Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Матушка-водица»
22
Тогучинского района «Буготакская средняя школа»
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников
«Матушка - водица».
Авторы: воспитатели
Сульгина Татьяна Николаевна
Т. 89529033678
Лазенкова Татьяна Петровна
Т. 89231143532
Директор школы: Ирышкова Юлия Геннадьевна
с. Буготак, 2021 г.
Описание проекта: предлагаем вашему вниманию педагогический проект по экологическому воспитанию младших дошкольников «Матушка - водица».
Данный материал будет полезен педагогам, родителям.
Тип проекта: детско – взрослый.
Вид проекта: познавательный, творческий.
По числу детей: коллективный.
По продолжительности: среднесрочный - 1 месяц.
Участники проекта: дети разновозрастной группы общеразвивающей направленности (3-5 лет), воспитатели, родители.
Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Обоснование разработки проекта: Вода - источник жизни всего живого
на земле. Экологическое состояние водных ресурсов нашей планеты имеют тенденцию к ухудшению. От нашего понимания о сложившейся ситуации и сознательного отношения к природе, которое закладывается с детства, зависит будущее Земли. Бережное отношение к природе и ее ресурсам очень важно. Педагоги дошкольного учреждения, одни из первых могут научить, показать, объяснить, направить детей к формированию экологического сознания. Внедрение в образовательный процесс педагогического проекта поможет педагогам и родителям пробудить в детях интерес к окружающему миру, делать открытия и удивляться им.
Проблема: отсутствие у дошкольников представлений о свойствах воды и её значении для всего живого на Земле.
Цель проекта: посредством реализации проекта сформировать у детей разновозрастной группы экологические знания, представления о свойствах воды и ее роли в жизни человека.
Актуальность: проект направлен на знакомство детей с тем, что вода нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Задачи:
Расширить и углубить представления детей о воде и её значении на Земле;
Воспитать у дошкольников экологическую культуру, учить беречь удивительную красоту родного края;
Формировать культурно – гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться;
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки умения в рисовании, лепке из соленого теста, пластилина, аппликации;
Развивать интерес к экспериментированию.
Ожидаемые результаты проекта
Для детей:
- дети будут понимать необходимость воды на Земле;
- научатся беречь красоту малой родины, повысится заинтересованность в сохранении красоты родного края;
- будут сформированы культурно – гигиенические навыки;
- будут развиты творческие и познавательные способности;
- будут развиты интересы к экспериментированию.
Для педагогов:
- будет повышен интерес к данной теме, будут взаимодействовать с родителями по данной теме;
- будет реализован единый подход к экологическому воспитанию в семье и в нашем образовательном учреждении.
Для родителей:
- родители будут активными участниками данного проекта, оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе.
План реализации проекта:
1 этап - выявление проблемы;
2 этап - предварительная работа;
3 этап - выполнение проекта. (Организация совместной работы детей, родителей, педагогов над проектом);
4 этап - творческая деятельность детей.
1. Выявление проблемы
Ежегодно, наши дошкольные группы открывают двери для новых ребят, большинство из которых не имеют представлений о роли воды в жизни человека. Мы – педагоги дошкольных групп, одни из самых первых людей, которые должны научить, показать, объяснить, направить на экологическое воспитание наших маленьких дошкольников и одним из этих направлений будет наш педагогический проект по экологическому воспитанию «Матушка - водица».
2. Предварительная работа
1. Разработать конспекты занятий о знакомстве детей с Капелькой, тётушкой Природой;
2. Разработать папку передвижку для родителей «Питьевая вода и здоровье ребёнка»;
3. Изготовить буклет для родителей «Вода – источник жизни!»;
4. Подобрать дидактические игры, художественную литературу, иллюстраций для детей, мультфильмы о воде, конспекты занятия по лепке из солёного теста, по аппликации;
5. Привлечь родителей к сотрудничеству, ввести их в тему проекта через экспериментальную деятельность;
6. Разработать конспект занятия по рисованию «Капелька воды».
3. Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется благодаря внедрению в режимные моменты подготовленных мероприятий.
Беседы: «Откуда берётся дождик», «Вода водичка», «Что мы знаем о воде», «Берегите воду».
Просмотр мультфильмов: «Заяц Коська и Родничок», «Круговорот воды в природе», «Учим явления природы», «Зачем нужно беречь воду?».
Чтение художественной литературы: Марта Гумилевская «Рассказ о водяной капельке», «Почему бывает роса?» А. Усачев «Как Вовка учился плавать», К. И. Чуковский «Мойдодыр».
Стихотворения о воде: «Трудолюбивая вода», «Родничок», «Окружает нас вода», «Гонит капля дождевая».
Загадки про: снег, дождь, снежинку, лёд, сосульку, лужу, град, реку, воду.
Дидактические игры - эксперименты с водой: «Познакомимся с водой», «Кто быстрее нальёт и выльет», «Жур – Жур, Кап - Кап».
Настольно - печатные игры: «Лото», «Убери лишнюю картинку», «Пазлы».
Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие на речку», «Что возьмём с собой в дорогу».
Динамичные паузы: физкультминутки «К речке быстрой», «Что нам чудится в тумане?», «Шум дождя», танец «Капельки прыг - прыг».
Работа с родителями
1. Папка передвижка в приёмной «Питьевая вода и здоровье ребёнка»;
2. Буклет «Вода – источник жизни!»;
3. Игры эксперименты с водой в домашних условиях «Что такое лёд?», «Откуда вода?».
4. Продукты творческой деятельности детей
1. Рисование «Капелька воды»;
2. Лепка из цветного соленого теста «Волшебные сосульки»;
3. Аппликация «Дождик, дождик»
4. Разучивание мульт – песенки « Капельки, прыг - прыг» .
Заключительный этап
В результате работы над проектом, направленным на формирование знаний о свойствах воды, значении в жизни человека и всего живого, дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, что вода вокруг нас. Они овладели несложными способами экспериментирования с водой, появились исследовательские умения, знают, что такое дождик, снег, сосулька и. т. д.
Родители показали важность к данной проблеме и с интересом вовлеклись в совместную деятельность с детьми в условиях семьи и образовательного учреждения, стали активными помощниками в реализации проекта.
Литература.
1. Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12;
2. Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16;
3. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова - 2-е изд. - М.: Амрита - Русь, 2008 г. - 256 с.;
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с;
5. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с;
6. Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников.- М.: Мозаика – Синтез, 2004 г;
7. Интернет источники https://www.youtube.com/
Приложение 1
Папка передвижка «Питьевая вода и здоровье ребенка»
Питьевая вода это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или вызывать долгосрочные проблемы со здоровьем, если они не отвечают определённым стандартам качества воды. Вода, которая не вредит здоровью человека, называется питьевой водой или незагрязнённой водой.
Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма. При нарушении этого баланса в ту или иную сторону наступают изменения вплоть до серьезных нарушений процесса жизнедеятельности.
При отрицательном балансе, т. е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность.
С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, резко увеличивается нагрузка на почки. При этом потом и через почки более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс.
Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки, внешних метеоусловий, характера питания, состава и свойств одежды.
С первых дней жизни ребенок нуждается правильного питьевого режима. Педиатры считают, что потребность организма малыша в воде в первый год жизни составляет до 150 мл на 1 кг массы тела в сутки.
Организм ребенка, который растет, постоянно нуждается в питьевой воде, иначе он не сможет нормально развиваться.
Для малышей и дошкольников питьевая вода должна быть естественной, экологически чистой. Именно на такой воде рекомендуется готовить детское питание. Когда ребенок находится в стадии активного роста, а ко всему еще и активно занимается спортом, употребление высококачественной природной питьевой воды ему крайне необходимо.
Исследование педиатров на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что почти половина детей младше пяти лет, потребляющих воду из водопроводного крана, имеют проблемы с пищеварительным трактом. Родителям, педиатрам, воспитателям детских садов следует помнить, что организм ребенка значительно чувствительнее к нездоровой экологии, чем организм взрослого человека.
Например, безопасный для взрослых процент содержания в воде нитратов у грудных детей может привести к болезни, при которой эритроциты крови не могут переносить кислород в организме. Рахит, задержка развития ребенка также могут быть последствиями употребления некачественной питьевой воды.
