Педагогический проект по экологическому воспитанию для дошкольников от 5 до 7 лет «Сибирская сосна «Кедр»
16
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тогучинского района «Буготакская средняя школа»
Педагогический проект по экологическому воспитанию
для дошкольников от 5 до 7 лет
«Сибирская сосна «Кедр»
Воспитатель:
Беженарь Надежда Георгиевна
89538067731
bezehar-70@mail.ru
Директор: Амелько Любовь Пантилимоновна
с. Буготак, 2023 г
Описание проекта: экологический проект «Кедр (Сибирская сосна)».
Данный материал будет полезен педагогам, родителям.
Тип проекта: детско – взрослый.
Вид проекта: познавательный, творческий.
По числу детей: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы (5-7 лет), воспитатели, родители.
Актуальность проекта: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение. Одним из главных способов отображения действительности является проектирование. В дошкольный период для развития личности ребенка важен поиск знаний: приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого, который поддержит стремление наблюдать и экспериментировать, желание ребенка самостоятельно искать новые сведения о мире.
Проблемный вопрос: В настоящее время исчезновение лесных массивов стало проблемой, кедр не исключение. Сибирская сосна (кедр) является ценным материалом в лёгкой промышленности, медицине, количество кедровых лесов на земле сокращается.
можно ли тепличных условиях из кедрового орешка вырастить кедр?
Выслушав и обсудив все идеи и предложения, коллективно (воспитанники, родители, воспитатель) был составлен поэтапный план работы.
Организация исследования в рамках проекта.
Деятельность по реализации проекта
Занятие-беседа, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций кедра и его семян, просмотр мультфильма «Сказка о старом Кедре», использование интернет – ресурсов.
Беседы «Сибирская сосна в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные свойства кедровой смолы», «Сибирский сосна – богатство России», «Воздух в кедровых насаждениях», «Полезные свойства кедрового масла».
Экскурсии в сельский парк.
Подбор и чтение легенд, загадок, сказок, рассказов и стихотворений, посвящённых Сибирской сосне (Кедре).
Коллективное фото возле кедра, рисование кедра и кедровых шишек, поделки с использованием кедровых шишек.
Изготовление композиций, книжек-малышек, коллажей на «кедровую» тему.
Обсуждение и составление рассказа «Что я запомнил о Кедре».
Практическая часть:
Поделки с использованием шишек кедра.
Лепка кедра с родителями
Изготовление книжки о Кедре
Рисование «Ветка Кедра с шишкой»
Результаты исследования.
Подготовка и рассказы детей «Что я запомнил о кедре».
Благодаря обсуждениям, просмотру фильмов об использовании кедра в медицине и строительстве. Дети уточнили уже имеющиеся знания и расширили свои знания о Сибирской сосне. Опыт помог установить, что домашних условиях из кедрового ореха, вырастить росток Кедра. У детей развилось чувство уважения к живой природе и бережное отношение к кедру.
Совместная деятельность родителей и ребёнка способствовала расширению кругозора, как детей, так и взрослых, укреплению взаимоотношений в семье, поддержка взрослых позволила значительно повысить интерес ребёнка к исследовательской деятельности, воспитанию уважения и бережного отношения к живой природе.
Использованная литература:
1. Е.В. Титов «Кедр царь сибирской тайги».
2. Энциклопедия « Тайны живой природы».
3. Энциклопедия «Моя первая книга о растениях».
4. А. И. Иванова «Мир растений».
Практический этап
Форма работы | Задачи |
Беседа о кедре (природные явления, овощи и фрукты и т.д.) | Закрепить знания детей о кедре в сезонных изменениях. Познакомить с названиями («Сибирская сосна»). Расширять представления о разнообразном использовании человеком кедра. Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе. |
НОД по теме" «Сибирский кедр» | Обогащать представления детей о сибирском кедре; Обучать сравнительному моделированию с использованием шаблонов; Развивать экспериментальную сферу и художественное творчество детей; Развивать речь детей, обогащать словарь; Развивать мыслительные способности; Воспитывать бережное отношение к кедру. |
Рассматривание сюжетных картин: «Наш кедр», «Кедр», «Весенний кедр» | Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства. Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями |
НОД «Деревья- наши друзья» | формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу. |
НОД по рисованию «Ветка кедра» | Учить детей рисовать отдельные элементы, ветку Кедра на листе, располагая ближе и дальше. Закреплять умение работать кистью. Развивать творчество. Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте. |
Лепка «Кедра» с родителями | Приобщать родителей с детьми, поощрять создание особых семейных традиций при совместном выполнении работы, воспитывать чувство единения и тесной взаимосвязи родителей и ребёнка помощи им. Вызвать интерес к сотрудничеству |
Изготовление книжки – малышки «Кедр» с родителями | Приобщать родителей с детьми, поощрять создание особых семейных традиций при совместном выполнении работы, воспитывать чувство единения и тесной взаимосвязи родителей и ребёнка помощи им. Вызвать интерес к сотрудничеству |
Лепка из пластилина «Кедр»" | Формировать у детей умения создавать при помощи пластилина Кедр. Учить передавать форму и характерные особенности этого дерева, использовать знакомые приемы лепки. |
НОД «Экскурсия в сельский парк» | Систематизировать знания детей о Кедре , упражнять детей в умении рассказывать об Кедре с использованием наглядных пособий, воспитывать любовь к природе; воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы. |
Чтение художественной литературы. Пословицы, поговорки, стихи, загадки о «Кедре». 1. Е.В. Титов «Кедр царь сибирской тайги». 2. Энциклопедия « Тайны живой природы». 3. Энциклопедия «Моя первая книга о растениях». 4. А. И. Иванова «Мир растений» К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев» | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Познакомить детей со стихами о «Кедре». |
Дидактические игры. «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», | Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи, учить определять время года по его характерным признакам; воспитывать бережное отношение к природе; учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе; находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками; |
Экскурсия в природу «Лес, точно терем расписной ». | Познакомить детей с листопадом. Объяснить, что в природе все взаимосвязано. Закрепить знание детей названий деревьев. Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе. |
Экскурсия по участку детского сада. | Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде. |
Подвижные игры. «Найди свой цвет» «Где кто живет?» «Перелет птиц» «Хитрая лиса» Пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять», «Листопад», «Ветерок» Физкультминутка: «Мы осенние листочки», «Дождик» | Формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу. |
Музыкальная деятельность Песня «Раз, два, три осень приходи… »; танец «Листопад»; П.И. Чайковский «Сентябрь», «Октябрь» | Приобщать детей к музыкальному искусству. Формировать умение правильно передавать мелодию и текст песни. Поощрять инициативу детей при передаче танцевальных движений. |
Заключительный этап.
- Выставка из природного материала «Сказочная осень»
- Конспект «Сибирский кедр»
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Просмотр фильма « Сибирская сосна»
Посадка
Для того чтобы посадить кедр на своем участке, необходимо приобрести его саженец. Его можно купить в садовом центре либо же вырастить из орешка самостоятельно. Последний вариант – процесс интересный, но очень долгий. Увидеть взрослое плодоносящее дерево, выращенное своими руками из семечка, мало кому удается. От появления первых ростков до первой шишки может пройти и 20, и 50 лет, поэтому стоит запастись терпением.
Через 25 лет вырастает таких размеров Сибирская сосна
Экскурсия в сельский парк
Лепка кедра из пластилина с родителями
Изготовление книжки с семьёй
Рисование «Ветка кедра с шишкой»
Поделки из шишек
Использование кедра в строительстве
Использование в народной медицине и пище.
Сибирский кедр
Конспект по познавательному развитию
для детей разновозрастной группы
Цель:
Создание условий для расширения знаний старших дошкольников о кедре.
Задачи:
Обогащать представления детей о сибирском кедре;
Обучать сравнительному моделированию с использованием шаблонов;
Развивать экспериментальную сферу и художественное творчество детей;
Развивать речь детей, обогащать словарь;
Развивать мыслительные способности;
Воспитывать бережное отношение к кедру.
Словарная работа: Хвоя, кедровые, прорастают, росток, крона.
Материалы: макет кедра, шаблоны для моделирования, ветки кедра, шаблоны для рисования, кисти, краска коричневого цвета, полые трубочки для рисования, двусторонний скотч, баночки с грунтом, шишка, мешочек с орешками.
Ход НОД
Воспитатель: (выходит в образе лесовика)
Я живу в лесу дремучем,
Леса друг я самый лучший
Я принёс в корзинке сюрприз (шишки)
И про них рассказ
Воспитатель: И это будет девиз нашей встречи, давайте повторим все вместе: «Хочу все знать!»
Воспитатель: Я сегодня принесла для вас удивительный предмет (показывает).
Что это? Правильно - это настоящая кедровая шишка. Вам интересно узнать, почему именно она стала вашей гостьей?
Тогда мы отправляемся в увлекательный мир знаний!
Воспитатель:
Это дерево большое,
На ветвях его растёт
Не листва — густая хвоя
Зеленеет круглый год.
И всегда на шишки щедр
Исполин сибирский — кедр.
Воспитатель: Вы знаете, как по-другому называют кедр? (сибирская сосна)
1. Игра «Подбери прилагательное»
Воспитатель: Рассмотрите внимательно и скажите об этом дереве?
Какое оно? (большое, высокое, старое)
- у кедра много ветвей, значит оно какое? (ветвистое)
- на его ветках хвоя, поэтому- это дерево? (хвойное)
- кедр выдержит любую непогоду это дерево какое? (крепкое)
Вы все правы. Я еще добавлю, что кедр – это могучее и стойкое дерево.
Воспитатель: Ребята, алтайский народ всегда сравнивал себя с кедром. Как вы думаете, мы с вами похожи с кедром? (да, нет)
Тогда проходите сюда, я предлагаю вам это сравнить (дети подходят к столам).
Игра – моделирование «Человек и дерево»
Сравним человека и дерево.
1. У человека ноги, а у дерева …. (корни)
2. У человека туловище, а у дерева (ствол)
3. У человека руки, а у кедра (ветви)
4. У человека голова, а у кедра (крона)
5. У человека пальцы, а у кедра на ветвях иголочки.
Воспитатель: сколько у нас пальцев на руке (пять пальцев).
У вас на столе лежат веточки кедра, посчитайте, сколько у кедра иголочек в одном пучке (ответы детей).
Воспитатель: У кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок.
Теперь мы можем сказать, что похожи с кедром?
3.Физминутка.
«Белки на кедре»
На поляне кедр могучий
Задевает кроной тучи (руки вверх)
Шишки мы внизу поищем (наклон вперёд)
И в траве усердно рыщем (помахали)
Шишка – раз, и шишка – два,
Запасает белочка (показать на руке корзинку)
Ветер сильный налетал,
Кедр могучий раскачал.
Ветви гнутся взад-вперед, (наклоны вперёд, влево, вправо)
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать – (приседают)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души,
И на место вновь спешим (уходят на места).
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, кедр сразу стал таким большим и могучим, или когда-то он был тоже маленьким? (ответы детей).
– Из чего вырос кедр? (ответы детей).
- Это кедровые орехи.
Чтобы из семечка вырос сильный, могучий кедр должно пройти очень много времени.
Когда Кедру исполнится не менее 30 лет, в его жизни произойдет маленькое чудо. Весной, когда природа просыпается, и все вокруг зацветает, кедр тоже начинает цвести маленькими бордовыми цветочками, похожими на свечку.
После того как кедр отцветет, на том месте появляются маленькие шишечки. Но эти шишки еще нельзя употреблять в пищу, а как вы думаете, почему? (ответы детей).
-Да, они еще зеленые и не созрели. Для того чтобы шишка созрела, нужно время. Два года шишка зреет на дереве. На третий год летом шишка начинает созревать.
В сентябре от жарких солнечных лучей шишка побуреет и, выжимая из себя янтарную смолу, поспеет.
Вот тут-то кедр устроит пир, в гости к нему придет много лесных жителей. Какие животные придут? Как вы думаете, зачем они к нему приходят? (ответы детей).
-Звери приходят к кедру, чтобы полакомиться кедровыми орешками.
Вот произошло это чудо в природе. На кедре появились семена, шишки, в которых спрятались орешки. Но как же кедр сам сможет посадить свои семена? Ветром их далеко тоже не отнесет, потому, что они тяжелые и у них нет крылышек, как у семян березы (высказывания детей).
-Но некоторые семена, спрятанные осенью, сохраняются до весны.
Весной орешек набухает и прорастает. У него появится маленький росточек, пригревшись, захочется посмотреть на солнышко, выглянет из-под земли.
Солнышко примет его очень ласково, и маленький кедр начнет потихоньку расти. Когда пройдет 30 лет, этот маленький росток превращается в могучий кедр.
А на нашем кедре есть шишки? Так что ж получается, наш кедр не сможет рассыпать семена. Что же делать?
Воспитатель: Я приготовила шаблоны шишек, но чего-то не хватает, как вы думаете, они готовые? Что же делать? Мы можем их дорисовать. У нас есть краска, кисти, и мы прорисовываем линии. Получаются маленькие ромбики. Это получились чешуйки шишки, в каждой чешуйке темное пятнышко, мы ставим каплю краски, в каждую чешуйку и раздуваем ее с помощью трубочки.
(По итогу рисования дети прикрепляют шишки к кедру).
Заключение. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, для вас у меня тоже есть сюрприз за внимание, старание и активную работу (достаёт стаканчики с почвой и орешки).
Воспитатель: ребята, вы хотели бы сделать доброе дело?Один орешек посадим в горшок с землёй, вы дождетесь зелёного росточка, а потом с хорошим настроением, улыбкой и радостью высадите его в лесу, около дома или в парке вместе с родителями. Посадив дерево, вы обретете себе верного друга!
7. Рефлексия.
(Угощаю детей шишками)
Воспитатель: Ребята, почему я угостила вас сегодня кедровой шишкой, а не чем-то другим? Что вы можете рассказать сегодня дома о нашей встрече?
Спасибо, вам ребята, за активную работу и ваше старание!