Педагогический проект «Использование здоровье-сберегающих технологий в начальной школе»

1
0
Материал опубликован 20 September 2021

Республика Марий Эл

Звениговский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Суслонгерская средняя общеобразовательная школа»













ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по теме: «Использование здоровьесберегающих

технологий в начальной школе»









Выполнила: учитель начальных классов

МОУ «Суслонгерская СОШ»

Васильева Валентина Ивановна













Содержание

1. Актуальность проблемы ….....................................................................стр. 3-5

2. Постановка проблемы……………….…………….……........................стр. 5

3. Цель и задачи.…………………………..………………………................стр. 5

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта………………...стр. 6-8

5. Рабочий план реализации проекта…………………………………….....стр. 9

6. Принципы оздоровительной работы………...............................................стр.9

7. Формы организации деятельности по формированию

здорового образа жизни …………................................................................ стр.10

8. Показатель результативности ……………...............................................стр.11

9. Прогнозируемый результат…………………………………................…стр.11

10. Результаты практической деятельности……........................................ стр.12

11. Список литературы…………………………...........................................стр.12

























Актуальность проблемы

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека – тема актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. По данным Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья человека на 60% зависит от образа жизни, на 20% - от экологии, на 10% - от медицинского обслуживания и на 10% на него влияют все другие факторы.

Показателями хорошего состояния здоровья человека являются:

1) постоянно высокий уровень его работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за счет внутренних резервов организма;

2) способность сохранять внутренний покой или эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций;

3) высокий уровень физического состояния здоровья учащихся.

Главная задача школьного образования: помочь сформировать у ребёнка навыки здорового образа жизни. Стать не просто школой, а школой здоровья для ребёнка, где наряду с обучением существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала и детей, и взрослых.

Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни, школа не имеет опыта ведения систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни учащихся. А между тем в настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека.

За последние десятилетия уровень здоровья детей, как отмечает ряд авторов, неуклонно снижается.

По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся. К четвёртому классу число практически здоровых детей резко снижается.

Отсюда следует, что необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом долго её лечить.

Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в работах А.Г. Щедриной и получил дальнейшее развитие в трудах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др.

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. В стандартах второго поколения идея здоровьесбережения учащихся проходит красной нитью.

Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.

Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты, наряду с профилактикой, требуется совершенствование системы первичной диагностики состояния здоровья и разработка специальных методов ее осуществления. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная и ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс его социализации и воспитания, осознания нового, более высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для создания основ душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Причины ухудшения здоровья детей:

1) Малоподвижный образ жизни.

2) Перегрузка учебного материала.

3) Монотонность, статические формы организации уроков.

4) Отсутствие ЗОЖ во многих семьях.

5) Трудности в организации правильного питания дома.

Постановка проблемы

Главной задачей учителя является не только обучение детей, но и сохранение их здоровья, которое зависит от правильно составленного расписания уроков, режима дня и питания, качества питьевой воды, спортивно-оздоровительных занятий, от создания здоровьесберегающей среды в кабинете.

Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе путём создания необходимых условий.

Задачи:

- применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

- привлечение родителей, медиков к решению вопросов оздоровления детей

- организация активного спортивного досуга детей

-формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

- организация здоровьесберегающей среды

Стратегия, методы и механизм реализации проекта

Механизм реализации проекта

1. В реализации проекта участвуют педагоги, работающие в классе, медицинский работник, родители.

2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:

1). Проектно-мобилизационный - сентябрь-октябрь

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта. Он включает в себя:

- изучение литературы и материалов интернет по использованию здоровьесберегающих технологий;

- изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта;

- определение стратегии и тактики деятельности;

2). Практико-преобразовательный - ноябрь-февраль

Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы. Она предусматривает следующие направления работы:

- Проведение первичной диагностики уровня здоровья учащихся с помощью медработника;

- Применение здоровьесберегающих технологий на уроках;

-Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми школьными службами;

- Посещение курсов повышения квалификации по здоровьесбережению;

-Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований;

- Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;

- Совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок;

- работа с семьей;

3) Рефлексивно-обобщающий - март – апрель

- проводится анализ деятельности по реализации проекта;

- проведение диагностики при выходе из начальной школы;

- постановка задач с целью дальнейшего сохранения и укрепления здоровья.

Формы работы с медработником в процессе реализации проекта:

- мониторинг здоровья учащихся при обучении в начальной школе

-взаимодействие в процессе профилактики заболеваний

Формы работы с учащимися:

- беседы, классные часы на тему здоровьесбережения;

- динамические паузы,

- подвижные игры

- гимнастика для глаз

- дыхательная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- организация спортивных праздников;

Формы работы с родителями учащихся:

- родительские собрания на темы сохранения и укрепления здоровья;

- лекторий для родителей;

- проведение совместных спортивных праздников;

- индивидуальные консультации;

-помощь в озеленении класса

Урочная деятельность:

-строгое соблюдение режима школьных занятий

-построение уроков с учётом работоспособности детей

-использование средств наглядности

-смена видов учебной деятельности

- обязательное выполнение гигиенических требований,

-благоприятный эмоциональный настрой

-применение дидактических игр, физкультминуток, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика

-работа в группах и парах

Внеурочная деятельность:

- занятость в кружках и секциях

- экскурсии, походы

- дни здоровья, спортивные праздники

Рабочий план реализации проекта

Основной этап (Практико-преобразовательный) - ноябрь-февраль

Проветривание кабинета;

Контроль проведения утренней зарядки (ежедневно в 8ч 15мин);

Озеленение класса растениями выделяющими фитонциды (герань), очищающими воздух (хлорофитум);

Проведение «Дня здоровья» (2 раза в год);

Привлечение родителей к подготовке и проведению спортивных мероприятий;

Катание на лыжах, санках, коньках;

Посещение бассейна;

Беседы по профилактике простудных заболеваний;

Организация рационального питания питанием.

Примерные занятия родительского лектория

«Режим дня школьника»,

«Как преодолеть двигательный голод»,

«Закаливание ребёнка в семье»,

«Телевидение и дети»,

«Как помочь нашим детям быть здоровыми»,

«Компьютер - друг или враг?»

Принципы оздоровительной работы

- Сознательности и активности (высокая степень самостоятельности, инициативы, творчества);

- Наглядности;

- Систематичности и последовательности;

- Принцип «Не навреди!»;

- Принцип повторения (выработка динамических стереотипов);

- Постепенности (преемственность одной ступени с другой);

- Доступности и индивидуализации;

- Непрерывности;

- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих;

- Стиль учителя – быть примером в осуществлении здорового образа жизни.

Формы организации деятельности по формированию

здорового образа жизни

Место

проведения

Время

проведения

Форма

организации

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры.

Спортплощадка школы, спортзал, бассейн, ледовый дворец

Вторая половина учебного дня

Прогулки, экскурсии, физкультурные праздники, спортивные кружки и секции

Лес, парки, спортплощадки

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня.

Выходные.

Детские спортивные секции и кружки

Школьные оздоровительные лагеря.

Спортплощадка

Каникулы.

Выходной день

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. День Здоровья – Праздник Спорта





Показатель результативности

Воспитательный

развивающий

учебный

Учащиеся понимают:

здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни.

здоровье – одна из ценностей человеческого бытия.

каждый человек ответственен за свое здоровье.

сохранение и приумножение здоровья требует определенных знаний о нем.

безопасное поведение связано с приобретением определенных умений

Учащиеся характеризуют

признаки физического и душевного здоровья.

называют основные правила личной и общественной гигиены.

объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь)

Учащиеся узнают:

что здоровье свойство их организма.

о здоровье физическом и душевном.

теоретические и практические знания, которые они приобрели, можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья



Прогнозируемый результат

Сформированность у детей стойкой установки на здоровый образ жизни.

Овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях: овладение культурно-гигиеническими навыками, навыками безопасного поведения в окружающей действительности.

Сформированность представлений о необходимости заботиться о своем здоровье.

Снижение уровня заболеваемости.

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения.



Результатом практической деятельности по проекту

«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

можно считать следующее:

Сохранение здоровья учащихся

Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

Повышение приоритета здорового образа жизни.

Повышение активности учащихся в спортивных и оздоровительных мероприятиях класса, школы, города. Рациональное использование свободного времени

Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей.



Список литературы

1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» Самара, 2004г.

2. Вишневская Е.Л. и др. «Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни». М., 2000г.

3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» М., ВАКО, 2004г.

5. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

6. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/

12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.