева»

Факультет технологии, предпринимательства и сервиса

Кафедра технологии и предпринимательства

Доклад

«Основные понятия педагогической инноватики»

Выполнила:

Быковская В.

ТПС,1 курс,71 ПГО-М

 

Научный руководитель:

 

к.п.н.,доцент Тенетилова В.С.

Орел, 2017


 


 

В настоящее время все более пристальное внимание ученых уделяется инновациям в обществе, и в частности – в образовании.

Наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, называется педагогической инноватикой.

Педагогическая инноватика является достаточно молодой наукой, в России о ней начали говорить только в конце 1980-х годов, в данный момент инноватика находится в стадии становления. Тем не менее, основные понятия, используемые этой наукой, появились давно и являлись предметом изучения многих авторов, таких как Ангеловски К., Хуторской А.В., Сластенин В.А., Поташник М.М., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г., Юсуфбекова Н.Р. и др.

Адекватное понимание основных терминов педагогической инноватики всеми специалистами образовательного учреждения, осуществляющего инновационную деятельность, является актуальной задачей, для решения которой подготовлен данный тезаурус.

В тезаурусе представлено обобщение трактовок различными авторами основных терминов, используемых инноватикой: новый, новшество, нововведение, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационная культура, инновационный продукт. Представленные термины дополняют друг друга, раскрывая разные аспекты в системе терминологических знаний, и сопровождаются краткими пояснениями.

Основные понятия

педагогической инноватики

Новый

Трактовка

Источник

Впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый

Словарь С.И.Ожегова, 1986

Новшество

Трактовка

Источник

Такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспитания

Юсуфбекова Н.Р.

Нововведение

Трактовка

Источник

Такое целенаправленно изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы

Пригожин А.И.

Внедрение нового в существующий процесс, «вновление»

Слободчиков В.И.

Тождественное понятию «инновация», внедренное (освоенное) новшество

Лазарев В.С.

Инновация

Трактовка

Источник

Воплощение научного открытия в новой технологии или продукте

Шумпетер И., Менш Г.

Перемена, обновление, изменение

Латино-русский словарь, 1976

Существенный шаг в развитии технологии, управления, мышления, нечто большее, чем просто расширение или улучшение существующих методов, одна из функций предпринимательской способности

Economic Dictionary, 1976

Новизна, новшество, новинка, модный товар

Франко-русский словарь, 1979

Новшество, нововведение

Англо-русский словарь, 1981

Вид или результат процесса развития

Haustein H.D., Mair H.

Результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.

Научно-технический словарь, 1987

Крупное новшество

New Compact English Dictionary, 1989

Введенное новшество

English Dictionary, 1989

Значимые изменения в социальной практике

Психологический словарь, 1990

Внедрение новых форм организации труда и управления, охватывающее не только отдельное предприятие, но и их совокупность, отрасль

Социологический словарь, 1990

Что-то недавно внедренное

Collins English Dictionary, 1991

Нововведение

Современный словарь иностранных слов, 1993

Процесс освоения новшества

Поташник М.М., Хомерики О.Г.

Создание, распространение и применение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и общества, вызывающего вместе с тем социальные и другие изменения

Словарь «Социальные технологии», 1995

Внедренное (освоенное) новшество

Лазарев В.С.

Комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей и традициями рассматриваемых социальных систем, и кардинально преобразующий их структуру. Социально-психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов.

Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии//Социс. № 5, 1996

Прогрессивный результат творческой деятельности, который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы

Карпова Ю.А.

Конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности

Постановление правительства СПб «Об основах инновационной политики в СПб на 2008-2011 годы»

Изменения, которые, сохраняя все положительное в накопленном опыте, избавляют школьную систему от негативных проблем и переводят ее полностью или частично на новый уровень, отличающийся улучшением условий и результатов функционирования. При этом даже если какое-то изменение не несет абсолютно новой идеи, но в данный момент и в данной ситуации стимулирует развитие учебно-воспитательного процесса, то и такое изменение следует считать инновацией

Курлов В.Ф. Социологическая информация в управлении системой школьного образования: Монография. – СПб.: СПбГУПМ, 2003

Организационное изменение, которое приводит к изменению формальной или неформальной структуры организации и вызывает временный кризис компетентности

Ушаков К.М. («Директор школы», №6, 2009)

Понятие «инновация» в научных исследованиях появилось в XIX веке, однако, как отмечает Карпова Ю.А., впервые это слово было использовано французами в 1297 г., а первое объяснение понятия «инновация» можно найти в книге англичанина Джона Бренда Curfius Rufus Historie в 1553 г., в которой рассказывается о человеке, амбициозный ум которого был «склонен к инновациям». Обладая большим воображением, он все время придумывал что-то новое и таким образом был впереди своего времени.

Из анализа рассмотрения основных понятий педагогической инноватики различными авторами можно говорить, что в трактовках многих авторов понятия «новшество», «нововведение» и «инновация» определяются как тождественные друг другу, некоторыми из них «инновация» объясняется этими двумя понятиями («новшество», «нововведение»). Тем не менее, между понятиями «новшество» и «нововведение» существует различие: под «новшеством» понимают новую идею, технологию, методику, прием, а под «нововведением» – продукт освоения и внедрения этого новшества.

К определению понятия «инновация» существуют различные подходы как отечественных, так и зарубежных авторов. Одни рассматривают инновацию как результат, другие – как процесс, но прежде всего – как процесс, вносящий изменения, обновления в среду. Важно и то, что инновацию определяют как результат творческого процесса. Анализируя различные трактовки термина «инновация», можно сделать вывод и о том, что в основном этот термин ассоциируется с новшеством, что соответствует дословному переводу слова с латинского языка: «инновация» – (in – в, novus – новый) – это нововведение.

Следует отметить, что в работах авторов Хомерики О.Г., Пригожина А.И., Хуторского А.В. предложены различные классификации инноваций. Поляковым С.Д. обобщена типология педагогических инноваций, предложенная Хуторским А.В.

1.      По отношению к структурным элементам образовательных систем: инновации в целеполагании, задачах, содержании образования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения, системе диагностики, контроля, оценки результатов.

2.      По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3.      По области педагогического применения: в учебном процессе, учебном курсе, образовательной области, на уровне системы обучения, в управлении образованием.

4.      По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, групповом обучении, тьюторстве, семейном обучении и т.д.

5.      По функциональным возможностям, предназначению: нововведения – условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.); нововведения – продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.); управленческие нововведения.

6.      По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7.      По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, регионе, на федеральном уровне, на международном уровне).

8.      По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9.      По объему (масштабу) инновационных мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

10.  По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

Хомерики О.Г. отмечает еще одну группу инноваций – по отношению к своему предшественнику:

- замещающая (вводится вместо какого-то конкретного устаревшего средства);

- отменяющая (в отмене, прекращении и состоит новизна);

- открывающая (освоение нового вида образовательных услуг, новой программы и т.д.);

- ретровведения (освоение учреждением нового для него в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в образовательной практике).

В последнее время отмечается появление псевдоинноваций.

Определение понятия «инновации» тесно связано с понятием «инновационный процесс», определенным как последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения.

Инновационный процесс

Трактовка

Источник

Совокупность трех стадий:

- от исследований до первого производственного освоения;

- от первого освоения до развертывания выпуска в масштабах, достаточных для удовлетворения потребности всего народного хозяйства;

- от производства новшества до его использования конечными потребителями, включая обслуживание и утилизацию использованного изделия

Словарь «Научно-технический прогресс», 1987

Комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств

Хомерики О.Г.

Преобразование инноваций в социально-культурные нормы и образцы, обеспечивающие их институциональное оформление, интеграцию и закрепление в сфере духовной и материальной культуры общества

Словарь «Социальные технологии», 1995

Понятие «инновационный процесс» появилось в словарях недавно. В научно-технической сфере это понятие рассматривается через выделение отдельных его стадий. Инновационные процессы проявляются в любой сфере жизнедеятельности общества и человека, классифицируются как: социальные, экономические, информационные, управленческие, финансовые и т.д.

Хуторской А.В. указывает на единство составляющих элементов инновационного процесса: создания, освоения и применения новшеств. Особенностью инновационного процесса выступает его циклический характер.

Многие авторы отмечают полиструктурность инновационного процесса и рассматривают следующие структуры:

- деятельностная (совокупность компонентов: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты);

- субъектная (учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса);

- уровневая (уровни: индивидуальный, малых групп, учреждения, районный, региональный);

- содержательная (в обучении, воспитательной работе, в управлении и т.д.);

- структура жизненного цикла (каждое из нововведений проходит этапы и имеет циклический характер: возникновение – быстрый рост – зрелость – освоение – диффузия – насыщение – рутинизация – кризис – финиш, для некоторых нововведений и иррадиация);

- структура генезиса инноваций (возникновение – разработка идеи – проектирование – изготовление – использование другими людьми);

- управленческая структура (взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль).

Инновационная деятельность

Трактовка

Источник

Метадеятельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности

Лапин Н.И.

Совокупная деятельность работников организации (предприятия), направленная на осуществление новшества

Иванцов Е.В.

Комплекс мероприятий (научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих), которые приводят к инновациям

Завлина П.Н. Инновации в рыночной экономике (1997)

Метадеятельность, направленная на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которые обеспечивают не только адаптацию к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможность воздействия на нее

Карпова Ю.А.

Комплекс мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс

Хуторской А.В.

Вид деятельности по воспроизводству поисковых, фундаментальных (необходимой части) и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта

Постановление правительства СПб «Об основах инновационной политики в СПб на 2008-2011 годы»

Внутри инновационного процесса происходит множество видов деятельности, которые могут называться инновационными. Например, деятельность автора инновации, организатора ее внедрения, педагога, ученика и других. Понятие «инновационная деятельность» используется с 80-х годов. Хуторской А.В. называет инновационной деятельность, которая «обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом».

Исследователи выделяют три этапа инновационной деятельности:

1-    зарождение инновации;

2-    освоение инновации;

3-    «рутинизация».

Инновационная культура

Трактовка

Источник

Понятие включает в себя профессиональное качество педагога, определяемое постоянным поиском нового в цели, содержании, методах и формах обучения и воспитания учащихся, созданием педагогических новшеств и их оценкой педагогическим сообществом, использованием и применением нового, прогрессивного в науке и педагогической практике

Хуторской А.В.

Исторически сложившаяся устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности; исторически адаптированная в конкретном социуме структура моделей и алгоритмов инновационных действий

Культура и культурология справочник, http://www.artap.ru/cult/innovatio.htm

Отражает также уровень развития инновационных процессов, степень включенности в эти процессы людей, удовлетворенности их от участия и, в целом, состояние макро и микросреды, измеряемое набором критериев инновационной культуры. Или иначе, особая форма общечеловеческой культуры; новая историческая реальность, порожденная осознанным стремлением общества к материальному и духовному самообновлению. Она выступает как исходная предпосылка качественных изменений жизнедеятельности людей, важнейший социальный фактор

Цукерман В.А.

Современный инновационный процесс отличает большая свобода выбора и разнообразие видов инновационной деятельности. В этих условиях особое значение приобретают профессионально-личностные качества педагога, совокупность которых  образует его инновационную культуру.

Понятие инновационной культуры наиболее тщательно разработано в социологии, в контексте которой инновационная культура является механизмом инновационного поведения как особого типа индивидуального или группового поведения, для которого характерны инициативность и систематическое освоение новых способов деятельности.

Инновационный образовательный продукт

Трактовка

Источник

Учебно-методический результат образовательной практики, отчужденный от автора в форме:

-          учебно-методического описания организации образовательного процесса (цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.);

-          описания необходимых и достаточных условий реализации данного продукта в практической деятельности;

-          комплекта нормативных и учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный акт, методические рекомендации, учебно-методический комплекс, контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.)

Положение о конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020» (2012)

На основании Положения о конкурсе инновационных продуктов (2012 г.), инновационный продукт должен соответствовать следующим 7 критериям:

1. Новизна продукта.

2. Достаточная степень обоснованности продукта.

3. Практическая значимость продукта.

4. Технологичность.

5. Эффективность.

6. Востребованность.

7. Возможность использования в массовой практике.
 

1.Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. — 2008.-С. 3

2. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде [Текст]:учеб. Пособие/Е.В. Чернобай – 2-е изд.-Просвещение, 2013. – 56 с. – ISBN -978-5-09-029947-3

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] // FESTIVAL.1SEPTEMBER-RU. URL: http://festival.1september.ru/articles/508067/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за публикацию!

29 August 2018