Педагогический потенциал нравственно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования

0
0
Материал опубликован 21 July 2022

Педагогический потенциал нравственно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования обучающихся

1. Базовая модель нравственно-эстетического воспитания

2. Методы воздействия на становления нравственно-эстетической воспитанности обучающихся

1 . Базовая модель нравственно-эстетического воспитания

Моделирование воспитательного процесса с применением соответствующих технологий способствует организации и корректировке нравственно-эстетического воспитания в дополнительном образовании. Его целью является применения созданной модели в виде идеального представления о способах достижения конечных результатов воспитательной деятельности. Моделирование осуществляется педагогом, а сама модель разрабатывается им совместно с методистами и администрацией учреждения.

Базовая модель нравственно-эстетического воспитания, которая строится с целью преобразования качественных свойств личности ребенка во внутренние структуры нравственно-эстетической воспитанности, представляет собой систему принципов, средств и методов последовательного воздействия на сознание и чувственную сферу обучающихся.

Моделирование исходит из сущности воспитательной системы, всех ее связей и общественных функций с учетом и задач нравственно-эстетического воспитания. На этой основе строятся «модельные представления», т.е. те «идеальные» результаты, к которым необходимо прийти в результате осуществления созданной модели воспитательной деятельности.

Базовая структурно-функциональная модель нравственно-эстетического воспитания включает в себя:

1. Целевой компонент, который определяет направления и средства реализации модели и конкретизируется в зависимости от типа учреждения, его региональных, материальных и других особенностей. Целевая установка реализуется через конкретные воспитательные задачи на каждом этапе учебно-воспитательного процесса. Реализация общей цели нравственно-эстетического воспитания обучающихся предполагает формирование: чувственно-эмоциональной сферы личности обучающегося, мотивов и установок деятельности, направленных на активность; потребности общения с окружающими и исследовательского интереса; культуре поведения в обществе, общественных местах, знаний об этикете, культуре поведения.

2. Содержательный компонент, усиливающий связь обучения и воспитания с жизнью, а также способствующий развитию у обучающихся широкого комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека с социумом, со средой его обитания и трудовой деятельности. Содержание модели выражается через определенные формы учебно-воспитательного процесса, которое обеспечивает последовательное включение обучающегося в различные виды деятельности. Такой подход позволяет подготовить детей к соответствующей и осознанной ими деятельности. В этом случае она будет более продуктивной и, что особенно важно, воспитательно-значимой. В практике учреждений дополнительного образования детей часто такие интересные и полезные по содержанию формы нравственно-эстетического воспитания, как ролевые игры или конкурсы, проводятся с неподготовленными обучающимися , что в значительной мере снижает воспитательный эффект мероприятия.

В процессе соответствующих педагогических действий и на основе отобранных по содержанию форм, прописанных в модели, у обучающихся складываются психологические установки, перерастающие в стойкие убеждения, которые являются основой формирования нравственно-эстетического мировоззрения и потребности участия в общественной работе.

Модель исходит из того, что содержание педагогического процесса определяется, как правило, программами массовой и кружковой работы, которое жестко не регламентируются и основываются на развитии интереса обучающихся к нравственно-эстетическим проблемам. Каждая программа составляется самим педагогом. Вне зависимости от направления работы кружка, объединения или учреждения, она более полно формирует личность учащегося, если имеет четыре таких содержательных аспекта, как: научно-мировоззренческий, ценностно-правовой, культорологический и деятельный.

Их включение в учебные программы во многом зависят от творческого подхода к сущности нравственно-эстетического воспитания и его понимания, соответствует основному педагогическому принципу обучения в учреждениях дополнительного образования детей- единству сознания, переживания и действий.

3. Деятельный компонент, который обеспечивает реализацию основных задач нравственно-эстетического воспитания во всех формах работы учреждения дополнительного образования детей: массовой, групповой или кружковой, индивидуальной. Основной подход к организации деятельности выражается в том, что она должна носить общественно полезный характер и быть направлена на решение конкретных проблем. Например: помощь сверстникам или младшим по возрасту ребятам в преодолении трудностей в обучении, помощь педагогу в подготовке учебного материала, активная жизненная позиция в обществе и т.д.

4. Индивидуальный компонент, расширяющий возможности выявления и становления таких качеств личности, как: потребность в общении с другими людьми, развитие интереса к людям, формирование ответственного отношения к ценностным ориентациям и мотивации общественной деятельности детей. Индивидуальный подход в процессе нравственно-эстетического воспитания предусматривает выявление интересов, потребностей и способностей ребенка, а затем проведение с ним целенаправленной работы для формирования специальных профессиональных навыков и умений, связанных с его будущей профессией. Наиболее продуктивными являются: вводное собеседование, составление индивидуального плана работы, контроль за выполнением практической деятельности, совместный анализ работы обучающегося, обобщающая беседа и т.д.

5. Субъектный компонент, когда основными звеньями модели являются обучающийся и педагог, находящиеся в постоянном взаимодействии, причем роль обучающегося не должна быть пассивной. Его взгляды и убеждения, в том числе и в отношении окружающей среды, так или иначе опосредованы личной практики и, формируясь на основе опыта, определяют духовный мир личности и ее чувства, потребности, мотивы поведения и общения.

6. Критериально-результативный компонент, функция которого заключается в оценке организации процесса воспитания и его результатов. Процесс нравственно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей оценивается такими уровнями воспитанности, начальный, элементарный продвинутый, высокий профессионально-достаточный и творческий.

Уровни нравственно-эстетический воспитанности

п/п

Название уровней нравственно-эстетической воспитанности

Характеристика уровней

1.

Начальный

Общие представления о нравственно-эстетических проблемах, неустойчивый интерес, не сформированные потребности в общении с социумом

2.

Элементарный

Сформированное мировоззрение, в основе которого лежат миропонимание и мировосприятие. Мировоззрение насыщено чувственным отношением к людям, обществу и культуре, искусству и науке. Неустойчивая потребность в общении с людьми.

3.

Продвинутый

Вхождение личности в мир отношений с социумом, включение в процесс освоения культуры и практической деятельности.

4.

Высокий

Целостное мировоззрение в отношении с обществом находит свое выражение в системе ценностей и идеалов личности. Сформированная потребность в общественно-полезной деятельности

5.

Профессионально-достаточный

Сформированная убежденность в необходимости нравственно-эстетической воспитанности благодаря широким и глубоким знаниям, которая выражается в единстве знаний и умений и особом профессиональном отношении к ним, определяющим поведение и активность личности.

6.

Творческий

Сформированная установка на общественно значимое поведение и действия, овладение творческим отношением к основам культуры мира.



2. Методы воздействия на становления нравственно-эстетической воспитанности обучающихся

Основным методом по формированию таких важных качеств личности, как поведение в условиях социализации. Педагогическое обоснование его действенности связано с тремя следующими факторами:

1. Метод является основополагающим, т.к. выполняет функции взаимосвязи и взаимодействия между другими методами. С одной стороны, он усиливает действенность других методов, а с другой - такие методы, как: требование, поручение или общественное мнение, способствуют эффективности метода упражнений, часто в определенной степени корректируя его выполнение.

2. Для становления нравственно-эстетической воспитанности требуется не только воздействовать на сознание, чувства и волю ребят, но и содействовать в накоплении ими определенного социально значимого личного опыта поведения и действия. Для этого необходимы педагогически организованное общение и деятельность в общественных условиях.

3. Ответственное отношение к социуму, своему поведению и привычкам общения с людьми, с развитием чувственно-волевой сферы личности и потому требует систематических упражнений в практических действиях и поступках.

В учреждениях дополнительного образования детей моделирование педагогических ситуаций станет наиболее действенным, если оно будет направлено на создание «ситуации успеха», что обусловлено потребностью современного общества в активизации позитивного общеличностного развития отношения к природе со стороны старшеклассников, как и в формировании лидерских навыков, необходимых ребятам для активного участия в общественном движении. Также важно учитывать сущность и основные характеристики признаков успеха как педагогической категории, которые определяются следующими моментами:

Успех:

- является в учебно-воспитательной системе источником педагогических целей и средством их достижения одновременно.

- выступает как побудительный фактор и результат активности обучающегося, который воздействует на дальнейшее развитие его личности в направлении, заданном самой ситуацией;

- одно из центральных понятий в структуре мотивации. Среди других побуждающих факторов, определяющих мотивацию поведения обучающегося, успех может выступать в качестве потребности;

- в системе учебно-воспитательного процесса реализуется через формирование конкретных, а не надуманных ситуаций.

- определяя цель всего педагогического процесса, дает толчок к развитию общественных отношений, в которые включен обучающийся, превращая их в позитивное сотрудничество.

* осознание обучающимся успешности решения тех или иных задач в ходе участия в воспитывающей ситуации осуществляется только при условии позитивного соответствия его самооценки собственных успехов и оценки его деятельности коллективом.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации