Выступление «Духовно-нравственное воспитание в учреждении дополнительного образования детей»

3
0
Материал опубликован 9 June 2022

Духовно- нравственное воспитание учащихся в учреждении дополнительного образования детей.


Николаева Татьяна Вениаминовна, педагог дополнительного образования муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой»


Духовная жизнь ребенка полноценна лишь   тогда,

когда он живет в мире сказки, игры, фантазии и творчества.

Без этого он засушенный цветок.

Сухомлинский В.А


Проблема духовно-нравственного воспитания является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.  В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение дополнительного образования детей, задачами которого является создание условий для выбора ребенком образовательной области, сбережение, укрепление и формирование ценности здоровья, развитие творческого потенциала детей. Одной из основополагающих задач дополнительного образования является формирование культурной личностис активной жизненной позицией, способной саморазвиваться, адаптироваться к сложным условиям, реализоваться творчески в собственных интересах, интересах общества и государства, с сознательным отношением к общественному долгу, нетерпимостью к отклонениям от норм нравственности.

Исходя из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания являются:

  • нравственный пример педагога;
  • социально-педагогическое партнерство;
  • индивидуально-личностное развитие;
  • интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальная востребованность воспитания[3, с.20]

В.А. Сухомлинский говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) - в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственности закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [6].

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. А также развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Духовно-нравственное воспитание ребенка происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения, ему необходимо уделять время на каждом занятии, порой  ненавязчиво, незаметно для самих учащихся. Считается, что гуманитарные науки легче справляются с этой задачей, но это не так.

   На занятиях по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программе  начального технического моделирования «КОТ» (Конструируем. Общаемся. Творим) ,  дети не только осваивают  определенные трудовые умения, но учатся решать проблемы, включаясь в  творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности.  Учебное занятие – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На занятиях дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои умения с умениями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

При знакомстве с конструктором Лего, просматривая мультфильм об истории его создания, в обсуждении приходим к мысли: что любое дело нужно доводить до конца, в трудных испытаниях нельзя опускать руки, говорим о семейных ценностях и традициях. При изучении свойств воздуха проводится занятие в форме игры – путешествия «Воздушная одиссея». В ходе данного занятия учащиеся  анализируют значение взаимовыручки, дружбы, любви к родному дому.

Готовя подарки и сувениры к Рождеству, Пасхе, участвуя  в выставках «Рождество Христово - вечной жизни свет», «Пасхальный сувенир», дети выказывают  интерес к православным праздникам,  приобщаются к истории и традициям нашей Родины. В процессе создания открытки ко Дню рождения, возник вопрос об именинах, дети  заинтересовались данной темой,  обсудили значение имен, поговорили об ангеле хранителе, о добре и зле.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

В мае, перед великим праздником победы на  занятиях проводятся беседы: «Маленькие герои большой войны», «Помни» и др. В совместной творческой деятельности рождается венок для возложения к обелиску воинской Славы 286-й Ленинградской краснознаменной стрелковой дивизии. Праздники, посвященные «Дню защитника Отечества», «Дню Космонавтики» позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела, служить на благо Родины. Беседы при подготовке сувениров, открыток, писем-треугольников ветеранам и труженикам тыла, участие в акциях «Подарок ветерану», «Спешите делать добрые дела», «Дорогие мои старики» способствуют проявлению доброты, внимания к пожилым людям.

При изучении темы «Транспорт»дети смотрят отрывки из фильмов о выдающихся авиаконструкторах и военных лётчиках, героях Великой Отечественной войны, узнают об их подвигах, чувствуя гордость за свою страну.

На занятиях и мероприятиях «Вологодские просторы»; «Вехи истории», «Феодосьево. Череповесь. Череповец» ребята получают  сведения  о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, воспитывает гражданина своей Родины. С большим удовольствием дети занимаются городским макетированием: макет Октябрьского моста через реку Шексну, макет игровой детской площадки, макет нашего Дворца в будущем, макет «Технопарка для детей», макет «Космической площадки Череповца». Такая форма работы помогает детям осмыслить историческое прошлое нашей Родины, определить свое место в современном обществе, способствует удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного здоровья.

Проектно-исследовательская деятельность также способствует формированию морально-нравственных ценностей, повышению уровня духовно-нравственной культуры, овладению следующими социальными умениями и навыками:

- самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и    практических задач:

- работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);

- устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными     точками зрения на одну проблему;

- пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать     необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать    гипотезы, делать выводы и заключения.

В процессе работы над проектом происходит тесное личное взаимодействие ученика с педагогом на принципах сотрудничества, сотворчества, партнерства. Благоприятная психологическая атмосфера дает возможность каждому ребенку работать в оптимальном для него темпе и создает для него ситуацию успеха.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример педагога, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему педагогу. Если для отношений между педагогом и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой.

