12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корнилова Александра Сергеевна51
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ
6

Коррекционно-педагогические условия преодоления заикания у детей дошкольного возраста средствами логопедической ритмики

Корнилова А.С.

ГБОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат V вида»

г. Улан-Удэ

Коррекционно-педагогические условия преодоления заикания у детей дошкольного возраста средствами логопедической ритмики


   Заикание - это существенное темпо-ритмическое нарушение речи, выражающееся в непроизвольном прерывании нормального речевого потока. Ребенок, который заикается, повторяет или удлиняет звуки, слоги или слова. Заикание отличается от повторения слов, которое наблюдается, когда ребенок учится говорить. Заикание может в значительной степени затруднить ребенку общение с другими людьми.

  Существуют следующие основные виды заикания в соответствии с причиной его возникновения: нейрогенное заикание, которое может возникнуть вследствие органических нарушений или травмы головного мозга, из-за проблем с сигналами между мозгом и нервами и мышцами, участвующими в речи; психогенное заикание, которое может возникнуть после эмоциональной травмы, или быть связанным с проблемами развития мышления или речи ребенка [2, c. 84].

    Ребенок более склонен к устойчивому заиканию, если у него в анамнезе имеется один или несколько следующих признаков: семейная история заикания; заикание в течение полугода месяцев или дольше; другие нарушения речи или мышления; сильные эмоции по поводу заикания или членов семьи со страхами или проблемами.

    Специалисты отмечают, что у ребенка могут быть симптомы заикания, которые являются частью его нормального речевого и общего развития. Однако если симптомы длятся от 3 до 6 месяцев, можно говорить о развитии синдрома заикания.

   Коррекция заикания зависит от выраженности симптомов, возраста и общего состояния здоровья ребенка. Врачи-дефектологи особо отмечают, что «лекарство от заикания» в узком смысле отсутствует. Раннее лечение может предотвратить продолжение заикания и в определенной степени исключить его появление в более старшем возрасте.

    Для коррекции заикания у детей используются различные методы, среди которых одним из наиболее эффективных является комплексный метод, называемый логопедической ритмикой. В состав этого метода входят собственно логопедические методики и ритмичная музыка в сочетании с физическими упражнениями. Это активная двигательная терапия, использование которой помогает коррекции различных нарушений речи у детей. При помощи логопедической ритмики проводится успешная и результативная работа, исправляются фонетико-фонематические нарушения речи, такие дефекты, как заикание, алалия и т.д. Особенность логоритмических упражнений заключается в том, что, помимо развития речевых данных и мышечной системы ребенка, развиваются эмоции, пробуждается его мысль и воображение [1, c. 76].

  Логопедическая ритмика состоит из двух главных направлений. Одно направление связано с неречевыми процессами (такими, как общая моторика, координация движений, ориентация в пространстве; регуляция тонуса мышц, развитие музыкального темпа и ритма, певческих способностей, активизация всех видов внимания и памяти). Второе направление ориентировано собственно на речевое развитие и коррекцию нарушений речи (развитие дыхания, голоса; регулировка скорости речи, управление интонацией, развитие артикуляции и мимики ребенка, координация речи с движением, верное звукопроизношение, развитый фонематический слух).

  Коррекционно-педагогическими условиями применения логоритмической гимнастики, обеспечивающими успешную работу по преодолению заикания, являются [3, c. 155]: Предоставление равных возможностей занятия логоритмикой детям дошкольного возраста с различными психофизиологическими особенностями (в том числе ограниченными возможностями здоровья). Психомоторное и речевое развитие дошкольника на игровой основе. Эмоциональное благополучие ребенка, оптимальная организация педагогических процессов. Психолого-педагогическая поддержка семьи, работа с родителями в целях повышения их психолого-педагогической компетентности.

   При соблюдении данных условий в коррекционной работе можно рассчитывать на успех в достижении цели занятий логопедической ритмикой – коррекции и профилактики отклонений в развитии речи ребенка посредством ритмического движения.


Список используемых источников


Артемова, Е.Э. Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи / Е.Э. Артемова, Е.Н. Докучаева // Школьный логопед. – 2016. – № 3. – С. 74–78.

Власова Н.А. Логопедия. Заикание / Н.А. Власова // сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М. : Академия, 2015. – 388 с.

Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – 2-е изд. – М. : Сфера, 2017. – 181 с.


3


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.