12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кривцова Анастасия Олеговна1312
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Буготак
8

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Вторая жизнь бумаги»

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тогучинского района «Буготакская средняя школа»





Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Вторая жизнь бумаги»

t1575392249aa.jpg









Автор: воспитатель МКОУ

Тогучинского района

«Буготакская средняя школа»

Кривцова Анастасия Олеговна

с. Буготак 2019

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию экологический проект «Вторая жизнь бумаги».

Данный материал будет полезен воспитателям.

Тип проекта: детско - взрослый.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

По числу детей: коллективный.

По продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта: дети младшей разновозрастной группы (2-4 года), дети старшей разновозрастной группы (5-7 лет), воспитатели группы, родители.

Проблема: Ежедневно в мусорные баки попадают килограммы бумажных отходов: газеты, старые журналы, исписанные тетради. И от этого становится грустно.  Возник вопрос: Как сберечь бумагу?

Цель: Формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней, выявление технических навыков и умений в процессе работы с бумагой.

Задачи:

Дать детям представление о процессе изготовления бумаги из макулатуры путем вторичной переработки бумажного мусора;

Научить «делать» бумагу из вторичного материала, использовать отходы бумаги в практических целях, изготавливать поделки и атрибуты для игр;

Расширять представления о свойствах и особенностях бумаги в различных изделиях, о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни;

Развивать практические исследовательские умения и навыки у детей дошкольного возраста;

Продолжать формировать представления о роли леса в жизни человека;

Воспитывать бережное отношение к лесному богатству нашей планеты;

Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к аппликации, самостоятельность, активность, уверенность в себе, доброжелательные отношения друг к другу;

Обучать техническим навыкам (обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям. Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз.

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей: дети научатся «делать» бумагу из вторичного материала; получат знания о видах бумаги и способах работы с ней; научаться беречь и экономить бумагу; разовьются творческие способности, мелкая моторика, воображение, пространственное мышление.

Для педагогов: познакомятся с различными нетрадиционными техниками работы с бумагой и будут применять их в своей работе.

Для родителей: родители будут вовлечены в совместную деятельность с детьми, получат необходимые консультации.

План реализации проекта:

1 этап

Выявление проблемы

2 этап

Предварительная работа.

3 этап

Выполнение проекта. (Организация совместной работы детей, родителей, воспитателей над проектом).

4 этап

Продукты творческой деятельности детей.

1. Выявление проблемы.

Бумага – ценнейшее изобретение человечества. Её использование безгранично, но это имеет отрицательные последствия. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Только усилия каждого человека могут повлиять в положительную сторону решение этой глобальной проблемы. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. Было решено попробовать в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.

2. Предварительная работа.

- Поисковая работа по подбору материала по тематике проекта;

- Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей;

- Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта.

3. Реализация проекта.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Беседы: «Для чего нужна бумага?», «Из чего делают бумагу?», «Виды бумаги», «Бережное использование бумаги».

Рассматривание образцов бумаги: Рассматривание коллекции «Удивительная бумага». В альбоме представлены образцы бумаги: бархатная, гофрированная, глянцевая, фольга, оберточная, салфетка, газетная бумага, цветная бумага.

Просмотр видеороликов: «Галилео: Бумага», «Как делают бумагу», «Производство и переработка бумаги», «Изготовление бумаги в домашних условиях», «Земля в опасности» и др.

Просмотр мультфильмов: «Новаторы-Бумага», «Фиксики-Бумага», «Мусор-враг природы», «Зачем сдавать макулатуру», «Переработка отходов» и др.

Чтение художественной литературы:

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения; воспитание культуры поведения и бережного отношения к живому; доступным способом довести до сознания дошкольников знаний об окружающем мире.

Экологические сказки о мусоре.

Стихотворения о бумаге.

Загадки.

Дидактические игры и упражнения:

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Дидактическая игра «Сортировка мусора»

Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»

Настольно-печатные игры:

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же картинку»

«Лото»

«Пазлы»

Словесные игры:

Цель: расширить словарный запас детей.

«Отгадай загадку»

«Назови предметы из бумаги»

Сюжетно-ролевые игры:

«День рождение куклы Кати» (Игра с использование тарелочек из папье-маше, которые дети сделали на занятии.)

«Собери мусор»

Динамические паузы:

Цель: повысить работоспособность, ослабить утомление, развить речь, координацию движения и мелкую моторику.

Физкультминутка «Бумажные фантики»

Физкультминутка «Прогулка»

Дыхательная гимнастика «На комочек дуй легонько»

Пальчиковая гимнастика «Мы бумагу мяли, мяли…»

Работа с родителями:

Помощь родителей в сборе сырья для проекта (газеты, журналы, обертки от конфет).

Консультация «Берегите лес!»

Консультация «История появления бумаги»

Совместная продуктивная деятельность детей и родителей по оформлению выставки рисунков «Берегите деревья»

Мастер-класс для родителей «Вторая жизнь бумаги»

Памятка для родителей «Берегите природу»

Оформление:

Создание коллекции «Удивительная бумага». В альбоме представлены образцы бумаги: бархатная, гофрированная, глянцевая, фольга, оберточная, салфетка, газетная бумага, цветная бумага, цветной картон.

Выставка «Бумажные чудеса»

Изготовление экологической стенгазеты.

Экспериментально – исследовательская деятельность:

«Изготовление бумаги в условиях детского сада»

«Эксперименты с бумагой»

4. Продукты творческой деятельности детей.

Изготовление тарелочки в технике папье-маше.

Рисование «Красивая тарелочка»

Изготовление макета планеты Земля для стенгазеты.

Раскрашивание макета планеты Земля для стенгазеты.

Поделка «Куколка» (из полученной бумаги).

Рисование «Украсим тарелочку»

Игрушка для котёнка из обертки от конфет «Бантик»

Поделка из старой бумаги «Воздушный змей»

Игрушка из старых глянцевых журналов «Веер»


Заключение.

Я считаю, что цель нашей работы достигнута. Вместе с детьми мы нашли новое применение бумажным отходам, которые скапливаются дома, в детском саду или выбрасываются в мусор - это изготовление новой бумаги.

В результате проделанной работы мы познакомились с историей возникновения бумаги, познакомились со способом производства бумаги.

Изучив различные источники, вместе с детьми научились делать бумагу в домашних условиях из вторичного сырья.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и выполняются в единственном экземпляре. То же можно сказать и о бумаге ручного изготовления.

Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на занятиях, что позволит сэкономить природные ресурсы нашей страны.

Дети поняли главную экологическую задачу - использовать бумагу нужно экономно, так как её производство ведёт к глобальной проблеме – исчезновению лесов и загрязнению воздушного пространства Земли. Только усилия каждого человека могут повлиять положительно на бережное отношение к бумажному сырью, а использование вторичного сырья для получения бумаги поможет сохранению лесов, чистого воздуха.


Приложение 1 содержит фотоотчет по данному проекту.

Приложение 2-7 содержит материалы для реализации проекта.









Приложение 1

Изготовление тарелочки в технике папье-маше.

t1575392249ab.jpg


Рисование «Красивая тарелочка»

t1575392249ac.jpg


«День рождение куклы Кати» (Игра с использование тарелочек из папье-маше, которые дети сделали на занятии.)

t1575392249ad.jpg


Изготовление макета планеты Земля для стенгазеты.

Ребенок в технике папье-маше делает макет планеты.

t1575392249ae.jpg


Раскрашивание макета планеты Земля для стенгазеты.

Ребенок в технике папье-маше сделал макет планеты и потом помогает её раскрашивать.

t1575392249af.jpg



Изготовление стенгазеты.

Ребенок помогал в оформлении стенгазеты.

t1575392249ag.jpg



Изготовление бумаги в условиях детского сада.

t1575392249ah.jpg



Поделка «Куколка» (из полученной бумаги).

Дети с воспитателем сделали бумагу из газет, которую использовали для создания кукол.

t1575392249ai.jpg



Рисование «Украсим тарелочку»

Дети с воспитателем сделали бумагу из газет, которую использовали для рисования.

t1575392249aj.jpg



Игрушка для котёнка из обертки от конфет «Бантик»

t1575392249ak.jpg


Поделка из использованной бумаги «Воздушный змей»

t1575392249al.jpg


Рассматривание коллекции «Удивительная бумага».

t1575392249am.jpg


Дидактическая игра «Сортировка мусора»

t1575392249an.jpg


«Эксперименты с бумагой»

t1575392249ao.jpg


Приложение 2

Дидактические игры и упражнения. Динамические паузы.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга
Бумажный стул
Бумажный кораблик
Бумажное полотенце
Бумажная обувь
Бумажное пальто


Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»

Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.

Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.


Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»

Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».

А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.


Физкультминутка «Бумажные фантики»

Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели.
(
Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики и имитируют поедание конфет.)

Ветер вдруг набежал,
И все фантики поднял.
(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную)

Закружились, полетели,
И на землю тихо сели.
(Садятся на корточки)

Мы все фантики возьмем
(Складывают фантики в коробку)

И в коробку отнесем.


Физкультминутка «Прогулка»

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (Присели.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали.)

Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем! (Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)


Дыхательная гимнастика

Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.


Пальчиковая гимнастика «Мы бумагу мяли, мяли…»

«Мы бумагу режем, режем,

Мы бумагу рвем, рвем,

Мы бумагу клеим, клеим,

Мы бумагу мнем, мнем».




t1575392249ap.jpg

t1575392249aq.jpgt1575392249ar.jpg


t1575392249as.jpgt1575392249at.jpg


t1575392249au.jpgt1575392249av.jpg


t1575392249aw.jpg




Приложение 3


Изготовление бумаги из макулатуры.

Изучив процесс изготовления бумаги из макулатуры, мы приступили к сбору бумажных отходов в группе. Собранную бумагу мы рассортировали по группам: цветная бумага, картон, бумага для принтера, журналы и газеты.

Для изготовления бумаги мы выбрали газеты. Сначала бумага разрывалась на мелкие кусочки и заливалась теплой водой. После размокания бумаги мы приступили к ее измельчению с помощью венчика до получения однородной массы. Полученная бумажная масса выкладывалась в рамочку с сеткой для удаления воды. В качестве рамки использовали пяльца для вышивания. Затем рамку с выложенной бумажной массой ставили на полотенце и удаляли лишнюю жидкость. Полученная бумага убиралась в теплое место для просушки.

Через сутки мы получили первые образцы самодельной бумаги.

Полученная нами бумага шершавая на ощупь, плотная, больше похожа на картон, плохо режется ножницами, но легко рвется. Бумага хорошо впитывает воду, ее цвет можно изменить с помощью краски. Так как полученная бумага неровная, на ней трудно писать ручкой и рисовать карандашами. Гораздо легче рисовать фломастерами и красками. Бумага хорошо склеивается клеем ПВА.

Познакомившись со свойствами полученной бумаги, мы приступили к изготовлению поделок. Вместе с ребятами сделали несколько интересных поделок.



Приложение 4

Опыт № 1 «Волшебная бумага»

Кукла Катя предложила детям альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой  и фломастерами?

Вывод: бумагу можно использовать для рисования.


Опыт № 2 «Сминание бумаги»

Цель: подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?..

кукла Катя предложила детям смять бумагу. Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик. Получилось ли у Вас ребята это сделать?..

Вывод: бумагу можно смять, порвать.


Опыт № 3 «Сравнение бумаги»

Детям были предложены три вида бумаги: картон, простая альбомная бумага, салфетка. Мы попробовали с детьми разорвать сначала картон, потом бумагу, потом салфетку.

Вывод: картон толще, чем бумага. А бумага толще, чем салфетка.


Опыт № 4 «Разрывание бумаги»

Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать платочек? Попробуйте. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее бумаги.

Вывод: бумага легко рвется


Опыт № 6 «Шуршащая или поющая бумага»

Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки, петь?.. Для этого опыта кукла Катя предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение « стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.


Опыт № 7 «Склеивание бумаги»

Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.

Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.

Вывод: бумажные предметы можно склеивать.



Опыт № 8 «Летающая бумага»

Кукла Катя принесла детям конфетную обвёртку. Может ли бумага летать?.. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.

Вывод: фантики очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.


Опыт № 9 «Вода и бумага»

Положите листочки бумаги в воду. Смотрите, салфетки сразу размокли. Попробуем взять их руками. Что произошло? Они порвались? Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Мы еще раз посмотрим на нее в конце занятия.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.


Приложение 5

Художественная литература.

Стихотворения.

1. Подарок другу.

Я кораблик сделал из газетки,
В плаванье пустил по ручейку.
Ну, а в нём отправил две конфетки
Вовке – закадычному дружку.

Вот дружок-то будет рад подарку!
Только бы КОРАБЛИК мой доплыл.
Разве зря в соседский двор канавку
Я от крана нашего прорыл.



2. Мальчишке-мечтателю.

Твой бумажный самолет
Отправляется в полет…
Ничего, что он пока
Долетит до потолка
И оттуда упадет.
Ты в душе – уже пилот!
А еще ты, мальчуган,
В луже видишь океан.
Что КОРАБЛИК твой всегда
Из газеты – не беда!
Станешь, может быть, потом
Настоящим моряком. 
(М. Яснов)



3. Лист бумаги.

Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесешь:
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

Прощеньем ляжешь ты на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнет тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?

Нет, ждет тебя удел иной!
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.

И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!

4. Набор цветной бумаги
Для детского труда -
Волшебники и маги,
Пожалуйте сюда!
Художникам,
Художницам
Достанется по ножницам,
А что ещё?
Ещё бы взять
Большую банку с клеем,
И всё, что будем разрезать,
Мы соберём и склеим. (С. Михалков)

5. Простой листок бумаги, 

Но в опытных руках 

Он может обернуться 

Жар-птицей в облаках.

 Он может стать зверушкой, 

Причудливым цветком, 

Забавною игрушкой, 

Усатым мотыльком… 

Волшебное занятье 

Для рук и для ума, 

И мира восприятье –

 Чудесная страна!

 Фантазии подвластны 

Бумажные листы – 

Для дома и в подарок,

 И просто для игры. 

Но главное богатство, 

Что красоту творя, 

Простой листок поможет 

Создать тебе себя! 


6. Если вам скучно и нечем заняться, 

Не над чем от души посмеяться, 

Если грустите, смотря в потолок, 

Вспомните: есть ведь волшебный листок!  

Сразу весь мир посветлеет вокруг, 

Ведь из листка может выпрыгнуть вдруг

 Кошка, улитка, собака, гепард,

 Фокусник, клоун, с гитарою бард.

 Сложим жирафа, дрофу, бегемота,  

Мы очень любим такую работу!

 Будет у нас зоопарк на столе.

 Звери там будут гулять по земле. 

Сложим журавлика, галку, гуся

Лишь бы бумага не кончилась вся!


Загадки.


Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная …(бумага)


Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю,
Среди полосок и клеток.
(Тетрадь)


Есть листок, есть корешок, 
А не куст и не цветок. 
Нет ни ног, нет ни рук, 
А приходит в дом, как друг. 
На колени маме ляжет, 
Обо всём тебе расскажет.

(Книга)


Пишу в тетради аккуратно,

Хочу, чтоб было все понятно,

Я написал уж много строк,

Остался чист один…..(листок)


Нарисую лето, маму

И себя. На мне – панаму.

Море, радугу и дом.

Все хранит в себе …. (альбом)


Листаю книгу.

Будто птица,

Порхают белые … (страницы)



Экологические сказки.

«Зайчик и Медвежонок»

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой, как раньше, но настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.

«Маша и Медведь»

В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.

Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек- медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.

И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать.

Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.

И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.

Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!

«Нет места мусору»

Жил – был Мусор. Был он некрасивый и злой. Все о нём говорили. Появился Мусор в городе Гродно после того как люди начали бросать мимо урн и контейнеров пакеты, газеты, остатки еды. Мусор очень гордился тем, что его владения повсюду: в каждом доме и дворе. Те, кто мусор бросает, Мусору «сил» прибавляет. Некоторые люди везде разбрасывают фантики от конфет, пьют воду и бросают бутылки. Мусор только радуется этому. Через некоторое время мусора становилось все больше и больше.

Недалеко от города жил Волшебник. Он очень любил чистый город и радовался людям, которые в нем живут. Однажды он посмотрел на город, и очень расстроился. Повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики.

Позвал Волшебник своих помощников: Чистоту, Аккуратность, Порядок. И сказал он: « Вы видите, что наделали люди! Давайте наведем порядок в этом городе!». Взялись помощники вместе с Волшебником наводить порядок. Взяли метлы, совки, грабли и начали убирать весь мусор. Работа у них кипела: « Мы с чистотой, порядком дружим, а мусор нам совсем не нужен», — припевали помощники. Увидал Мусор, что Чистота идёт по городу. Увидела его она и говорит: « Ну-ка, Мусор, держись, лучше с нами не борись!»

Мусор был в ужасе. Да как закричит: «Ой, Не трогайте меня! Потерял свое богатство – как бы мне куда податься?». Аккуратность, Чистота и Порядок как взглянули сурово на него, как начали ему грозить метлой. Побежал из города Мусор, приговаривая: «Ну, ничего я отыщу себе приют, мусора много — весь не уберут. Есть ещё дворы, я дождусь лучшей поры!».

А помощники Волшебника убрали весь мусор. Кругом в городе стало чисто. Чистота и

Аккуратность стали разбирать весь мусор, сложенный в мешки. Чистота сказала: «Это бумага, а не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги.

Аккуратность объявила: «Остатками еды покормим птиц и домашних животных. Остальные пищевые отходы отнесём в контейнеры для пищевых отходов. А стекло, пустые баночки и стеклянную посуду поместим в контейнер для стекла».

А Порядок продолжает: «И пластмассовые стаканчики и бутылки не будем выбрасывать. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки. В природе нет мусора, нет отходов, давайте, друзья, учиться у природы», — и выбросил в мусорный ящик для пластика.

Так наш волшебник со своими помощниками навел порядок в городе, научил людей беречь природные ресурсы и объяснил, сто для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить.

«Сказка про хламище – окаянище»

В дальнем-дальнем лесу на маленькой горушке в небольшой избушке жили-поживали, годы коротали старичок - лесовичок и старушка - лесовушка. Дружно жили, лес сторожили. Из года в год, из века ввек их не тревожил человек.

А кругом красота – глаз не отведешь! И грибов, и ягод, сколько хочешь, найдешь. Мирно жили в лесу и звери, и птицы. Могли старички своим лесом гордиться. И были у них два помощника, два медведя: хлопотунья Маша и ворчун Федя. Такие мирные и ласковые с виду, они не давали лесовичков в обиду.

И все бы ладно, все прекрасно, да однажды осенним утром ясным неожиданно с верхушки елки высокой закричала тревожно Сорока. Попрятались звери, разлетелись птицы, выжидают: что же такое случится?

Наполнился лес и гулом, и криком, и беспокойством, и шумом великим. С корзинами, ведрами и рюкзаками люди приехали за грибами. До самого вечера машины гудели, а старичок - лесовичок и старушка - лесовушка, в избушке спрятавшись, сидели. И ночью-то, бедные, глаз сомкнуть не посмели.

А утром солнышко ясное выкатилось из-за горушки, осветило и лес, и избушку-вековушку. Вышли старички, на завалинке посидели, на солнышке косточки погрели и пошли поразмяться, по лесу прогуляться. По сторонам поглядели – и обомлели: лес не лес, а какая-то свалка, которую и лесом-то назвать жалко. Банки, бутылки, бумажки и тряпки повсюду разбросаны в беспорядке.

Старичок - лесовичок затряс бородою:

Да что же это делается такое?! Пойдем, старушка, лес прибирать, мусор убирать, а то ни звери, ни птицы здесь не будут водиться!

Смотрят: а бутылки и банки вдруг вместе собираются, друг к другу подбираются. Закрутились винтом – и вырос из мусора зверь непонятный, тощий, неопрятный и ужасно противный притом: Хламище - Окаянище. Костями грохочет, на весь лес хохочет:

Вдоль дороги по кустам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

По нехоженым местам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

Я – великий, многоликий,

Я – бумажный, я – железный,

Я – пластмассово-полезный,

Я – бутылочно-стеклянный,

Я – проклятый, окаянный!

Поселюсь в твоем лесу —

Много горя принесу!

Испугались лесовички, кликнули медведей. Прибежали хлопотунья Маша и ворчун Федя. Зарычали грозно, встали на задние лапы. Что осталось делать Хламищу - Окаянищу? Только драпать. Раскатился он мусором по кусточкам, по канавам и кочкам, да все подальше, да все в сторонку, чтобы не достали медведи ни одну бумажонку. Собрался в кучу, завертелся винтом, и снова стал Хламищем - Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Что делать? Как до Хламища - Окаянища добраться? Сколько можно по лесу за ним гоняться?

Приуныли старички - лесовички, притихли медведи. Только слышат: кто-то поет и по лесу едет.

Смотрят: а это Лесная Царица на огромной огненно-красной лисице. Едет – удивляется: что это столько мусора в лесу валяется?

Убрать немедленно весь этот хлам!

А лесовички в ответ:

Да не справиться нам! Это не просто хлам, это – Хламище - Окаянище: зверь непонятный, тощий, неопрятный.

Не вижу никакого зверя и вам не верю!

Лесная Царица нагнулась, за бумажкой потянулась, поднять захотела. А бумажка от нее улетела. Собрался весь мусор в кучу и завертелся винтом, стал Хламищем - Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Не испугалась Царица Лесная:

Ишь ты, невидаль какая! Вот так зверь! Просто куча хлама! Плачет по тебе хорошая яма!

Рукой махнула – земля расступилась, глубокая яма получилась. Свалился туда Хламище - Окаянище, выбраться не смог, на дне залег.

Засмеялась Лесная Царица:

Вот так — годится!

Старички - лесовички отпустить ее не хотят, и все тут. Хламище исчез, да осталась забота.

А если снова приедут люди, что мы, Матушка, делать будем?

Попросите Машу, попросите Федю, пусть приведут они в лес медведей!

Успокоился лес. Уехала Лесная царица на огненно-рыжей лисице. Старички -лесовички вернулись в свою избушку-вековушку, живут-поживают, чаек попивают. Хмурится небо, иль солнышко светит, лес – он прекрасен и радостно светел. В шепоте листьев, в дыхании ветра столько отрады и радости светлой! Нежные звуки и чистые краски, лес – это самая дивная сказка!

Да только опять загудели машины, люди с корзинками в лес заспешили. И заспешили Маша и Федя звать на помощь соседей-медведей. Зашли они в лес, зарычали, поднялись на задние лапы, испугались люди и давай драпать! В этот лес они вернутся нескоро, да оставили мусора целую гору. Не растерялись Маша и Федя, научили медведей, окружили они Хламище -Окаянище, к яме погнали, в яму загнали. Он оттуда выбраться не смог, на дне залег.

Да только на этом не кончились беды старушки - лесовушки и лесовичка - деда. Нагрянули в лес браконьеры - негодники, за медвежьими шкурами охотники. Услыхали, что в этом лесу есть медведи. Спасайся, Маша! Спасайся, Федя! От выстрелов горестно лес задрожал. Кто смог – улетел, а кто смог – убежал. Безрадостно стало в лесу отчего-то. Охота! Охота! Охота! Охота!

Да только охотники вдруг замечают: рыжий огонь за кустами мелькает.

Спасайтесь! Из леса скорее бежим! С пожаром не шутят! Погибнем! Сгорим!

Охотники с шумом в машины забрались, перепугались, из леса умчались. А это всего лишь Лесная Царица промчалась на огненно-рыжей лисице. Взмахнула рукою – исчезла горушка, исчезла с лесовичками избушка. И лес зачарованный тоже исчез. Скрылся, будто сквозь землю провалился. И стало на том месте отчего-то огромное непроходимое болото.

Ждет Лесная Царица, когда люди добрыми и мудрыми станут, в лесу безобразничать перестанут.




Приложение 6

t1575392249ax.jpg


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

 Каждый из нас является неотъемлемой частью природы. Нам нравиться наблюдать за первой капелью, предвещающей начало весны; за первым снегом, превращающим город в белую сказку; за осенним листопадом, устилающим землю золотым ковром. Однако все чаще мы забываем, что вся эта красота очень зависит от нас, от того, как мы к ней относимся. Ведь всего этого не будет, если люди не перестанут превращать нашу планету в большую мусорную свалку.  

  Да, мы ждем весны, но ведь весной тает снег, выставляя напоказ все то, что люди кидали в него, думая, что это не страшно, этого никто не увидит. Но мы видим. Это видят все, когда снег уже сошел, а первая зелень не в состоянии скрыть весь этот мусор. Мы должны относиться к окружающей природе, так, как относимся к собственному дому, но ведь дома мы не бросаем ненужные вещи на пол.

Важно беречь природу, ведь нам предстоит передать этот мир нашим детям, которые должны увидеть его таким, каким видим его мы. Для них мир должен быть чистым. В нем не должно быть мусорных пакетов, валяющихся вдоль дорог. Они не должны видеть пивных бутылок, стоящих на каждом углу. Наши дети должны учиться у нас сохранять этот мир, перенимая у нас полезную привычку – не мусорить. Если они этому научаться, то в свою очередь постараются передать уже их детям тот мир, который им показали мы.

 С уважением нужно относиться не только к городской природе, но и к лесам. Отправляясь на отдых в соседний лес, мы вряд ли обрадуемся, увидев там вместо чудесных цветов ужасные пластиковые бутылки, выброшенные нерадивыми туристами. Тем более пластик, как всем известно, остается в земле долгие годы и не гниет. Леса должны радовать нас могучими деревьями, благоухающими растениями, чистой водой журчащих ручьев, а не огорчать горами мусора, оставленного там людьми. Давайте беречь природу, ведь она так от нас зависит!





t1575392249ay.jpg




Приложение 7

Бумага. История возникновения.

t1575392249az.jpg

Изобретение бумаги можно считать основополагающим двигателем цивилизации. Из древних летописей достоверно известно, что бумагу изобрели в Китае, а тайну её изготовления жители Поднебесной хранили не одно столетие. 


Письменные носители, существовавшие до изобретения бумаги.

Начиная рассказ о истории бумаги стоит отметить, что до возникновения бумаги существовало много различных носителей информации. Люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. Вот некоторые из них:


В древнем Египте, в качестве бумаги использовался папирус. Есть предположение, что папирус использовался в Египте, примерно, 4 000 лет до н.э. Правители древнего Египта сделали производство папируса государственной монополией. Они продавали папирус за пределы Египта и тщательно хранили тайну его производства.

В Малой Азии во втором веке до н.э. существовало крупное ремесленное производство — пергамента. Его изготавливали из кожи молодых телят и овец, технология его изготовления достаточно сложная, но этот письменный материал был достаточно долговечен, и писать на нем можно было с двух сторон.

На Руси самым распространенным материалом для письма была береста — определенные слои коры березы.

Исследователи предполагают, что первая бумага, возможно из шелка, производилась в Китае еще задолго до нашей эры. Так как в одном из захоронений, относящихся к эпохе, предшествовавшей правлению династии Хань, археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся обрывки бумаги. Однако точное место происхождения этой бумаги и время возникновения до сих пор не установлено.


История появления бумаги.


При археологических раскопках в пещере Баоця, северной провинции Китая — Шаньси, была обнаружена древняя гробница, в которой наряду с другими артефактами были найдены небольшие обрывки бумаги. Проведенное исследование показало, что найденные образцы листов бумаги были изготовлены во II веке до н.э. Эта находка подтвердила, что две тысячи лет до н.э. в Китае существовало производство бумаги. Но, как и из чего делали эту бумагу, до наших дней эти сведения не дошли.

Задокументированным фактом является то, что в 105 году нашей эры Цай Лунь — китайский сановник восточной династии Хань, предоставил императору 
доклад об усовершенствовании технологии изготовления бумаги. Уместно предположить, что технология производства бумаги в Китае уже была. Возможно, она была более затратной и трудоёмкой, поэтому и не имела массового применения.

Технология, предложенная Цай Лунем, заключалась в следующем – необходимо было растолочь волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Затем всё это смешать с водой, получившуюся массу выложить на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, эту массу необходимо было разгладить с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги пригодной для письма.

С годами технология изготовления бумаги совершенствовалась, производство бумаги становилось более доступным, что позволило китайцам выпустить первые бумажные деньги. 

Факты биографии Цай Луня – изобретателя бумаги.


Император Хэ Ди (Лю Чжао), которому Цай Лунь представил свой доклад, пожаловал ему за это изобретение высокий титул и хорошее вознаграждение.

Цай Лунь родился в городе Лэйян провинции Хунань.В 75 году н.э. попал на службу в императорский дворец — евнухом .

За своё трудолюбие и изобретательность Цай Луня не раз повышали в должности. За сорок шесть лет жизни при дворе он послужил пяти императорам, завоевал их расположение и получил титул князя.

Но, жизнь закончил самоубийством, так как проиграл в одной из дворцовых интриг при дворе императора Ань Ди — и выпил яд.


t1575392249ba.jpg     t1575392249bb.gif    t1575392249bc.gif     t1575392249bd.jpg

Секрет изготовления бумаги, много веков, Поднебесная держала в строжайшем секрете. Но всё тайное, когда-нибудь становится явным. Постепенно технология производства бумаги, придуманная Цай Лунем, распространилась по всему миру. Надо сказать, что бумага быстро заняла место пергамента в исламском мире и папируса в Египте. А в Европе бумажное ремесло появилось лишь в XI—XII веках. Европа не сразу оценила по достоинству новое изобретение, поэтому достаточно медленно осваивала и внедряла технологию изготовления бумаги.


Опубликовано в группе «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ»


Комментарии (4)

Кияйкина Наталья Федоровна, 05.12.19 в 11:43 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс!!!
Кривцова Анастасия Олеговна, 05.12.19 в 15:06 1Ответить Пожаловаться
Рада, что вам понравилось.
Нина Ивановна, 26.04.20 в 00:43 1Ответить Пожаловаться
Замечательный проект, Анастасия Олеговна!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.