12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Муратова Татьяна308
Россия, Нижегородская обл.
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Кулебакская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»




Педагогический проект «Трудоустройство и деловые бумаги»



t1590080228aa.gif






Руководитель проекта:

Муратова Татьяна Фёдоровна





«Любому современному человеку, независимо от того, насколько деловым человеком он себя считает, следует научиться составлять важные документы. Хоть это и сопряжено с определенными трудностями, но умение это увеличивает вашу свободу уверенность в себе»

(народная мудрость)


Актуальность проекта:



XXI век характеризуется как век деловых отношений на различных уровнях.

Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам.

Поступает ли человек в учебное заведение ПУ или на работу, получает ли паспорт или меняет его, он обращается к деловым бумагам: составляет их от руки или заполняет соответствующие бланки, внося туда конкретные сведения о своей личности.

Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку и т. д.

Однако, как показывают наблюдения, учащиеся школ, зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.

Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму в школах.

Мы считаем, что данная работа является актуальной, так как умение создавать деловой документ в современной жизни - необходимое требование времени.





Тип проекта:4 недели, групповой.

Вид проекта: педагогический

Участники проекта: учащиеся 6 класса, учитель;

учащиеся 7 класса, учитель;

Основная цель проекта:

Создание методического пособия по написанию деловых бумаг в школе.

Задачи проекта:

Проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать ее;

Изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги;

Создать методическое пособие для учащихся.

Практическое значение:

Это методическое пособие может быть полезно на уроках русского языка, развития речи, а также выпускникам школы и тем, кто желает научиться оформлять деловые бумаги.

Объект исследования:

Деловой стиль речи.

Предмет исследования:

Справочная, специальная литература и интернет - ресурсы.

Методы реализации проекта:

Основными формами и методами реализации проекта являются практические работы, беседы, сюжетно-ролевые игры; широко используются наглядные средства обучения, дидактические материалы, технические средства.

Учебная задача при изложении знаний учителем выполняется методами рассказа, объяснения, беседы, демонстрации наглядных пособий.

Учебная задача, связанная с формированием у учащихся навыков и умений, требует метода упражнений и практических работ.

Использовались разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные.

В работе над деловыми бумагами выделялись следующие этапы:

1. Твёрдое уяснение, в каких случаях данная деловая бумага применяется.

2. Анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа.

3. Подражание образцу. Эта работа имеет несколько вариантов:

а) анализ по вопросам учителя документа с новым содержанием;

б) коллективное составление документа после разбора образца;

в) составление документов самостоятельно (на темы, данные учителем или предложенные учениками).

Проект реализуется по направлению:

1.совместная деятельность с детьми.

Условия реализации проекта:

Карточки с заданиями для дифференцированной и индивидуальной работы.

Памятки для учащихся по составлению деловой документации (планы, схемы, инструкции): «Требования к составлению деловых бумаг», «Как написать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, анкету»

Таблицы: «Стили речи», «Правописание числительных».

Презентации: «Заявление», «Анкета», «Автобиография», «Расписка», «Доверенность».

Словарные слова.

Формы презентации проекта: презентация «Трудоустройство и деловые бумаги».

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети:

Дети:

• знание назначения различных видов деловых бумаг;

• умение самостоятельно оформлять деловые бумаги по соответствующей форме (в том числе по образцу);

• проявление навыков сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка (определённого типа и стиля речи);

• умение излагать свои мысли точно, ясно, коротко.

Педагог:

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.

Результаты реализации проекта:

Учащиеся узнали:

• Виды деловых бумаг (заявление, автобиография и др.);

• В каких случаях данная деловая бумага применяется;

• Обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа.

Учащиеся научились:

• Составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу.

• Находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно);

• Пользоваться словарём.

Литература:

• Учебники Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» для 8 и 9 кассов. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

• А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя, Москва: «Просвещение», 2002

• А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Учебник для вузов, Москва: «Владос», 2004

• Программа «Русский (родной) язык» В.В. Воронкова. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1, Москва: «Владос», 2013

• Н.Н. Бебешина, В.П. Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы». Из опыта работы, Москва: «Просвещение», 1978.

• Н.Н. Бебешина, Ф.Н. Самсонова «Уроки русского языка во

вспомогательной школе» 5-8 классы. Пособие для учителей, Москва:

«Просвещение» 1970.

Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. М: «Просвещение», 2005г.

Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М: «Просвещение», 1980г.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г.. Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов на Дону «Феникс», 2000г.


Новизна проекта состоит в том, что в нашей школе нет такого пособия, в котором бы находилась полезная информация о деловых бумагах. Мы решили сделать такое пособие, чтобы учителя и ученики могли без труда и в одном источнике информации найти всё, что касается деловых бумаг, изучаемых учащимися 5 – 9 классов.



Мероприятия


Цели

Ответственные

Срок

реализации

Подготовительный этап


1.Беседа с учащимися «Знакомство с проектом»

Оформление стенда «Деловое письмо»;

Памятки «Как работать с деловыми бумагами».


Подготовка учащихся к реализации проекта «Трудоустройство и деловые бумаги».




учитель









1 неделя








2.Беседы с детьми в рамках темы проекта:

«Стандартные бумаги».

«Официально – деловой стиль речи»;

« Разновидности и жанры официально – делового стиля речи»;

Обучение составлению деловых бумаг в школе»:

а) заявление;

расписка и доверенность;

б) анкета и биография.

Экскурсия в « Центр

занятости населения».

«Культура делового общения»








Формировать у школьников умения составлять деловые бумаги;

развивать навыки письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся;


Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его;

уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями.



учитель


В течение проекта



Исследовательский этап

3. Сюжетно - ролевые

игры в рамках темы проекта:

«Устройство на работу»;

«Разговор по телефону с работодателем»;

«Приём на работу»;

«Я подаю документы»


Уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у детей представления о деловом письме и деловой речи.

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Учить применять имеющиеся знания на практике и в жизни;

обогатить словарь,

способствовать воспитанию у учащихся деловому общению.

Учитель

учащиеся

В течение проекта










4.Психотренинги

«Деловое общение»;

«Деловая беседа»;

«Приём и передача сообщений»;

Тест «Убрать неправильный ответ».


«

коррекция и развитие планирующей функции связной устной и диалогической речи через выполнение

психотренинга

при трудоустройстве


Учитель

учащиеся

В течение проекта










5. Оформление стенда

«Деловое письмо».

«

Формирование

представления у

учащихся о

деловой бумаге.

Учитель

учащиеся

2 неделя


6. Классный час на тему

«Паспорт – мой первый документ».


Учитель

3 неделя










7.Разучивание стихов, пословиц, поговорок связанных с трудом.

Познакомиться

с фольклорными

произведениями.

Учитель

учащиеся

В течение проекта










8. Написание мини – сочинения о труде на тему «Труд кормит, а лень портит».


Учитель

учащиеся

В течение проекта









9.Классный час на тему:

«трудоустройство и твои деловые бумаги».




Сформулировать чёткие представления о деловых бумагах необходимых при устройстве на работу.

Учитель







4 неделя







10.Изготовление буклетов

для учащихся выпускников


Дать полезную информацию по теме: «Твои документы».


Учитель

учащиеся


4 неделя







Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети полностью оправдались. У детей сформировался интерес к деловому письму, возросла речевая компетенция, пополнился речевой запас слов. Педагог повысил свою компетентность по данной теме.


Дальнейшее развитие проекта.


Продолжить работу по формированию навыка составления деловых бумаг.

Продолжить работу по развитию уверенности в себе и своих возможностях.

Продолжить формировать познавательные и коммуникативные навыки общения.

Продолжить работу по подготовке учащихся к успешной социализации в обществе.

Создать методическое пособие «Трудоустройство и деловые бумаги».

























Приложение
























Классный час по теме:

«Трудоустройство

и деловые бумаги»


















Подготовила и провела

учитель русского языка:

Муратова Т.Ф.

11


Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.