Базой для становления духовно - нравственной личности является семья, привлечь внимание родителей к внутреннему миру собственных детей можно через организацию совместной деятельности: дни семейного отдыха, совместные семейные праздники,«Папа, мама, я –творческая семья», «Все начинается с любви»,«Дни именинников»,«День матери»,выставки семейного творчества, создание газеты «Профессия моего папы, моей мамы». Родители вместе с ребенком включаются и в процесс сбора информации в ходе подготовки к мероприятиям,  и в творческую деятельность, все это способствует сохранению семейных ценностей, любви и уважения к взрослым, проявлению заботы и чуткого отношения к родителям.

Формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека является одной из составляющих духовно-нравственного воспитания. Использование на занятиях физкультминуток, инструктажей по технике безопасности, проведение воспитательных мероприятий по профилактике употребления ПАВ, спортивных мероприятий и праздников формирует у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, потребность вести здоровый образ жизни, осознание ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Еще одна сторона духовного развития ребенка это воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе. Все начинается с малого - на занятиях учим детей экономно расходовать бумагу, дарить «вторую жизнь» обрезкам, используя их для декора, составления фона или геометрического конструктора. Более глобальное участие дети принимают в акциях «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Мусорный карнавал», «Принеси батарейку - спаси ежика», сборе макулатуры. Участие в социальных проектах, таких как помощь бездомным животным, участие в акциях «Лапа помощи» развивает у детей отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим.

На занятия в наше объединение приходят  дети разных национальностей, и формирование толерантного отношения является необходимым элементом духовно-нравственного воспитания. Признание реальных различий между людьми в сфере мировоззрений, достижений, их индивидуальность педагоги стараются прививать на занятиях, к примеру при изготовлении динамической игрушки «Утенок» вспоминаем сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Сказкотерапия, как метод работы открывает широкие возможности для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, так как метод этот в большей степени связан с воздействием на ценностную структуру личности и с актуализацией созидательных возможностей человека. На экскурсии педагог предлагает детям найти два  совершенно одинаковых  осенних листка иобсудить, могут ли они выполнить это задание и почему.

Безусловно, оценивать результаты воспитания очень сложно.
Принятие духовных ценностей «на деле» возможно, оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Принятие духовных ценностей «на словах» можно проверить  с помощью письменных (не подписываемых учащимися) диагностических работ. В них детям предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы выбрали, и объяснить почему.

Работая по данному направлению, мы можем заметить, что учащиеся  достигли следующих результатов:

  • за период обучения не было ни одного правонарушения;
  • ребята принимают активное участие в акциях «Забота», «Помоги пернатым», «Мы помним»,  Подарок ветерану», «Спешите делать добрые дела», «Дорогие мои старики»;
  • с удовольствием выполняют творческие работы на конкурсы «Светлый праздник – Рождество Христово», «Рождество Христово – вечной жизни свет», «Пасхальный сувенир» занимали призовые места на муниципальном и региональном уровне;
  • с любовью своими руками изготавливают подарки для родителей.
  • у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу;
  • особенно заметен рост  по готовности к участию в общественных делах, и в принятии собственных решений и появлению чувства ответственности за их последствия;
  • изменилось ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, здоровьесберегающего поведения;
  • появилось уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • дети научились  обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Дети, особенно младшие школьники, очень чутки и восприимчивы к окружающей действительности. Каждое занятие открывает для них что-то новое, постепенно  приближая к пониманию красоты и гармонии.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение просто наслаждаться окружающим миром.

Наша задача – помочь каждому ребенку найти своё место в новой среде, быть интересным для окружающих, чтобы каждый осознал себя личностью, находящейся в гармонии с внутренним и внешним миром.


После шторма шел старик по берегу моря и увидел, как мальчик спасает морские звезды, выброшенные штормом на берег. Старик сказал: «Твоя работа не имеет смысла. Ты не сможешь спасти всех». На что мальчик ответил: «Моя работа имеет смысл вот для этой звезды». И бросил очередную морскую звезду в море.

Так и работа педагога имеет смысл, если хотя бы один учащийся сделает доброе дело, поможет прохожему на улице, скажет доброе слово своему однокласснику, будет с оптимизмом смотреть на вещи и творчески подходить к решению любых проблем.


Литература:

  1. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современ-ного ребенка / В.В. Абраменкова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2005. – №1. – С. 103–113.
  2. Воспитание социально активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте: межвузовский сборник научных трудов. – М. : [б. и.] 1988. - 267 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2102925-КХ
  3. Данилюк А.Я., Тишков В.А., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2014. С.24.
  4. Дьячковская О. Д. Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в образовательном процессе // Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 2. - С. 103-105.
  5. Леонова Н. А. Младший школьник : опыт нравственного поведения, формирование нравственной компетентности младших школьников // Начальная школа. - 2010. - N 5. - С. 22-26.
  6. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]/ В.А. Сухомлинский. - М.: 1980. - 274 с.


Комментарии
Комментариев пока нет.