Недостаток в организме воды вызывает запоры, нарушение функции мочевыводящих путей. Нарушение оптимального водного баланса приводит к разбалансированию и нервной системы ребенка. Он становиться апатичным, раздражительным, не может сосредоточиться, быстро утомляется. В общем, и в целом, ничего хорошего!
Установлено, что суточная потребность в воде равна 30-40 г на 1 кг веса тела. Основные пути поступления воды в организм следующие: непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи); остальное составляет вода, поступающая в организм в виде пищи; небольшое количество воды образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов.
Пути выведения воды из организма следующие: в основном вода выводится из организма через почки, а также посредством потоотделения; часть воды удаляется из организма при дыхании и через кишечник.
Необходимо ежедневно и пожизненно пить чистую, некипяченую воду.
Приложение 2
Художественная литература
Марта Гумилевская «Почему бывает роса?»
Хорошо летним ранним утром бежать на речку купаться. Вода теплая, воздух свеж и душист, а в траве на берегу крохотные капли-бисеринки сверкают в лучах утреннего солнца. Их много, они всюду, так и кажется, что в траве затерялись осколки хрусталя и играют красными, зелеными, синими огнями. Это роса!
Близкая родственница туманов!
Роса выпадает вечером.
Всю ночь лежит она на траве и ранним утром не сразу испаряется, так что успеваешь замочить босые ноги холодной сверкающей росой.
Днем солнце прежде всего нагревает землю, а потом уже от земли нагреваются трава, цветы, воздух.
Но вот настала ночь. Теперь в первую очередь остывает земля, она первая отдает тепло, легкий теплый воздух поднимается от земли, стремится улететь в вышину. На его место идет холодный.
Остывает трава, цветы, листья. А ведь известно, если влага, которая есть в воздухе в виде водяного прозрачного пара, прикасается к чему-либо холодному, она охлаждается и превращается в капельки воды.
Но, для того чтобы выпала роса, нужно, чтобы температура воздуха понизилась до определенной точки. В разные часы дня, в разную погоду, в разных местах земли эта точка может быть иной. И когда создаются определенные условия, то роса выпадает.
При обильном скоплении водяных паров в воздухе достаточно и небольшого понижения температуры, чтобы трава покрылась маленькими водяными капельками.
…Раннее утро.
Вот крохотные круглые бисеринки лежат на траве, в чашечках цветов, на листьях. Они играют на солнце разноцветными лучами, и кажется, будто рассыпаны в траве маленькие осколки хрусталя!
Марта Гумилевская «Рассказ о водяной капельке».
Это было в давние времена. Тогда на Земле было очень жарко. Было много пустынь. И путники, которым приходилось пересекать пустыню, очень страдали от жажды. Приходилось в дорогу брать большой запас воды. Каждый раз, когда они подъезжали к пустыни, начинали молиться Богу. Просить его смиловаться и послать дождь на землю. Но в то время дожди шли очень редко. В пустыни не было даже кустика травы, а о деревьях и речи не было. Путнику негде было укрыться от зноя. Но шло время и климат постепенно стал меняться. Стало идти больше дождей, а в пустыни стали образовываться оазисы. Это Бог подземных вод смиловался над людьми. Он приказал своим подземным рекам проделать новые русла и выйти на поверхность. Так в пустынях образовались источники воды. А вокруг них стали разрастаться деревья и кустарники. Это птицы занесли сюда семена, которые выросли и превратились в деревья. И эти места стали благоухающими оазисами.
Теперь уже путники, оказавшись в оазисе, благодарили Всевышнего за его милость. Под раскидистыми пальмами можно было отдохнуть от тяжёлого пути. Напиться чистой родниковой воды, омыть свое уставшее тело. И вот однажды, прибывший путник, стал омывать своё тело, брызги полетели во все стороны. А несколько капель попали на листья дерева. Но они быстро скатились обратно в воду, а две капли задержались на листике.
Одна капелька была большая, а вторая совсем маленькая. Маленькая капелька была очень обеспокоена, что она рассталась со своими сёстрами. Но большая капля всячески утешала её.
Она уже однажды покидала своих сестёр и потом благополучно вернулась назад. Она говорила своей маленькой сестре, вот увидишь, « мы снова встретимся с сёстрами и будем вместе.» Но тут на их листок упали жаркие лучи солнца. Капельки стали нагреваться и превращаться в пар. А пар, подхваченный ветром, понёсся в небо. На небе пар охладился и снова превратился в капельки воды. В это время мимо проплывала тучка с такими же капельками. Наши капельки очень обрадовались и быстрее присоединились к другим каплям. А тучка всё плыла и плыла по небу, гонимая ветром. По дороге к ней присоединялись другие капельки и она уже превратилась в огромную чёрную тучу. Она закрыла почти всё небо. На земле стало темно и неуютно. Загремел гром, стали сверкать молнии. Поднялся сильный ветер.
Туча не выдержала своего веса и такого напора ветра. Из неё вдруг на землю хлынули потоки воды. Они падали на землю, деревья и даже в реку. Земля и люди были благодарны дождю. Дети босиком выбегали из дома и бегали по лужам. Они веселились и не замечали, что ещё идёт дождь. После дождя природа словно обновилась. Растения давно жаждали влаги, а люди радовались, что их урожай не погибнет от засухи. Листья деревьев умылись от пыли и заблестели на солнце. А на одном листике задержались две капли дождя. Это были наши давние знакомые. Они вернулись со своего путешествия. Оно им понравилось. Особенно маленькой капле. Во время своего путешествия она многое узнала о себе. Оказывается, она может быть не только водой, но и паром. А ещё там, на небе она видела своих сестёр льдинками-градинками. А когда их туча проплывала над холодными странами, то многие её сёстры превратились в пушистые белые снежинки. Для неё это было открытием, ведь она всю свою жизнь прожила в тёплой стране. Оказавшись снова на листе дерева, она уже не переживала, что не увидит своих сестёр. Она готовились к новому путешествию. Это путешествие называется круговорот воды в природе.
А. Усачёв «Как Вовка учился плавать»
Родители строго-настрого запрещали Вовке и Веронике одним ходить к Дальнему ручью.
- Мы, ежи, плавать не умеем. Так что держитесь от воды подальше…
- Если хотите, могу вас научить, - предложил однажды Лягух. - Это очень просто. Сначала передними лапами - раз-два, затем задними - раз-два, затем снова передними - раз-два…
Я согласен, - обрадовался Вовка.
- И я, - пискнула Вероника.
- А я - нет, - сказала мама. - Ручей быстрый и глубокий.
- У нас, в лягушатнике, мелко, как в тарелке с супом, - заметил Лягух. - Кстати, что у нас на обед?
Выпив три кружки компота, Лягух ускакал к ручью, где вечерами у лягушек были спевки. Особенно зачастил он туда, после того как появилась симпатичная лягушечка Марина. Лягух был от неё без ума и старался перещеголять остальных сородичей и в прыжках в воду, и в плавании, и в пении.
- Нам нужно обязательно научиться плавать, - сказал Вовка сестре, когда они остались одни.
- Зачем? - спросила Вероника.
- А ты помнишь, что папа рассказывал о лисе?
Сестра кивнула. Папа говорил, что, если свернуться в клубок, никакой хищник, даже лиса им не страшна. Но лисицы очень хитрые: если неподалёку есть ручей или река, они катят ежа, как мяч, и сталкивают в воду. Ёж в воде раскрывается, и тогда… Дальше Вероника начинала хныкать и не хотела слушать.
- Так вот, - сказал Вовка. - Если мы научимся плавать, то просто уплывём от лисы, и всё!
Вероника с восхищением посмотрела на старшего брата.
- Здорово! - пискнула она. - Но я боюсь… вдруг папа и мама узнают?
- Не узнают, - сказал Вовка. - А если узнают, то будут гордиться!
На следующий день ёжики отправились к ручью. Вероника всё время оглядывалась: не увидит ли их кто-нибудь из знакомых? Но, к счастью, по дороге им никто не встретился. На берегу их поджидал Лягух в компании небольшой лягушечки Марины. Лягушечка была самая обыкновенная, только глаза у неё были изумрудные и не такие выпуклые.
- Это Вов-ква и Верони-ква, мои ученики, - похвастался перед ней Лягух. - Я организовал единственную в мире школу плавания для ежей. Существует сто тридцать семь способов плавания. По-лягушачьи, по-собачьи, по-бычачьи, по-дельфиньи, по-пингвиньи…
- А мне-то как плавать? - спросил Вовка.
- Ты будешь плавать специально разработанным стилем. Запомни правило первое: главное - набрать в грудь побольше воздуха. Пустая бутыл-ква не тонет, потому что в ней воздух. Так вот, представь, что ты - бутылка, или мяч, или шарик. Теперь правило второе: рот в воде не открывать. Третье правило простое: греби всеми лапами - раз-два, раз-два, раз-два…
Лягух стал размахивать лапами, показывая технику плавания и обращаясь почему-то к Марине:
- Вот так плавают по-гусиному, так по-утиному, так по-лошадиному…
Вовке надоело ждать, пока Лягух перечислит все сто тридцать семь способов. И он решил попробовать сам.
Лягушатник и вправду был мелким. Ёжик отважно вошёл в воду, набрал воздуха и стал грести лапами, как показывал Лягух. Представить себя бутылкой у него не получилось. Зато он легко представил, будто он - синий воздушный шарик и плывёт по небу… Вовка и сам не заметил, как лягушатник кончился. Быстрое течение подхватило его и понесло. Ёжик даже зажмурился от удовольствия, а когда открыл глаза, увидел, что берег далеко и что Вероника размахивает лапками и что-то кричит ему…
И тут воздух в груди закончился. Что в таких случаях делать, Лягух не объяснил. Вовка перепугался. Он стал бить лапами по воде и, наконец не выдержав, закричал:
- Спасите, я тону…
Тут вода попала ему в рот, и он пошёл ко дну.
К счастью, в этот момент Лягух закончил свою лекцию и, не увидев ёжика в лягушатнике, стал скакать по берегу и отчаянно вопить:
- Ква-ква-квараул! Вовка утонул!
Вероника, размазывая слёзы, пищала:
- Вовка, вернись! Папа с мамой ругаться будут! Вовка!
Крики эти услышал бобёр Борис, строивший неподалёку новую плотину. Бобёр нырнул в ручей, вытащил Вовку из воды и сделал ему искусственное дыхание.
- Где я? - спросил Вовка, открыв глаза: он никогда не был в бобриной хате.
- Ну, ты пловец, - проворчал в усы бобёр, отжимая мокрую тельняшку. - Впервые вижу, чтобы ежи ныряли.
- Только не говорите маме, - попросил Вовка. - А то она мне никогда больше не разрешит плавать.
Впрочем, родители и так обо всём узнали. Крики и кваки Лягуха были слышны на весь лес. Бобру за спасение утопающего мама подарила коврик для бобровой хатки, а папа - бутылку специальной настойки от ревматизма. А детей и тренера наказали: всех троих оставили на неделю без сладкого. Вовку и Веронику - без варенья, а Лягуха - без мух в варенье.
Приложение 3
Стихотворения
Трудолюбивая вода
Время ванну принимать:
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется,
Ручки, ножки отмывать.
Спинку вымыть с мылом - братцем
И с мочалкою сестрой,
Нелегко воде порой,
Если ей не подчиняться.
Обижается водица -
Грязь не украшает лица.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать.
Родничок
Раз толчок, два толчок —
Бьётся к свету родничок.
Из-под камушка струится
Родниковая водица.
К роднику пришла напиться
Землеройка-баловница.
Покупалась, поплескалась,
С камушками поигралась,
Постучала: чок-чок-чок!
И забился родничок!
«Окружает нас вода»
Окружает нас вода.
Это – реки и моря,
Волны в океане,
Струйка в нашем кране.
Есть водичка в пАре,
В утреннем тумане,
И ничем не хуже –
В дождике и луже,
В айсберге и льдинках,
В граде и росинках,
В беленьких снежинках,
И в твоих …слезинках.
«Гонит капля дождевая»
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Приложение 4
Мульт – песенка « Капельки, прыг - прыг»
Ссылка на мульт – песенку – https://www.youtube.com/watch?v=Y71Z0hJ8stg
Приложение 5
Загадки
Приложение 6
Дидактические игры - эксперименты с водой
«Познакомимся с водой».
Цель: способствовать формированию у детей представлений о свойствах воды.
Оборудование: стол, вода, губки, ванночка, горячая и холодная вода в ведёрках, два стакана, пустое ведро.
Ход игры-эксперимента:
Вода разливается по поверхности стола.
- Воду можно собрать губкой. Поупражняйте детей в собирании воды с помощью губки: положите губку в лужу, отожмите воду из губки в ванную.
- Вода бывает теплая и холодная. Принесите холодной и горячей воды (проверьте с детьми температуру горячей воды через стенки ведерка, а холодной – в ведерке). Смешайте и сделайте теплую воду.
- Вода наливается в разные сосуды. Разлейте с детьми воду из большого сосуда в несколько маленьких. Дайте детям возможность самостоятельно наливать воду.
«Кто быстрее нальет и выльет?»
Цель: способствовать формированию представлений о том, что вода приобретает форму предметов, в которую ее наливают.
Оборудование: бутылочки, кружки, баночки, вода, воронка.
Ход игры-эксперимента:
Предложите детям разной формы сосуды (бутылочки, кружки, баночки). Пусть дети набирают в них воду, опуская сосуд в воду. Расскажите детям, что вода наливается в разные сосуды. Предложите наливать воду через воронку в сосуды разного размера.
«Жур - жур, кап-кап…»
Цель: способствовать формированию у детей представлений о том, что скорость наполнения бутылочки и выливание воды из нее зависит от размера горлышки.
Оборудование: пустые бутылочки, бутылочки с водой, поднос, пипетки.
Ход игры-эксперимента:
Выливая воду из бутылочки, предложите детям послушать, как журчит вода. Послушайте вместе с детьми, как капелька из пипетки ударяет о поверхность стола или железный поднос.
Какие разные бутылочки!
Дайте детям бутылочки с разным диаметром горлышка. Пусть дети наполняют бутылочки одновременно. Так же одновременно пусть дети выливают воду.
Приложение 7
Игры эксперименты с водой в домашних условиях
«Что такое лёд?»
Принести и положить в сухую ёмкость кусочки льда. Закрыть ёмкость. Через некоторое время поискать лёд в ёмкости. Побеседовать с ребёнком о том, почему в ёмкости появилась вода, а лёд стал таким маленьким. Сделать вывод: лёд растаял и превратился в воду. Побеседовать что вода бывает твёрдая и жидкая, в разное время года.
Наши дошколята совместно с родителями дома играли и рассуждали над темой «Что такое лёд?»
«Откуда вода?»
Накройте ёмкость с горячей водой холодной крышкой.
Пусть ребенок рассмотрит внутреннюю сторону крышки, трогает рукой. Откуда взялась вода? Предложите повторить опыт, но с теплой крышкой. Ребёнок наблюдает, что на теплой крышке воды нет.
Вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Михаил дома с мамой играют в игру «Откуда вода?»
«Тонет, не тонет»
Вам понадобятся: стакан с чистой водой (неполный), сырое яйцо и соль.
Поместите в стакан яйцо, если яйцо свежее — оно опустится на дно. Затем начинайте аккуратно досыпать в стакан соль и понаблюдайте, как яйцо начнет всплывать. Расскажите ребенку, что в яйце есть воздушный пакет, и при изменении плотности жидкости яйцо всплывает к поверхности на манер подводной лодки.
Можно немного прогуляться по карте мира и рассказать малышу про Мертвое море, которое «очень-преочень» соленое, настолько, что люди в нем не тонут, а лежат на воде, как на диване.
Можно также рассказать о том, как раньше, до изобретения холодильников, наши предки проверяли, свежее яйцо или нет: свежие яйца тонут в чистой воде, а испортившиеся — всплывают, так как внутри них образуется газ.
Анна Александровна совместно с детьми провела дома игру – эксперимент «Тонет – не тонет»
Просмотр мультфильмов
«Круговорот воды в природе»
https://www.youtube.com/watch?v=9LJvT-JhXGc
«Учим явления природы»
https://www.youtube.com/watch?v=4bjtg9JaNqg
«Зачем нужно беречь воду?»
https://www.youtube.com/watch?v=FvXrVy3TFU4