Применение технологий «Педагогические условия развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии»

0
0
Материал опубликован 21 July

Аннотация. Актуальность развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста обусловлена важностью раскрытия их личностного потенциала, а также способностей к самовыражению и самореализации. В статье раскрываются педагогические условия развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами арт- терапии.

Ключевые слова: арт-терапия, творческое мышление, воображение, дошкольники.

Актуальность развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста обусловлена важностью раскрытия их личностного потенциала, а также способностей к самовыражению и самореализации. В этом возрасте дети уже достаточно осознают себя как индивидуальности и умеют выражать свои мысли и чувства. Творческое мышление позволяет им развивать свою фантазию, воображение, креативное мышление, а также учиться решать проблемы и находить нетрадиционные подходы к задачам.[1].

Творческое мышление влияет на развитие у детей таких важных навыков, как самостоятельность, настойчивость, адаптивность и трудолюбие. Она помогает им осознавать свои возможности и реализовывать их; учиться справляться с неудачами и не бояться ошибок; развивать чувство ответственности, самоорганизации и планирования [2].

Кроме того, развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста способствует развитию их эмоциональной сферы. Они учатся распознавать и выражать свои эмоции, а также эмпатии к окружающим. Творчество позволяет детям увлечься чем-то, что им действительно интересно, и это способствует развитию их положительного эмоционального состояния.

Таким образом, развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста является актуальным и важным в контексте их всестороннего развития, формирования личности и успешной адаптации в будущем.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования важной задачей является раскрытие творческих способностей ребёнка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. 

Средства арт-терапии представляют собой уникальную возможность осуществлять развитие творческого мышления детей дошкольного возраста при условии грамотного руководства со стороны педагога. Однако не всегда в дошкольных образовательных учреждениях обеспечены условия развития творческого мышления дошкольников, а средства арт-терапии используются недостаточно эффективно.

Мною разработана программа по реализации педагогических условий развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.

Цель: развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.

Задачи:

- развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста;

- обучение техникам арт-терапии;

- развитие изобразительных навыков;

- развитие умений применять свои рисунки, поделки в играх;

- развитие творческого сочинительства;

- формирование интереса к рисованию, лепке, играм-драматизациям.

Методы и приемы:

- сюжетное рисование;

- рисование-придумывание;

- лепка;

- обыгрывание рисунков и поделок;

- сочинение историй по рисункам;

- игры-драматизации;

- конструирование по творческому замыслу.

Приведем план занятия арт-терапии «Золотая осень».

Воспитатель рисует и рассказывает историю про то, как мальчик Вова пошел в лес (рисует мальчика). Дети повторяют.

Затем воспитатель рассказывает, что мальчик взял с собой корзинку (рисует).

С Вовой в лес пошел его дедушка (рисует, дети повторяют). Дедушка был старенький, он одел шляпу (рисует) и сапоги (рисует). А еще дедушка взял палку и большую корзину (рисует). Далее воспитатель рассказывает: «Шли они шли и пришли в лес». Воспитатель рисует дерево (дети повторяют). Дерево уже все пожелтело (рисуют желтые листочки). А некоторые листочки уже стали падать на землю (рисует). Вдруг Вова увидел под деревом гриб (рисует). Затем еще один грибок. Дедушка тоже увидел гриб (рисует). Далее дети заканчивают картинку по своему усмотрению. Воспитатель подводит итог: «Вова и дедушка насобирали много грибов в лесу и счастливые пришли домой».

Таким образом, на занятии сочетается рассказ воспитателя занимательной истории и рисование различных объектов по мере повествования. Такой способ рисования был более доступен ребенку старшего дошкольного возрасте нежели простое срисовывание картины или предложение нарисовать осень.

В ходе занятия сюжетным рисованием на тему «Зимние игры зверей в лесу» воспитатель предлагает рассмотреть картинку и спрашивает, кто на ней изображен. Дети называют: заяц, лиса, медведь, белка, лось. Затем воспитатель предлагает сочинить сказку о том, как эти звери проводят зиму и в какие игры они могут играть.

Дети называют разные игры, в которые звери могут играть зимой. Например, они говорят, что заяц может играть в прятки или прыгать по сугробам. Лиса может играть в игру "ловить хвост". Медведь может играть снежки с другими медведями. Белка может прыгать среди веток деревьев. Лось может играть и прыгать через снежные барьеры.

Воспитатель слушает детей и поддерживает их идеи. Он говорит, что игры зверей зимой помогают им развлечься, сохранить тепло и поддерживать физическую активность.

Затем воспитатель предлагает детям нарисовать картинку, на которой звери играют в зимние игры. Дети берутся за работу и начинают рисовать. Воспитатель помогает им, задает вопросы о том, как они видят игру зверей на своей картинке.

В ходе программы мы осуществляли обучение техникам арт-терапии, развитию изобразительных навыков, умений применять свои рисунки, поделки в играх. Уделяли внимание развитию творческого сочинительства, формированию интереса к рисованию, лепке, играм-драматизациям. Использовали следующие методы и приемы: сюжетное рисование, рисование-придумывание, лепка, обыгрывание рисунков и поделок, сочинение историй по рисункам, игры-драматизации, конструирование по творческому замыслу.

Был разработан и реализован комплекс мероприятий по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии, в который вошли занятия по художественно -развитию творческого мышлению. Я обогатила предметно-развивающую среду дидактическими играми, иллюстрациями картин художников. В ходе проводимой работы осуществлялось взаимодействие с родителями воспитанников с целью развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии. Были проведены консультации, беседы, мастер-классы для родителей.

Таким образом, замечено, что технология арт-терапии помогает развивать воображение детей и способность передавать свои идеи визуально. Старшие дошкольники обучаются изображать сцены из своей жизни, создавать рисунки на бытовую тематику, учатся выполнять рисунки по сказкам и рассказывать их через рисунки. Это также способствует развитию речи и познавательных способностей. В целом, использование арт-терапии позволяет детям более ярко выражать свои мысли и чувства, развивает их творческие способности и помогает им улучшать навыки наблюдения и восприятия.

 

Список использованной литературы

  1. Анищенкова, А.В. Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности/А.В. Анищенкова // Гуманизация образования. 2019. №1. URL: http://cyber-leninka.m/artide/n/fenomen-voobrazheniya-kak-vazhney-shiy-komponent-tvorcheskoy-deyatelnosti. (дата обращения: 14.11.2024).
  2. Афонькина, Ю.А.Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции/Ю.А.Афонькина, , З.Ф Себрукович.. Модель инновационной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2019. - 92 с.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации