Педагогический проект по экологическому воспитанию для дошкольников от 5 до 7 лет «Сибирская сосна «Кедр»

5
0
Материал опубликован 5 September

16


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тогучинского района «Буготакская средняя школа»











Педагогический проект по экологическому воспитанию

для дошкольников от 5 до 7 лет

«Сибирская сосна «Кедр»

















Воспитатель:

Беженарь Надежда Георгиевна

89538067731

bezehar-70@mail.ru

Директор: Амелько Любовь Пантилимоновна





с. Буготак, 2023 г


Описание проекта: экологический проект «Кедр (Сибирская сосна)».

Данный материал будет полезен педагогам, родителям.

Тип проекта: детско – взрослый.

Вид проекта: познавательный, творческий.

По числу детей: коллективный.

По продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы (5-7 лет), воспитатели, родители.

Актуальность проекта: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение. Одним из главных способов отображения действительности является проектирование. В дошкольный период для развития личности ребенка важен поиск знаний: приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого, который поддержит стремление наблюдать и экспериментировать, желание ребенка самостоятельно искать новые сведения о мире.

Проблемный вопрос: В настоящее время исчезновение лесных массивов стало проблемой, кедр не исключение. Сибирская сосна (кедр) является ценным материалом в лёгкой промышленности, медицине, количество кедровых лесов на земле сокращается.

можно ли тепличных условиях  из кедрового орешка вырастить кедр?

Выслушав и обсудив все идеи и предложения, коллективно (воспитанники, родители, воспитатель) был составлен поэтапный план работы.

Организация исследования в рамках проекта.

Деятельность по реализации проекта

Занятие-беседа, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций кедра и его семян, просмотр мультфильма «Сказка о старом Кедре», использование интернет – ресурсов.

Беседы «Сибирская сосна в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные свойства кедровой смолы», «Сибирский сосна – богатство России», «Воздух в кедровых насаждениях», «Полезные свойства кедрового масла».

Экскурсии в сельский парк.

Подбор и чтение легенд, загадок, сказок, рассказов и стихотворений, посвящённых  Сибирской сосне (Кедре).

Коллективное фото возле кедра, рисование кедра и кедровых шишек, поделки с использованием кедровых шишек.

Изготовление композиций, книжек-малышек, коллажей на «кедровую» тему.

Обсуждение и составление рассказа «Что я запомнил о Кедре».

Практическая часть:

Поделки с использованием шишек кедра.

Лепка кедра с родителями

Изготовление книжки о Кедре

Рисование «Ветка Кедра с шишкой»

Результаты исследования.

Подготовка и рассказы детей  «Что я запомнил о кедре».

Благодаря обсуждениям, просмотру фильмов об использовании кедра в медицине и строительстве. Дети уточнили уже имеющиеся знания и расширили свои знания о Сибирской сосне. Опыт помог установить, что домашних условиях из кедрового ореха, вырастить росток Кедра. У детей развилось чувство уважения к живой природе и бережное отношение к кедру.

Совместная деятельность родителей и ребёнка способствовала расширению кругозора, как детей, так и взрослых, укреплению взаимоотношений в семье, поддержка взрослых позволила значительно повысить интерес ребёнка к исследовательской деятельности, воспитанию уважения и бережного отношения к живой природе.

Использованная литература:

1. Е.В. Титов  «Кедр царь сибирской тайги».

2. Энциклопедия « Тайны живой природы».

3. Энциклопедия «Моя первая книга о растениях».

4. А. И. Иванова «Мир растений».



Практический этап

Форма работы

Задачи

Беседа о кедре (природные явления, овощи и фрукты и т.д.)

Закрепить знания детей о кедре в сезонных изменениях. Познакомить с названиями («Сибирская сосна»). Расширять представления о разнообразном использовании человеком кедра. Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.

НОД по теме" «Сибирский кедр»

Обогащать представления детей о сибирском кедре;

Обучать сравнительному моделированию с использованием шаблонов;

Развивать экспериментальную сферу и художественное творчество детей;

Развивать речь детей, обогащать словарь;

Развивать мыслительные способности;

Воспитывать бережное отношение к кедру.

Рассматривание сюжетных картин: «Наш кедр», «Кедр», «Весенний кедр»


Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства. Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями

НОД «Деревья- наши друзья»


формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

НОД по рисованию «Ветка кедра»


Учить детей рисовать отдельные элементы, ветку Кедра на листе, располагая ближе и дальше. Закреплять умение работать кистью. Развивать творчество. Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.

Лепка «Кедра» с родителями


Приобщать родителей с детьми, поощрять создание особых семейных традиций при совместном выполнении работы, воспитывать чувство единения и тесной взаимосвязи родителей и ребёнка помощи им. Вызвать интерес к сотрудничеству

Изготовление книжки – малышки «Кедр» с родителями

Приобщать родителей с детьми, поощрять создание особых семейных традиций при совместном выполнении работы, воспитывать чувство единения и тесной взаимосвязи родителей и ребёнка помощи им. Вызвать интерес к сотрудничеству


Лепка из пластилина «Кедр»"


Формировать у детей умения создавать при помощи пластилина Кедр. Учить передавать форму и характерные особенности этого дерева, использовать знакомые приемы лепки.

НОД «Экскурсия в сельский парк»


Систематизировать знания детей о Кедре , упражнять детей в умении рассказывать об Кедре с использованием наглядных пособий, воспитывать любовь к природе; воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.

Чтение художественной литературы.

Пословицы, поговорки, стихи, загадки о «Кедре».

1. Е.В. Титов  «Кедр царь сибирской тайги».

2. Энциклопедия « Тайны живой природы».

3. Энциклопедия «Моя первая книга о растениях».

4. А. И. Иванова «Мир растений»

К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Познакомить детей со стихами о «Кедре».

Дидактические игры. «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,


Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи, учить определять время года по его характерным признакам; воспитывать бережное отношение к природе; учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе; находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками;

Экскурсия в природу «Лес, точно терем расписной ».


Познакомить детей с листопадом. Объяснить, что в природе все взаимосвязано. Закрепить знание детей названий деревьев. Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе.

Экскурсия по участку детского сада.

Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.

Подвижные игры.

«Найди свой цвет» «Где кто живет?» «Перелет птиц» «Хитрая лиса»

Пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять», «Листопад», «Ветерок»

Физкультминутка: «Мы осенние листочки», «Дождик»


Формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Музыкальная деятельность

Песня «Раз, два, три осень приходи… »; танец «Листопад»; П.И. Чайковский «Сентябрь», «Октябрь»


Приобщать детей к музыкальному искусству. Формировать умение правильно передавать мелодию и текст песни. Поощрять инициативу детей при передаче танцевальных движений.


Заключительный этап.

- Выставка из природного материала «Сказочная осень»

- Конспект «Сибирский кедр»















ПРИЛОЖЕНИЯ.


t1725501312aa.jpg

Просмотр фильма « Сибирская сосна»

t1725501312ab.png

t1725501312ac.pngt1725501312ad.jpg

Посадка

Для того чтобы посадить кедр на своем участке, необходимо приобрести его саженец. Его можно купить в садовом центре либо же вырастить из орешка самостоятельно. Последний вариант – процесс интересный, но очень долгий. Увидеть взрослое плодоносящее дерево, выращенное своими руками из семечка, мало кому удается. От появления первых ростков до первой шишки может пройти и 20, и 50 лет, поэтому стоит запастись терпением.



t1725501312ae.jpgt1725501312af.jpgt1725501312ag.jpgt1725501312ah.jpg



t1725501312ai.png



t1725501312aj.jpg

Через 25 лет вырастает таких размеров Сибирская сосна



t1725501312ak.jpgt1725501312al.jpg

Экскурсия в сельский парк

t1725501312am.jpgt1725501312an.jpg

t1725501312ao.jpgt1725501312ap.jpg

Лепка кедра из пластилина с родителями



t1725501312aq.jpgt1725501312ar.jpgt1725501312as.jpg

t1725501312at.jpgt1725501312au.jpg

t1725501312av.jpg

Изготовление книжки с семьёй

t1725501312aw.jpg

Рисование «Ветка кедра с шишкой»

t1725501312ax.jpgt1725501312ay.jpg

Поделки из шишек

t1725501312az.jpgt1725501312ba.jpg

Использование кедра в строительстве



t1725501312bb.jpgt1725501312bc.png

Использование в народной медицине и пище.

t1725501312bd.jpg

Сибирский кедр

Конспект по познавательному развитию

для детей разновозрастной группы

Цель:

Создание условий для расширения знаний старших дошкольников о кедре.

Задачи: 

Обогащать представления детей о сибирском кедре;

Обучать сравнительному моделированию с использованием шаблонов;

Развивать экспериментальную сферу и художественное творчество детей;

Развивать речь детей, обогащать словарь;

Развивать мыслительные способности;

Воспитывать бережное отношение к кедру.

Словарная работа: Хвоя, кедровые, прорастают, росток, крона.
Материалы:  макет кедра, шаблоны  для моделирования, ветки кедра, шаблоны для рисования, кисти, краска коричневого цвета, полые трубочки для рисования,  двусторонний скотч, баночки с грунтом, шишка, мешочек с орешками.


Ход НОД

Воспитатель: (выходит в образе лесовика)

Я живу в лесу дремучем,

Леса друг я самый лучший

Я принёс в корзинке сюрприз (шишки)

И про них рассказ

Воспитатель: И это будет девиз нашей встречи, давайте повторим все вместе: «Хочу все знать!»
Воспитатель: Я сегодня принесла для вас удивительный предмет (показывает). 
Что это? Правильно - это настоящая кедровая шишка. Вам интересно узнать, почему именно она стала вашей гостьей? 
Тогда мы отправляемся в увлекательный мир знаний!
Воспитатель:

Это дерево большое,
На ветвях его растёт
Не листва — густая хвоя
Зеленеет круглый год.
И всегда на шишки щедр
Исполин сибирский — кедр.

Воспитатель: Вы знаете, как по-другому называют кедр? (сибирская сосна)

1. Игра «Подбери прилагательное»
Воспитатель: Рассмотрите внимательно и скажите об этом дереве?
Какое оно?
(большое, высокое, старое)
- у кедра много ветвей, значит оно какое? (
ветвистое)
- на его ветках хвоя, поэтому- это дерево? (хвойное)
- кедр выдержит любую непогоду это дерево какое? (крепкое)
Вы все правы. Я еще добавлю, что кедр – это могучее и стойкое дерево.
Воспитатель: Ребята, алтайский народ  всегда сравнивал себя с кедром. Как вы думаете, мы с вами похожи с кедром? (да, нет)
Тогда проходите сюда, я предлагаю вам это сравнить (
дети подходят к столам).

 Игра – моделирование «Человек и дерево»
Сравним человека и дерево.
1. У человека ноги, а у дерева 
…. (корни)
2. У человека туловище, а у дерева (ствол)
3. У человека руки, а у кедра 
(ветви)
4. У человека голова, а у кедра (
крона)

5. У человека пальцы, а у кедра на ветвях иголочки.

Воспитатель: сколько у нас пальцев на руке (пять пальцев).
У вас на столе лежат веточки  кедра, посчитайте, сколько у кедра иголочек в одном пучке (ответы детей). 
Воспитатель: У кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок.
Теперь мы можем сказать, что похожи с кедром? 
3.Физминутка.

«Белки на кедре»

На поляне кедр могучий

Задевает кроной тучи (руки вверх)

Шишки мы внизу поищем (наклон вперёд)

И в траве усердно рыщем (помахали)

Шишка – раз, и шишка – два,

Запасает белочка (показать на руке корзинку)

Ветер сильный налетал,

Кедр могучий раскачал.

Ветви гнутся взад-вперед, (наклоны вперёд, влево, вправо)

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать – (приседают)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души,

И на место вновь спешим (уходят на места).

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, кедр сразу стал таким большим и могучим, или когда-то он был тоже маленьким? (ответы детей).

Из чего вырос кедр? (ответы детей).

- Это кедровые орехи.

Чтобы из семечка вырос сильный, могучий кедр должно пройти очень много времени.

 Когда Кедру исполнится не менее 30 лет, в его жизни произойдет маленькое чудо. Весной, когда природа просыпается, и все вокруг зацветает, кедр тоже начинает цвести маленькими бордовыми цветочками, похожими на свечку.

  После того как кедр отцветет, на том месте появляются маленькие шишечки. Но эти шишки еще нельзя употреблять в пищу, а как вы думаете, почему? (ответы детей).

-Да, они еще зеленые и не созрели. Для того чтобы шишка созрела, нужно время. Два года шишка зреет на дереве. На третий год летом шишка начинает созревать.

В сентябре от жарких солнечных лучей шишка побуреет и, выжимая из себя янтарную смолу, поспеет.

Вот тут-то кедр устроит пир, в гости к нему придет много лесных жителей. Какие животные придут?  Как вы думаете, зачем они к нему приходят? (ответы детей). 

-Звери приходят к кедру, чтобы полакомиться кедровыми орешками.

Вот произошло это чудо в природе. На кедре появились семена, шишки, в которых спрятались орешки. Но как же кедр сам сможет посадить свои семена? Ветром их далеко тоже не отнесет, потому, что они тяжелые и у них нет крылышек, как у семян березы (высказывания детей). 

-Но некоторые семена, спрятанные осенью, сохраняются до весны.

 Весной орешек набухает и прорастает. У него появится маленький росточек, пригревшись, захочется посмотреть на солнышко, выглянет из-под земли.

 Солнышко примет его очень ласково, и маленький кедр начнет потихоньку расти. Когда пройдет 30 лет, этот маленький росток превращается в могучий кедр.

А на нашем кедре есть шишки? Так что ж получается, наш кедр не сможет рассыпать семена. Что же делать?

Воспитатель: Я приготовила шаблоны шишек, но чего-то не хватает, как вы думаете, они готовые? Что же делать? Мы можем их дорисовать. У нас есть краска, кисти, и мы прорисовываем линии. Получаются маленькие ромбики. Это получились чешуйки шишки, в каждой чешуйке темное пятнышко, мы ставим каплю краски, в каждую чешуйку и раздуваем ее с помощью трубочки.

(По итогу рисования дети прикрепляют шишки к кедру).

Заключение. Сюрпризный момент.
Воспитатель:  Ребята, для вас у меня тоже есть сюрприз за внимание, старание и активную работу (достаёт стаканчики с почвой и орешки).

Воспитатель: ребята, вы хотели бы сделать доброе дело?Один орешек посадим в горшок с землёй, вы дождетесь зелёного росточка, а потом с хорошим настроением, улыбкой и радостью высадите его в лесу, около дома или в парке вместе с родителями. Посадив дерево, вы обретете себе верного друга!
7. Рефлексия.

(Угощаю детей шишками)



t1725501312be.png






Воспитатель: Ребята, почему я угостила вас сегодня кедровой шишкой, а не чем-то другим? Что вы можете рассказать сегодня дома о нашей встрече?

Спасибо, вам ребята, за активную работу и ваше старание!






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации