Статья на тему «Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

0
0
Материал опубликован 17 November 2019

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Каменская Татьяна Борисовна

МБОУ «Гимназия №1» г.Ноябрьск

В настоящее время проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и умений толерантной коммуникации.

Выпускник современной школы должен обладать коммуникативной компетентностью: комплексом знаний, умений, навыков, способов социального действия и мотивационной готовностью их практического использования в жизненных ситуациях. Уроки английского языка открывают широкие возможности для формирования коммуникативной компетентности обучающихся и практическому овладению иностранным языком.

Использование технологии в сотрудничестве помогает формировать коммуникативные умения и реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении. Данная технология позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс.

Сегодня нам бы хотела бы поделиться своим опытом применения технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка. Реалии современной жизни показывают нам, что дети все меньше и меньше стремятся общаться со своими сверстниками, предпочитая виртуально общение и посвящают свободное время интернету или компьютерным играм. Все мы, учителя, сталкиваемся с проблемой несамостоятельности выполнения домашних заданий. Все сложнее и сложнее подобрать материал для самостоятельного выполнения. Наши ученики умеют находить информацию. Это большое преимущество. Это и нужно использовать в работе. Главное, научить их работать в коллективе и нести личную ответственность за выполненную работу.

Для начала нужно научить детей работать в группе. Оптимальным количеством человек в группе является 3-4 ученика, но это так же может зависеть от конкретного задания. Группы могут быть как постоянного, так и сменного состава, что тоже зависит от задания. Например, можно предложить группам разные задания, тогда и уровень подготовки учащихся может быть разным, но если задания одинаковые по уровню сложности, тогда и состав может быть смешанным.

Учащиеся должны знать четкие правила работы в группе. Поэтому я всегда предлагаю памятки с правилами работы и четким инструктажем. В большинстве случаев целесообразным является четкое распределение ролей внутри группы. Время выполнения работы в целом и каждого этапа должно быть четко регламентировано. Такая работа может занимать по времени как весь урок, так и какой его этап. Так же данная технология легко вписывается в любой раздел изучения темы.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

формируются группы учащихся. При этом в каждой группе должны быть сильные, средние и слабые ученики.

группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;

оценивается работа не одного ученика, а всей группы; важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся .

учитель выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, т.к. цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

Основной принцип технологии сотрудничества - берем ответственность на себя! Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.

Главная идея обучения в сотрудничестве – работая вместе- вместе учимся! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только интеллектуального развития учащихся, но и нравственного. Дети учатся помогать другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха или горечь неудачи. Каждый ребенок в группе может проявить себя в полной мере. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели.

Использовать технологию в сотрудничестве можно при выполнении различных видов деятельности и при формировании различных коммуникативных навыков. Я использую следующие:

работа с текстом (чтение или чтение с обсуждением)

совместное выполнение проектов

дискуссия и диспут

инсценировка и ролевая игра

работа с лексикой

грамматические задания

Предлагаю рассмотреть некоторые виды работ с использование технологии в сотрудничестве.

Работа с текстом

На уроках, а особенно в начальной школе, когда формируются фонетические навыки, важно, чтобы во время урока дети как можно больше говорили на английском языке. Я думаю, многие учителя сталкивались с проблемой, когда при прочтении текста по цепочке, некоторые дети не следят, теряются, отвлекаются. Обучение в группах очень помогает в этой проблеме. После отработки новой лексики дети читают текст по очереди в малой группе. При том, что более сильный ученик контролирует и исправляет ошибки. Каждому учащемуся в группе можно подготовить разные вопросы (для более старших детей задание подготовить вопросы самим) и после самостоятельного или совместного прочтения учащиеся задают вопросы друг другу. Как результат работы группы или индивидуальной работы дается задание на определение верных или неверных утверждений, тест с вариантами ответов и т.п. Как вариант предложить составить план и пересказать текст, описать одного из персонажей, рассказать от имени одного из персонажей и т.д.

Диалогическая и полилогическая речь

Технология в сотрудничестве очень подходит для формирования навыков диалогической речи. Учащимся интересно составлять беседы на основе конкретной речевой ситуации. Примером может служить прочитанный или выученный диалог или конкретные речевые клише из раздела Social English. Для облегчения задачи или младшим учащимся можно давать уже готовые диалоги-опоры, которые нужно заполнить предложенными фразами или вставить фразы самим. Или составление нового диалога на основе уже выученного. С этой же целью можно предложить детям инсценирование. В таком случае группы могут быть более многочисленными, в состав могут входить декораторы, режиссеры, актеры и т.д. Например, при изучении темы «Clothes» группы получают инструкции (Приложение 1) и составляют новый диалог на основе двух ранее изученных в соответствии с речевой ситуацией.

Дискуссия. Начиная с 7 класса, мы считаем, можно проводить уроки-дискуссии. Дискуссия - это один из эффективных способов активизации группы для решения многих других задач, достижение иных аффектов и результатов.

По процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме.

Сначала ученики учатся выражать свою точку зрения, оппонировать, не соглашаться, запрашивать дополнительную информацию. Обычно предлагается проблема, которая имеет неоднозначное решение. Учащиеся делятся по группам в зависимости от того, какой точки зрения они придерживаются, либо учитель делит детей заранее. Работая в группе, ученики должны привести как можно больше доводов в поддержку своей идеи и найти негативные моменты в позиции противника. Затем группам предлагается предложить свои аргументы и отстоять свою точку зрения. Еще один вариант дискуссии – «научная конференция». Учащиеся каждой группы работают с текстом по определенной теме, становясь «экспертами» в этой области. Одна из групп «журналисты». «Журналисты» знают тему, но не знают содержание материала. Их задача задать как можно больше вопросов.

В обсуждении важно использовать следующие реплики:

ареплики согласия/несогласия:

Right, I think the same; I’m afraid you are wrong; I think...; Exactly; Absolutely; As for me...; On the contrary; I don’t think so;

б) фразы и вопросы уточняющего характера:

What makes you think so? ;

Where have you got this information? ; Do you mean...? ;

What do you mean? ; What’s your idea about this? ; I believe...; Well, I suppose...;

вэмоциональные реакции:

Unbelievable! ; That sounds strange; Incredible! How nice! Great! I can’t believe it;

гобобщающие суждений:

On the whole; In general; Summing up all you’ve just said; Let’s come to a conclusion; The result is...;

Групповая дискуссия как метод обучения сотрудничества обсуждение в группах для учеников 8 классов после прохождения темы “The World of Science and Technologies” по учебному пособию О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой (Урок 4 - Topical Vocabulary):

1. Предварительное задание: приготовить список из трёх открытий, которые важны для общества. Использовать изученный материал Урока 4 (Topical Vocabulary)

2. На уроке ученики делятся на две группы.

3. Каждая группа должна составить список всех открытий, которые они приготовили, и выявить три самых важных из всего списка.

4. Группы по очереди предлагают свои варианты, используя специфические дискуссионные умения:

дать определение явлению (дефинировать);

привести яркие примеры в целях аргументации или контраргументации и оспаривать значение примеров, приведенных противником;

отталкиваться в своих выступлениях от противоречий в выступлении противника;

предвосхищать невысказанные аргументы противника (умение антиципировать).

В итоге ученики должны резюмировать, согласиться/ не согласиться с противоположной группой, сделать выводы.

Другой пример - обсуждение темы “To read or Not To Read. E-books or Paper Books” в 7 классе ( УМК И.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева). Ученики должны доказать преимущества и недостатки двух видов книг, используя план и вспомогательные фразы. (Приложение 2)

Активизация новых лексических единиц

Учащиеся с интересом выполняют творческие задания, такие как придумать рассказ, рифмовку, сказку, обязательным условием которых является использование новой лексики. Количество обязательного количества новых слов определяется заранее. Ребятам в качестве поддержки можно предложить шаблон, опору.

Работа с грамматическим материалом.

Используя технологию в сотрудничестве можно увлекательно и эффективно знакомить и закреплять грамматические явления. Один из приемов, так называемая, «вертушка». После определенной подготовительной работы с учителем ученики в группе изучают новое грамматическое явление, затем по очереди выполняют общее задание по одному примеру, передавая лист друг другу. Таким образом, все учащиеся имеют возможность потренироваться самим и проконтролировать работу товарищей. В качестве проверки и закрепления можно предложить общий или индивидуальный тест или итоговое задание. Например, при ознакомлении в 3 классе с Future Simple ученики после работы с правилом, грамматических упражнений, должны, используя образец, выяснить и рассказать, что их товарищи будут и не будут делать завтра. (Инструкция к групповой работе в Приложении1).

Для ознакомления и закрепления грамматического материала можно так же использовать так называемый метод «пила». Для примера, в группе каждому из участников можно дать один из случаев употребления какого-то грамматического явления (артиклей с именами собственными, с названиями частей суток, трапез и т.д.). После самостоятельного изучения, дети встречаются с такими же «экспертами» из других групп, обсуждаю, возвращаются к соей группе и рассказывают правило. Проверкой может быть индивидуальный или групповой тест или задание на использование всех изученных правил.

Работа над проектом

Проект может быть общим для всего класса, где каждая группа выполняет определенное задание (часть проекта). Например, в 3 классе, задача создать календарь времен года. Каждая из четырех групп должна оформить страницу календаря определенного времени года (месяцы, погода, одежда и т.д.). Или в 6 классе – проект на тему “Environmental Problems”, где каждая группа готовит выступление по определенной экологической проблеме. Задание может быть и одинаковым для каждой группы. Например, в 6 классе при изучении темы The UK учебник предлагает информацию только о трех странах. На уроке детям предлагается подготовить мини-проект о Северной Ирландии: подготовить опорный плакат и сообщение об этой стране. Ученикам предлагаются разные источники для получения информации (тексты, карты, картинки, интернет-сайты), предварительно составленный алгоритм работы и план рассказа.

В заключении хотелось бы сказать, что, в работе с использованием технологии в сотрудничестве возникают определенные трудности. Естественно, данная технология не используется на каждом уроке. Иногда не позволяют ни темы, ни конкретные цели и задачи. При работе выявляются и конкретные проблемы. Так, например, не все учащиеся могут работать в группе, они отвлекаются и отвлекают других. В таком случае можно попробовать дать возможность такому ученику поработать в разных группах и в разных ролях. Психологи предупреждают, что настаивать на участие ребенка в работе группы не стоит. От совместной работы должен быть не только учебный эффект, но и удовлетворенность от совместной работы и значимости собственного вклада в общее дело. В любом случае, как показала практика, использование данной технологии помогает осуществлять личностно-ориентированный подход, формировать коммуникативные универсальные учебные действия и мотивировать учеников на дальнейшее изучение английского языка. ​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации