Педагогический проект «Использование технологии сотрудничества на уроках ОБЖ для формирования коммуникативных компетенций обучающихся»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11»
Педагогический проект
«Использование технологии сотрудничества на уроках ОБЖ для формирования коммуникативных компетенций обучающихся»
Автор проекта: Алла Васильевна Догадина,
преподаватель-организатор ОБЖ,
высшей квалификационной категории
Нижневартовск, 2021 г.
Оглавление
I.2. Сущность технологии сотрудничества 7
I.3. Коммуникативная компетентность как характеристика 10
коммуникативной культуры личности 10
II.2. Диагностика уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся 20
II.3. Результаты образовательного процесса 22
Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) 30
Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий
труд достойно вознаграждается. Если один
упадет, второй поможет ему подняться. Но горе
тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять...
Двое победят того, с кем никто из них
не справится поодиночке. Канат, сплетенный
из трех веревок, порвется не скоро.
Соломон
Педагогический проект направлен на решение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном образовании. Вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Обучение основам безопасности в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Актуальность проекта обоснована тем, что в настоящее время цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций. Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетенция. Личностно – ориентированные технологии ставят в центр школьной образовательной системы личность ребёнка, с его индивидуально - психологическими особенностями и способностями. В рамках личностно - ориентированных технологий наиболее эффективной является технология сотрудничества, позволяющая проявить демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ученика, поэтому решать проблему формирования коммуникативных компетенций, на уроках основ безопасности жизнедеятельности, наиболее приемлемо через применение технологии сотрудничества.
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли, обеспечить обратную связь, уметь общаться с различными людьми в различных ситуациях.
Современное общество испытывает потребность в человеке, который бы отличался следующими качествами: высокий уровень коммуникативной компетенции, самостоятельность, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей: осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях; соблюдение этических норм общения; умение решать коммуникативные задачи в разных сферах и жизненных ситуациях.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков культуры безопасности, системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции обучающихся, является в настоящее время, одной из главных задач школы, в первую очередь по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Цель проекта: формирование коммуникативных компетенций обучающихся на уроках ОБЖ через использование технологии сотрудничества.
Задачи проекта:
Проанализировать состояние проблемы формирования коммуникативных компетенций обучающихся в психолого-педагогической и методической литературе.
Раскрыть сущность технологии сотрудничества.
Выявить особенности коммуникативной компетентности как основной характеристики коммуникативной культуры личности.
Выбрать оптимальное сочетание форм и методов обучения на уроках ОБЖ для формирования коммуникативных компетенций обучающихся через технологию сотрудничества.
Провести диагностику уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся, проанализировать полученные результаты, скорректировать дальнейшую работу.
Проанализировать образовательные результаты обучающихся; наметить перспективы дальнейшей работы.
Вид проекта: практико-ориентированный, монопредметный, долгосрочный.
Время реализации проекта: 3 года
Этапы реализации проекта:
1 этап (сентябрь 2018 года – ноябрь 2018 года): изучить состояние проблемы для формирования коммуникативных компетенций обучающихся в психолого-педагогической и методической литературе; определить цель, задачи; составить план работы.
2 этап (декабрь 2018 – май 2021 года): построить обучение школьников на уроках ОБЖ на основе технологии сотрудничества; выбрать оптимальные формы, методы и приёмы обучения, с целью формирования коммуникативных компетенций.
3 этап (июнь 2021 – август 2021 года): проанализировать полученные результаты; определить перспективы работы; продолжить работу по формированию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках ОБЖ через использование технологии сотрудничества.
Участники проекта: обучающиеся, учитель.
Целевая аудитория: целевой аудиторией являются обучающиеся МБОУ "СШ № 11". В 2018 г. было положено начало внедрения проекта в образовательный процесс. Стартовой площадкой, объектом исследования стало образовательное пространство 7 б класса.
Ожидаемый результат: реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, тем самым подготовит подрастающее поколение россиян к безопасности жизнедеятельности. Предложенный педагогический опыт работы является актуальным уже несколько лет и будет востребован в ближайшем будущем, так как отражает социальный заказ государства в связи с переходом на новые стандарты.
В современном обществе происходят кардинальные изменения в области образования. Изменение образовательной парадигмы в нашей стране идет на фоне модернизации российского образования, главной задачей которой является повышение качества образования. Под качеством образования будем понимать осознанное овладение учеником основами человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.
Проблеме коммуникативной компетентности уделяют внимание многие ученые (Э.Ч. Азаев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, О.И. Муравьева, Л.А. Петровская, С.В. Петрушин, П.В. Растянников, Е.В. Руденский, Т.Н. Щербакова, Н.В. Яковлева и др.). При анализе существующих научных трудов по проблеме исследования справедливо отметить, что ряд ученых поддерживают идею о развитии устойчивых процессов самопознания и познания других как субъектов общения в фокусе формирования коммуникативной компетенции.
Теоретико-методологическим обоснованием формирования коммуникативных компетенций может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, а также в концепции совместных форм учебных действий и учебного сотрудничества В.В. Рубцова, Г.А. Цукермана и др.
Как отмечает Т.П. Сальникова, коммуникация выступает как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются школьники, рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовников др. В числе способов преодоления разнообразных трудностей учения исследователи называют специальную организацию общения школьников. Данной проблемой занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.
А.Г. Асмолов считает, что коммуникативная компетентность, дает возможность успешно реализовать себя как субъекта общения, способствуя установлению и поддержанию доброжелательных отношений в сотворчестве и сотрудничестве с другими, стимулируя успешное решение проблем саморегуляции в процессе взаимодействия и, поддерживая динамичность в сфере коммуникативной деятельности посредством эффективного взаимообмена смысловыми установками, ценностями, содержанием предмета деятельности, детерминирующими развитие личности, её самотворение и, наконец, самоопределение. У данной теории достаточно последователей и в современных научных кругах. Так, например, определение понятия «коммуникативная компетентность» подробно изложено в работах Т.Н. Щербаковой. Она акцентирует внимание на значимости коммуникативной компетентности в образовательном процессе для обеспечения успешности взаимодействия и эффективности сотрудничества, продуцированных активностью обучающихся.
Итак, современная ситуация в образовательном пространстве складывается таким образом, что проблема общения, межличностных отношений, коммуникативной компетентности является одной из наиболее перспективных и, в то же время, противоречивых проблем.
Важнейшей задачей курса ОБЖ является формирование у обучающихся умений и навыков для обеспечения безопасной жизни и деятельности своей и окружающих. Следовательно, при комплексной реализации дидактических задач обучения, воспитания и развития приоритетное значение имеет воспитательная задача. Реализация её возможна, когда важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно – ориентированное взаимодействие учителя с учеником.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр школьной образовательной системы личность ребёнка, с его индивидуально - психологическими особенностями и способностями. В рамках личностно - ориентированных технологий наиболее эффективной является технология сотрудничества, позволяющая проявить демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ученика.
По получении школьного образования у обучающихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Следовательно, планируя цели и пути достижения определенного педагогического эффекта, учитель должен вовлечь учеников в самостоятельную познавательную деятельность, быть готовым к доверительному общению с ними, при котором каждый ученик совершенствует свои собственные достижения, каждый ребенок учится в силу своих собственных возможностей, поэтому любая его маленькая победа имеет право быть отмеченной.
Уже в 70-е годы этим вопросом плотно занимался Симон Львович Соловейчик. В его книге «Учение с увлечением» (1976 г.) прописаны основные принципы данной методики. «Научить думать — самая трудная задача учителя. Научиться думать — самая трудная задача ученика». «Успех — вот что окрыляет человека и дает ему силы, вот что ведет к увлечению». Эти тезисы лежат в основе образовательных стандартов второго поколения. Именно Соловейчик положил начало новому для того времени научно-практическому педагогическому учению - педагогике сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика.
Технология сотрудничества реализует принципы демократизма, равенства, партнерства в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология сотрудничества позволяет создавать условия для формирования у обучающихся УУД, так как она основана на самостоятельной работе ученика. В результате работы по данной технологии школьники приобретают определенные компетенции, формируют коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные УУД, приобретают опыт работы с одноклассниками (социальная компетентность), а также вырабатывают собственное мнение и индивидуальное видение картины мира.
Технология сотрудничества очень подходит урокам ОБЖ, т.к. здесь необходимо научить каждого ученика приёмам, которые могут спасти жизнь ему или другому человеку. К сожалению, времени на индивидуальное обучение нет. Зато это могут сделать сами ученики, если они будут работать в небольших группах и будут отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. В процессе обучения ошибаются все. Только всем нужно разное количество времени, чтобы овладеть учебным материалом. Но если от тебя зависит успех всей группы, ты не можешь не осознавать ответственности за свои успехи, за успехи товарищей. Речь идёт не только об овладении знаниями, умениями и навыками, очень важны здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и обучающихся.
Педагогика сотрудничества основана на принципах:
1) Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
• единой цели, которую можно достичь только сообща;
• распределенных внутригрупповых ролей, функций;
• единого учебного материала;
• общих ресурсов;
• одного поощрения на всех.
2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигаются, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
4) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования. Рефлексия, представляет собой осмысление обучающимся целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нём происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Рефлексия – главное интеллектуальное средство самопознания и саморегуляции, выступающее как механизм развития и саморазвития личности. Благодаря рефлексивному механизму человек переходит на новые уровни своего развития.
Обучение в сотрудничестве на уроках ОБЖ подразумевает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять!
Чем же отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества?
1) Взаимозависимость членов группы;
2) Личная ответственность каждого за каждого;
3) Совместная деятельность;
4) Социализация детальности учащихся в группах;
5) Общая оценка работы в группе.
Технология сотрудничества предусматривает совокупность форм, методов и приёмов, объединяющих познавательную и организационную деятельность обучающихся.
Технология сотрудничества приводит к следующим результатам:
1. Высокая мотивация обучающихся к курсу Основы безопасности жизнедеятельности.
2. Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появлениями, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей, опираясь на сотрудничество с другими людьми в жизни.
3. Обучающиеся имеют большую возможность применить полученные знания и умения: для обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; для подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях; для оказания первой помощи пострадавшим; для формирования убеждений и потребности в соблюдении норм разумного и здорового образа жизни.
Таким образом, опыт использования технологии сотрудничества направлен на формирование мыслящего человека, принимающего грамотные решения и умело действующего при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечивая как личную безопасность, так и безопасность окружающих.
Коммуникативная культура личности – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное и эффективное межличностное взаимодействие на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации (А.Г. Самохвалова).
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах. Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения.
Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь, осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.
Понятие коммуникативной компетентности предполагает, что человек осознает:
собственные потребности и ценностные ориентации;
свои перцептивные умения, то есть способность воспринимать окружающее без субъективных искажений;
готовность воспринимать новое во внешней среде;
свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур;
свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды.
Составляющие коммуникативной компетентности личности:
знание норм и правил общения,
высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и воспроизводить информацию,
понимание невербального языка общения,
умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик,
умение убеждать собеседника,
способность правильно оценивать собеседника как личность, как конкурента или партнера,
выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от такой оценки,
способность вызывать у собеседника положительное восприятие собственной личности.
Коммуникативная компетентность включает общение с людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями. Современное общество требует способности грамотно принимать и обрабатывать информацию, а также создавать и оценивать ее, учитывать обратную связь с получателем информации. Все эти умения могут быть реализованы, если обучающиеся овладеют владеют всеми видами речевой деятельности: слушанием, чтением, говорением и письмом.
Главная черта, характеризующая сущность коммуникативной компетентности – это способность и готовность вступать в различного рода (вербальные, невербальные, письменные, устные) коммуникации с целью решения задач общения (поиска, передачи информации, быть понятым, понимать и т.п.). Это проявляется в стремлении вступать в диалог, обращаться к другому с вопросами, суждениями, высказываниями, в умении представления себя, заполнения анкет, ведения диалога (письменного и устного), дискуссии, способности задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на заданный вопрос, находить вербальные и невербальные средства формирования и формулирования мысли и т.д.
К целям и задачам в области формирования коммуникативных компетентностей у обучающихся можно отнести:
учить умению логично и связно построить речевое высказывание;
учить умению выражаться по сути обсуждаемого вопроса;
расширять кругозор, пополнять словарный запас;
учить умению выражать мысль своими словами;
учить умению слушать своих одноклассников, считаться с мнением других людей;
учить умению работать в группе;
воспитывать толерантность;
учить умению представлять результаты своего труда разными способами, применять на практике умения, навыки, способы деятельности.
Итак, современная ситуация в образовательном пространстве складывается так, что проблема общения, межличностных отношений, коммуникативной компетентности является одной из наиболее перспективных. В рамках личностно - ориентированных технологий наиболее эффективной является технология сотрудничества, позволяющая проявить демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ученика, поэтому решать проблему формирования коммуникативных компетенций, на уроках основ безопасности жизнедеятельности, наиболее приемлемо через применение технологии сотрудничества. Формирование коммуникативной компетенции наиболее продуктивно будет реализовываться самостоятельно обучающимися в соответствии с личностной направленностью при организации совместной деятельности с другими обучающимися и при уместном педагогическом сопровождении. Коммуникативная компетентность, как и коммуникативная культура в целом, развивается, формируется под влиянием многих факторов, одним из которых является образование.
Система методов и приёмов работы педагога на уроках ОБЖ, по формированию коммуникативных компетенций обучающихся через технологию сотрудничества
Обучение в сотрудничестве как на всех уроках, так и на уроках ОБЖ, подразумевает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять!
Трудно перейти к данной технологии сразу. Ребят нужно учить общаться между собой. Очень сложно разорвать сдружившиеся группы учеников, а обучающихся нужно разбить на разноуровневые группы. Сначала возникает недовольство составом групп, ребята нервничают, просят перевести их к друзьям. Но эти эмоции проходят тотчас, как только начинается урок – они осознали, что группа оценивается полностью, их общий результат зависит от работы каждого, и начинается активное сотрудничество по обогащению знаниями себя и друг друга, по улучшению результативности команды. И когда их работа оценивается достойно, по итогам совместной работы, они уже начинают улыбаться тем, кого раньше даже не замечали. Деление на группы может быть разной: или выбирают квадратики по цвету и рассаживаются по цветам, или написаны цифры, обозначающие группы, тоже проходят к своим столам. Когда детей уже узнаешь, деление может производить сам учитель: сильный и слабый ученик, или только по уровню, в зависимости от цели урока.
Конечно, в начале уроков надо учеников мотивировать, к тому же отношение к предмету ОБЖ у обучающихся чаще всего несерьезное, особенно у старшеклассников. Так, например, в разделе «Основы здорового образа жизни» предлагаю узнать о музыкотерапии, прослушать, угадать мелодию, предположить, как та или иная музыка влияет на самочувствие человека. Итак, музыкотерапия как одна из составляющих здоровья, вот и тема ЗОЖ будет интересна. В большом разделе «Автономное выживание»: на столе учителя появляется веревка, дети интересуются, зачем она, предлагаю завязать пять морских узлов… Всем нравится практическая работа, работа с компасом, определение азимутов точек, размеченных в кабинете. Одиннадцатый химико-биологический класс темой «Личная гигиена» можно увлечь через исторические параллели. Например, Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза: при рождении и в день свадьбы, а русских по всей Европе считали варварами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто. Закрепление проводится через приём «Своя игра» с номинациями про личную гигиену, при этом класс делится на команды.
В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» во всех классах раздел «Основы медицинских знаний» проводится, конечно, через отработку практических навыков, используя методы технологии сотрудничества. Каждой группе предлагаются ситуационные задачи по оказанию помощи. Определить тяжесть повреждений, алгоритм выполнения, распределение ролей по оказанию первой медицинской помощи. Для этого использую роботов (тренажёры) Гошу, Глашу и Гаврюшу. Дальше задача усложняется: имеются трое пострадавших с различными травмами, необходимо определить, кому первому помощь оказать, какую и почему.
Часто использую видео техногенных катастроф, стихийных бедствий. При изучении «Правила поведения населения при радиационных авариях» каждой группе предлагается задание: «Составить алгоритм». Одна группа составляет алгоритм действий при получении информации о радиационной аварии, другая – алгоритм действий при отсутствии средств индивидуальной защиты, третья - алгоритм действий при движении по зараженной местности. Затем сравнивают по схемам в учебнике. Учитель предлагает помощь в виде опорной схемы, если в этом нуждаются группы.
При изучении темы «Пожары» каждая группа работает над выполнением своей задачи: выяснить причины пожара (источники интернет, газеты); использование СИЗ при задымлении (изготовление простейшей защиты - ватно-марлевой повязки); применение первичных средств пожаротушения (как пользоваться порошковым огнетушителем); оказание первой медицинской помощи при отравлении угарным газом.
По теме «Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет» также работают группы.
1 группа. В приведенном списке отметьте знаком «+» мероприятия, относящиеся к воинской обязанности.
- состояние на воинском учете - ...
- добровольная подготовка к военной службе - …
- призыв на военную службу по мобилизации - ...
- воинский учет –
- добровольное поступление на военную службу - …
2 группа. Ситуационная задача.
Гражданин П. получил повестку о явке в военкомат по месту жительства для прохождения медицинского освидетельствования на предмет готовности к военной службе. Гражданин П. по повестке не прибыл, т.к. навещал в больнице двоюродного дядю. Нарушил ли гражданин П. правила исполнения воинской обязанности?
3 группа. Ситуационная задача.
При одной из школ города организован военно – патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?
4 группа. Ситуационная задача
Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступил в Рязанский военный инженерный автомобильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количество баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?
5 группа. Отметьте знаком «+» мероприятия, относящиеся к добровольной подготовке граждан к военной службе:
- занятия в поисковых, военно-иторических, военно-патриотических кружках, клубах, обществах и организациях;
- участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррористической операции на Северном Кавказе;
- занятия военно-прикладными видами спорта; - +
- занятия боевыми единоборствами; +
- участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах ВОВ;
- обучение по дополнительным образовательным программам,
имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах ВСРФ, других войск, воинских формирований и органов; +
- самостоятельное овладение специальностями, родственными военноучетным;
- обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования - +
При изучении темы «Питание» использую интерактивную доску Mimio Board, обучающие определяют в группы продукты, в которых больше содержится белков, углеводов, минеральных веществ, жиров (распределяя картинки на доске по группам). В 10-11 классах использовать интерактивную доску можно, чтобы найти соответствия погонов и званий, разделить рода и виды ВС РФ с помощью стрелок.
Главное, о чём нельзя забывать при использовании технологии сотрудничества – это то, что способности всех детей различны, искусственно форсировать развитие их невозможно, тем более, достигая при этом больших успехов, чем сама создавшая их природа. Учителю необходимо проявить мудрость и терпение и в случае малейшей удачи поощрить ребёнка. Как принято считать, мы воспитываем личным примером, «собеседничеством» и сотрудничеством. Для того чтобы сотрудничать, необходимо ставить общие цели, которые объединяют, побуждают работать дружно и во имя достижения успеха.
Этот метод предусматривает совокупность приёмов, объединяющих познавательную и организационную деятельность обучающихся. Покажу несколько вариантов обучения в сотрудничестве на уроках ОБЖ.
Вариант первый – обучение в команде. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации и сводится к трём основным принципам:
А) поощрение, похвала. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей группы. Группы не соревнуются между собой, т.к. имеют разный уровень заданий и время на выполнение.
Б) индивидуальная ответственность каждого, которая обеспечивает удачи или неудачи каждого члена группы.
В) равные возможности каждого ученика, каждый приносит свои баллы в успех группы.
Второй вариант – сокращённо именуется «Пила». Учащиеся организуют в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Модификацией этого метода является метод «Пила-2» (Р. Славин) – команда работает над одним и тем же материалом, при этом каждый член группы становится экспертом, проводятся встречи экспертов разных групп.
Третий вариант обучения в сотрудничестве – «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы 3-5 человек, которая получает одно задание из большой темы. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего нового материала.
Чем же отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества?
Взаимозависимость членов группы;
Личная ответственность каждого за каждого;
Совместная деятельность;
Социализация детальности учащихся в группах;
Общая оценка работы в группе.
Цели: единый результат всей групп (в виде оценок в описательной или бальной форме с указанием данных каждого ученика).
В своей работе я использую такие задания для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:
Выполнить задание по "цепочке" – прочитать текст по абзацам, решить задачи по безопасности жизнедеятельности и т.д.;
Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным чрезвычайным ситуациям;
Дать развернутый комментарий;
Изготовить опорные схемы;
Изготовить плакаты - графические опоры;
Изготовить бумажные слайды по параграфу учебника;
Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
Подготовить доклад по теме;
Сочинить стихи, синквейн, акростих, вывести правило;
Творческие задания: придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам "Что было, если бы";
Составить по новой теме расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;
Составить кроссворды по темам;
Составить журнал, мини-книжку;
Написание сочинение и др.
На своих уроках, при организации сотрудничества детей, всегда придерживаюсь определённых правил.
• Правильно объединить детей в группы.
• Давать обучающимся время на обдумывание их ответов.
• Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
• Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
• Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
• Предоставлять возможность обучающимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
• Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
• Оценивать общую работу всей группы.
• Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Работу по формированию коммуникативной компетенции с обучающимися возможно осуществить с помощью разнообразных, эффективных на мой взгляд, форм и методов работы, которые проходят в сотрудничестве.
Дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии ребята приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного процесса.
Беседа – ведущая функция данного метода – побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Метод беседы в практике педагога используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепление материала, развития творческих способностей, формирование общеучебных умений, что дает возможность ученикам понять проблему с различных позиций.
Лекция-диалог. Содержание здесь подается через серию вопросов, на которые дети должны отвечать непосредственно в ходе лекции. Диалоговый метод заключается в коллективном поиске истины (правильного ответа, решения проблемной ситуации) путем диалога социального педагога и аудитории. Данный метод имеет общие черты с проблемным методом, однако, предметом диалога не обязательно может быть спорное положение или проблемный вопрос. Педагог может поставить воспитанникам вопрос, касающийся одной или нескольких проблемных ситуаций, уяснить знание нормативов и тому подобное. Здесь правильный ответ может быть не сразу найден, потребуется выяснить мнения нескольких человек.
Мозговой штурм, при проведении «мозгового штурма» запрещается критика и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Все высказанные идеи записываются для последующего их рассмотрения группой экспертов. После утверждения решения «генераторы идей» распределяются на его противников и сторонников с целью выявления слабых мест и их исправления.
Коммуникативный тренинг – это следующий вид социально-психологического тренинга, направленный на развитие социальной компетентности. Коммуникативный тренинг направлен на развитие следующих базовых умений: вступать в контакт, инициируя его; стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений, высказываний; слушать, услышать и понять то, что имел в виду партнер; воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить; выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, переговорах, дискуссиях и др.
Семинары – конференции. Семинары – это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа обучающихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идет активное обсуждение, дискуссии и выступления учеников, где они под руководством педагога делают обобщение.
Реализации условий для обеспечения интенсивной речевой практики в относительно свободной творческой атмосфере способствует использование ролевой игры. Ролевое общение обладает большими возможностями для совершенствования знаний путем формирования и активизации у детей умений и навыков творческой мыслительной, познавательной и коммуникативной деятельности.
Деловые игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ребятам предлагается найти выход. Они предполагают организацию речевого общения по искусственно воссозданным ситуациям производственно-профессионального характера. Цель их – формирование у обучающихся навыков и умений общения, развитие на основе совместной коллективной деятельности творческой самостоятельности и инициативы, стимулирование интереса учеников к своей деятельности и стремления к самосовершенствованию.
На своих уроках применяю следующие формы речевой коммуникации (Таблица 1).
Таблица 1. Формы речевой коммуникации
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступление с подготовленной заранее речью | Беседа учителя и ученика |
Выступление с неподготовленной речью | Беседа в парах |
Рассказ | Беседа в группах |
Пересказ | Дискуссия |
Сообщение | Дебаты |
Доклад | Переговоры |
Умение задавать вопросы | Ответы на вопросы |
Умение отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Аргументация | Театрализация |
Ассоциация | Блиц - турнир |
Критика | Учебный ринг |
Доказательство и опровержение | Открытый микрофон |
Защита своего мнения | Защита проекта |
Одной из ключевых коммуникативных компетенций при сотрудничестве является выбор стиля общения и поведения в группе. В этом мне помогают различные упражнения. (Таблица 2).
Таблица 2. Формирование ключевых коммуникативных компетенций
Компетенция | Упражнения | |
Выбор стиля поведения в группе | ||
Стратегии поведения в конфликте | «Самооценка конфликтности», «Основные стратегии поведения в конфликте», «Самооценка «мудрого поведения» в конфликте», «Технология эффективного общения в конфликтном поведении», «Три культуры в поле», «Попутчики» | |
Способы разрешения конфликтов | «Типичные приёмы слушания и умения вести диспут», «Диспут», «Спор при свидетеле», «Сглаживание конфликтов» | |
Оценка собственного личного пространства и личного пространства участников коммуникации | «Границы», «Нарисованный диалог», «Работа с негативными переживаниями» | |
Способность устанавливать контакт с группой | «Единство», «Назови чувство», «передать одним словом», «Метафора», «Контакт», «Репортёр» | |
Особенности личности обучающегося в процессе межличностных отношений | ||
Самораскрытие | «Каков я есть. Каким хотел бы быть», «Раскачивание», «Установление личной дистанции», «Комиссионный магазин» | |
Эмоциональное самовыражение | «Контур человека», «Десять комнат», «Без маски», «Фоторобот» | |
Самопознание | «Образ «Я», «Портрет», «За кругом», «Интервью» | |
Сензитивность | «Барометр», «Позиция», «Подарок» |
Итак, формула успеха современного ученика обучающегося в сотрудничестве: уметь видеть и решать проблемы, умение самостоятельно учиться и работать с информацией, способность иметь самостоятельную точку зрения, умение применять полученные знания для решения жизненных проблем, для обеспечения безопасности как своей, так и окружающих.
Уроки на основе педагогики сотрудничества очень многообразны. На примере вышеописанного, можно сделать вывод, что работа в сотрудничестве на уроках ОБЖ, несёт обучающимся радость совместного творчества, удовлетворения, потребности в самоуважении. Ученик чувствует себя личностью, которая на равных правах с учителем сотрудничает в процессе урока и продолжает играть роль приоритетного субъекта и во внеурочной деятельности.
Такая работа формирует не только коммуникативные компетенции обучающихся, но и безопасное отношение к своему здоровью, к здоровью и жизни окружающих, тем самым помогает достичь главной цели предмета ОБЖ, и подготовить подрастающее поколение к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Оптимальность педагогического опыта заключается в том, что работа в сотрудничестве является достаточным условием для успешного формирования коммуникативных компетенций обучающихся, охватывает весь педагогический процесс и направлен на достижение основной цели общего образования – формирование умения учиться.
В соответствии с требованиями ФГОС, инновационный опыт помогает обеспечить комплексный подход к достижению более высоких результатов образования при экономной затрате сил и времени. Так как педагогический опыт направлен на формирование коммуникативных компетенций через использование технологии сотрудничества, то о его эффективности можно судить по результатам диагностики, проведённой на основе методики Б.А. Федоришина, которая позволяет вычислить коэффициенты коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся (Приложение 1).
Результаты между входной, промежуточной и итоговой диагностиками по оценке коммуникативных склонностей свидетельствуют о приросте результатов, что означает, что описанная система работы помогает создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников, тем самым формирует у обучающихся коммуникативные компетенции. (рис. 1)
Рис. 1. Результаты входной, промежуточной и итоговой диагностик по оценке коммуникативных склонностей обучающихся.
Для определения уровня коммуникативной компетентности обучающихся и качества сформированности основных коммуникативных умений, ребятам был предложен тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) (Приложение 2). В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю общения. В результате проведённой диагностики видны значительные положительные результаты. Работа в сотрудничестве вызывает у обучающихся положительные эмоции, формирует умение управлять своим поведением в процессе общения и реализовывать себя в процессе взаимодействия. (рис. 2)
Рис. 2. Результаты входной, промежуточной и итоговой диагностик по определению способа общения в группе.
Таким образом, проведённые диагностики по данным методикам, доказали эффективность использования технологии сотрудничества на уроках ОБЖ, для формирования коммуникативных компетенций обучающихся. Можно с уверенностью сказать, что проделанная работа формирует не только коммуникативные компетенции обучающихся, но и безопасное отношение к своему здоровью, к здоровью и жизни окружающих, тем самым помогает достичь главной цели предмета ОБЖ, и подготовить подрастающее поколение к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Работа по теме, доказывает положительное влияние на развитие обучающихся.
На протяжении трёх лет обеспечивает стабильные показатели успеваемости – 100%, качество выше 75 %.
Высокая мотивация обучающихся к изучению курса ОБЖ, подтверждается их желанием участвовать во всевозможных конкурсах во внеурочное время. Обучающиеся являются постоянными участниками и призёрами школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников.
Результаты муниципального этапа:
2015-2016 гг. С. В. 2место (11 класс), К. А. 3 место (8 класс), Б.А. 4 место (9 класс),
2016-2017 гг. П.С. 2 место (7 класс), Б.А. 3 место (10 класс),
2017-2018 гг. Б.А. 2 место (11 класс), П.А. 6 место П.К. 8 место (7 класс), П.С. 5 место (8 класс), К.М. 11 место (8 класс)
2018-2019 гг.П.С. 2 место (9 класс), П.А. 3 место (7 класс), П.А. 6 место (8 класс), П.К. 8 место (8 класс).
2019-2020 гг. П.С.2 место (10 класс), П.А.3 место (9 класс).
Результаты регионального этапа:
2015-2016 гг. С.В.3 место (11 класс)
2018-2019 гг. П.С. 9 место (9 класс)
Мои обучающиеся являются лауреатами и участниками дистанционного международного конкурса-игры «Муравей» по ОБЖ:
2017-2018 гг. 7 класс: 7 А- лауреат-1 место в городе и субьекте/стране 7 А- лауреат-1 место в городе и субьекте/стране, 7В-участник, 4 место в городе, 7В-2 место в городе, 3 место в ХМАО, 8 кл (6 чел): 8 Б-лауреат- 2место место в городе и субьекте/стране, 8 Б- лауреат- 2место место в городе и субьекте/стране, 8Б- участник, 8В –победитель (1 место в городе и ХМАО), 8 В- лауреат, 8 б- 3 место по городу, 9 классы (7 чел): 9А-лауреат- 1 место в городе и стране/субьекте, 9А-лауреат- 1 место в городе и стране/субьекте, 9А – 3 место по городу, 9 А- 3 место по городу, 9 А – 2 место по городу, 9 А- 2 место по городу, 9 А-5 место по городу 11 кл (2 чел): -2 места в городе и ХМАО, -4 места в городе и ХМАО.
2018-2019 гг. 7 А-1 место в городе и субьекте/стране, 7 А-2 место в городе и субьекте/стране
Участвуют в УРФО 6 классы: подтверждается сертификатами.
Участники во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по ОБЖ «Эйдос».
Мои обучающиеся являются участниками, призерам и победителями городских соревнований:
2013-2014гг. «Безопасное колесо» 4 класс (3 место) итоговый приказ ДО № 474 от 24.09.13; соревнования по гражданской обороне 6-7 классы (3 место) приказ ДО № 495 от 04.10.2013г.; «Безопасное колесо» 4-5 классы (2 место) приказ ДО № 600 от 27.11.13г.; соревнования городские по стрельбе 10-11 классы (5 место) и 3 место в личном зачете- Власенко Валентина 11 А класс приказ ДО № 49 от 12.02.2014г. «Об итогах»; стрельба среди 9-11 классов (2 место) итоговый приказ ДО № 110 от 12.03.2014г; военно-спортивная игра «Зарница» 5-7 классы (1 место) приказ ДО № 261 от 16.05.2014г.
2014-2015 гг. Соревнования городские по стрельбе 6-11 классы (2 место) приказ ДО № 625 от 18.12.2015г. «Об итогах городских соревнований по стрельбе»; соревнования городские по стрельбе (2 место) приказ ДО №625 от08.12.2014г.; соревнования городские по стрельбе (1 место) приказ ДО №63 от 16.02.2015г.; соревнования по городской военно - спортивной игре «Орленок» 8-11 классы (3 место) приказ ДО №134 от 20.03.2015г.; смотр – конкурс уголков по антитеррористической защищенности (3 место) приказ ДО № 168 от 09.04.2015г.
2015-2016 гг. «Безопасное колесо» 6 классы (2 место) приказ ДО № 458 от15.09.15г.; соревнования по гражданской обороне 5 классы (3 место) приказ ДО № 590 от 11.11.2015г.; городская военно-спортивная игра «Орленок» 9-11 классы (3 место) приказ ДО № 156 от 23.03.2016г «Об итогах военно-спортивной игры «Орленок».
2016-2017 гг. «Школа безопасности» 4 место, приказ № 474 от 19.09.2016г., Городской конкурс видеороликов на противопожарную тематику среди общеобразовательных учреждений и дополнительного образования 1 место (диплом), соревнования по военно-прикладным видам спорта 12 место приказ.165 от 04.04.2017г.
2017-2018 гг. Школа безопасности» 1 место приказ № 512 от 18.09.2017г., соревнования по военно-прикладным видам спорта «Орленок» 3 место приказ № 244от 18.04.2018г., Соревнование военно-спортивная игра «Зарница» в личном первенстве 2 место приказ № 330 от 22.05.2018г.
2018-2019 гг. соревнования по военно-прикладным видам спорта 11 место, приказ №104от 26.02.2019г., «Школа безопасности» 6 место приказ № 556 от 18.09.2018г., «Безопасное колесо» 3 место приказ.№ 612 от 12.10.2018г.
2019-2020 гг. соревнования по гражданской обороне 1 место (диплом, кубок).
2020-2021гг. соревнования по гражданской обороне 2 место (диплом, кубок).
Все дипломы, сертификаты, подтверждающие документы предоставлены на моем сайте https://allagia14.wixsite.com/my-site
Система работы по теме, не исчерпывает всех проблем, связанных с формированием коммуникативных компетенций у обучающихся. Поэтому намечены перспективы дальнейшего развития:
1. Продолжить работу по формированию коммуникативных компетенций обучающихся через технологию сотрудничества.
2. Определить и построить обучение школьников на основе новых педагогических технологий, базирующихся на системно-деятельностном подходе.
3. Выбрать методики по определению сформированности коммуникативных компетенций. Провести диагностики, проанализировать их, оформить полученные результаты.
4. Внести коррективы в содержание.
5. Разработать программу элективного курса «Школа безопасности».
Итак, эффективность педагогического опыта подтверждается положительной динамикой системных изменений: повышение уровня обученности обучающихся, повышение уровня развития ключевых компетенций, уровня социализированности личности и личностных проявлений обучающихся.
Таким образом, педагогический опыт положительно влияет на формирование коммуникативных компетенций у обучающихся, т.к. применение технологии сотрудничества на уроках ОБЖ влечёт преобразование сложившейся системы обучения и переводит обучаемого из объекта в субъект учебной деятельности. Заданные стандартом коммуникативные компетенции определяют акценты в отборе технологий, форм и методов обучения, в планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся. Результаты формирования коммуникативных компетенций на уроках ОБЖ формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Задача формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках ОБЖ через технологию сотрудничества является в настоящее время, одной из главных задач школы. Она обеспечивает целостность педагогического процесса и создаёт окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, тем самым готовит подрастающее поколение россиян к безопасности жизнедеятельности, что даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Опыт использования технологии сотрудничества направлен на формирование мыслящего человека, принимающего грамотные решения и умело действующего при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечивая как личную безопасность, так и безопасность окружающих.
Уроки на основе педагогики сотрудничества очень многообразны. Работа в сотрудничестве на уроках ОБЖ, несёт обучающимся радость совместного творчества, удовлетворения, потребности в самоуважении. Ученик чувствует себя личностью, которая на равных правах с учителем сотрудничает в процессе урока и продолжает играть роль приоритетного субъекта и во внеурочной деятельности.
Такая работа формирует не только коммуникативные компетенции обучающихся, но и безопасное отношение к своему здоровью, к здоровью и жизни окружающих, тем самым помогает достичь главной цели предмета ОБЖ, и подготовить подрастающее поколение к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Список литературы
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. [Текст] / Н.И. Дереклеева. – М.: Вако, 2014.
Зазулинский, В.Д. Безопасность жизнедеятельности в ЧС. [Текст] / В.Д. Зазулинский. – М.: Экзамен, 2016.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии. [Текст] / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2014
Колмагорова, В.А. Формирование коммуникативной компетентности личности: учеб
ное пособие. [Текст] / В.А. Колмагорова. – Барнаул: АлтГПУ, 2015.
Попова, Г.П. ОБЖ. [Текст] / Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2015.
Пряхин, В.Н., Соловьев, С.С. Безопасность жизнедеятельности человека. [Текст] / В.Н. Пряхин, С.С. Соловьев. – М.: Экзамен, 2006.
Рыхнов, А.Г. Правила безопасности для взрослых и детей. [Текст] / А.Г. Рыхнов.– М.: 2013
Сальникова, Т.П. Педагогические технологии [Текст] / Т.П. Сальникова: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
Татарникова, Л.Г., Захаревич, Н.Б. Валеология. Основы безопасности жизни ребенка. [Текст]/ Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич. – СПб.: Петроградский и К, 2012.
Титов, С.В., Шабаева, Г.И. Тематические игры по ОБЖ. [Текст] / С.В. Титов, Г.И. Шабаева. – М.: Творческий центр, 2013.
Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалиста образовательного учреждения. [Текст] / А.К. Колеченко. – М.: Каро, 2006.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002.
Приложение 1
Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей КОС
(В.А. Синявский, Б.А. Федоришин)
Инструкция. Вам нужно ответить на все вопросы, свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу, выражая согласие с ответом знаком «+», а несогласие – знаком «–». Отвечая, представляйте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Отвечайте быстро. Плохих или хороших ответов здесь нет.
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию Вашего решения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-то из Ваших товарищей.
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-то другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых Вам людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Считаете ли Вы, что Вас не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?
30. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе, в классе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-то большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов. Определяется количество совпадающих с ключом ответов по каждому из разделов методики.
Коммуникативные склонности: 1+, 3–, 5 +, 7–, 9+, 11–, 13 +, 15–, 17+, 19–,
21 +, 23–, 25+, 27–, 29 +, 31–, 33+, 35–, 37 +, 39–.
Организаторские склонности: 2+, 3–, 6 +, 8–, 10+, 12–, 14 +, 16–, 18+, 20–,
22 +, 24–, 26+, 28–, 30+, 32–, 34+, 36–, 38 +, 40–.
Оценочный коэффициент определяется отношением числа совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений (20).
Шкала для оценки уровня коммуникативных склонностей (КС):
от 0,10 до 0,45 – низкий уровень;
от 0,46 до 0,55 – ниже среднего;
от 0,56 до 0, 65 – средний;
от 0,66 до 0,75 – высокий;
от 0,76 до 1,00 – очень высокий.
Шкала для оценки уровня организаторских склонностей (ОС):
от 0,20 до 0,55 – низкий уровень;
от 0,56 до 0,65 – ниже среднего;
от 0,66 до 0, 70 – средний;
от 0,71 до 0,80 – высокий;
от 0,81 до 1,00 – очень высокий.
Анализ полученных результатов.
Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Тест коммуникативных умений Михельсона
(адаптация Ю.З. Гильбуха)
Тест Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Инструкция: Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.
Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек". Вы обычно в подобных ситуациях:
а) Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь".
б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся".
в) Говорите:"Спасибо".
г) Ничего не говорите и при этом краснеете.
д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону".
Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:
а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: "Нормально!"
б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше".
в) Ничего не говорите.
г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше".
д) Говорите: "Это действительно замечательно!"
Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Вы - болван!"
б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки".
в) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим.
г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете".
д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.
Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ:
а) Говорите: "Во всяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"
б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа".
в) Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы".
г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то".
д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.
Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:
а) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать".
б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете".
в) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас".
г) Ничего не говорите этому человеку.
д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!"
Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:
а) Никого ни о чем не просите.
б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня".
в) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого объясняете суть дела.
г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.
д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня".
Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:
а) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?"
б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.
в) Говорите: "У Вас какая-то неприятность?"
г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.
д) Смеясь говорите: "Вы просто как большой ребенок!"
Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: "Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы:
а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.
б) Говорите: "Это не Ваше дело!"
в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие".
г) Говорите: "Пустяки".
д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".
Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Вы с ума сошли!"
б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой".
в) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина".
г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите".
д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.
Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать".
б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.
в) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать".
г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано".
д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу.
Кто-то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей".
б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово".
в) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех".
г) Говорите: "Спасибо".
д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.
Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне".
б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: "Да, спасибо".
в) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.
г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.
д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо".
Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно:
а) Немедленно прекращаете беседу.
б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда".
в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным голосом.
г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.
д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.
Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:
а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: "Некоторые люди ведут себя очень нервно".
б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"
в) Ничего не говорите этому типу.
г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!"
д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди".
Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:
а) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"
б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете".
в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.
г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь".
д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.
Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.
б) Воздерживаетесь от всяких просьб.
в) Отбираете эту вещь.
г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.
д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.
Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом".
б) Говорите: "Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им".
в) Говорите: "Нет, приобретайте свой!"
г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.
д) Говорите: "Вы с ума сошли!"
Какие-то люде ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:
а) Не говорите ничего.
б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.
в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.
г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.
д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.
Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: "Что Вы делаете?" Обычно Вы:
а) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного".
б) Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?"
в) Продолжаете молча работать.
г) Говорите: "Это совсем Вас не касается".
д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.
Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:
а) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?"
б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?"
в) Спрашиваете: "Что случилось?"
г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре".
д) Никак не реагируете на это событие.
Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: "С Вами все в порядке?" Обычно Вы:
а) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!"
б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.
в) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?"
г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне".
д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет о'кей".
Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы:
а) Не говорите ничего.
б) Говорите: "Это их ошибка!"
в) Говорите: "Эту ошибку допустил Я".
г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек".
д) Говорите: "Это их горькая доля".
Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:
а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.
б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.
в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.
г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.
д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.
Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал".
б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?"
в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.
г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.
д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"
Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно:
а) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.
б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще".
в) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите".
г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое".
д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом".
Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:
а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.
б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.
в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.
г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.
д) Ничего не говорите этому человеку.
Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, останавливается и окликает Вас возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Что Вам угодно?"
б) Не говорите ничего
в) Говорите: "Оставьте меня в покое".
г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.
д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.
Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.
Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)
- ситуации, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).
Обработка и анализ результатов:
Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?
Блоки умений:
Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.
Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.
Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.
Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.
Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.
Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.
Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.
Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.
Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.
Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.
КЛЮЧИ
зависимые | компетентные | агрессивные | |
1 | АГ | БВ | Д |
2 | АВ | Д | БГ |
3 | ВД | Б | АГ |
4 | БД | Г | АВ |
5 | Г | АБ | ВД |
6 | АГ | ВД | Б |
7 | БГ | АВ | Д |
8 | АГ | В | БД |
9 | Д | БВ | АГ |
10 | БД | Г | АВ |
11 | БД | Г | АВ |
12 | БГ | А | ВД |
13 | АГ | В | БД |
14 | АВ | Д | БГ |
15 | ВД | Б | АГ |
16 | БД | Г | АВ |
17 | Г | АБ | ДВ |
18 | АГ | В | БД |
19 | АВ | Д | БГ |
20 | ГД | БВ | А |
21 | Б | ГД | АВ |
22 | А | ВГ | БД |
23 | АВ | Д | БГ |
24 | Г | АБ | ВД |
25 | В | АД | БГ |
26 | ВД | АБ | Г |
27 | БД | АГ | В |
38