Педагогический проект «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе технологии АМОиМ»
Муниципальное образование город Урай Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Министерство образования Российской Федерации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
Педагогический проект
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе технологии АМОиМ»
Автор проекта: Кудлай Лариса Леонидовна, учитель английского языка
высшей квалификационной категории
Современный мир характеризуется глубоко интеграционными процессами, в результате чего происходит стирание границ между государствами, образуются глобальные экономические зоны. Вследствие этих процессов происходит реформирование государственных систем. В течение первых двух десятилетий 21 века в Европе должно быть создано единое образовательное пространство, поэтому Советом Европы была разработана единая концепция школьного языкового образования для европейских стран, и выделено пять базовых компетенций, необходимых, сегодня выпускникам и специалистам:
Социальная и политическая компетенции
Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе
Коммуникативная компетенция
Компетенции, связанные с возникновением общества информации.
Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь
В связи с этим, в условиях введения новых ФГОС, общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, представляющие современное качество образования по иностранному языку: коммуникативную, речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную.
Целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), т. е. для успешного овладения иностранным языком, учащиеся должны знать не только языковые формы (усвоение грамматики и лексики), но также иметь
представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является первостепенной и основополагающей задачей. В законе “Об образовании” отмечается, что учебному предмету “Иностранный язык” отводится существенная роль в решении этой важной задачи.
Традиционная схема изучения английского языка, на сегодняшний день, не способна обеспечить полное усвоение объема информации, не способствует эффективному формированию коммуникативных навыков и не даёт ученику возможность развиваться в личностном плане.
В связи с этим, объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, применения эффективных средств обучения, рациональных вариантов содержания, и его структуры. Чем больше альтернативных методических решений, тем плодотворнее поиск новых путей обучения английскому языку.
Источником изменений традиционной системы работы стало противоречие между новыми требованиями к уровню владения иноязычной коммуникативной компетентностью учащихся и устаревшими методическими формами обучения английскому языку.
Цель проекта:Формирование коммуникативных навыков в условиях образовательного пространства гимназии на основе технологии АМО.
Выявить влияние технологии АМОиМ на формирование иноязычной коммуникативной компетентности;
Определить и систематизировать наиболее эффективные приемы и методы технологии АМОиМ;
Качественно улучшить результативность обучения по предмету;
Повысить интерес к английскому языку и развить мотивацию учебной деятельности на уроках английского языка;
Включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу;
Активизировать творческую деятельность;
Объект исследования: образовательный процесс на уроках английского языка
Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроке английского языка
Гипотеза:Целенаправленное и систематическое использование технологии АМОиМ на уроках английского языка эффективно влияет на формирование и повышение коммуникативной компетенции учащихся, что в свою очередь позволяет:
значительно повысить качество знаний по английскому языку,
адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,
выражать свои чувства и представления о мире различными способами,
развивать навыки самостоятельного получения знаний.
Участники проекта: учащиеся старших классов с углубленным изучением английского языка. Выбор данной категории учащихся в реализации проекта обусловлен ростом числа учащихся сдающих экзамен по английскому языку и их заинтересованностью в качественной подготовке к ЕГЭ. Учебным планом гимназии выделяется 4 часа и 1 практикум на изучение английского языка в классах филологического направления. Это дает возможность давать расширенные знания по предмету и осуществлять учебный процесс на более высоком уровне.
Новизна проекта заключается в следующем:Во-первых, происходит изменение роли учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Во-вторых, проводится целенаправленная работа по формированию целостной картины мира через принцип метапредметных основ содержания образования.
В-третьих, формирование коммуникативной компетенции осуществляется через добровольное и самостоятельное вовлечение учащихся в процесс интеракции.
В-четвертых, увеличивается мотивационный потенциал для всех субъектов образовательного процесса.
Содержание методических задач определило этапы исследования и план деятельности.
Подготовительный: Январь 2017г. – сентябрь 2017г.
-Изучение и анализ материалов по формированию ключевых компетентностей учащихся.
-Получение теоретических и практических знаний о педагогической технологии АМОиМ.
-Диагностика уровня владения коммуникативной компетенции учащихся классов с углубленным изучением английского языка.
Основной: Сентябрь 2017г. – май 2018г.
-Совершенствование применения активных методов обучения в качестве эксперта конкурса педагогов «Активные методы обучении в образовании».
-Дистанционное обучение на программе методистов-модераторов по активным методам обучения международного института развития «ЭкоПро».
-Проведение уроков с использованием технологии АМОиМ, формирующих коммуникативные компетенции
-Разработка авторских методов АМО, создание банка АМОиМ.
-Формирование компетентностно-ориентированных заданий на основе АМО.
Заключительный: Май 2018 – ноябрь 2018.
-Мониторинг успешности внедрения технологии АМОиМ.
-Подведение итогов, анализ результатов.
Анализ проблемы исследования;
Изучение психолого-педагогической, методической литературы;
Проектирование педагогического эксперимента;
Диагностика (анкетирование, тестирование, сравнение);
Обобщение полученных результатов;
Подведение итогов;
Разработка перспективного плана развития проекта.
Результативные критерии | Показатели |
Повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности; | Уменьшение количества учащихся, владеющих уровнем (А) и увеличение количества учащихся, владеющих уровнем (В) |
Прочное усвоение знаний, повышение результативности обучения; | Достижение высокого уровня качества знаний (80-100%) |
Приобретение учащимися исследовательских навыков; | Рост количества участников научно-практических конференций и качества представленных работ |
Повышение интереса к английскому языку и активизация творческой деятельности; | Участие в дистанционных конкурсах и создание ученических проектов |
Ожидаемые результаты для учителя:
Повышение интереса к осуществлению инновационной деятельности;
Рост компетентности и уровня профессиональных навыков и умений;
Творческий рост.
Кадровые ресурсы: учитель английского языка, владеющий технологией активных методов обучения.
Материально – технические ресурсы: кабинет иностранного языка, мультимедийная установка, экран, проектор или интерактивная доска, компьютеры, CD – DVD - диски, аудиокассеты с обучающими программами и электронными словарями, магнитофон, учебно-методическая литература, наборы цветной бумаги, стикеры, магниты, фломастеры.
Программное обеспечение: рабочая программа по образовательной области
«Иностранный язык», программа практикума, календарно-тематическое планирование, УМК «Английский в фокусе. 11 класс», авторы: О.В.Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, серия учебных пособий издательства Макмиллан для подготовки к ЕГЭ и в качестве дополнительного пособия УМК «Laser B1+», автор: Malcolm Mann.
Информационные ресурсы: Сеть Интернет, Копилка активных методов обучения, коллекция ЦОР, собственные разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения целейНа подготовительном этапе реализации проекта я изучила и проанализировала теоретический материал по формированию ключевых компетентностей учащихся на основе передовых технологий и выявлению ведущей компетенции для предмета «Иностранный язык».
Современные образовательные технологии, которые используются для формирования ключевых компетенций школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Эффективное использование приемов личночтно-ориентированных и деятельностных образовательных технологий приводит к развитию определенных компетентностей учащихся: ценностно- смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования.
Моя инновационная деятельность в области создания модели обучения английскому языку на основе интеграции современных педагогических технологий позволила доказать положительное влияние современных образовательных технологий на формирование ключевых компетенций учащихся.
Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают ею, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков, анализируя тексты для чтения и аудирования. Технология сотрудничества, проектная методика и технология АМОиМ в большей
степени позволяют обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Развитие общекультурной компетенции происходит за счёт изучения особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственной основы жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Основным источником развития данной компетенции являются информационно- коммуникационные и проектно-исследовательские технологии, которые помогают получать и прорабатывать максимальный объем информации в процессе обучения.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Благоприятное влияние на развитие данной компетенции оказывают информационно-коммуникационные технологии и Интернет-ресурсы, а также проектно-исследовательские технологии.
Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции. Практика показывает, что информационно-коммуникационные технологии способствуют индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению познавательной активности и мотивации.
Развитию социально-трудовой компетенции в сфере гражданско- общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения способствуют ролевые игры, которые положены в основу АМО, а также информационно-коммуникационные технологии.
В результате анализа влияния технологий на развитие ключевых компетенций учащихся, формируемых на уроках английского языка, была определена базовая компетентность - коммуникативная, направленная на достижение главной цели в обучении иностранному языку.
Коммуникативная компетенция включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
Владея коммуникативной компетенцией, учащийся должен:уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции:
Грамматическая или формальная (grammatical competence) или лингвистическая (linguistic) компетенция - систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые
преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;
Социолингвистическая компетенция (sociolonguistic competence) - способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению;
Дискурсивная компетенция (discourse competence) - способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор лингвистических средств, в зависимости от типа высказывания; Cоциокультурная компетенция (sociocultural competence) - знание культурных особенностей носителя языка, их привычек традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию
личности в системе мировой и национальной культур.
Коммуникативная компетенция подразумевает устное (слушание, говорение) и письменное (чтение, письмо) взаимодействие.
Слушание Устное взаимодействие Говорение
Чтение Письменное взаимодействие Письмо
Для выявления уровня владения коммуникативной компетенцией была проведена диагностика учащихся 11Б класса МБОУ Гимназия. В
эксперименте участвовало 14 обучающихся. В качестве оценки использовалась таблица «Европейская шкала самооценки уровня владения коммуникативными умениями». (Приложение 1) Данная шкала выделяет 6 крупных уровней, которые представляют собой более низкие и более высокие подуровни в классической трехуровневой системе, включающей в себя базовый, средний и продвинутые уровни. Схема уровней построена по принципу последовательного разветвления. Она начинается с разделения системы уровней на три крупных уровня - А, В и С.
А Элементарное владение (Basic User) | А1 Уровень выживания (Breakthrough) |
А2 Предпороговый уровень (Waystage) | |
В Самостоятельное владение (Independent User) | В1 Пороговый уровень (Threshold) |
В2 Пороговый продвинутый уровень (Vantage) | |
C Свободное владение (Proficient User) | С1 Уровень профессионального владения (Effective Operational Proficiency) |
С2 Уровень владения в совершенстве (Mastery) |
Согласно программным требованиям, предъявляемым к уровню владения коммуникативной компетенцией выпускников 11 классов с углубленным изучением английского языка, предполагаемым считается уровень (В2).
Коммуникативные умения по видам деятельности для данного уровня:
Аудирование - Понимать развернутые доклады и лекции и содержащуюся в них даже сложную аргументацию, если тематика выступлений достаточно знакома. Понимать почти все новости и репортажи о текущих событиях. Понимать содержание большинства фильмов, если их герои говорят на литературном языке.
Чтение - Понимать статьи и сообщения по современной проблематике, авторы которых занимают особую позицию или высказывают особую точку зрения. Понимать современную художественную прозу. Диалогическая речь - Уметь без подготовки довольно свободно участвовать в диалогах с носителями изучаемого языка. Принимать активное участие в дискуссии по знакомой проблеме, обосновывать и отстаивать свою
точку зрения.
Монологическая речь - Обладать достаточным словарным запасом, позволяющим понятно и обстоятельно высказываться по широкому кругу интересующих меня вопросов. Объяснить свою точку зрения по актуальной проблеме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, высказывая аргументы «за» и «против».
Письмо - Уметь писать подробные сообщения по широкому кругу интересующих вопросов. Уметь писать эссе и доклады, освещая вопросы или аргументируя точку зрения «за» или «против» Уметь писать письма, выделяя те события и впечатления, которые являются особо важными.
Данные диагностики позволили сделать вывод, что низкий уровень владения коммуникативной компетентностью наблюдается в аудировании, диалогической речи, монологической речи и письме. Достаточный уровень отмечен в области чтения. Уровнем (А1) владеют – 22% уч-ся, (А2) – 37% уч-
ся, (В1) – 39% уч-ся. (Приложение 2)
Одновременно был проведен оценочный мониторинг владения коммуникативными навыками по всем видам речевой деятельности на начало учебного года. В качестве КИМ использовался вариант ЕГЭ по английскому языку. Для проверки устной речи было предложено два задания на составление диалога по предложенной ситуации, и монологическое высказывание по теме: «Книги или Интернет?».
Опираясь на шкалу тестовых баллов, соответствующей границам 5 уровней выполнения тестов ЕГЭ, можно сделать вывод, что на период первичной диагностики 5 уч-ся (35,7%) имеют минимальный уровень выполнения, 6 уч-ся (42,8%) имеют низкий уровень выполнения, 2 уч-ся (14,2%) имеют удовлетворительный уровень и 1 учащийся (0,07%) имеет хороший уровень выполнении работы. Средний процент выполнения работы по видам речевой деятельности составил: Аудирование – 48%, Чтение – 50%, Грамматика – 50%,Письмо – 47%, Говорение 47%. Общий процент выполнения работы по группе составил – 48%. (Приложение 3)
На основе проведенной диагностики и оценочного мониторинга я пришла к выводу, что для развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо применение интерактивных технологий, в частности технологии АМОиМ (Активные Методы Обучения и Модерация). Технология активных методов обучения (АМО) является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные стандарты. Технологию АМО можно отождествлять с Технологией ФГОС.
По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную систему АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
На основном этапе реализации педагогического проекта было осуществлено внедрение АМО в урочную и внеурочную деятельность. Для каждого этапа урока использовались определенные активные методы, направленные на создание интерактивных ситуаций и позволяющие формировать коммуникативную компетенцию учащихся. (Приложение 4)
Применение АМО в начале урока помогают динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. АМО позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и определить цель. При презентации учебного материала они ориентируют обучающихся в теме, дают возможность выбрать основные направления для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Отличительной особенностью данной технологии является вовлечение учащихся в самостоятельную проработку нового материала, поддерживая познавательный интерес формой игры. На этапе релаксации АМО позволяют снять усталость, напряжение, восстановить энергию перед выполнением сложной учебной задачи. Подведение итогов урока с применением АМО дают возможность эффективного окончания образовательного мероприятия. В ходе эксперимента использовались активные методы электронного пособия «Копилочка активных методов обучения» и свои авторские методы. (Приложение 5)
Для установления процесса интеракции на этапе приветствия использовались такие методы, как: «Приветствие», «Шляпа», Метод образной картины, «Найди свою половинку», "Часы", "Привет", "Я такой". Суть данных методов заключается не только в обеспечении
доброжелательного и позитивного настроя на урок, но и в возможности разделения на группы и подгруппы.
Одной из главных задач реализации проекта было формирование системы компетентностно - ориентированных заданий для отработки коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности. Для каждого вида деятельности я определила базовые умения, отобрала типовые задания и подобрала активные методы, обеспечивающие коммуникативный эффект обучения.(Приложение 6)
Предлагаю рассмотреть технологию внедрения проекта с использованием активных методов во всех видах речевой деятельности.
Диалогическая речь
Учащийся должен уметь:
-участвовать в разговоре, беседе в ситуациях повседневного общения, обмениваясь информацией, уточняя её, обращаясь за разъяснениями, выражая свое отношение к высказываемому и обсуждаемому;
TASK:Make notes to answer the questions. Have you ever been on television? When? What was it like? Would you like to be? Why? / Why not?
In pairs, ask and answer the questions. Try to say as much as you can. Use the phrases below to help you.Have you ever watched TV programmes in English?
Have you ever been on television? Would you like to be?
Has anybody you know ever been in the news?
Do you like phone-in programmes? Have you ever called one on TV or on the radio?
Выполняя данное задание эффективно использование активного метода
«Ульи»Цель: научиться завязывать разговор в малых группах.
Суть: Участники разбиваются на группы по 2-3 человека в каждой. В группах обсуждается один или два заданных вопроса. Участники пишут свои ответы на карточки или на большом листе, позднее они будут представлены для общего обсуждения.
Примечания: При использовании этого метода несколько снижается психологический барьер и смущение при необходимости выступать в малой и затем большой группе.
Варианты: Этот метод можно с успехом использовать до начала или во время инпутов, чтобы активизировать учащихся.
Монологическая речь
Учащийся должен уметь:
Представлять социокультурный портрет своей страны и страны изучаемого языка;
TASK: How do you eat the following foods in your country? How do Britain people prefer them?Bread, potatoes, cake, rice, fish, meat, chicken.
Steamed
Boiled
Toasted
Baked
Raw
Цель: Распределиться по группам, содействовать возникновению межличностных коммуникаций, создать комфортную обстановку для творческой деятельности.
Группы: все участники, разбитые на две партии.
Проведение: В аудитории организовать 2 стола. Заранее приготовить карточки двух цветов. В дальнейшем каждому столу будет соответствовать один из цветов. Это позволит дальше организовать рабочие группы. Ученики по очереди будут выбирать карточку по принципу понравившегося им цвета. Задания спрятаны на обратной стороне. На каждой карточке следует написать название продукта так, чтобы участники, собравшиеся за одним столом, могли придумать блюдо, которое можно приготовить из имеющихся продуктов. После того, как участники окажутся за одним столом, им предстоит составить меню своего стола, выбрать шеф-повара и записать это на предложенном им листе «Меню», подписавшись своими именами. После чего шеф-повар каждой команды представит свое блюдо, «рецепт» успеха приготовления в качестве девиза и повесит на доску, получится "Праздничное меню". Одна группа отвечает за «британцев», другая за
«россиян». Поочередно участники представляют свой вариант ответа. Затем все начинают дискуссию по теме. Каждая группа аргументирует свой ответ.
Цель: оживление противоречий и затянувшихся дискуссий. Тренинг умения аргументировать свое мнение.
Группы: все участники, разбитые на две партии.
Проведение: Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу, так что каждый имеет непосредственного противника. Одна группа отвечает за
«британцев», другая за «россиян». Поочередно участники представляют свой вариант ответа. Затем все начинают дискуссию по теме. Каждая группа аргументирует свой ответ.
Чтение
Учащийся должен уметь:
Читать и понимать аутентичные тексты различных жанров и стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения(ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
TASK: Look at the title/picture/first line and say what you expected to read; Метод «Волшебные стихи» (авторский)Цель: Определить тему урока/обсуждения по «главным словам»
Участники: весь класс
Проведение: Перед началом работы над темой прочитать стихотворение или четверостишие. Понять общее содержание услышанного, выделить ключевые слова и определить тему обсуждения.
“A memory lasts forever. Never does it die.
True friends stay together.
And never say goodbye”(Anon.)
Аудирование
Учащийся должен уметь:
понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видео- текстов: прагматических (объявления), прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;
TASK: Listen and match;You are going to listen to extracts from five different programmes. As you listen, match each extract to a programme type.
Extract 1 a documentary Extract 2 b sitcom Extract 3 c game show Extract 4 d chat show Extract 5 e soap opera
. Метод «Cветофор».Цель: выражение мнения групп. Умение начать беседу.
Проведение: Участники садятся в круг. Каждый участник получает карточки. Преподаватель зачитывает тезисы по одному. Участники, согласные с тезисом, поднимают зеленую карточку. Несогласные - красную. Сомневающиеся и воздерживающиеся от решения - желтую. Всякий раз необходимо предоставлять участникам несколько минут на обдумывание решения. Если тезис требует обсуждения, участников просят обосновать их положительную или отрицательную реакцию. Если дискуссия угасает, следует переходить к следующему тезису.
Примечания: Этот метод позволяет узнать мнения всех участников - никто не остается только зрителем. У многих участников уже вскоре после начала игры возникает живой интерес, обусловленный желанием узнать причины расхождения во мнениях и обосновать свое мнение. Желательно подготавливать такие тезисы, к которым у членов группы предположительно несходное отношение. Если мнение всех участников по какому-то вопросу в основном совпадает, то интерес к игре быстро остывает.
Письмо
Учащийся должен уметь:
письменно рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
TASK: Look at this writing task. Do you agree or disagree with the statement?Your class has been studying in the history of transport. Your teacher has asked you to write an essay explaining whether you agree or disagree with the following statement: The invention of the car changed the world.
Цель: обсуждение темы в малой группе. Формирование разностороннего подхода к теме. Анализ ситуации
Проведение: Участники делятся на группы. Каждая группа имеет 2 листа бумаги и фломастеры. Участники групп, обсудив проблемное утверждение, записывают плюсы и минусы. После окончания работы участники проходят по кругу и знакомятся с плакатами других групп.
Затем после перерыва ведущий просит участников вернуться к своим плакатам и найти в отрицательных моментах, которые они написали положительные идеи. Положительные идеи записываются на небольших цветных карточках и прикрепляются поверх отрицательного момента.
По окончанию работы над переводом минусов в плюсы, каждая группа выбирает одного человека, который будет представлять получившуюся у их группы картину.
Для формирования коммуникативной компетентности большое значение имеет этап подведения итогов урока и релаксация учащихся после проведенного образовательного мероприятия. На данном этапе целесообразно использование активных методов: «Мухомор», «Мудрый
совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «ХИМС», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Термометр настроения», «Ресторан»,
«Комплименты». Еще два важных дела!
Цель: Выяснить впечатления участников от прошедшего урока.
Проведение: Один или самое большее два вопроса пишутся на большом листе крупным шрифтом. Участники по очереди кратко высказываются по этим вопросам, не обсуждая их друг с другом. При этой игре важно помнить, что "краткость - сестра таланта, поэтому, когда очередному участнику предоставляется слово, то одновременно подается сигнал - ему передают предмет, который он затем передаст дальше, и так далее.
Примечания: Круг итогов служит хорошим дополнением методов письменного изложения оценки. Существенные с точки зрения каждого участника соображения произносятся вслух и становятся известны всем. Поэтому и вопросы лучше предлагать в устной форме. Примеры: "Что я увезу домой с этого семинара?", "О чем еще мне все время хотелось сказать". На заключительном этапе реализации проекта был проведен мониторинг учащихся в целях определения оценки эффективности и подведения итогов. Полученные данные итогового контроля знаний учащихся в формате ЕГЭ показали, что в сравнении с первоначальными результатами повысился общий уровень качества знаний по всем видам речевой деятельности. Средний процент выполнения работы по видам речевой деятельностисоставил: Аудирование – 54%, Чтение – 55%, Грамматика – 58%, Письмо – 57%, Говорение 55%. Общий процент выполнения работы по группе составил – 56%. Процент положительной
динамики составил +8%. (Приложение 7,8)
Повторный мониторинг уровня самооценки учащихся после внедрения АМО также значительно превысил первоначальные показатели. Снизилось
число учащихся уровня (А1) на 13%, (А2) на 11%, повысился уровень (В1) на 4% и (В2) на 16%, что говорит об эффективности применения АМО в развитии коммуникативной компетентности. (Приложения 9,10) Качество знаний по предмету за 2019 учебный год в сравнении с 2018 годом повысилось на 14,7%. Средний процент качества знаний по предмету к концу 11 класса составил 85,7%, что соответствует высокому уровню
качества знаний. (Приложение 11)
Увеличились количественные и качественные показатели участия детей в дистанционных ученических проектах и конкурсах.
Всероссийская олимпиада по основам наук Уральского федерального округа:2018 год – 2 призера (1место, 3 место)
2019 год – 3 призера (3 место)
2018г. - 32 участника, 2019г. – 40 участников, 2 призера.
2018г. - 3 участника, 2019г. – 5 участников, 1 лауреат.
Городской конкурс чтецов « Парус», посвященный 50-летию освоения космоса: 2019 год - 1 победитель.
Всероссийский конкурс «Jingle Bells», номинация «Christmas all over the world»: 1 победитель, 2 призера (2 место), 1 лауреат.
2018 год – 2 призера (2, 3 место)
2019 год – 3 призера (3 место), 1 работа, отмеченная специальным призом за практическую значимость.
Школьный Конкурс IT-проектов:2018 год – 3 участника
2019 год - 1 призер (3 место)
2018 год – 1 призер (2 место)
2019 год –1 победитель
2018 год – 2 участника
2019 год - 1 призер (2 место)
Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы: Эффективное развитие коммуникативной компетентности учащихся предполагает использование специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.
В ходе реализации проекта, были решены все поставленные задачи, подтвердилась гипотеза, выдвинутая на подготовительном этапе. Целенаправленное и систематическое использование технологии АМОиМ на уроках английского языка эффективно влияет на формирование и
повышение коммуникативной компетенции учащихся, что в свою очередь позволяет:
значительно повысить качество знаний по английскому языку,
адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,
выражать свои чувства и представления о мире различными способами,
развивать навыки самостоятельного получения знаний.
Проведя анализ внедрения педагогического проекта, очевидной стала необходимость его дальнейшего развития. Был намечен перспективный план по внедрению технологии АМО в учебный процесс. На новом этапе развития проекта главной задачей является создание модульных разработок уроков по технологии АМО для всех параллелей учащихся и пополнение банка авторских методов. (Приложение 12)
Говоря о личностно-ожидаемых результатах реализации проекта для меня, как для учителя, основная цель заключается в пропаганде и распространении технологии АМОиМ. Имея опыт работы в качестве эксперта Всероссийского конкурса педагогов «Активные методы в образовании» и пройдя обучение на программе модераторов по активным методам обучения, в данный момент, я являюсь разработчиком и организатором городских и школьных обучающих семинаров для педагогов по технологии АМО в рамках опорной площадки на базе МБОУ Гимназия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
В.Г. Апальков, Программы общеобразовательных учреждений, Английский язык 10-11 классы, Москва, «Просвещение», 2011.
Программы общеобразовательных учреждений, Английский язык 10-11 классы, Школа с углубленным изучением иностранных языков, Москва,
«Просвещение», 2011.
Т.В. Лазарев, Образовательные технологии новых стандартов, Петрозаводск, «Версо», 2012.
В.Эванс, О.Афанасьева, Дж. Дули, УМК «Spotlight» ,11класс, Москва
«Просвещение», 2011.
И.А Зимняя, Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
Е.И. Пассов, Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.
- М., 1991.
В.В Сафонова. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.
Е.Н. Соловова И.Н Солокова, State Exam Maximiser—Pearson Education LTD, 2007.
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm, А.В. Хуторской, Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос", 2005 .
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100, Проект ФГОС среднего (полного) общего образования.