Здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения
Здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения - это тот ресурс, который школа может непосредственно использовать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников.
инфраструктура школы;
наличие оборудования и условий для организации оздоровительной работы;
состав и уровень профессиональной подготовки педагогического коллектива;
количество и квалификация медицинского персонала, а также дополнительного персонала;
наличие спортивно-оздоровительного оборудования;
деятельность спортивных секций и кружков по интересам
Оздоровительная инфраструктура
школы
Элементы инфраструктуры
обязательные
дополнительные
Медицинский кабинет
Зубоврачебный кабинет
Спортивный зал
Тренажерный комплекс
Спортивная площадка
Бассейн
Кабинет релаксации
Фитобар
Солярий
Ингаляторий
Зимний сад
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения –
школьная оценка
<номер>
Что педагог должен уметь
анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
владеть основами здорового образа жизни;
устанавливать контакт с коллективом учащихся;
наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
прогнозировать развитие своих учащихся;
моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей
<номер>
Какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей?
<номер>
большое количество предметов в расписании, по пять-семь предметов ежедневно;
большой объем и сложность учебного материала,
неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке),
стрессовые ситуации контроля,
боязнь ошибки,
боязнь отметок
(их приоритет в классе)
Принципы здоровьесберегающей педагогики
<номер>
Принцип не нанесения вреда
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов
Принцип триединого представления о здоровье
Принцип непрерывности и преемственности
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися
Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
<номер>
Гигиенические условия в классе (кабинете)
Число видов учебной деятельности, используемых учителем
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
Число использованных учителем видов преподавания
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы
Физкультминутки и физкультпаузы
включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
<номер>
Благоприятный психологический климат на уроке
Преобладающее выражение лица учителя
Момент наступления утомления учащихся и снижения
их учебной активности
Темп и особенности окончания урока
Состояние и вид учеников, выходящих с урока
Что должен контролировать учитель физкультуры
<номер>
1. Уровень физического развития — на основании данных о длине и массе тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких. Детям с низким уровнем физического развития и с дисгармоничным развитием необходим щадящий режим физической нагрузки.
2. Уровень двигательной подготовленности — на основании стандартного набора тестов, характеризующих выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость. Уровень технической подготовки ученика — на основании педагогических наблюдений и контрольных испытаний.
3. Уровень знаний ученика в области физической культуры и здорового образа жизни — на основании бесед с учащимися, проведения контрольных теоретических зачетов и использования других средств оперативного или этапного контроля знаний.
4. Состояние здоровья и адаптационные возможности ученика — на основании данных школьных медицинских карт, наблюдения на уроках и других занятиях, измерения физиологических показателей (частоты пульса) при выполнении стандартных нагрузок.
<номер>
Что должен контролировать учитель физкультуры
5. Степень утомления в процессе выполнения физических нагрузок — на основании внешних признаков и данных объективного контроля.
6. Адекватность нагрузки возрастным, половым и индивидуальным особенностям учащегося с учетом типа телосложения и уровня биологической зрелости.
7. Уровень мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
8. Качество самоподготовки учащихся, в том числе выполнения домашних заданий и рекомендаций учителя.
10. Осведомленность родителей об уровне физического развития и двигательной подготовленности ученика, степень их участия в воспитательном процессе.
<номер>
Что должен контролировать классный руководитель
1. Причины и длительность пропусков занятий физкультурой учащимися.
2. Степень взаимодействия учащихся с преподавателем физкультуры и привлекательность занятий.
3. Активность участия учащихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы.
4. Наличие позитивного контакта учителя физкультуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии.
5. Состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития.
6. Степень вовлеченности учеников класса в опасные для здоровья формы поведения, связанные с использованием психотропных веществ (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ).
<номер>
О чем должен заботиться завуч
1. Расписание занятий должно быть составлено таким образом, чтобы урок физической культуры не проводился непосредственно перед уроками математики, русского языка, литературы, физики.
2. Физкультминутки и физкультпаузы в рамках общеобразовательных уроков не должны нарушать логику урока.
3. Дни здоровья и другие общешкольные мероприятия следует проводить в условиях хорошей погоды, по разработанному заранее сценарию. Недопустимо превращать такого рода мероприятия в дополнительный выходной день для детей и педагогов.
4. Спортивные успехи класса или отдельного ученика должны быть известны всей школе наряду с успехами в учебе; спортивный авторитет класса, школьной команды, чемпиона школы в том или ином виде спорта должен служить привлекательным примером для всех учащихся.
5. Педагогический коллектив школы должен с уважением относиться к предмету «физическая культура» и к педагогам этого профиля.
<номер>
В чем состоит ответственность директора школы
1. Организация, поддержание и развитие спортивно-оздоровительной базы школы.
2. Обеспечение кадровой политики, направленной на привлечение и удержание профессиональных педагогов — специалистов в области физического воспитания.
3. Создание условий для возможно более широкого удовлетворения потребностей учащихся в разнообразных формах и видах физической активности, расширение сети секций и кружков.
4. Повышение авторитета физической культуры в глазах преподавателей, родителей и учащихся.
5. Обеспечение медико-психологического контроля над процессом физического воспитания учащихся во всех его формах.
6. Активизация усилий родительской общественности, направленных на создание в школе условий для оздоровления учащихся на основе системной, многоплановой работы.
7. Использование передовых методов и технологий физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.
Типы технологий
<номер>
Здоровьесберегающие
профилактические прививки,
обеспечение двигательной активности,
витаминизация,
организация здорового питания
Оздоровительные
физическая подготовка,
физиотерапия, аромотерапия,
закаливание, гимнастика,
массаж, фитотерапия, арттерапия
Технологии обучения здоровью
включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла
Воспитание культуры здоровья
факультативные занятия по развитию личности учащихся,
внеклассные и внешкольные мероприятия,
фестивали, конкурсы и т.д.